Panzer II

редактировать
Panzerkampfwagen II Sd.Kfz. 121
Panzer II Saumur.JPG PzKpfw II Ausf. C в Музее слепых.
Тип Легкий танк
Место происхождения нацистская Германия
История обслуживания
В сервисе 1936–1945
Войны Вторая Мировая Война
История производства
Разработано 1934–1936
Себестоимость единицы продукции 52640 рейхсмарок (Ausf. B)
Произведено 1935 - январь 1944
Нет  построено 1856 (без учета конверсий)
Технические характеристики (Ausf. CC)
Масса 8,9 т (8,8 длинных тонн)
Длина 4,81 м (15 футов 9 дюймов)
Ширина 2,22 м (7 футов 3 дюйма)
Рост 1,99 м (6 футов 6 дюймов)
Экипаж 3 (командир / наводчик, водитель, заряжающий)

Броня 5–15 мм (0,20–0,59 дюйма)
Основное вооружение 1 × 2 см KwK 30 L / 55 Ausf. a – F 1 × 2 см KwK 38 L / 55 Ausf. J – L
Вторичное вооружение 1 × 7,92-мм Maschinengewehr 34
Двигатель 6-цилиндровый бензиновый Maybach HL62 TRM 140 л.с. (138 л.с., 103 кВт)
Мощность / вес 15,7 л.с. (11,6 кВт) / тонна
Приостановка Листовая рессора
Дорожный просвет 0,35 м (1 фут 2 дюйма)
Вместимость топливных баков 170 л (45 галлонов США)
Рабочий диапазон Дорога: 190 км (120 миль) По пересеченной местности: 126 км (78 миль)
Максимальная скорость 39,5 км / ч (24,5 миль / ч)

Panzer II это общее название используется для семейства немецких танков, используемых в Второй мировой войне. Официальное немецкое обозначение - Panzerkampfwagen II (сокращенно PzKpfw II).

Хотя изначально эта машина создавалась как временный переход, когда разрабатывались более крупные и совершенные танки, она, тем не менее, сыграла важную роль в первые годы Второй мировой войны, во время польской и французской кампаний. Panzer II был самым многочисленным танком немецких танковых дивизий в начале войны. Он использовался как в Северной Африке против западных союзников, так и на Восточном фронте против Советского Союза.

К 1940/1941 году Panzer II были вытеснены средними танками Panzer III и IV. К концу 1942 года он был в значительной степени выведен из строя и использовался для тренировок и на второстепенных фронтах. Башни устаревших тогда Panzer Is и Panzer II были повторно использованы в качестве орудийных турелей на специально построенных оборонительных бункерах, особенно на Атлантическом валу. Производство самого танка было прекращено к январю 1944 года, но его шасси продолжали использоваться в качестве основы для нескольких других бронетранспортеров, главным образом самоходных артиллерийских орудий и истребителей танков, таких как Wespe и Marder II соответственно.

СОДЕРЖАНИЕ
  • 1 Развитие
  • 2 Дизайн
    • 2.1 Броня
    • 2.2 Вооружение
    • 2.3 Мобильность
    • 2.4 Экипаж
  • 3 варианта
    • 3.1 Разработка и ограниченное производство моделей
    • 3.2 Основные серийные модели
    • 3.3 Самоходные орудия на шасси Panzer II
    • 3.4 Ограниченное производство, эксперименты и прототипы
  • 4 пользователя
  • 5 См. Также
  • 6 Сноски
  • 7 ссылки
Разработка

В 1934 году стали очевидны задержки с проектированием и производством средних танков Panzer III и Panzer IV. У Panzer I не было оружия, способного нанести поражение броне, а значит, и шансов на успех против вражеских танков. Конструкции промежуточного резервуара были запрошены у компаний Krupp, MAN, Henschel и Daimler-Benz. Работы по проектированию Panzer II начались 27 января 1934 года. Первая экспериментальная модель была готова в феврале 1935 года. Окончательный проект был основан на Panzer I, но большего размера, и с башней, на которой устанавливалась 20-мм противотанковая пушка. Производство началось в 1935 году, но на поставку первого боеспособного танка потребовалось еще восемнадцать месяцев.

Дизайн

Броня

Panzer II был разработан до того, как опыт гражданской войны в Испании 1936–1939 годов показал, что для выживания танков на современном поле боя необходима защита от бронебойных снарядов. До этого броня предназначалась для остановки огня пулемета и осколков осколочно-фугасных снарядов.

Бронированный Panzer II на Западном фронте, май 1940 года, на заднем плане - Panzer I.

Panzer II Ausf. A – C имел 14-миллиметровую гомогенную стальную броню по бокам, спереди и сзади и 10-миллиметровую броню сверху и снизу. Большинство из них позже получили усиленное бронирование в передней части машины, что наиболее заметно по изменению внешнего вида передней части корпуса с округлой на квадратную. Начиная с модели D, лобовая броня была увеличена до 30 мм. Модель F имела броню спереди 35 мм и бортов 20 мм. Этот уровень защиты был лишь защитой от огня из стрелкового оружия. Такое количество брони могло быть пробито буксируемыми противотанковыми средствами, такими как советский 45-мм, британский 2 Pdr и canon de 47.

Вооружение

Большинство танковых версий Panzer II были вооружены автоматической пушкой 2 cm KwK 30 L / 55. В некоторых более поздних версиях использовался аналогичный 2 cm KwK 38 L / 55. Эта автоматическая пушка была основана на зенитной установке 2 cm FlaK 30 и была способна вести огонь со скоростью 600 выстрелов в минуту (из 10-зарядных магазинов выстреливалась до 280 выстрелов в минуту). Всего было перенесено 180 снарядов.

Танковая II также имел 7,92 мм Maschinengewehr 34 пулемет установлен соосно с основным пистолетом.

2-см автопушка оказалась неэффективной против многих танков союзников, и проводились эксперименты с целью замены ее 37-мм пушкой, но из этого ничего не вышло. Опытные образцы были построены с 50-мм танковой пушкой, но к тому времени Panzer II изжил себя как танк независимо от вооружения. Больший успех был достигнут при замене стандартных 2-сантиметровых бронебойных боеприпасов на твердые боеприпасы с вольфрамовым сердечником, но из-за нехватки вольфрама этих боеприпасов хронически не хватало.

Мобильность

Panzer II во время операции «Барбаросса» в 1941 году движется по дороге за пределами деревни.

Все серийные версии Panzer II оснащались бензиновым шестицилиндровым двигателем Maybach HL62 TRM мощностью 140 л.с. (138 л.с.) и трансмиссией ZF. Модели A, B и C имели максимальную скорость 40 км / ч (25 миль в час). Модели D и E имели торсионную подвеску и лучшую трансмиссию, что давало максимальную скорость на дороге 55 км / ч (33 мили в час), но скорость по пересеченной местности была намного ниже, чем у предыдущих моделей, поэтому в Model F вернулась предыдущая листовая рессора. Тип подвески. Все версии имели запас хода 200 км (120 миль).

Экипаж

У Panzer II был экипаж из трех человек. Водитель сидел в носовой левой части корпуса с коробкой передач справа. Командир сидел на месте в башне и отвечал за прицеливание и стрельбу из пушки и спаренного пулемета, а заряжающий / радист сидел на полу танка позади водителя. Слева у него была рация и несколько ящиков для 20-мм боеприпасов.

Варианты

Разработка и ограниченное производство моделей

Panzer II Ausf. c
Panzer II Ausf. a (Pz.Kpfw. IIa)

Не путать с более поздним Ausf. A (единственное отличие состоит в использовании заглавной буквы A), Ausf. A была первой построенной версией Panzer II (хотя и в ограниченном количестве) и была разделена на три подварианта. Модель Ausf. Первоначально a / 1 был построен с литым направляющим колесом с резиновой шиной, но после десяти серийных образцов он был заменен сварной частью. Модель Ausf. a / 2 улучшены проблемы доступа к двигателю. Модель Ausf. a / 3 включала улучшенную подвеску и охлаждение двигателя. В общем, технические характеристики Ausf. модели были похожи, и в общей сложности 75 были произведены с мая 1936 года по февраль 1937 года компаниями Daimler-Benz и MAN. Модель Ausf. a считалась 1-й серией под названием LaS 100.

Panzer II Ausf. b (Pz.Kpfw. II b)

Опять же, не путать с более поздним Ausf. B, модель Ausf. b была второй ограниченной производственной серией, воплощающей дальнейшие разработки, в первую очередь, серьезную переработку компонентов подвески, в результате чего получили более широкую гусеницу и удлиненный корпус. Длина была увеличена до 4,76 метра, но ширина и высота остались прежними. Кроме того, двигатель Maybach HL62 TR был использован с новыми компонентами трансмиссии, чтобы соответствовать. Броня палубы надстройки и крыши башни увеличена до 10–12 мм. Общий вес увеличился до 7,9 тонны. Двадцать пять были построены Daimler-Benz и MAN в феврале и марте 1937 года.

Panzer II Ausf. c (Pz.Kpfw. II c)

Как последний из ограниченного серийного выпуска Panzer II, Ausf. c была очень близка к конфигурации массового производства с заменой шести малых опорных катков на пять больших, независимо подрессоренных опорных катков и дополнительный возвратный каток. Гусеницы были дополнительно модифицированы, а крылья расширились. Общая длина увеличилась до 4,81 м (15 футов 9 дюймов), а ширина - до 2,22 м (7 футов 3 дюйма). С марта по июль 1937 года было произведено не менее 25 экземпляров этой модели.

Основные серийные модели

Panzer II Ausf. А, В и С

Первая серийная модель Ausf. A, включала обновление брони до 14,5 мм (0,57 дюйма) со всех сторон, а также 14,5-миллиметровую пластину пола и улучшенную трансмиссию. Он был запущен в производство в июле 1937 года и был заменен Ausf. B в декабре 1937 года, который внес лишь минимальные изменения.

PzKpfw II Ausf. C в Музее слепых.

Несколько незначительных изменений были внесены в Ausf. Версия C, которая стала стандартной производственной моделью с июня 1938 по апрель 1940 года. Всего выпущено 1113 экземпляров Ausf. Танки c, A, B и C производились с марта 1937 по апрель 1940 года компаниями Alkett, FAMO, Daimler-Benz, Henschel, MAN, MIAG и Wegmann. Эти модели были практически идентичны и использовались на вооружении как взаимозаменяемые. Это была самая распространенная танковая версия Panzer II. Более ранние версии Ausf. C имеют закругленную переднюю часть корпуса, но многие из них имели дополнительные броневые листы, прикрепленные болтами к башне и передней части корпуса. Некоторые из них были также доукомплектованы командирскими башнями.

Panzer II Ausf. D и E

С полностью новой торсионной подвеской с четырьмя опорными катками Ausf. D разрабатывался как танк для использования в кавалерийских дивизиях. Только башня была такой же, как у Ausf. Модель C с новым дизайном корпуса и надстройки и использованием двигателя Maybach HL62TRM с семиступенчатой ​​коробкой передач (плюс задний ход). Конструкция была короче (4,65 м), но шире (2,3 м) и выше (2,06 м), чем Ausf. C. Скорость увеличена до 55 км / ч. Всего 43 Ausf. Танки D производились с октября 1938 по март 1939 года компанией MAN и несли службу в Польше. В марте 1940 года они были отозваны для переоборудования в пламенный танк Panzer II ( Flamm). Модель Ausf. E отличался от Ausf. D за счет смазки гусениц; семь шасси были построены.

Panzer II Ausf. F

Продолжая традиционный дизайн Ausf. C, модель Ausf. Лоб надстройки F был выполнен из цельного куска бронелиста с измененным козырьком. Также рядом с ним был установлен манекен, чтобы сбить с толку вражеских артиллеристов. Корпус был переработан с плоской 35-миллиметровой (1,4 дюйма) пластиной на его передней части, а броня надстройки и башни была увеличена до 30 мм (1,2 дюйма) спереди с 15 мм (0,59 дюйма) по бокам и задний. Незначительно переделана подвеска, а также новая командирская башенка. Вес увеличился до 9,5 тонны. С марта 1941 г. по июль 1942 г. построено 509 единиц; это была последняя крупная версия танка серии Panzer II.

Panzer II ( Flamm)

На основе той же подвески, что и у Ausf. D и Ausf. В версии танка E Flamm (также известной как «Фламинго») использовалась новая башня с одним пулеметом MG34 и два дистанционно управляемых огнемета, установленные в небольших башнях в каждом переднем углу машины. Каждый огнемет мог прикрывать переднюю дугу на 180 °, а башня - на 360 °.

Огнеметы были снабжены 320 литрами горючего и четырьмя баками сжатого азота. Резервуары с азотом были встроены в бронированные ящики по бокам надстройки. Броня была 30 мм спереди и 14,5 мм сбоку и сзади, хотя башня была увеличена до 20 мм по бортам и корме.

Общий вес составлял 12 тонн, а габариты были увеличены до 4,9 м в длину и 2,4 м в ширину, хотя он был немного короче - 1,85 м в высоту. При себе было радио FuG2.

Сто пятьдесят одна машина Panzerkampfwagen II (F) ( Flamm) была построена с апреля 1940 по март 1942 года. Первоначальное производство Ausf. На базе 46-го танка Panzer II Ausf. Шасси D / E, которые так и не были закончены как танки, в марте 1940 года 43 все еще существовавших Panzer II Ausf. D были отозваны для переоборудования, а с августа 1941 г. до отмены в марте 1942 г. еще 62 Ausf. Машины B производились на базе Ausf нового производства. Шасси D (вышло из строя на 150 машин). Panzer II (F) был развернут в СССР, но не имел большого успеха из-за его ограниченной брони, и оставшиеся в живых вскоре были отозваны для переоборудования в истребители танков Marder II в декабре 1941 года.

Panzer II Ausf. Л "Луч"
Panzer II Ausf. L в Музее слепых, Сомюр. Основная статья: Луч (танк)

Легкий разведывательный танк Ausf. L была единственной конструкцией Panzer II с перекрывающимися / чередующимися опорными катками Schachtellaufwerk и конфигурацией «слабой гусеницы», которая поступила в серийное производство. С сентября 1943 года по январь 1944 года было построено 100 машин в дополнение к переделанным четырем Ausf. Танки М. Первоначально получив экспериментальное обозначение VK 1303, он был принят на вооружение под альтернативным названием Panzerspähwagen II и получил популярное название Luchs (« Рысь »). В Лухс был больше, чем Ausf. G в большинстве габаритов (длина 4,63 м; высота 2,21 м; ширина 2,48 м). Он был оснащен шестиступенчатой ​​коробкой передач (плюс задний ход) и мог развивать скорость 60 км / ч (37 миль в час) с запасом хода 290 км (180 миль). Были установлены радиостанции FuG12 и FuG Spr a, при этом несли 330 патронов калибра 20 мм и 2250 патронов калибра 7,92 мм. Полная масса автомобиля составила 11,8 тонны. Он имел 30 мм брони на передней части корпуса и 20 мм на бортах и ​​корме и столько же на башне. В нем размещались четыре члена экипажа, командир (наводчик), механик-водитель, заряжающий и радист.

САУ на шасси Panzer II

15-см sIG 33 auf Fahrgestell Panzerkampfwagen II (Sf)
Основная статья: 15 cm sIG 33 auf Fahrgestell Panzerkampfwagen II (Sf)

Одним из первых вариантов артиллерийской установки Panzer II было размещение тяжелой пехотной пушки 15 cm sIG 33 на безбашенном шасси Panzer II. В прототипе использовался Ausf. B, но быстро поняли, что его недостаточно для монтажа. Было разработано и построено новое более длинное шасси с дополнительным опорным колесом, получившее название Fahrgestell Panzerkampfwagen II. Вокруг орудия была предусмотрена бронированная надстройка с открытым верхом толщиной 15 мм, достаточная для защиты от стрелкового оружия и осколков. Это было недостаточно, чтобы обеспечить полную защиту экипажа при установке орудия, хотя они все еще были прикрыты прямо спереди высоким орудийным щитом. Только 12 были построены в ноябре и декабре 1941 года. Они служили в составе 707-й и 708-й тяжелых пехотных артиллерийских рот в Северной Африке до их уничтожения в 1943 году.

7,62 cm PaK 36 (r) auf Fahrgestell Panzerkampfwagen II Ausf. D / E (Marder II) (Sd.Kfz.132)
Основная статья: Мардер II

После неудач с обычными вариантами и вариантами пламегасителей на Ausf. На шасси Д / Э было решено использовать оставшееся шасси для установки трофейных советских противотанковых орудий. Корпус и подвеска не претерпели изменений по сравнению с более ранними моделями, но надстройка была построена так, чтобы обеспечить большое боевое отделение с открытым верхом с советской 76,2-мм противотанковой пушкой, которая, хотя и не была оснащена башней, все же имела значительный поворот. Разрабатываемая лишь как временное решение, машина была явно слишком высокой и плохо защищенной, но имела мощное вооружение.

7,5-см PaK 40 auf Fahrgestell Panzerkampfwagen II (Marder II) (Sd.Kfz.131)
Основная статья: Мардер II

В то время как 7,62 cm PaK 36 (r) был хорошей временной мерой, 7,5 cm PaK 40 устанавливали на шасси танка Ausf. F привел к лучшей боевой машине в целом. Новое производство составило 576 экземпляров с июня 1942 года по июнь 1943 года, а также переработка 75 танков после прекращения производства новых. Работы выполняли Daimler-Benz, FAMO и MAN. Была построена значительно улучшенная надстройка для крепления 7,62 см, дающая более низкий профиль. Marder II служил с немцами на всех фронтах до конца войны.

5 cm PaK 38 auf Fahrgestell Panzerkampfwagen II

Задуманный по тем же принципам, что и Marder II, 5 cm PaK 38 был целесообразным решением для установки 50-мм противотанковой пушки на шасси Panzer II. Однако гораздо большая эффективность 75-мм противотанковой пушки делала этот вариант менее желательным. Количество продукции неизвестно.

Leichte Feldhaubitze 18 auf Fahrgestell Panzerkampfwagen II (Wespe)
Основная статья: Wespe Wespe в Deutsches Panzermuseum в Мюнстере, Германия

После разработки Fahrgestell Panzerkampfwagen II для установки sIG 33, Алкетт разработал вариант с установкой полевой гаубицы Leichte Feldhaubitze 18/2 10,5 cm в надстройке с открытым верхом. Это была единственная широко производимая в Германии самоходная 105-мм гаубица. С февраля 1943 г. по июнь 1944 г. было построено 676 самолетов FAMO, и они служили на всех основных направлениях.

Боеприпасы Selbstfahrlafette auf Fahrgestell Panzerkampfwagen II

Для поддержки Wespe в эксплуатации, 159 шасси Wespe были укомплектованы без установки гаубицы, вместо этого они работали как носители боеприпасов. Они несли 90 патронов калибра 105 мм. При необходимости их можно преобразовать в обычные Wespes, установив leFH 18 в полевых условиях.

Ограниченное производство, эксперименты и прототипы

Panzerkampfwagen II mit Schwimmkörper

Одна из первых попыток Германии разработать плавающий танк, Schwimmkörper был устройством, построенным Гебром Заксенбергом, которое состояло из двух больших понтонов, по одному на каждой стороне танка Panzer II. Баки были специально герметизированы, потребовались некоторые доработки выхлопа и охлаждения двигателя, а также надувное резиновое кольцо, используемое для уплотнения башни во время десантных операций. Винт, соединенный универсальным шарниром с удлинителем, был связан с двигателем танка, обеспечивающим движущую силу, а управление в воде осуществлялось рулем, установленным за винтом. Были заявлены скорости до 6 миль в час в мертвом штиле, как и способность справляться с условиями до 4-го уровня моря. После выхода на берег понтоны становились съемными. Модифицированные танки были переданы 18-му танковому полку, который был сформирован в 1940 году. Однако после отмены операции «Силион», плана вторжения в Англию, танки использовались обычным образом полком на Восточном фронте.

Panzer II Ausf. G (PzKpfw II G)

Четвертой и последней конфигурацией подвески, использованной для танков Panzer II, была конфигурация с пятью перекрывающимися опорными колесами, которую немцы назвали Schachtellaufwerk. Это послужило основой для переделки Panzer II в разведывательный танк с высокой скоростью и хорошими внедорожными характеристиками. Модель Ausf. G был первым Panzer II, использовавшим эту конфигурацию, и разрабатывался под экспериментальным обозначением VK 9.01. Нет никаких записей о Ausf. G выпускался в строевые части, и с апреля 1941 по февраль 1942 года компанией MAN было построено всего 12 полных машин. Впоследствии турели были выданы для использования в фортификационных сооружениях. Два из них были переоборудованы для использования 50mm Pak 38 и прошли боевые испытания на Восточном фронте.

Panzer II Ausf. H (Pz.Kpfw. II H)

Учитывая опытное обозначение VK 9.03, винтовка Ausf. H задумывался как серийная модель Ausf. G, с увеличенной до 20 мм броней по бокам и сзади и новой четырехступенчатой ​​трансмиссией (плюс задний ход), аналогичной таковой у PzKpfw 38 (t) nA. К моменту отмены в сентябре 1942 года было построено только два прототипа.

Brückenleger auf Panzerkampfwagen II

После неудачных попыток использовать Panzer I в качестве шасси для моста, работа перешла к Panzer II под руководством Магируса. Неизвестно, сколько из этих переоборудованных машин было произведено, но известно, что четыре из них находились на вооружении 7-й танковой дивизии в мае 1940 года.

Panzer II Ausf. J (Pz.Kpfw. II J)

Дальнейшее развитие концепции танка-разведчика привело к созданию более бронированного Ausf. J, который использовал ту же концепцию, что и Panzer I Ausf. F того же периода под экспериментальным обозначением VK 16.01. Была добавлена ​​более тяжелая броня, увеличившая защиту до 80 мм спереди (аналогично максимальной броне советского тяжелого танка КВ-1 образца 1941 года) и 50 мм по бокам и сзади, с 25-миллиметровыми листами крыши и пола, что увеличивало общий вес до 18 тонн. Оснащен тем же Maybach HL45 P, что и Pz.Kpfw. ЕСЛИ, максимальная скорость была снижена до 31 км / ч (19 миль / ч). Основное вооружение - орудие 2 cm KwK 38 L / 55. 22 были произведены компанией MAN в период с апреля по декабрь 1942 года, а семь были переданы 12-й танковой дивизии на Восточном фронте.

Bergepanzerwagen auf Panzerkampfwagen II Ausf. J

Единственный пример Ausf. J с укосиной вместо башни был признан работающим как бронированная эвакуационная машина. Официальной программы для этого автомобиля нет.

Panzer II Ausf. M (Pz.Kpfw. II M)

Используя то же шасси, что и Ausf. H, модель Ausf. M заменил башню на более крупную башню с открытым верхом, в которой было установлено орудие 5 cm KwK 39/1. Четыре были построены MAN в августе 1942 года, но не использовались.

Panzerkampfwagen II ohne Aufbau

Устаревшие танки Panzer II, у которых были сняты башни для использования в укреплениях, использовались в качестве вспомогательных транспортных средств. Часть шасси, не использовавшихся для переоборудования в самоходные орудия, вместо этого были переданы инженерам для использования в качестве средств перевозки личного состава и техники.

Panzer Selbstfahrlafette 1c

Разработанный только в виде прототипа, это была одна из трех неудачных попыток использовать шасси Panzer II для установки 5-см пушки PaK 38, на этот раз на шасси Ausf. G. Было произведено два экземпляра, которые имели такой же вес, что и версия танка, и оба были поставлены на вооружение, но производство не производилось, поскольку приоритет отдавался моделям с более тяжелым вооружением.

Чертеж планируемой ВК 16.02
ВК 16.02 «Леопард»
Основная статья: VK 1602 Leopard

VK 16.02 должен был стать заменой Ausf на вооружении 5 cm KwK 39. L, с двигателем Maybach HL157 P с восьмиступенчатой ​​коробкой передач (плюс задний ход). В то время как корпус был основан на корпусе Pz.Kpfw. II J, он был переработан после Panzer V Panther, что особенно заметно с введением полностью наклонной лобовой брони. Был отклонен после того, как разработчики поняли, что Panzer IV и V могут выполнять аналогичную работу без необходимости в новой машине.

Пользователи
Смотрите также
Сноски
использованная литература
Последняя правка сделана 2023-03-31 06:24:21
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте