БТ-7, БТ-7М | |
---|---|
БТ-7М, 1940 г., со снятыми с колес гусеницами и несенными на корпусе | |
Тип | Легкий кавалерийский танк |
Место происхождения | Советский Союз |
История службы | |
На службе | 1935–45 |
Войны | Советско-японские пограничные войны Зимняя война |
История производства | |
Конструктор | Морозов |
Разработан | 1935 |
Изготовитель | ХПЗ |
Произведен | 1935–40 |
№ построен | 2700 - 5300 |
Варианты | BT-7-1, BT-7-1V, BT-7-2, BT-7A, BT-7M (BT-8), BT-IS |
Технические характеристики (вариант BT-7-2) | |
Масса | 13,9 тонны (13,7 длинных тонн; 15,3 коротких тонны) |
Длина | 5,66 м (18 футов 7 дюймов) |
Ширина | 2,29 м (7 футов 6 дюймов) |
Высота | 2,42 м (7 футов 11 дюймов) |
Экипаж | 3 (командир, погрузчик, доктор iver) |
Бронирование | Корпус: 6-40 мм. Башня: 10-15 мм |
Основное. вооружение | 45-мм противотанковая пушка M1932 / 38 (20-K) |
Вспомогательное. вооружение | 2 x 7,62-мм пулемет ДТ |
Двигатель | Микулин М-17 Т (В-12) бензин. 450 л.с. (при 1750 об / мин) |
Мощность / масса | 32,37 л.с. / тонна |
Трансмиссия | Цепной привод (гусеницы:) |
Подвеска | Christie |
Дорожный просвет | 0,305 м (1 фут) |
Запас топлива | 620 литров (160 галлонов США) |
Эксплуатация. дальность полета | Дорога: 250 км (160 миль). Off- по дороге: 120 км (75 миль) |
Максимальная скорость | Дорога: 72–86 км / ч (45–53 миль / ч). Внедорожник: 50 км / ч (31 миль / ч) |
Система рулевого управления. | рукоять управления |
БТ-7 был последним из серии БТ из советских кавалерийских танков., которые производились в большом количестве с 1935 по 1940 год. Он был легкобронированным, но достаточно хорошо вооруженным для того времени и имел гораздо лучшую подвижность, чем другие современные танки. Танки БТ были известны под прозвищем Бетка от аббревиатуры или его уменьшительного слова Бетушка.
Преемником БТ-7 стал знаменитый средний танк Т-34., представленный в 1940 году, который заменил все советские быстрые танки, пехотные танки и средние танки, находившиеся на вооружении.
Первые прототипы БТ-7 имели характерную наклонно-эллиптическую башню, на которой устанавливались как основное орудие, так и спаренный с ним пулемет. В спецификации также содержится призыв к проекту предусматривать установку новых орудий без каких-либо существенных изменений конструкции: 76-мм пушка КТ-26 или ПС-3 (короткоствольная гаубица) и 45-мм 20К. модель 1932/38, длинноствольное высокоскоростное орудие, полезное против танков, но менее эффективное, чем 76-мм орудие против пехоты.
В корме башни находился вращающийся магазин барабанного типа для 18 45-мм снарядов или радиостанции. Опытный образец прошел обширную программу испытаний летом и осенью 1934 года. В результате этих испытаний было сочтено, что пулемет не нужен на танке с экипажем из трех человек, тем более что он позволял собирать танк. турель посложнее.
Таким образом, в начале 1935 года танк пошел в производство с более простой конструкцией, включающей башню от БТ-5. (Однако идея колесно-гусеничной машины с 76-мм пушкой не отказалась, и заводу было поручено разработать новую башню БТ-7 на базе башни Т-26 -4.) У серийного образца в цилиндрической башне размещалась 45-мм пушка 20К с пулеметом ДТ. На некоторых танках устанавливалась радиостанция модели 71-ТС с рамной антенной.
Экипаж состоял из трех человек: командир (который также выполнял функции наводчика); грузчик и водитель. В 1937 году на предприятии началось производство БТ-7 с конической башней. Основное вооружение осталось прежним, но боекомплект увеличен до 44 снарядов. На всех обслуживающих танках теперь устанавливали пулемет ДТ в кормовой нише. Для стрельбы из пушки и спаренного пулемета в ночное время танк был оборудован двумя специальными фарами прожекторного типа и маской, помещенной на орудие. Впоследствии эти фонари были модернизированы на более ранние модели танка. К 1938 году были также усовершенствованы ведущие колеса, гусеницы и коробка передач.
Параллельно с основной модификацией в период с 1936 по 1938 год было произведено 154 артиллерийских танка БТ-7А. Они были оснащены увеличенной башней и 76-мм пушка типа КТ с боекомплектом 50 патронов (40 в танке с переносной рацией).
С декабря 1939 года БТ-7А пошел в производство с небольшими модификациями - дополнительными креплениями для повышения жесткости, люком в полу и меньшим воздушным фильтром.
В 1938 году было выпущено четыре опытных танка БТ-8 с дизельными двигателями В-2. После сравнительных испытаний БТ-7 и БТ-8 в 1940 г. были запущены в производство дизельные баки (под обозначением БТ-7М), для обеспечения поставок силовые установки производились на отдельном заводе Ворошиловецкого завода. Дизельные баки были более экономичными, а бензиновые вскоре были переведены в резерв.
На основе серии БТ было задумано несколько экспериментальных танков, например колесный БТ-ИС, разработанный Н.Ф. Цыганов, командир взвода 4-го танкового полка и конструктор-самоучка. Тип успешно прошел полевые испытания, но не был заказан оптом. Другой проект Цыганова - С-2 «Черепаха» (черепаха, черепаха) с новой конструкцией корпуса и башни. Также были командирский танк КБТ-7 с неподвижной башней, ОТ-7 с огнеметом , ХБТ-7, предназначенный для защиты от ядовитого загрязнения и постановки дымовых завес, мостика СБТ и ТТБТ-7. и радиоуправляемые танки Thubten-7 (известные в то время как Teletanks). Финляндия переоборудовала 18 трофейных танков в штурмовые орудия БТ-42.
Незадолго до операции Барбаросса (вторжение Германии в Советский Союз) БТ-7 подвергся программа повышения брони. В 1940 году Мариупольский металлургический комбинат им. Ильича изготовил для БТ-7М 50 комплектов навесной гомогенной брони, что увеличило массу опытного танка до 18 тонн. К сожалению, об установке этих комплектов в воинские части ничего не известно.
С 1935 по 1940 год было построено от 2700 до 5328 танков БТ-7 всех модификаций (кроме БТ-7А).
В июне 1941 года, в начале Барбароссы, БТ-7 был основным кавалерийским танком Советской армии. Потери танков были высокими: более 2000 танков серии БТ-7 было потеряно за первые 12 месяцев на Восточном фронте. Сотни других были обездвижены перед вторжением из-за плохого технического обслуживания, и от них пришлось отказаться, поскольку советские войска отошли на восток. БТ-7 продолжали эксплуатироваться бронетанковыми и механизированными войсками Красной Армии на протяжении почти всей войны, но после 1941 года их количество значительно сократилось.
К 1 ноября 1942 года было 32 танка БТ-7. захвачены румынскими войсками.
Танки серии БТ-7 продолжали использоваться Советами на Дальнем Востоке против японских войск, которым не хватало тяжелых танков их немецких союзников. Танки БТ-7 использовались против японских войск в сражениях на Халхин-Голе в 1939 году и Маньчжурской стратегической наступательной операции в 1945 году.
По состоянию на начало 2018 года в рабочем состоянии имеется один известный оставшийся БТ-7.
Таблица организации и оснащения типичной советской легкой танковой бригады в 1939 году выглядит следующим образом:
На Викискладе есть материалы, связанные с БТ-7. |