Elefant

редактировать
Немецкий тяжёлый истребитель танков, Вторая мировая война, 1943 год Тип Тяжёлого истребителя танков
Panzerjäger Tiger (P)
Elefant USAOM-01.jpg Восстановленный Elefant.
ТипТяжелый истребитель танков
Место происхожденияНацистская Германия
История производства
КонструкторFerdinand Porsche
Разработан1942–1943
ИзготовительNibelungenwerk
Произведенмарт – май 1943 года. (существенная модернизация с января по апрель 1944)
№ построен91
Технические характеристики
Масса65 тонн (143000 фунтов)
Длина8,14 м (26 футов 8 дюймов) с пистолет
Ширина3,38 м (11 футов 1 дюйм)
Высота2,97 м (9 футов 9 дюймов)
Экипаж6 (водитель, радист, командир, наводчик, два заряжающих)

Броня максимум 200 мм (7,87 дюйма)
Основное. вооружение8,8 cm Pak 43/2 L / 71, также известный как StuK 43/1
Вторичное. вооружение7,92-мм пулемет MG 34 (только Elefant)
Двигатель2 × Maybach HL120 TR M бензин. 600 л.с. (592 л.с., 442 кВт)
Мощность / масса9,2 л.с. (6,8 кВт) / тонна
Подвескапродольный торсион
Запас топлива950 литров
Эксплуатация. дальность полета150 км (93 мили) по дороге. 90 км (56 миль) по пересеченной местности
Максимальная скорость30 километров в час (19 миль / ч)

Автомобиль Elefant (немецкий для «слон ») был тяжелый истребитель танков, использовавшийся немецким вермахтом Panzerjäger во время Второй мировой войны. Девяносто одна единица была построена в 1943 году под названием Ferdinand, в честь его конструктора Фердинанда Порше, с использованием корпусов танков, произведенных для танка Tiger I, от конструкции отказались в пользу конструкции Henschel.

В январе-апреле 1944 года Ferdinands получил модификации и обновления. В мае 1944 года они были переименованы в Elefant. Официальное немецкое обозначение было Panzerjäger Tiger (P), а инвентарное обозначение боеприпасов было Sd.Kfz. 184 .

Содержание
  • 1 История разработки
  • 2 Конструкция
    • 2.1 Шасси
    • 2.2 Привод
    • 2.3 Вооружение
  • 3 Производство
  • 4 История боевых действий
    • 4.1 Курск
    • 4.2 Пост-Курские модификации
  • 5 Выводы
  • 6 Выжившие
  • 7 См. Также
  • 8 Примечания
  • 9 Ссылки
  • 10 Внешние ссылки
История развития
Porsche Pre-Elefant, с башней Tiger I прототип

Porsche GmbH изготовила около 100 шасси для своего неудачного предложения по танку Tiger, «Porsche Tiger », на фабрике Nibelungenwerk в Санкт-Валентин, Австрия. И в успешном предложении Henschel, и в конструкции Porsche использовалась одна и та же башня конструкции Krupp - в конструкции Henschel башня располагалась более или менее по центру корпуса, в то время как в конструкции Porsche башня размещалась гораздо ближе к центру корпуса. передняя часть надстройки. Поскольку для производства была выбрана конкурирующая конструкция Henschel Tiger, шасси Porsche больше не требовалось для проекта танка Tiger. Поэтому было решено использовать шасси Porsche в качестве основы для нового тяжелого Panzerjäger, Ferdinand, на котором устанавливается недавно разработанный Krupp 88-мм (3,5 дюйма) Panzerjägerkanone 43/2 ( PaK 43) противотанковая пушка. Это высокоточное дальнобойное оружие предназначалось для уничтожения вражеских танков до того, как они окажутся в пределах их собственной дальности эффективного огня.

Фердинанд был предназначен для вытеснения прежних легких танковых войск, таких как Мардер II и Мардер III, в наступательной роли. Аналогичное орудие использовалось в легкобронированном истребителе танков Hornisse (позже известном как Nashorn), построенном в то же время.

Дизайн

Шасси

Бензин-электрическая трансмиссия значительно упростила перемещение двигателей, чем это было бы в случае механической -трансмиссия автомобиль (двигатели могут быть установлены где угодно, при этом необходимо изменить только длину силовых кабелей, в отличие от изменения конструкции приводных валов и размещения двигателей для упрощения прокладки приводных валов на коробку передач ), поэтому без установленной вперед башни прототипа Porsche Tiger сдвоенные двигатели были перемещены вперед, где раньше была башня, оставляя впереди место для теперь изолированной только водитель и помощник водителя. Теперь пустая задняя половина корпуса была прикрыта тяжелобронированным, полноценным пятигранным казематом со слегка наклонными верхними гранями и бронированной сплошной крышей и превращена в боевое отделение, установив единственную 8,8-мм пак. 43 в носовой части каземата. Таким образом, первоначальные модификации Ferdinand были одними из первых физических примеров того, что стало известно как специализированные истребители танков Jagdpanzer, все из которых имели полностью закрытые казематы, но все они были спроектированы так, чтобы их бронированные корпуса имели форму казематов. с самого начала как гораздо более неотъемлемый компонент брони корпуса машины; Ferdinand представлял собой нечто среднее между более ранним, тонкобронированным, высокопрофильным, «трехсторонним» (открытый верх / задний) Panzerjäger и более поздним, более тяжелобронированным, низкопрофильным, задним -Двигатель Jagdpanzer. Водитель и помощник водителя находились в отдельном отсеке спереди. Поскольку двигатели были размещены посередине, помощник водителя и водитель были изолированы от остальной части экипажа, и к ним можно было обратиться только по внутренней связи.

Дополнительная броня толщиной 100 мм была прикручена к лобовым листам, увеличив толщину листа до 200 мм и добавив еще 5 тонн веса.

Drive

Сохранившийся захваченный американцами Elefant, демонстрирующий ходовую часть, которую он разделял с шасси VK 4501 (P).

Два двигателя Porsche с воздушным охлаждением в каждом автомобиле были заменены на два двигателя мощностью 300 л.с. (296 л.с.; 221 кВт) Maybach HL120 TRM. Двигатели приводили в действие по одному генератору Siemens-Schuckert 500 кВА каждый, который приводил в действие два электродвигателя индивидуальной мощности Siemens 230 кВт (312,7 л.с.), каждый из которых был подключен к каждой из задних звездочек.. Электродвигатели также выступали в качестве рулевого механизма автомобиля. Этот «бензиново-электрический» привод обеспечивал скорость 0,11 км / л (909 литров / 100 км или 0,26 миль на галлон) по бездорожью и 0,15 км / л (667 литров / 100 км или 0,35 миль на галлон) по дорогам. максимальная скорость 10 км / ч по бездорожью и 30 км / ч по бездорожью. Помимо этого высокого расхода топлива и плохой производительности, автомобиль требовал больших затрат на техническое обслуживание; звездочки нужно было менять каждые 500-900 км. У Порше был опыт использования этой формы бензиново-электрической трансмиссии еще в 1901 году, когда он сконструировал автомобиль, который использовал ее.

Подвеска для "гусеницы" Ferdinand, оснащенной шестью сдвоенными тележками (по три с каждой стороны) с продольными торсионами, без каких-либо перекрывающиеся колеса или возвратные ролики. На обоих концах автомобиля есть звездочки. Ведущие звездочки находятся сзади, а передняя пара содержит систему барабанного тормоза .

Вооружение

Машина была оснащена 88-мм пушкой Panzerjägerkanone 43/2 (раннее обозначение 8,8 cm Stu.K. 43/1). Эта пушка 71 калибр изначально была разработана как замена 88-мм зенитной пушки, которая использовалась против танков союзников в кампании в Западной пустыне и на Восточном фронте. У него был гораздо более длинный ствол, чем у пушек L / 56, что придавало ему более высокую начальную скорость, и стрелял другим, более длинным патроном. Эти улучшения дали 88-мм пушку L / 71 значительно улучшенную бронепробиваемость по сравнению с прежними 88-мм. Хотя он проиграл конкуренцию 8,8 cm Flak 41 и так и не стал зенитным оружием, его превратили в очень успешную противотанковую пушку Pak 43.

При установке орудие могло поворачиваться на 28 °, а также на угол наклона -8 ° и + 14 °.

Производство

Было переоборудовано 91 существующее шасси «Porsche Tiger» (номер шасси 150010 на 150100). Работы были завершены всего за несколько месяцев с марта по май 1943 года. Летом 1943 года были изготовлены три Bergepanzer Ferdinand (вариант эвакуационной машины истребителя танков Ferdinand).

Боевая история
Инвалид Elefant в Италии, 1944 год.

Курск

Фердинанд впервые участвовал в бою в Курской битве, где было задействовано восемьдесят девять машин, что является самым большим использованием машины за время ее службы.

Фердинанд был оптимизирован для уничтожения советских Т-34 танков и 76,2-мм противотанковых пушек из-за линии фронта с его 88-мм пушкой Pak 43 / 2 L / 71 на дальности более 3 километров, с этой ролью он справился хорошо. Самой серьезной проблемой на Курске было повреждение шахты и механическое повреждение. Любое повреждение гусениц или подвески сводило на нет защиту брони, так как экипажи были вынуждены спешиться и попытаться отремонтировать. Чрезвычайный вес Ferdinand затруднял буксировку: стандартной эвакуационной машиной на вооружении Германии в то время был Bergepanzer IV, вариант Panzer IV который мог буксировать один Panzer IV без посторонней помощи. Для более крупных машин этого было недостаточно: для тяжелого танка Tiger I требовалось буксировать три Bergepanzer IV, а для Ferdinand требовалось пять соединенных тандемом, чтобы вывести машину с поля боя.

Кроме того, «Фердинанду» мешали такие недостатки, как отсутствие периферийных обзорных блоков или пулемета в качестве вспомогательного оборонительного вооружения. В апокрифических сообщениях говорится, что советская пехота, быстро распознав этот недостаток, могла легко спрятаться в своих окопах, пока Фердинанд не продвинулся через их позиции, а затем обстрелял машину гранатами и коктейлями Молотова с боков. Однако потери советской пехоты оспариваются в отчетах о боях. С другой стороны, Хайнц Гудериан сам жаловался, что Elefant, как и другие неудавшиеся конструкции, страдает отсутствием защиты с близкого расстояния от атак пехоты.

На начальных этапах Курска. битва, когда немцы переходили в наступление, тяжелые машины можно было восстановить и отремонтировать в относительном мире ночью; сначала это позволило спасти, отремонтировать и вернуть в строй большинство подбитых Фердинандов. Однако, как только ситуация обернулась против немцев, и они отступили к обороне, имея в запасе меньше машин, у исправных Ferdinand с незначительными повреждениями гусениц или подвески было мало надежды на восстановление, и экипажам обычно приходилось уничтожать машину, чтобы предотвратить попадание в руки Советов практически целого Jagdpanzer.

На фронте в Анцио, март 1944 г.

Подразделения были развернуты на уровне рот, иногда подразделяемые на взводы, с пехотой или танками в сопровождении для защиты флангов и тыла машин. При атаке этот Jagdpanzer был машиной первого удара; во время обороны они часто составляли мобильный резерв, используемый для отражения атак танков противника

Пост-Курские модификации

Уцелевшие Фердинанды вели различные арьергардные действия в 1943 году, пока их не отозвали для модификации и отремонтирован, частично на основе боевого опыта, полученного в Курской битве. Вернувшись на завод Nibelungenwerke в Австрии 2 января 1944 года, модернизировали 48 из 50 уцелевших машин. Наиболее заметными внешними улучшениями были 1) добавление шаровой установки MG 34 в передней части корпуса, 2) новая командирская башенка (модифицированная из стандартной StuG III башенки) для улучшенное зрение, 3) переработанная бронированная решетка двигателя (для лучшей защиты от пуль и осколков) и 4) нанесение антимагнитной минной пасты Zimmerit.

В связи с высадкой союзников в Анцио-Неттуно, Италия, первые одиннадцать полных и обновленных Ferdinand были переданы 1-й роте 653-го батальона тяжелых истребителей танков ( Немецкий: schwere Panzerjäger-Abteilung, sPzJgrAbt) и были развернуты в конце февраля 1944 года. Остальные 37 машин были построены в апреле и были переданы 2-й и 3-й ротам sPzJgrAbt 653, которые садились в поезда и отправлялись в сражения в Тарнополе на Украине..

1 мая 1944 года верховное командование германской армии, Oberkommando des Heeres (OKH) издало приказ официально изменить имя Panzerjäger с «Фердинанд» на «Элефант» . Этот приказ запретил использование Фердинанда в будущем и даже приказал подразделениям в полевых условиях редактировать свои записи. Это противоречит широко распространенному мнению о том, что смена названия была связана с модернизацией механики Ferdinand Panzerjäger в январе-апреле; изменение названия носило чисто административный характер.

Три Bergepanzer Elefant или бронированные эвакуационные машины были переоборудованы из корпусов Ferdinand / Elefant и выпущены 2-й и 3-й ротой sPzJgrAbt 653 на восток в г. летом 1944 года.

Хотя модификации Elefant улучшили автомобили, некоторые проблемы так и не удалось полностью устранить. В 1944 году Ferdinand / Elefants служили на итальянском фронте, но были довольно неэффективны, поскольку их вес почти 70 тонн не позволял им использовать большинство итальянских дорог и мостов. Как и на «Курске», большинство потерь «Элефант» не было прямым результатом боевых действий, а было результатом того, что механические поломки и отсутствие запчастей вынудили их экипажи уничтожить и бросить их. Одна рота Elefants участвовала в боевых действиях советских войск в январе 1945 года Висло-Одерской наступательной в Польше, и последние уцелевшие машины сражались в Цоссене во время битвы за Берлин.

Выводы

Ferdinand / Elefant, возможно, был самым успешным серийным немецким истребителем танков, использовавшимся во время войны по количеству убитых на одну потерю, достигая среднего заявленного соотношения примерно 10: 1. Во время Курской битвы sPzJgrAbt 653 утверждал, что подбил 320 танков противника и потерял 13 Фердинандов. Это впечатляющее среднее соотношение было связано с его исключительной огневой мощью и защитой, что давало ему огромное преимущество при использовании в лобовом бою или статической оборонительной роли (однако обратите внимание, что заявленные убийства танков, как хорошо доказано, неизменно значительно превышают фактические убийства, и разные организации имеют разные стандарты определения «убийства»). Однако низкая мобильность и механическая ненадежность значительно снизили его эксплуатационные возможности.

Элефант и Нашорн были заменены на Ягдпантера. На всех трех машинах было установлено одно и то же орудие, с небольшими различиями между ними. Jagdpanther - настоящий jagdpanzer - был преемником двух других, сочетая приемлемую подвижность и хорошую наклонную броню, сохраняя при этом отличное орудие, в основном решая проблемы надежности, мобильности и / или защиты, которые были ранее машин было.

Выжившие

Только две из этих машин пережили войну. Один Фердинанд был схвачен советскими войсками под Курском и сейчас находится в Танковом музее в Кубинке под Москвой. Elefant под номером 102 из sPzJgr Abt 653 был захвачен американцами в Анцио и теперь является частью коллекции в Форт Ли, штат Вирджиния. Пример в Форт-Ли был восстановлен до состояния отображения в 2007–2008 годах, как показано на шоу Капитальный ремонт танка, но не в исходной схеме окраски.

В 2016 году было объявлено, что Форт Ли Элефант будет отдан на хранение Танковому музею Бовингтона в Дорсете, Великобритания. Транспортное средство демонстрировалось как часть экспозиции музея «Коллекция тигров» с апреля 2017 года по январь 2019 года, после чего его вернули в США. Эта выставка впервые объединила всех членов семьи Тигров в одном месте.

См. Также
Примечания
Ссылки
Внешние ссылки
Викискладе есть медиафайлы, связанные с Panzerjäger Tiger (P).
Последняя правка сделана 2021-05-18 11:40:17
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте