Противотанковая мина

редактировать
Российская противотанковая фугасная мина ТМ-46.

Противотанковая мина (сокращенно «противотанковая мина») представляет собой тип фугаса, предназначенного для повреждения или уничтожения транспортных средств, включая танки и боевые бронированные машины.

По сравнению с противопехотные мины, противотанковые мины обычно имеют гораздо больший заряд взрывчатого вещества и взрыватель, предназначенный только для срабатывания транспортных средств или, в некоторых случаях, взлома мины.

Содержание
  • 1 История
    • 1.1 Гражданская война в США
    • 1.2 Первая мировая война
    • 1.3 Межвоенное время
    • 1.4 Вторая мировая война
    • 1.5 Современный
  • 2 Дизайн
  • 3 Системы рассредоточения
  • 4 Мины вне маршрута
  • 5 Контрмеры
  • 6 Боевое применение
    • 6.1 Вторая мировая война
    • 6.2 Индокитай
    • 6.3 Южная Африка
  • 7 См. Также
  • 8 Ссылки
  • 9 Внешние ссылки
История

Гражданская война в США

Хотя очевидно, что противотанковая мина как таковая не предшествовала развертыванию танков в 1916 году, по существу идентичные устройства ранее применялись против локомотивов. Например, во время США Гражданская война, Силы Конфедерации создали противодорожные мины, активируемые давлением, которые уничтожили как минимум два поезда.

Первая мировая война

Первые противотанковые мины были импровизированы во время Первой мировой войны в качестве контрмеры против первых танков, представленных британцами ближе к концу войны. Первоначально они представляли собой не что иное, как закопанный фугас снаряд или миномет бомба с взрывателем в вертикальном положении. Позже были разработаны специальные мины, в том числе Flachmine 17, которая представляла собой простой деревянный ящик, набитый взрывчаткой и срабатывающий либо дистанционно, либо с помощью взрывателя высокого давления. К концу войны немцы разработали методы рядного минирования, и мины составили 15% потерь танков США во время битвы при Сен-Михиле, Третьей битвы на Эне, Битва при Селле и Мёз-Аргоннское наступление.

Межвоенное время

Советский Союз начал разработку мин в начале 1920-х, а в 1924 году произвел свою первую противотанковую мину. Мина, разработанная Егоровым и Зелинским, имела заряд в 1 кг, которого хватало, чтобы пробить гусеницы современных танков. Тем временем в Германии поражение стимулировало разработку противотанковых мин: первая по-настоящему современная мина, Tellermine 29, поступила на вооружение в 1929 году. Это было дискообразное устройство диаметром примерно 30 см, заполненное около 5 кг взрывчатых веществ. Вторая мина, Tellermine 35, была разработана в 1935 году. Противотанковые мины применялись обеими сторонами во время гражданской войны в Испании. Примечательно, что республиканские силы подняли мины, установленные националистическими силами, и использовали их против националистов. Это стимулировало разработку противоугонных устройств для противотанковых мин.

Во время Зимней войны между Советским Союзом и Финляндией также широко применялись противотанковые мины.

Вторая мировая война

Советский Мина ТМ-35 в Музее героической обороны и освобождения Севастополя на Сапун-горе, Севастополь

Немецкий Tellermine была специально построенной противотанковой миной, разработанной в период между первой и второй мировыми войнами, первая модель была представлена ​​в 1929 году. Некоторые варианты имели прямоугольную форму, но во всех случаях внешний кожух служил только контейнером для взрывчатых веществ и взрывателя, не использовался для разрушающего действия (например, шрапнель ). Tellermine была прототипом противотанковой мины, многие элементы конструкции которой были имитированы в минах Pignone P-1, NR 25 и M6 (среди прочих). Из-за довольно высокого рабочего давления транспортному средству необходимо было проехать прямо над шахтой, чтобы подорвать ее. Но поскольку гусеницы составляют лишь около 20% ширины танка, предохранитель имел ограниченную зону действия.

Как сообщает один источник: «Поскольку они были взорваны под давлением, эти ранние противотанковые мины обычно наносили большую часть повреждений гусеницам танка, оставляя его экипаж невредимым, а его орудия все еще были в рабочем состоянии, но обездвижены и уязвимы. к самолетам и противотанковому оружию противника... Во время Второй мировой войны они (Вермахт) начали использовать мину с взрывателем с наклонным стержнем, тонким стержнем, стоящим примерно в двух футах от центра заряд и почти невозможно увидеть после того, как мина была закопана. Когда танк проходил над миной, стержень выдвинулся вперед, в результате чего заряд взорвался прямо под ним. Взрыв часто убивал экипаж, а иногда и взорвался бортовой боеприпас. танкисты подвергались прямой опасности, они с меньшей вероятностью пробили минное поле ».

Хотя другие меры, такие как ранцевые заряды, бомбы-липучки и бомбы, предназначенные для магнитно прилипающие к резервуарам не подпадают под категорию мин. es, поскольку они не закапываются и не взрываются дистанционно или под давлением. Мина Хокинса представляла собой британское противотанковое устройство, которое можно было использовать в качестве мин, устанавливаемой на дорожное покрытие, чтобы танк мог наехать на него, взорвав разрывной взрыватель, или брошенный в танк, в этом случае - таймерный взрыватель. был использован.

Формованные зарядные устройства, такие как мина Hohl-Sprung 4672, также были разработаны Германией позже во время войны, хотя они не получили широкого распространения. Самой совершенной немецкой противотанковой миной войны была их минимальная металлическая Topfmine.

немецкая мина Riegel 43

В отличие от мин типа «обеденная плита», таких как немецкая Tellermine, были стержневые мины, такие как немецкая Ригель 43 рудника и итальянский. Это были длинные мины, разработанные для увеличения вероятности срабатывания машины. В2 состояла из нескольких небольших кумулятивных зарядов взрывчатого вещества по всей длине, предназначенных для обеспечения гибели транспортных средств противника за счет уничтожения их гусениц. Эта форма мины послужила источником вдохновения для британской стержневой мины L9.

современной

противотанковой мины, используемой индийской армией

В разработке современных противотанковых мин был достигнут ряд успехов, в том числе:

  • более эффективные взрывчатые вещества (различные взрывчатые вещества и эффекты кумулятивного заряда)
  • использование цветных металлов, затрудняющих их обнаружение
  • новые методы развертывания (с самолетов или с помощью артиллерии)
  • более сложные взрыватели (например, срабатывающие под действием магнитных и сейсмических воздействий, или которые игнорируют первую цель, проехавшую над ней, или которые делают мины устойчивыми к взрывам )
  • изощренные «противоугонные» устройства для предотвращения или предотвращения взлома или удаления.
Конструкция

Более современные противотанковые мины обычно более совершенные, чем простые контейнеры, наполненные взрывчаткой, взорванной дистанционно или под давлением транспортных средств. Наибольшие успехи были достигнуты в следующем области:

  • Мощность взрывчатых веществ (взрывчатые вещества, такие как RDX ).
  • S для увеличения бронебойного эффекта.
  • Усовершенствованные системы рассеивания.
  • Более совершенные или специфические детонационные триггеры.

Большинство современных корпусов мин или гильз сделаны из пластикового материала, чтобы Избегайте легкого обнаружения. В них используются комбинации детонаторов, активируемых давлением или магнитным полем, чтобы гарантировать, что они срабатывают только от транспортных средств.

Системы рассредоточения

Существует несколько систем разведения мин для быстрого прикрытия обширных территорий, в отличие от солдат, устанавливающих каждую по отдельности. Эти системы могут иметь форму кассетных бомб или стрелять артиллерией. Кассетные бомбы содержат по несколько мин каждая, которые могут быть смесью противопехотных мин. Когда кассетная бомба достигает заданной высоты, она разносит мины по большой площади. Некоторые противотанковые мины предназначены для стрельбы артиллерией и вооружаются при попадании в цель.

Мины вне маршрута
Польские мины MPB.

Мины вне маршрута разработаны, чтобы быть эффективными при подрыве рядом с транспортным средством, а не под ним. Они полезны в тех случаях, когда земля или поверхность не подходят для закапывания или укрытия мин. Обычно они используют кумулятивный заряд Misznay – Schardin, чтобы выстрелить пробивной пулей через броню цели. Этот принцип самозарядного снаряда использовался для некоторых французских и советских мин, установленных вне маршрута, и снискал дурную славу как метод самодельных взрывных устройств (СВУ) в Израиле и особенно в Ираке.

Из-за критического противостояния, необходимого для проникновения и развития технологий нейтрализации противостояния, кумулятивный заряд внедорожные мины, использующие эффект Манро, встречаются реже, хотя Британская / французская / немецкая мина ARGES с тандемной боевой частью является примером одной из наиболее успешных.

Термин «внедорожная мина» относится к специально разработанным и изготовленным противотанковым минам. Снаряды взрывного действия (EFP) - это один из типов СВУ, который использовался в Ираке, но большинство самодельных СВУ не используются таким образом.

Контрмеры

Самая эффективная контрмера, применяемая против минных полей, - это разминирование с использованием либо взрывных методов, либо механических методов. Взрывные методы, такие как Giant Viper и SADF Plofadder 160 AT, включают закладку взрывчатых веществ через минное поле путем метания зарядов по полю с помощью ракет или сбрасывания их с самолет, а затем взорвал взрывчатку, расчищая путь. Механические методы включают вспашку и принудительную детонацию под давлением. При вспашке специально разработанный плуг, прикрепленный к передней части тяжело бронированного танка, используется для отталкивания земли и любых заложенных в ней мин, расчищая путь шириной с толкающий танк. При подрыве под давлением тяжелобронированный танк толкает вперед тяжелый металлический ролик сферической или цилиндрической формы, в результате чего мины взрываются.

Перевозчик личного состава Casspir

Есть также несколько способов сделать автомобили устойчивыми к эффектам подрыва мины. снизить вероятность травм экипажа. В случае действия взрыва мины это может быть достигнуто путем поглощения энергии взрыва, отклонения ее от корпуса транспортного средства или увеличения расстояния между экипажем и точками касания колесами земли - где вероятнее всего сосредоточится любой взрыв.

Простым и высокоэффективным методом защиты пассажиров колесного транспортного средства является наполнение шин водой. Это будет иметь эффект поглощения и отклонения энергии взрыва мины. Стальные пластины между кабиной и колесами могут поглощать энергию, и их эффективность повышается, если их можно наклонить, чтобы отклонить ее от кабины. Увеличение расстояния между колесами и пассажирской кабиной, как это сделано на южноафриканском бронетранспортере Casspir, является эффективным методом, хотя у такого транспортного средства есть проблемы с мобильностью и легкостью вождения. В противоминно-устойчивом транспортном средстве может использоваться пассажирская кабина клиновидной формы с тонким краем клина вниз, чтобы отводить энергию взрыва от пассажиров. Самодельные меры, такие как мешки с песком в полу транспортного средства или пуленепробиваемые жилеты, размещенные на полу, могут предложить небольшую степень защиты от крошечных мин.

Стальные пластины на полу и по бокам, а также бронированные стекла защитят пассажиров от осколков. Установка сидений сбоку или на крыше транспортного средства, а не на полу, поможет защитить пассажиров от ударов, передаваемых через структуру транспортного средства, а четырехточечный ремень безопасности минимизирует вероятность получения травмы, если транспортное средство брошено на бок. или его крыша - мина может отбросить транспортное средство на расстояние 5-10 м от места взрыва.

Полиция и военные могут использовать робота для удаления мин с территории.

Боевое применение

Противотанковые мины играли важную роль в большинстве войн с момента их первого применения.

Вторая мировая война

Противотанковые мины играли важную роль на Восточном фронте, где они в огромных количествах использовались советскими войсками. Наиболее распространенными противотанковыми минами были ТМ-41, ТМ-44, ТМСБ, ЯМ-5 и АКС. В Курской битве саперы заложили ошеломляющие 503 663 противотанковые мины из расчета 1500 мин на километр. Это было в четыре раза больше, чем в Битве за Москву.

. Кроме того, перед мобильными отрядами была поставлена ​​задача установить больше мин прямо на пути наступающих танков противника. Согласно одному источнику: «... Каждый артиллерийский дивизион и, в некоторых случаях, каждая артиллерийская батарея, имели мобильный резерв в количестве от 5 до 8 саперов, оснащенных от 4 до 5 мин. Их функция заключалась в заминировании подходов к неохраняемым танкам после направление вражеской атаки было точно установлено. Эти мины оказались очень эффективными для остановки и даже уничтожения многих вражеских танков ».

Вермахт также сильно полагался на противотанковые мины для защиты Атлантического вала, установив шесть миллионов мин всех типов только в Северной Франции. Мины обычно устанавливались в шахматном порядке на глубину около 500 ярдов (460 метров). Наряду с противопехотными типами существовали мины Tellermines, Topfmines и Riegel различных моделей. На Западном фронте противотанковые мины составляли 20-22% потерь танков союзников. Поскольку большинство этих мин было снабжено взрывателями высокого давления (а не штангами), танки чаще выходили из строя, чем сразу уничтожались.

Индокитай

Во время войны во Вьетнаме и «регулярные» силы Северного Вьетнама и Вьетконга использовали противотанковые мины. Они были советского, китайского или местного производства. Противотанковые мины также широко использовались в Камбодже и вдоль тайской границы, установленными маоистскими партизанами Пол Пота и вьетнамской армией, которые вторглись в Камбоджу в 1979 году, чтобы свергнуть красных кхмеров. Миллионы этих мин остаются в этом районе, несмотря на усилия по разминированию. По оценкам, они вызывают сотни смертей ежегодно.

Южная Африка

Конфликты на юге Африки с 1960-х гг. Часто затрагивали Советский, США или Южный Африканцы поддерживали иррегулярные армии или бойцов, участвовавших в партизанской войне. Что делает эти конфликты значимыми для изучения противотанковых мин, так это то, что они характеризовались широким применением этих мин в ситуациях, отличных от обычных боевых действий (или статических минных полей ), а также видели разработка эффективных противоминных машин. В результате и Ангола, и Мозамбик до сих пор завалены такими устройствами (как и Камбоджа ).

Во время гражданской войны в Анголе или пограничной войны с Южной Африкой, охватившей обширные малонаселенные территории южной Анголы и северной Намибии, небольшим группам было легко проникнуть и заложить мины на дорогах, прежде чем снова сбежать, часто незамеченными. Чаще всего противотанковые мины устанавливались на дорогах общего пользования, используемых гражданскими и военными автомобилями, и имели большой психологический эффект.

Мины часто закладывались сложным образом. Одна из тактик заключалась в установке нескольких мин друг на друга, чтобы усилить эффект взрыва. Другой распространенной тактикой было соединение нескольких мин, размещенных в пределах нескольких метров друг от друга, чтобы все они взорвались при срабатывании любой из них.

Бронетранспортер с противоминной защитой (MP APC) RG-31 на вооружении армии США в Ираке в 2006 году

Именно из-за этой угрозы некоторые из первых успешных машин с противоминной защитой были разработаны южноафриканскими военными и полицейские силы. Главными из них были бронетранспортеры Buffel и Casspir и боевая бронированная машина Ratel. Они использовали V-образные корпуса, которые отражали силу взрыва от пассажиров. В большинстве случаев пассажиры пережили подрыв противотанковых мин с незначительными травмами. Сами автомобили часто можно было отремонтировать, заменив колеса или некоторые компоненты трансмиссии, которые были сконструированы как модульные и заменяемые именно по этой причине.

Большинство стран, участвующих в ближневосточных миротворческих миссиях, используют современные разработки этих машин, такие как RG-31 (Канада, Объединенные Арабские Эмираты, США) и RG-32 (Швеция).

См. Также
Примеры противопехотных мин. -танковые мины
Системы разнесения мин
Ссылки
Внешние ссылки
На Викискладе есть материалы, связанные с Противотанковыми наземными минами.
Последняя правка сделана 2021-06-11 18:33:15
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте