Hotchkiss H35

редактировать

Hotchkiss H35
Hotchkiss-H-39-latrun-2.jpg Char léger modèle 1935 H modifié 39 в Латруне
Тип Кавалерийский танк
Место происхождения Франция
История обслуживания
В сервисе 1936–1952 гг.
Использован Франция Польша нацистская Германия Болгария Венгрия Хорватия Югославские партизаны Четники Израиль
Войны Вторая мировая война 1947–1949 гг. Палестинская война Первая Индокитайская война
История производства
Дизайнер Hotchkiss
Разработано 1933 г.
Производитель Hotchkiss et Cie
Произведено Сентябрь 1936 г. - июнь 1940 г.
Нет  построено ± 1200
Варианты Hotchkiss H35 modifié 39
Характеристики
Масса 11 метрических тонн
Длина 4,22 м (13 футов 10 дюймов)
Ширина 1,95 м (6 футов 5 дюймов)
Рост 2,15 м (7 футов 1 дюйм)
Экипаж 2

Броня 40 мм (башня) 34 мм (корпус)
Основное вооружение 37-мм пушка SA 18
Вторичное вооружение 7,5 мм MAC31 REIBEL пулемет коаксиальный
Двигатель Шестицилиндровый бензиновый двигатель Hotchkiss объемом 3480 куб. См, мощностью 78 л.с.
Мощность / вес 7,1 л.с. / тонна
Приостановка горизонтальные винтовые пружины
Дорожный просвет 0,37 м
Вместимость топливных баков 180 литров
Рабочий диапазон 129 км (80 миль)
Максимальная скорость 28 км / ч (17 миль / ч)

Hotchkiss H35 или Char Леже Modele 1935 H был французский танк кавалерия разработан до Второй мировой войны. Несмотря на то, что он был разработан с 1933 года как довольно медленный, но хорошо бронированный легкий танк поддержки пехоты, французская пехота сначала отвергла этот тип, поскольку им было трудно управлять при движении по пересеченной местности, и вместо этого в 1936 году был принят на вооружение французской кавалерией. рука.

С 1938 года выпускалась улучшенная версия с более мощным двигателем, Char léger modèle 1935 H modifié 39, который с 1940 года также оснащался более длинной и мощной 37-мм пушкой. Предполагалось, что этот улучшенный вариант станет стандартным легким танком, произведено не менее четырех тысяч единиц для оснащения новых бронетанковых дивизий как кавалерийского, так и пехотного вооружения, но из-за поражения Франции в июне 1940 года общий объем производства обоих подтипов был уменьшен. ограничено примерно 1200 автомобилями.

До конца войны Германия и ее союзники использовали трофейные танки Hotchkiss в нескольких модификациях.

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 Развитие
  • 2 Отказ пехотой и принятие кавалерией
  • 3 Описание
  • 4 Модель Char léger 1935 H модифа 39
  • 5 История эксплуатации
    • 5,1 Франция
    • 5.2 Германия
      • 5.2.1 Восточный фронт
      • 5.2.2 Балканы
      • 5.2.3 Западный фронт
    • 5.3 Другие страны
      • 5.3.1 Польша
      • 5.3.2 Турция
      • 5.3.3 Болгария
      • 5.3.4 Хорватия
      • 5.3.5 Венгрия
      • 5.3.6 Виши Франция
    • 5.4 Послевоенный
  • 6 Выжившие машины
  • 7 ссылки
  • 8 Дальнейшее чтение
  • 9 Внешние ссылки

Разработка

В 1926 году было принято решение оказать поддержку брони на регулярных пехотных дивизий путем создания автономных танковых батальонов, оснащенных легкой и дешевой пехотный танк, символ d'accompagnement. Для этой роли сначала был разработан Char D1, который, однако, оказался не особенно легким и дешевым. В 1933 году компания Hotchkiss по собственной инициативе представила план по созданию более легкой конструкции - это стало возможным благодаря применению новой технологии производства стальных литых секций для построения всего корпуса. 30 июня 1933 года это предложение было одобрено Консультационным советом по вопросам вооружений. 2 августа 1933 года были выпущены спецификации: вес 6 длинных тонн (6,1 т) и 30-миллиметровая (1,2 дюйма) броня по всему периметру. Три прототипа были заказаны у Hotchkiss, но французская промышленность в целом также была приглашена предоставить альтернативные предложения для nouveau char léger. Это позволило компании Renault превзойти Гочкиса в поставке первого прототипа, который позже был разработан в Renault R35. 18 января 1935 года первый прототип Hotchkiss, еще не сделанный из броневой стали, был представлен Экспертной комиссии по автомобильной промышленности (CEMA) в Венсенне ; Это была танкетка без башни с пулеметным вооружением. Он проходил испытания до 4 марта 1935 года, а затем был заменен вторым идентичным прототипом, который должен был пройти испытания до 6 мая. Оба были отклонены, потому что 21 июня 1934 года были внесены новые спецификации, которые увеличили желаемую толщину брони до 40 мм (1,6 дюйма). 27 июня 1935 г. комиссия утвердила тип с учетом внесения необходимых изменений. 19 августа был доставлен третий прототип с литой башней APX и измененным корпусом; он был испытан до 20 сентября и принят. 6 ноября 1935 года был сделан первый заказ на 200 машин. Хотя он должен был быть завершен в период с июля 1936 года по июль 1937 года, первая серийная машина была поставлена ​​12 сентября 1936 года. Первые дополнительные заказы на 92 машины были уже сделаны 7 сентября 1936 года, которые должны были быть завершены в ноябре 1937 года. одна из 108 машин последовала за 23 января 1937 года и должна была быть завершена в сентябре 1938 года. Эти машины имели серийные номера от 40000 до 40400. К 1 января 1937 года было изготовлено 132 корпуса. Ни один из них на тот момент еще не был оснащен башней.

Отказ пехоты и принятие кавалерией

Hotchkiss H35, дата неизвестна.

Автомобиль первой серии снова подвергался всесторонним и интенсивным испытаниям до 4 декабря 1936 года. Испытания вскоре показали, что его управляемость на бездорожье была неприемлемо плохой. Было просто невозможно безопасно управлять машиной на несколько ухабистой поверхности, что представляло крайнюю опасность для ближайшей дружественной пехоты. Поэтому пехота изначально отказалась от дальнейших закупок. В конце концов, в 1937 году было принято решение принять только последнюю сотню танков для оснащения только двух батальонов этого типа: 13e и 38e Bataillon de Chars de Combat.

Однако по политическим причинам прекращение производства танка было недопустимо. В результате первые триста серийных машин были предложены кавалерии, которая была вынуждена их принять, потому что в любом случае у нее не было бы бюджета на другие танки. Поскольку кавалерийские части будут больше использовать дорожную сеть и конную пехоту, ее проблема передвижения по пересеченной местности имела меньшие последствия. H 35 был на скорости 28 км / ч (17 миль в час), также несколько быстрее, чем Renault R35, который был способен развивать скорость 20 км / ч (12 миль в час), хотя на практике его средняя скорость была ниже, чем у R 35. из-за своей неполноценной коробки передач.

Описание

Заброшенный Hotchkiss H39 в 1940 году

Hotchkiss H35 был небольшим транспортным средством, длиной 4,22 м (13,8 фута), шириной 1,95 м (6,4 фута), высотой 2,133 м (7,00 футов) и весом 10,6–11,37 т (10,43–11,19 длинных тонн). Корпус состоял из шести литых броневых секций, соединенных болтами: моторной палубы, боевого отделения, передней части корпуса, задней части корпуса и двух левых и правых продольных секций, образующих днище. Корпус был сделан водонепроницаемым путем цементирования этих секций вместе с Aslic, продуктом на основе смолы, смешанной с известью. Литье позволяло использовать наклонную броню, избегая ловушек для выстрелов, чтобы оптимизировать вероятность отклонения, но уровни защиты не удовлетворяли пехоту. Максимальная толщина брони была не 40 мм (1,6 дюйма), а 34 мм (1,3 дюйма). Постоянно возникали проблемы с качеством, которые усугублялись тем, что приходилось использовать множество субподрядчиков: сначала броня делалась слишком мягкой; при увеличении твердости он стал хрупким и полон пузырьков и, следовательно, слабых мест.

Экипаж состоял из двух человек. Водитель сидел справа спереди, за большим литым двойным люком и рядом с комбинированной коробкой передач и рулевым устройством. За ним в днище корпуса находился круглый аварийный люк. Вождение автомобиля было очень тяжелой работой. У Hotchkiss не было дифференциала Cleveland («Cletrac») своего конкурента Renault, и он непредсказуемо реагировал на изменение направления. Тормоза не могли в достаточной мере компенсировать это, поскольку были слишком слабыми, особенно при движении по склону. Не менее проблематична была коробка передач: было трудно включить высшую пятую передачу, поэтому теоретическая максимальная скорость в 27,8 км / ч (17,3 миль / ч) достигалась редко. Была одна передача заднего хода. Неизбежное грубое обращение с танком водителем привело к значительному износу. Механическая надежность была плохой.

Подвеска состояла из трех тележек с каждой стороны, каждая из которых состояла из двух коленчатых рычагов, расположенных в виде «ножниц» с пружинами наверху. Каждая тележка несла по два колеса с резиновыми ободами. Первые десять серийных автомобилей, которые можно рассматривать как отдельные предсерийные, имели изогнутые борта тележки; в более поздних автомобилях тележки имели прямые борта. Тележки внешне напоминали модель R35, но вместо резиновых цилиндров использовали горизонтальные винтовые пружины. Звездочка находилась спереди, холостой ход, который сам был подпружинен для автоматического регулирования натяжения, - сзади. Было два верхних ролика.

В корме корпуса образовывалось машинное отделение, отделенное от боевого отделения несгораемой переборкой. Танк оснащался шестицилиндровым двигателем 86 x 100 объемом 3485 куб. См, мощностью 78 л.с., который располагался слева от моторного отсека. 160-литровый топливный бак справа в сочетании с запасным баком на 20 литров обеспечил запас хода в 129 км (80 миль) или восемь часов на пересеченной местности. Двигатель охлаждался центробежным насосом. Также охлаждающий вентилятор втягивал воздух через радиатор и должен был охлаждать топливный бак. Пропускная способность траншеи составляла 1,8 м (5,9 футов), ширина перехода вброд - 85 см (33 дюйма). На твердой почве можно подняться на 75-процентный уклон, на мягком - на 55 процентов. Максимальный наклон составлял 50 процентов. Клиренс составлял 37 см (15 дюймов).

Башня APX -R была того же стандартного типа, что и на танках R35 и R40, изготовлена ​​из литой стали толщиной 40 мм (1,6 дюйма) и вооружена короткой 37-мм пушкой SA 18 с максимальной бронепробиваемостью всего 23 мм. (0,91 дюйма). Поворот башни производился маховиком. Командир сидел в седле, подвешенном к башне.

Танк имел около 100 патронов для орудия и 2400 патронов к спаренному 7,5-мм пулемету Reibel - 37-мм боеприпасы размещались на левой стороне корпуса, 7,5-мм боеприпасы на правом борту в пятнадцати круглых магазинах по 150 раундов каждый; последний магазин должен был быть наготове на самом пулемете. Башня имела вращающуюся башенку с козырьком PPL RX 180 P, но люка в башенке не было, хотя ее верх можно было немного приподнять для лучшей вентиляции. Кроме башенки, спереди у пушки и по бокам располагались защищенные смотровые приборы, бинокулярный перископ и диаскопы. Для доступа в задней части башни имелся люк. В открытом состоянии командир мог сесть на него для лучшего обзора, но это делало его очень уязвимым и медленно дотягивалось до орудия. Альтернатива заключалась в том, чтобы вести бой в закрытом режиме, наблюдая через вертикальные щели или козырек безлюковой башенки. Кавалерии не понравилось ни такое расположение, ни слабое орудие. Последняя проблема была несколько уменьшена за счет увеличения казенной части, чтобы можно было использовать специальные патроны с большим зарядом. Это увеличило начальную скорость до 600 м / с (2000 футов / с) и максимальную бронепробиваемость до 30 мм (1,2 дюйма). Однако только небольшая часть танков с кавалерией была модифицирована, так как это сильно увеличивало износ ствола. Весной 1940 года первоначальные диаскопы типа Кретьена были постепенно заменены эпископами, обеспечивающими большую защиту.

Модель Char léger 1935 H modifié 39

H39 в Сомюре; эта машина была модифицирована немцами, которые установили купольный люк.

Поскольку кавалеристы хотели получить еще лучшую максимальную скорость, было решено довести до конца эксперименты, уже проводившиеся с октября 1936 года, по установке более мощного двигателя. В 1937 году был построен новый прототип с двигателем мощностью 120 л.с. вместо 78 л.с. Корпус был увеличен, что позволило разместить на нем более высокую, почти ровную моторную палубу. Гусеница и элементы подвески были улучшены, вес увеличен до 12,1 т (11,9 длинных тонн). Этот улучшенный тип был быстрее, с максимальной скоростью 36,5 км / ч (22,7 миль / ч), но также оказался намного более легким в управлении. Таким образом, 31 января 1939 г. оно было впервые представлено Комиссии по разведке и охране здоровья, чтобы посмотреть, можно ли изменить первоначальное отрицательное решение. Комиссия действительно приняла этот тип - Char léger modèle 1935 H modifié 39 ; и 18 февраля было решено позволить ему заменить оригинальную версию от 401-го автомобиля и далее, что было так же хорошо, как и в 1937 и 1938 годах, был сделан заказ на двести автомобилей, и производство уже началось, общий объем заказов составил улучшенный тип впоследствии был расширен до девяти сотен. Завод идентификатор однако, был Чар Леже Hotchkiss Modele 38 Серию D, его предшественник, что они стали Серию B. Заводское обозначение вызвало много недоразумений; официально это был тот же танк, что и H35, только в более позднем варианте; даже в то время, многие стали относиться к нему как 38 Н или 39 Н.

Новый подтип отличался от оригинала более приподнятым и более угловатым моторным отсеком (в автомобилях более позднего выпуска с поперечными, а не продольными вентиляционными прорезями с правой стороны); дальность уменьшилась до 120 км (75 миль); закрытые промежуточные колеса; гусеницы на 2 см (0,79 дюйма) шире на 27 см (11 дюймов); металлические ступени колес вместо резиновых; направленный назад глушитель и более крупные, надежные и эффективные вентиляторы.

Свободные французские H39 во время битвы за Габон.

Программа модернизации была начата в начале 1940 года. Помимо установки эпископов, хвостовиков и некоторых радиостанций, она включала постепенное внедрение более длинной 37-мм пушки SA38 L / 35 с значительно улучшенными противотанковыми возможностями (30 мм (1,2 дюйма)).) проникновение на 1 км (0,62 мили)); около 350 машин было (пере) построено с более совершенным орудием, в том числе около пятидесяти H35. Новый пистолет стал стандартным на производственных линиях в апреле. До этого поток более длинных орудий, которые становились доступными, с января 1940 года постепенно устанавливался на танки командиров взводов, рот и батальонов; Так было модифицировано около половины командирских машин в частях Гочкиса. Он был предназначен для установки более длинного орудия на все машины во второй половине 1940 года. После войны какое-то время ошибочно предполагалось, что H38 было официальным названием танка с новым двигателем, но без нового орудия, и что H39 было названием типа, в котором были внесены оба основных улучшения. H38, однако, в современном использовании обозначает тот же тип, что и H39, и с исторической точностью ссылаться на последний можно только в неформальном смысле.

Параллельно с разработкой R40 некоторое время рассматривалось создание H40 с использованием улучшенной подвески AMX другого автомобиля; но этот вариант в итоге был отвергнут.

История эксплуатации

Франция

В кавалерийском корпусе, который вначале был основным пользователем, танки Hotchkiss заменили в качестве основных боевых танков легкие машины AMR 33 и AMR 35, которые из-за отсутствия лучшего типа использовались для формирования основной массы первых двух кавалерийских бронетанковых дивизий. Поскольку новый средний SOMUA S35 изначально производился в очень ограниченном количестве, до начала 1939 года Hotchkiss оснащал три из четырех дивизионных танковых полков.

В апреле 1940 года 342e CACC ( Compagnie Autonome de Chars de Combat или «Независимая танковая рота») был отправлен в Норвегию после операции Weserübung, немецкого вторжения в эту страну, которая сначала была предназначена для формирования части экспедиционных сил для оказания помощи Финляндии в Зимняя война. Эта автономная рота, оснащенная пятнадцатью H39, все с короткоствольными орудиями, участвовала в поздней фазе сражений за Нарвик после высадки 7 мая. После временного освобождения этого города двенадцать оставшихся машин были отозваны в Великобританию 8 июня, где они исключительно присоединились к Свободной Франции, образовав 1e Compagnie de Chars de Combat de la France Libre. В 1940 и 1941 годах этот 1e CCC сражался против войск Виши в битве за Габон, а затем в Сирии.

Согласно официальным армейским приемным листам, к началу Великой Отечественной войны было поставлено 640 танков Hotchkiss. Инвентаризация незначительно отличается: из 300 H35, выделенных для кавалерии, 232 были выставлены на вооружение десятью кавалерийскими эскадронами, 44 находились в депо, восемь на заводском ремонте и шестнадцать в Северной Африке. Из сотни, используемых пехотой, девяносто были развернуты двумя танковыми батальонами, оснащенными этим типом, шесть были в материальном резерве и два использовались для обучения вождению. Из H39 шестнадцать использовались кавалерией в Северной Африке и шесть на складе; 180 были развернуты четырьмя пехотными танковыми батальонами и четырнадцать находились в резерве пехотной техники. Было решено сконцентрировать большую часть производственных мощностей союзников по производству легких танков на производстве одного типа, и был выбран танк Hotchkiss, поскольку он обладал необходимой подвижностью, чтобы его можно было использовать во многих бронетанковых дивизиях, которые Антанта планировала поднять для ожидаемого решающего удара. Летнее наступление 1941 года. Для этого английская и португальская тяжелая промышленность должна была оказать помощь в производстве литых частей брони. Предполагалось, что производство увеличится до 300 в месяц в октябре 1940 года и даже до 500 в месяц с марта 1941 года, 75 из которых будут предоставлены Великобританией в обмен на ежемесячную поставку девяти Char B1. Это можно сравнить с запланированным производством R40: 120 в месяц, что отражает небольшое значение, которое в настоящее время придается поддержке пехоты.

Эти планы были нарушены битвой за Францию. В мае 1940 года этот тип укомплектовал в кавалерийских частях два танковых полка (по 47) в каждой из трех механизированных легких дивизий и служил в качестве УМР в 9-й и 25-й мотострелковых дивизиях (по шестнадцать машин в каждой), 3-й ДЛМ (22 H35 и 47 H39s) и в трех из пяти легких кавалерийских дивизий (по шестнадцать машин для 1re, 2e и 3e DLC). Кроме того, шестнадцать автомобилей входили в состав 1er RCA в Марокко. В пехоте он укомплектовал два упомянутых выше автономных батальона и два батальона по 45 человек в каждой из трех дивизий Cuirassées, причем последний имел вариант H39. Таким образом, большинство танков Hotchkiss были сконцентрированы в более крупных моторизованных частях, в бронетанковых подразделениях, дополняющих ядро ​​более тяжелых танков, хотя они не соответствовали друг другу: более медленные H35 сражались бок о бок с более быстрыми SOMUA S35, тогда как более быстрые H39 присоединились к медленным Char B1. Подавляющее большинство этих машин по-прежнему имели короткоствольное орудие. После вторжения было сформировано несколько специальных и восстановленных отрядов этого типа. В их число вошли 4e DCR (сорок машин) и 7e DLM (47). Большинство этих более поздних единиц было оснащено новыми машинами, построенными с длинной пушкой, но 7e DLM также использовала двадцать два старых H35 в своих 8e dragons-chars. В мае поставки достигли своего пика - 122; Недавно обнаруженный снимок танка Hotchkiss с серийным номером 41200 показывает, что в июне было произведено не менее 121 из них в общей сложности не менее 1200 машин, не считая прототипов.

Германия

Пара Panzerkampfwagen 38H 735 (f), использовавшаяся немцами в Югославии, 1941 г. Panzerkampfwagen 38H 735 (f), использовавшийся немцами в Югославии, 1942 г. Гочкис, использованный немцами в Сплите, Хорватия, 1943 год.

Около 550 танков Hotchkiss были захвачены и использованы немцами как Panzerkampfwagen 35H 734 (f) или Panzerkampfwagen 38H 735 (f) ; большинство для служебного долга. Как и французы, немцы не делали четкого различия между H38 и H39; а многие снабжали куполом с люком.

Восточный фронт

Panzer-Abteilung 211 был развернут в Финляндии во время операции «Барбаросса», оснащенный танками Hotchkiss. В 1944 году три его машины были переоборудованы в самоходные орудия калибра 7,5 см.

Дополнительные машины были отправлены в Финляндию в составе отдельных Panzerkampfwagenzüge (танковые взводы) 217, 218 и 219, которые были приданы 20-й горной армии в феврале 1942 года. Взводы были такими же, как и у Panzerabteilung 211, состоящего из одного SOMUA S35. и четыре танка Гочкиса. Позже они были расформированы, танки рассредоточены для использования в качестве укреплений, а экипажи сформировали две батареи Stug III G (741 и 742).

Балканы

Немецкие H35 / 39 также участвовали в боевых действиях в Югославии с 7.SS-Freiwilligen-Gebirgs-Division "Prinz Eugen", 12. Panzer-Kompanie zbV и I./Panzer-Regiment 202. Танки, используемые во Франции для различных тренировочных и охранных подразделений, также попали в бой в Нормандии, такие как Panzer Abteilung 206, Panzer –Ersatz und Ausb. Abt. 100 и 200. Beute-Sturmgeschütz-Abteilung.

Роммель в 1944 году осматривает 7,5 cm PaK40 (Sf) auf Geschützwagen 39H (f), использовавшийся 21-й танковой дивизией.

Западный фронт

В 1942 году стартовал проект по использованию французского оборудования в качестве платформ для перевозки более тяжелых орудий, которым руководил майор Альфред Беккер, артиллерийский офицер, инженер-механик по профессии. У него был опыт аналогичных переоборудования трофейных бельгийских и британских машин. На его парижских заводах 24 танка Hotchkiss были в 1942 году переоборудованы в Marder I Panzerjäger ( истребитель танков ), 7,5 cm PaK40 (Sf) auf Geschützwagen 39H (f) и 48 - в самоходные артиллерийские орудия, 10,5 cm leFH18 (Sf) auf Geschützwagen 39H (f), все для использования подразделениями во Франции. Некоторые машины были модифицированы в боеприпасы или артиллерийские тягачи ( Artillerieschlepper 38H (f)) или реактивные гранатометы ( Panzerkampfwagen 35H (f) mit 28/32 cm Wurfrahmen). Созданной специальной машиной артиллерийского наблюдения стал Panzerbeobachtungswagen 38H (f). В июне 1943 года 361 танк Hotchkiss все еще числился в инвентаре немецкой армии как 37-мм пушечные танки; это число уменьшилось до шестидесяти в декабре 1944 года.

Другие страны

Польша

Три танка Hotchkiss версии "H39" были экспортированы Францией в Польшу в июле 1939 года для испытаний Польским бюро технических исследований бронетанкового вооружения ( польский : Biuro Badań Technicznych Broni Pancernych) с целью более крупной закупки. Во время немецкого вторжения в Польшу в 1939 году танки Hotchkiss вместе с тремя танками Renault R 35 были организованы в специальную «половинную роту» под командованием лейтенанта Якубовича, сформированную 14 сентября 1939 года в Киверце, Польша. Отряд присоединился к оперативной группе « Дубно » и потерял все свои танки во время маршей и боев с немецкими и советскими армиями, в основном из-за нехватки топлива.

Турция

Две машины были экспортированы Францией в Турцию в феврале 1940 года.

Болгария

В 1943 году немцы, вопреки возражениям, поставили в Болгарию девятнадцать H39 для учебных целей, когда оказалось невозможным найти 25 немодифицированных легких танков Panzer I, того типа, который болгарам очень хотелось. После войны эти машины использовались подразделениями полиции.

Хорватия

В 1942 году немцы доставили небольшое количество в Хорватию.

Венгрия

В октябре 1942 года венгерская армия получила пятнадцать танков Hotchkiss H39, которые составили основную часть 101-й отдельной танковой роты, которая использовалась в контрпартизанской роли. Подразделение действовало на Украине, в Белоруссии и Польше и было окончательно расформировано после потери 30% своих танков в результате действий противника и необходимости подрыва остальных из-за нехватки топлива и запчастей. Подразделение вернулось в Венгрию из Варшавы в сентябре – октябре 1944 г.

Виши Франция

В Северной Африке 27 автомобилей (тринадцать H35 и четырнадцать H39) официально несли службу в 1e Régiment de Chasseurs d'Afrique, и по условиям перемирия им было разрешено оставаться там; еще пять были спрятаны в Марокко. Они сражались с союзниками на начальных этапах операции «Факел», вторжения союзников во французскую Северную Африку, недалеко от Касабланки в ноябре 1942 года, уничтожив четыре легких танка M3 Stuart. Затем полк присоединился к делу союзников и летом 1943 года был перевооружен средними танками M4 Sherman.

Послевоенный

После войны некоторые танки Hotchkiss использовались французскими силами безопасности в колониях, таких как Французский Индокитай, и оккупационными войсками в Германии. Десять H39 были тайно проданы Израилю - они были отправлены из Марселя в Хайфу в 1948 году. По крайней мере, один оставался на вооружении Сил обороны Израиля до 1952 года.

Выжившие автомобили

До наших дней сохранились один Hotchkiss H35 и девять Hotchkiss H35s modifié 39, все модификации Modifié 39 были дополнительно модифицированы немцами во время Второй мировой войны.

Единственный уцелевший немодифицированный Hotchkiss H35 был обнаружен в декабре 2008 года в 200 метрах от берега, на пляже Сент-Сесиль, Камье, Па-де-Кале, Франция. Это безбашенное шасси, вероятно, остатки боев в бухте Дюнкерк в мае – июне 1940 года. Танк был дноуглублен в конце 2008 года во время отлива. В Musée де Blindés в Сомюр планирует восстановить этот танк для показа в музее, но его восстановление оказалось очень трудным и дорогостоящим.

Один танк Hotchkiss H35 modifié 39 выставлен в Военном музее Нарвика в Нарвике как памятник битве при Нарвике в 1940 году. Вторая машина в Норвегии является частью коллекции Panserparken в лагере Rena leir. В Англии частная коллекция Уиткрофта купила автомобиль в норвежском музее Arquebus Krigshistoriske в Рогаланде. Во Франции в Музее слепых в Сомюре есть автомобиль в работающем состоянии; на базе ПКР 501 / 503e в Mourmelon-le-Grand a Hotchkiss служит памятником, восстановленным с башней Renault R35, оснащенной фиктивным орудием. Еще один танк выставлен в Ужице в Сербии. В Болгарском национальном военно-историческом музее выставлен один из автомобилей, используемых болгарской полицией. В Латруне в музее Яд ла-Ширион показан один из танков, используемых ЦАХАЛом. В России в танковом музее Кубинки есть танк Hotchkiss, захваченный из 211. Panzerabteilung летом 1944 года.

использованная литература

дальнейшее чтение

  • Филип Трюитт, Боевые бронированные машины. Коричневые упаковочные книги, 1999.
  • Пьер Тузен, Французские слепые машины, 1900–1944. EPA, 1979.
  • Жан-Габриэль Жёди, Chars de France, ETAI, 1997.
  • Паскаль Данжу, Hotchkiss H35 / H39, Editions du Barbotin, Ballainvilliers, 2006
  • Бингхэм, майор Джеймс ББМ Профиль оружия № 36 - Публикации профиля Чарса Хотчкисс H35 H39 и Somua S35, Виндзор, 1971.

внешние ссылки

  • wwiivehicles.com: H35, H38, H39.
  • (на французском языке) Chars-francais.net: H35, H39.
Последняя правка сделана 2023-03-29 11:41:40
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте