Т-26

редактировать
Советский легкий пехотный танк 1930-х годов и Второй мировой войны.

Тип легкого пехотного танка
Т-26
Т-26 в Кировске..JPG Т-26 обр. 1933 г. в музее «Прорыв блокады Ленинграда » под Кировском Ленинградской области. Этот танк был поднят со дна реки на Невский Пятачок в мае 2003 года.
ТипЛегкий пехотный танк
Место происхожденияСоветский Союз
История службы
На службе
  • 1931–45 в СССР
  • 1936–53 в Испании
  • 1940–61 в Финляндии
  • 1938–49 в Китае
Используется
Войны
История производства
КонструкторВиккерс-Армстронг, ОКМО из завода «Большевик» в Ленинграде
Разработано1928–31
ПроизводительKE Ворошилова завод № 174, Ленинград, Сталинградский тракторный завод
Производство1931–41
№ Построено10 300 танков и 1701 другое Машины
Технические характеристики (Т-26 обр.1933 г.)
Масса9,6 тонны (10,6 коротких тонн )
Длина4,65 м (15 футов 3 дюйма)
Ширина2,44 м (8,0 футов)
Высота2,24 м (7 футов 4 дюйма)
Экипаж3 (командир, наводчик, водитель)

Основное. вооружение45-мм танковая пушка 20К обр. 1932–34 гг. (122 выстрела)
Вторичное. вооружение7,62 мм Пулемет Дегтярева (2961 патрон)
Двигатель4-цилиндровый бензиновый плоский с воздушным охлаждением 6,6- литровый Т-26 (тип Armstrong Siddeley ). 90 л.с. (67 кВт) при 2100 об / мин
Мощность / масса9,38 л.с. / т
Трансмиссиякоробка передач с пятью передачами
Подвескачетвертьэллиптическая листовая рессора
Дорожный просвет380 мм (15 дюймов)
Запас топлива290 л (64 имп гал; 77 галлонов США) с ч дополнительно 110 л (24 имп гал; 29 галлонов США) топливный бак
Эксплуатация. дальность действия
  • Дорога: 220–240 км (140–150 миль)
  • Внедорожник: 130–140 км (81–87 миль)
Максимальная скорость
  • С твердым покрытием: 31,1 км / ч (19,3 миль / ч)
  • Гравий: 22 км / ч (14 миль / ч)
  • Внедорожник: 16 км / ч (9,9 миль / ч))

Танк Т-26 был советским легким пехотным танком, который использовался во многих конфликтах межвоенного периода. и в Второй мировой войне. Он был развитием британского танка Vickers 6-Ton и был одним из самых успешных танков 1930-х годов, пока его легкая броня не стала уязвимой для новейших противотанковых орудий. Его было произведено больше, чем любого другого танка того периода, было изготовлено более 11000 единиц. В 1930-е годы в СССР было разработано 53 варианта Т-26, в том числе огнеметные танки, инженерные машины, дистанционно управляемые танки, самоходные орудия, артиллерийские тягачи и бронетранспортеры. Двадцать три из них были серийными, остальные были экспериментальными.

Т-26 и БТ были основными танками Красной Армии. силы в межвоенный период. Т-26 был самым важным танком гражданской войны в Испании и сыграл значительную роль во время битвы на озере Хасан в 1938 году, а также в Зимней войне. в 1939–40 гг. Хотя к началу Второй мировой войны он был почти устаревшим, Т-26 был самым многочисленным танком в бронетанковых силах Красной Армии во время вторжения Германии в Советский Союз в июне 1941 года. Т-26 сражались с немцами и их союзниками во время битвы за Москву в 1941–42, Сталинградской битвы и битвы за Кавказ в 1942 году. –1943; некоторые танковые части Ленинградского фронта использовали свои Т-26 до 1944 года. Советские легкие танки Т-26 последний раз использовались в августе 1945 года во время разгрома японской Квантунской армии в Маньчжурии..

Т-26 экспортировался и широко использовался Испанией, Китаем и Турцией. Трофейные Т-26 использовались финской, немецкой, румынской и венгерской армиями. Танк был надежным и простым в обслуживании, а его конструкция постоянно модернизировалась в период с 1931 по 1941 год. После 1940 года не было разработано никаких новых моделей Т-26.

Содержание
  • 1 Британское происхождение
  • 2 Дизайн
  • 3 Серийное производство
    • 3.1 Начало
    • 3.2 Производство в Сталинграде
    • 3.3 Модернизация и ремонт
    • 3.4 Производство в 1941 году
  • 4 История боевых действий
  • 5 Варианты
    • 5.1 Двухбашенные танки
    • 5.2 Однобашенные танки
      • 5.2.1 Артиллерийские танки
    • 5.3 Боевые бронированные машины
    • 5.4 Иностранные варианты
  • 6 Выжившие
  • 7 См. Также
  • 8 Примечания
  • 9 Ссылки
    • 9.1 Опубликованные источники
  • 10 Внешние ссылки
    • 10.1 Видео
Британское происхождение

Т-26 (вместе с польским 7ТП ) был советской разработкой британский танк Vickers 6-Ton (вариант Vickers Mk.E), разработанный фирмой Vickers-Armstrongs в 1928–29 гг. Простой и легкий в обслуживании Vickers 6-Ton предназначался для экспорта в менее технически развитые страны: Советский Союз, Польшу, Бразилию, Аргентину, Японию, Таиланд, Китай и многие другие. Vickers рекламировал этот танк в военных изданиях, и Советский Союз и Польша проявили интерес к конструкции Vickers.

В начале 1930 года советская закупочная комиссия под руководством Семена Гинзбурга прибыла в Великобританию для отбора танков, тракторов и автомобилей для использования в Красной Армии. Vickers 6-Ton был среди четырех моделей танков, выбранных советскими представителями во время их визита в Vickers-Armstrongs. По контракту, подписанному 28 мая 1930 года, компания поставила в СССР 15 двухбашенных Vickers Mk.E (Type A, вооруженных двумя .303 дюйма (7,71 мм) водяным охлаждением Vickers. пулеметы ) вместе с полной технической документацией для обеспечения возможности серийного производства танка в СССР. Способность двух турелей Type A поворачиваться независимо друг от друга позволяла вести огонь одновременно и влево, и вправо, что считалось выгодным для прорыва полевых окопов. В сборке танков на заводе Vickers в 1930 году участвовало несколько советских инженеров.

Первые четыре 6-тонных танка Vickers прибыли в СССР в конце 1930 года. Последние танки прибыли в 1932 году, когда началось серийное производство. танка Т-26 уже велась. Британские танки отправлялись на советские заводы для проработки при подготовке к серийному производству, а также в военные учебные заведения и учебные части. Позже часть танков была передана на склады военного снабжения и полигоны.

6-тонные танки Vickers в СССР имели обозначение V-26. Три английских танка успешно прошли испытания на проходимость на небольшом полигоне под Москвой на Поклонной горе в январе 1931 года. Климент Ворошилов приказал создать «Особую комиссию по красному» Армейские (РККА) новые танки »под руководством С. Гинзбурга для определения типа танка, подходящего для Красной Армии. 8-тонный легкий пехотный танк Т-19, разработанный С.Гинзбургом по этой программе на заводе «Большевик» в Ленинграде, был конкурентом британцев. Виккерс 6-тонный. Первый опытный образец сложного и дорогого Т-19 был закончен в августе 1931 года. Поскольку оба танка имели достоинства и недостатки, С. Гинзбург предложил разработать более мощный гибридный танк (так называемый «улучшенный» Т-19) с танком. корпус, двигатель и вооружение отечественной разработки от отечественного Т-19, трансмиссия и ходовая часть от британского Vickers 6-Ton.

26 января 1931 г. начальник отдела механизации и механизации И.Халепский Моторизация РККА, написал С. Гинзбургу письмо с информацией, полученной от разведки, о том, что польское правительство приняло решение закупить 6-тонные легкие пехотные танки Vickers, а также Christie кавалерийские танки M1931 и массово - производить их с помощью как англичан, так и французов. Поскольку в то время в советской военной доктрине Польша считалась главным противником СССР, Советский Реввоенсовет решил передать иностранные танки на вооружение Красной Армии, начав их производство немедленно, не дожидаясь завершения строительства. разработка работает, чтобы противостоять возможной агрессии. На тот момент у РККА было всего несколько десятков устаревших тяжелых танков Mark V и Medium Mk.A и Renault FT, захваченных во время российской войны. Гражданская война вместе с различными броневиками и устаревшими отечественными МС-1 (Т-18) легкими пехотными танками. 13 февраля 1931 года 6-тонный легкий пехотный танк «Виккерс» под обозначением Т-26 официально поступил на вооружение Красной Армии как «основной танк для непосредственной поддержки общевойсковых частей и танковых частей резерва высшего командования».

Один из 6-тонных танков «Виккерс» (с башнями советского производства для опытной партии танков Т-26) прошел испытания на огневую стойкость в августе 1931 года. Корпус подвергся воздействию винтовки и Максима. пулемет ведёт огонь обычными и бронебойными пулями на дальность до 50 м (160 футов). Выяснилось, что броня выдержала стрельбу с минимальными повреждениями (были повреждены лишь некоторые заклепки). Химический анализ показал, что лобовые броневые листы были изготовлены из высококачественной цементированной брони ("S.t.a Plat" по классификации Виккерса-Армстронга), тогда как однородные кровельные и нижние броневые листы были сделаны из посредственной стали. Тем не менее, британская броня была лучше, чем броня, производимая Ижорским заводом для первых Т-26, из-за нехватки современного металлургического оборудования в СССР в то время.

Прототип ТММ- 1 легкий пехотный танк на испытаниях в начале 1932 г.

Одновременно факультет механизации и моторизации Военно-технической академии им. Ф.Э. Дзержинского разработал две модели танков (ТММ-1 и ТММ-2.) на базе 6-тонного танка Vickers, но с американским шестицилиндровым двигателем водяного охлаждения Hercules мощностью 95 л.с. (71 кВт), улучшенной лобовой броней (до 15–20 мм) и местом водителя с левой стороны. ТММ расшифровывается как танк малой мощности или «танк малой мощности». ТММ-1 был оборудован трансмиссионными деталями от родного [ru ] и шаровой установкой для танкового пулемета ДТ в передней части корпуса, а ТММ-2 - с усовершенствованной коробкой передач, безмуфтовым рулевым устройством и 37-мм пушкой Гочкиса в правой башне. Представители основных советских производителей танков вместе с представителями мобилизационного управления РККА сочли, что двигатель Hercules слишком сложен в производстве, и двигатель имел тенденцию к перегреву внутри моторного отсека. Испытания опытных образцов ТММ-1 и ТММ-2, проведенные в начале 1932 года, не показали преимущества перед 6-тонными Vickers и Т-26 (маневренность ТММ-2 оказалась еще хуже).

Проект
Техническое обслуживание танка Т-26 обр. 1931 г. (с клепанным корпусом и башнями). Этот танк выпускался в первой половине 1932 года - глушитель выхлопа крепится двумя хомутами и крышкой над окном воздуховода. Московский военный округ. Середина 1934 года.

Советы не просто скопировали шеститонный Vickers. Однако, как и его британский аналог, Т-26 обр. 1931 г. имел конфигурацию со сдвоенной башней и был рассчитан на установку двух пулеметов, по одному в каждой башне. Существенным отличием было то, что советский Т-26 обр. 1931 г. имел более высокие башни (со смотровой щелью), чем британский 6-Ton. Советские башни имели круглое отверстие для стрельбы для ручного пулемета Дегтярева, в отличие от прямоугольных отверстий, использовавшихся в оригинальной британской конструкции для пулемета Виккерс. Немного доработали и лобовую часть корпуса.

Корпуса двухбашенных Т-26 собирались из бронеплит, приклепанных к шпангоутам из металлических уголков. На некоторых танках 1931 года выпуска для преодоления водных преград по днищу корпуса между бронелистами имелись уплотнительные цинковые прокладки. После проблем с попаданием дождя в моторный отсек после марта 1932 года над окном воздуховода установили специальную крышку. Некоторые Т-26, выпущенные в конце 1932–1933 годов, имели клепанный и сварной корпус. Т-26 обр. 1931 г. - две цилиндрические башни на шарикоподшипниках; каждая башня независимо поворачивалась на 240 °. Обе башни могли вести общий огонь по передней и задней дугам огня (100 ° каждая). Недостатком такой конфигурации было то, что не всю огневую мощь танка можно было использовать сразу на одной стороне. Существовали четыре модификации башни, которые устанавливались на танки в разных комбинациях (например, танк с клепанным корпусом мог иметь клепанные и сварные башни).

Корпус и башни Т-26 обр. 1931 г. имел максимальную толщину брони 13–15 мм (до 1938 г., см. Ниже), чего было достаточно, чтобы выдержать огонь из ручного пулемета. Многие двухбашенные танки первой серии имели 10-миллиметровые броневые листы низкого качества, которые могли быть пробиты бронебойными пулями калибра 7,62 мм с расстояния 150 м (490 футов)

В 1933 году Советский Союз представил танк T. -26 мод. 1933 г. Эта модель, имевшая новую одиночную цилиндрическую башню с одной 45-мм пушкой L46 (длина в калибре, что означало довольно высокую начальную скорость, более 700–800 м / с в зависимости от боеприпасов) и одну 7,62 мм пулемет, стал самым распространенным вариантом Т-26. 45-мм танковая пушка 20К была создана на базе советской 45-мм противотанковой пушки М1932 (19-К) и была одной из самых мощных противотанковых пушек своего времени. Т-26 мог нести до трех дополнительных 7,62-мм пулеметов ДТ в спаренных, задних и зенитных установках. Эта увеличенная огневая мощь была предназначена для помощи экипажам в разгроме специальных противотанковых групп, поскольку исходное пулеметное вооружение оказалось недостаточным. Задняя шаровая опора башни для дополнительного танкового пулемета ДТ устанавливалась на танки Т-26 с конца 1935 г. по 1939 г.

Интерьер Т-26 обр. Башня 1933 года. Расположение боеприпасов слева. Видно боковое смотровое окошко и заглушку револьвера. Танковый музей Парола в Финляндии. Интерьер Т-26 обр. 1933 г., если смотреть вперед на казенную часть 45-мм танковой пушки 20К. Слева оптический прицел ТОП-1, справа спаренный танковый пулемет ДТ и командирский панорамный прицел ПТ-К. Танковый музей Парола в Финляндии.

Т-26 образца 1933 года нес 122 патрона 45-мм боеприпасов, стреляющий бронебойными 45-мм снарядами с начальной скоростью 820 м / с (2700 фут / с).) или низкоскоростные осколочно-фугасные боеприпасы. Танки, предназначенные для командиров рот, оснащались радиоприемником и поручней радиоантеннами на башне (так называемые «радиотанки»). Позже антенна на поручне была заменена на штыревую антенну, поскольку опыт гражданской войны в Испании и битвы на озере Хасан показал, что антенна на поручне открыли огонь по командирским танкам.

Танк оснащался бензиновым двигателем Т-26 мощностью 90 л.с. (67 кВт) с плоским рядным 4-цилиндровым двигателем с воздушным охлаждением , который был полной советской копией двигателя Armstrong Siddeley, который использовался в 6-тонном Vickers. Двигатель располагался в кормовой части корпуса. Ранние танковые двигатели советского производства были плохого качества, но с 1934 года они стали лучше. Двигатель ГАЗ Т-26 (копия Armstrong Siddeley Puma ) не имел ограничителя скорости, который часто привел к перегреву и поломке клапана двигателя, особенно летом. Топливный бак на 182 л (40 имп галлонов; 48 галлонов США) и масляный бак на 27 л (5,9 галлонов США; 7,1 галлонов США) были размещены рядом с двигателем. Для двигателя требовался бензин высшего качества; Использование некачественного бензина может вызвать повреждение клапанных узлов из-за детонации двигателя. С середины 1932 года были введены более вместительный топливный бак - 290 л (64 имп гал; 77 галлонов США) вместо 182 л (40 имп галлонов; 48 галлонов США) - и упрощенный масляный бак. Над двигателем в специальном кожухе был установлен вентилятор охлаждения двигателя. С начала 1932 года глушитель выхлопа крепился тремя хомутами вместо двух.

Трансмиссия Т-26 состояла из однодискового главного сухого сцепления, соединенного с коробкой передач, с пятью шестерни, в передней части автомобиля через ведущий вал, проходящий через автомобиль. Рулевое управление осуществлялось посредством рулевых муфт и ленточных тормозов. Рычаг переключения передач устанавливался непосредственно на коробке передач.

Подвеска (с каждой стороны) состояла из двух тележек, четырех покрытых резиной возвратных роликов, ведущего колеса гусеницы и натяжного ролика гусеницы. Каждая тележка состояла из литого ящика с четырьмя сдвоенными опорными колесами с резиновым покрытием, соединенными балансировочными рычагами, и двумя эллиптическими рессорами на четверть эллипса. Ведущее колесо гусеницы со съемным звездчатым кольцом располагалось впереди, а натяжное колесо гусеницы с натяжителем кривошипного рычага - в задней части машины. Гусеница изготавливалась из хромоникелевой стали шириной 260 мм (10 дюймов) и состояла из 108–109 звеньев.

Т-26 обр. 1931 г. не было радиоприемника. Командир танка общался с механиком-механиком через переговорную трубку, которую в 1932 году заменили на сигнальную лампу. Т-26 был оборудован огнетушителем, комплектом запчастей, инструментов и принадлежностей (включая домкрат для танка), брезентовым багажником, и буксирную цепь, закрепленную на задней части корпуса.

Т-26 мог преодолевать препятствия высотой 0,75 метра (2,5 фута) и траншеи шириной 2,1 метра (6,9 фута), брод 0,8 - на глубине метра (2,6 фута), рубите деревья толщиной 33 сантиметра (13 дюймов) и поднимайтесь по уклонам 40 °. Излишне говорить, что управлять им было легко.

Начиная с 1937 года, многие танки пытались оснастить вторым пулеметом в задней части башни и зенитным пулеметом наверху., а также добавлены два прожектора над пушкой для ночной стрельбы, новая система управления ВКУ-3 и переговорное устройство ТПУ-3. Некоторые танки имели оптический прицел пушки ТОП-1 с вертикальной стабилизацией. Боекомплект основного орудия увеличен со 122 до 147. В 1938 году цилиндрическая башня была заменена конической башней с той же 45-мм пушкой образца 1934 года. Некоторые Т-26 обр. 1938/1939, оснащенный радиостанцией, имел панорамный прицел командира ПТК.

В 1938 году Т-26 модернизировали до образца 1938 года, имевшего новую коническую башню с лучшей противопульной стойкостью, но такой же сварной корпус, как у Т-26 обр. 1933 г. Выпускался в 1935–1936 гг. Этого оказалось недостаточно в битве на озере Хасан в 1938 году, поэтому в феврале 1939 года танк был модернизирован еще раз, и теперь у него был подбашенный короб с наклонными (23 °) 20-миллиметровыми боковыми броневыми листами. Башня увеличилась до 20 мм при наклоне 18 градусов. На этот раз он получил обозначение Т-26-1 (в современных источниках - Т-26 обр. 1939 г.). В дальнейшем были попытки утолщить лобовую пластину, но производство Т-26 вскоре прекратилось в пользу других конструкций, таких как Т-34.

Серийное производство

Начало

В 1931 году единственным советским заводом, пригодным для производства Т-26, был завод «Большевик» в Ленинграде, имевший опыт производства легких танков МС-1 (Т-18). с 1927 года. Также планировалось использовать строящийся в то время Сталинградский тракторный завод. Но производство Т-26 оказалось намного сложнее, чем полукустарная сборка МС-1, поэтому запланированное производство 500 Т-26 в 1931 году оказалось невозможным. Заводу «Большевик» потребовалось перевести все чертежи танков из имперских единиц в метрические, чтобы разработать технологию производства, специальные инструменты и оборудование. Первые 10 Т-26 были собраны в июле 1931 года - они были идентичны британским 6-тонным танкам Vickers, за исключением своего вооружения. Советские танки были вооружены 37-мм пушкой Гочкиса (ПС-1) в правой башне и 7,62-мм танковым пулеметом ДТ в левой башне. Эти Т-26 из опытной партии были низкого качества и были изготовлены из низкоуглеродистой стали, но это стало важным испытанием новой технологии производства танков.

Серийное производство Т-26, оснащенных новыми более высокими турелей со смотровым окном, начатых в августе 1931 года. Такие башни оказались более подходящими для серийного производства. При производстве Т-26 возникло много проблем: многие бронекорпуса и башни, поставленные Ижорским заводом, были низкого качества (с трещинами) и имели толщину 10 мм вместо запланированных 13 мм. Низкие производственные стандарты были причиной частых отказов танковых двигателей, коробок передач, рессор подвески, гусениц и опорных катков ранних Т-26. Тридцать пять из 100 Т-26, выпущенных заводом «Большевик» в 1931 году, имели корпуса и башни из низкоуглеродистой стали. Позже планировалось заменить эти корпуса на бронелистовые, а также установить двигатели более высокого качества. Бизнес-план на 1932 год предусматривал поставку 3000 Т-26. Для этого танковый цех завода «Большевик» был реорганизован в завод № 174 имени К.Э. Ворошилова в феврале 1932 года. Директором танкового завода стал К. Сиркен, главным инженером - С. Гинзбург. Проблемы с организацией сложных новых технологических процессов, плохое планирование производства комплектующих, острая нехватка квалифицированных инженеров и техников, а также необходимого оборудования по-прежнему приводили к тому, что многие танки были бракованными, и они не были приняты армейскими представителями. 26 октября 1932 года для решения проблемы танкового производства в СССР был создан Трест специального машиностроения в составе четырех заводов. Планируемое производство Т-26 на 1932 год было значительно сокращено, и особое внимание было уделено повышению качества танков. В середине 1933 г. был запущен серийный выпуск новой модели однобашенной Т-26 с 45-мм пушкой.

Завод № 174 также изготовил несколько Т-26 для военно-учебных заведений. Это были танки в разрезе для демонстрации взаимного расположения и функции компонентов танка при обучении экипажей танка.

Производство танков Т-26 на заводе № 174 имени К.Э. Ворошилов
19311932193319341935193619371938193919401941Всего
Т-26 двухбашенный100136157612038
Т-26 с одной башней6934895534479451,018474,192
Т-26 с одной башней (и радио)204576508265507163503183,887
Всего1001,3611,2899471,2031,2735507161,2951,3364710,117

Производство в Сталинграде

Опытный образец колесно-гусеничного фонаря СТЗ-25 (Т-25) танка во время испытаний на испытательном полигоне Кубинка. Сентябрь 1939 года.

Сталинградский тракторный завод (СТЗ) считался одним из заводов по производству Т-26 с 1932 года, но производство в Сталинграде началось только в августе 1933 года. очень медленно, с большими трудностями из-за задержек с поставкой обрабатывающего оборудования и прессового инструмента для нового завода. В 1936–1939 гг. КБ СТЗ разработало несколько опытных танков (6 ТК, 4 ТГ, СТЗ-25, СТЗ-35) на базе танка Т-26 и транспортного тягача СТЗ-5. Например, СТЗ-25 (Т-25) имел башню, кормовую часть корпуса, двигатель и некоторые детали трансмиссии от Т-26 обр. 1938 г., но колесно-гусеничный танк СТЗ-25 весил 11,7 тонн (12,9 коротких тонн) и имел наклонную броню 16–24 мм. Руководители заводов старались продвигать танки собственной разработки, а не выпускать Т-26. В результате на СТЗ не удалось организовать серийное производство Т-26, но этот опыт помог запустить производство Т-34 в Сталинграде в 1941 году. Т-26 производства СТЗ не имели визуально отличались от других Т-26, но сталинградские танки были менее надежными и более дорогими.

Производство танков Т-26 на Сталинградском тракторном заводе
19331934193519361937193819391940
Т-26523115?30?10
  • 15 с цилиндрической башней и радиостанцией, 5 с конической башней и радиостанцией и 10 с конической башней.

Модернизация и ремонт

Некоторые ранние Т- 26 танков отремонтировали в танковых частях или заводах с использованием деталей более позднего производства. Это означало замену полностью резиновых опорных катков (кроме передних) и направляющих роликов на новые усиленные. Добавлена ​​броня фары, увеличена толщина брони нижней двери люка механика-водителя двухбашенных танков с 6 до 10 мм, установлены бронированные приборы наблюдения ПТ-1 или ПТК. Общий люк над двигателем, маслобаком и топливным баком был установлен с мая 1940 года. В 1940 году таким образом было модернизировано 255 Т-26, а в первой половине 1941 года - еще 85 танков. Центральным заводом по ремонту и модернизации Т-26 был Завод подъёмно-транспортных машин им. С. Кирова в Ленинграде и Завод № 105 им. Л. Каганович в Хабаровске с начала Великой Отечественной войны до 1945 года.

Производство 1941 года

Завод № 174 выпускал свои последние танки Т-26 - в феврале 1941 года. После этого на заводе началось техническое перевооружение на выпуск нового, гораздо более сложного легкого танка Т-50. Эти работы замедлялись из-за задержек с поставкой нового оборудования, а серийное производство Т-50 не началось в срок (планировалось на 1 июня 1941 г.). В результате руководство завода решило возобновить производство Т-26, используя корпуса Т-26, башни и другие детали, уже имеющиеся в наличии. В июле-августе 1941 года было собрано 47 танков Т-26 и 77 было отремонтировано, прежде чем завод был переведен из Ленинграда в Челябинск в конце августа 1941 года, а затем в Чкалов в сентябре 1941 года. Завод № 174 изготовил двигатели и запасные части к Т-26, установил дополнительные броневые листы на некоторых Т-26, заменил огнеметы на 45-мм танковые пушки в башнях 130 ХТ-133 огнеметные танки, отремонтированные танки в армейских частях (846 Т-26 с начала 1941 г.) и смонтировано около 75 башен от Т-26 и Т-50 в качестве бункеров для обороны Ленинграда.

История боевых действий

Т-26 поступил на действительную службу в Красной Армии (РККА) в 1932 году; он использовался во многих конфликтах 1930-х годов, а также во время Второй мировой войны. Т-26 вместе с БТ был основным танком бронетанковых войск РККА в межвоенный период.

Т-26, использовавшийся республиканскими силами во время битвы при Бельчите в 1937 году.

Т-26 впервые участвовал в боевых действиях во время гражданской войны в Испании. Советский Союз поставил республиканской Испании 281 Т-26 обр. 1933 г., начиная с октября 1936 г. Т-26 использовались почти во всех военных операциях Гражданской войны в Испании против националистов с 1936 по 1939 г. и продемонстрировали превосходство над немецкими легкими танками Panzer I и итальянскими CV. -33 танкетки, обе были вооружены только пулеметами. Во время битвы при Гвадалахаре Т-26 превзошли итальянские танкетки, что послужило вдохновением для разработки первого итальянского среднего танка Fiat M13 / 40. Во время войны националистические силы атаковали танки бензиновыми бомбами, впервые такое оружие использовалось на войне.

Следующей военной операцией, в которой участвовал легкий танк Т-26, была операция Советско-японский пограничный конфликт, начавшийся сражением на озере Хасан в июле 1938 года. 2-я механизированная бригада вместе с 32-м и 40-м отдельными танковыми батальонами имела 257 Т-26, из которых 76 танков были повреждены. и 9 сгорели к концу боевых действий. Небольшое количество танков Т-26, а также несколько огнеметов на базе шасси Т-26 участвовали в битве на Халхин-Голе против японских войск в 1939 году. Т-26 был уязвим. японским командам по уничтожению танков, вооруженным коктейлями Молотова ; некачественные сварные швы оставляли зазоры в бронелисте, а горящий бензин легко просачивался в боевое отделение и моторный отсек. 37-мм пушка японского лёгкого танка Type 95, несмотря на свои посредственные характеристики, также оказалась эффективной против Т-26. Части брони на более ранних моделях Т-26 использовали клепанную конструкцию и были очень уязвимы для обоих типов атак. Использование клепанной брони на некоторых старых моделях Т-26 приводило к «расколу », когда попадание вражеских снарядов, даже если они не смогли вывести танк из строя или уничтожить экипаж самостоятельно, вызвало появление заклепок отламываться и превращаться в снаряды внутри танка.

Накануне Второй мировой войны Т-26 служили в основном в отдельных бригадах легких танков (в каждой бригаде было 256–267 Т-26) и в отдельных танковых батальонах стрелковых дивизий (одна рота Т-26 насчитывала 10–15 танков). Это были танковые части, которые участвовали в советском вторжении в Польшу в сентябре 1939 года и в Зимней войне с декабря 1939 по март 1940 года. Зимняя война доказала, что T- 26 был устаревшим, а его проектный запас был полностью исчерпан. Финские 37-мм противотанковые орудия и даже 20-мм противотанковые ружья легко пробили тонкую противопульную броню Т-26, и танковые части, оснащенные Т-26, понесли значительные потери при прорыве Линия Маннергейма, в которой значительную роль сыграли огнеметные танки на базе шасси Т-26.

Колонна Т-26 обр. 1939 г. и Т-26 обр. 1933 легких танка 20-й танковой бригады движутся к линии фронта. Западный фронт, Битва под Москвой. Декабрь 1941 года.

К середине 1941 года большая часть огромного количества танков Красной Армии сильно изнашивалась. Плохое качество дорог, уязвимость конструкции путей в начале 1930-х годов и неадекватное обслуживание, восстановление и ремонт - все это сказалось на них. В некоторых передовых бронетанковых частях до половины танков Т-26, Т-28 и БТ имели сломанные или изношенные основные компоненты трансмиссии (двигатель, трансмиссия или подвеска), и эти вышедшие из строя танки стояли на стоянке. и разобраны на запчасти, чтобы все остальное работало. Танки, поврежденные во время Зимней войны 1939 года с Финляндией, также были разобраны на запчасти.

On 1 June 1941, the Red Army had 10,268 T-26 light tanks of all models on their inventories, including armoured combat vehicles based on the T-26 chassis. T-26s composed the majority of the fighting vehicles in the Soviet mechanised corps of the border military districts. For instance, the Western Special Military District had 1,136 T-26 tanks on 22 June 1941 (52 percent of all tanks in the district). The T-26 (mod. 1938/39, especially) could withstand most German tanks in 1941 but were inferior to the Panzer III and Panzer IV participating in Operation Barbarossa in June 1941 and all of the Red Army's tank models suffered severe losses due to the air supremacy of the German Luftwaffe. The majority of the Red Army's T-26s were lost in the first months of the German-Soviet War, mainly to enemy artillery and air attacks. Many tanks broke down for technical reasons and lack of spare parts.

T-26 tanks of Chinese Nationalist Army during WW2

As the war progressed and Germany's lighter tanks were replaced by the Panzer III, Panzer IV and heavier tanks, such as the Panther, the T-26 was gradually replaced through attrition by the vastly superior T-34. The remaining T-26s participated in battles with the Germans and their allies during the Battle of Moscow from 1941–42, the Battle of Stalingrad and the Battle of the Caucasus from 1942–1943. Some tank units of the Leningrad Front used their T-26 tanks until 1944.

The defeat of the Japanese Kwantung Army in Manchuria in August 1945 was the last military operation in which Soviet T-26s were used.

In the 1930s, T-26 light tanks were delivered to Spain (281), China (82) and Turkey (60 mod. 1933 and 4 mod. 1931). They were used in the Second Sino-Japanese War by the Chinese from 1938–1944, especially in the Battle of Kunlun Pass. The Finnish Army used captured T-26s of different models during the Continuation War and some tanks served in Finland for various non-combat purposes until 1961. Captured T-26s were also used by the German, Romanian and Hungarian armies.

Variants
Specifications of the T-26 of different models (according to Factory No. 174 data)
Weight, tFront armour, mmSide and rear armour, mmRoof armour, mmTurret armour, mmArmamentAmmunition (gun rds./MG rds.)Engine power, hpRange (high-road/off-road), km
Twin-turret T-26, 19328.213–1513–15613–152 × 7.62mm DT—/661590130–140/70–80
Twin-turret T-26, gun + machine gun, 19328.713–1513–15613–151 × 37mm + 1 × 7.62mm DT222/352890130–140/70–80
T-26 cyl. turret and radio, 1933–19349.415156–10151 × 45mm + 1 × 7.62mm DT124 (84)/296190130–140/70–80
T-26 cyl. turret, extra fuel tank, radio), 1935–19369.615156–10151 × 45mm + 1 × 7.62mm DT122 (82)/296190220–240/130–140
T-26 cyl. turret, rear MG, 1935–19369.6515156–10151 × 45mm + 2 × 7.62mm DT102/296190220–240/130–140
T-26 cyl. turret, radio, P-40 AA MG, 19379.7515156–10151 × 45mm + 2 × 7.62mm DT111 (107)/2772 (3024)93220–240/130–140
T-26 con. turret, rear MG, radio, straight sides of underturret box, 19389.815156–10151 × 45mm + 2 × 7.62mm DT107/2772 95220–240 / 130–140
Т-26 кон. башня, кормовой пулемет, наклонные борта подбашенной коробки, 193910,2515–20156–1015–201 × 45 мм + 2 × 7,62 мм DT185/352895220–240 / 130–140

Двухбашенные танки

  • Т-26 образца 1931 г. : двухбашенный вариант, вооруженный двумя танковыми пулеметами ДТ. Первый серийный вариант Т-26, оснащенный башнями, отличными от первоначальной конструкции Виккерса (советские башни были выше и имели смотровое окно). Танки, выпускавшиеся с 1931 по март 1932 года, имели клепанный корпус и башни, глушитель, закрепленный двумя хомутами, и не имели какой-либо крышки над окном воздуховода. Около 1177 Т-26 обр. 1931 г. Танки, вооруженные пулеметами, были приняты Красной Армией, у которой на 1 апреля 1933 г. было 1015 таких двухбашенных танков.
  • Т-26 образца 1931 г. с пушечным и пулеметным вооружением : двухбашенный вариант с пулеметным вооружением. 37-мм пушка в правой башне (в некоторых современных источниках этот танк упоминается как Т-26 образца 1932 г. ). В то время в СССР существовало две модели 37-мм орудий, пригодных для установки на легкие танки: орудие Гочкиса (или его советский улучшенный вариант ПС-1) и более мощное орудие ПС-2. П. Сячентова. Последний был лучше, но существовали только экспериментальные образцы. Поэтому первые 10 предсерийных Т-26, которые имели конструкцию, идентичную 6-тонной Vickers, были оснащены пушкой Гочкиса в правой башне для увеличения огневой мощи по сравнению с танком Vickers, вооруженным пулеметами. Опытная пушка ПС-2 была установлена ​​всего на трех танках Т-26, правые башни которых были заменены малыми орудийными башнями от Т-35-1 (прототип тяжелого танка Т-35 ).
Двухбашенный Т-26 обр. 1931 г. с клепанным корпусом и башней, вооружен 37-мм пушкой Гочкиса (ПС-1) в правой башне. Битва при Толваярви. Декабрь 1939 г.

Поскольку серийное производство орудия ПС-2 затягивалось, Главное артиллерийское управление РККА отдало предпочтение новому орудию. Он был разработан в артиллерийском конструкторском бюро завода «Большевик», сконструирован из деталей, взятых из ранее закупленной немецкой 37-мм противотанковой пушки разработки Rheinmetall и пушки ПС-2. Эта система прошла успешные испытания и Артиллерийский завод № 8 им. М. Калинина начал серийное производство под индексом Б-3 (5К). Пушка Б-3 имела меньшую отдачу и меньшую казенную часть по сравнению с ПС-2, поэтому ее можно было легко установить в обычной пулеметной башне Т-26. Первый двухбашенный Т-26 был вооружен пушкой Б-3 в правой башне в конце 1931 года. К сожалению, серийное производство пушки Б-3 продолжалось медленно из-за плохих стандартов производства (ни одно из 225 орудий, выпущенных в 1931 году, не было принятые представителями армии; до 1933 г. был выполнен первоначальный заказ на 300 орудий, размещенный в августе 1931 г.). Готовые орудия Б-3 устанавливались на лёгкие танки БТ-2 после середины 1932 года. Это означало, что двухбашенные танки Т-26 по-прежнему оснащались старыми 37-мм пушками Гочкиса (ПС-1). По окончании производства орудия ПС-1 часть орудий была вывезена со складов военного снабжения и утилизирована танки МС-1 (Т-18).

Изначально планировалось вооружить каждый пятый Т-26 37-мм пушкой в ​​правой башне, но окончательная пропорция была несколько выше. Около 450 двухбашенных Т-26 обр. 1931 г. В 1931–1933 гг. Были произведены танки с 37-мм пушкой в ​​правой башне (из них всего 20–30 танков с пушкой Б-3). Всего было выпущено 392 Т-26 обр. 1931 г. Танки с пушечным и пулеметным вооружением в Красной Армии на 1 апреля 1933 года.

Двухбашенный Т-26, вооруженный 76,2-мм безоткатной пушкой конструкции Л.В. Курчевский в правой башне. 1934.
  • Т-26 (БПК) (БПК - батальонная пушка Курчевского или «батальонное орудие Курчевского»): двухбашенный вариант с 76,2-мм безоткатной пушкой (или «орудие динамического реагирования», как его тогда называли) в правой башне. В конце 1933 г. М. Тухачевский предлагал оснастить Т-26 обр. 1931 г. с безоткатным орудием 76,2 мм БПК конструкции Л.В. Курчевский в правой башне для увеличения огневой мощи. Один прототип танка был построен в 1934 году. БПК имел начальную скорость 500 м / с (1640 футов / с) и дальность полета 4 км (2,5 мили). Танк мог нести 62 4-кг снаряда. Испытания, проведенные 9 марта 1934 года, продемонстрировали значительное увеличение огневой мощи, но безоткатное орудие оказалось трудно перезаряжать на ходу, а мощный взрыв, исходящий за оружием при выстреле, был опасен для пехотинцев за танком. Недостатки наблюдались и в конструкции самого орудия, поэтому плановое перевооружение двухбашенных танков Т-26 безоткатными орудиями не состоялось.
Двухбашенный Т-26 (с 37 мм Орудие Гочкиса (ПС-1) в правой башне), оснащенное радиостанцией № 7Н и поручней рамочной антенной на корпусе. Военные учения. 1934.
  • Т-26ТУ (ТУ - танк управления или "командирский танк"): двухбашенный вариант с симплексной радиостанцией № 7Н (дальность связи: 10 км) и рамочной антенной на поручне. на корпусе. Антенный вывод располагался в передней части крыши надбровной коробки между башнями. Машина предназначалась для командиров взводов (и выше). Три таких танка были успешно испытаны в сентябре 1932 года, еще семь радиостанций были доставлены на завод № 174, но неизвестно, устанавливались ли они когда-либо на двухбашенные танки Т-26. Серийное производство двухбашенных командирских радиотанков планировалось начать 1 января 1933 года, но этого не произошло из-за дефицита радиостанций № 7Н и из-за введения в производство однобашенных Т-26, серийно выпущенных 71. - Радиостанции ТК-1.

Один двухбашенный Т-26 был передан НИИ связи в марте 1932 года для разработки специальных средств связи танков. Планировалось оборудовать каждый танк клавиатурой, а на танке командира взвода - телефонным коммутатором на 6 абонентов (четыре для танков во взводе, один для связи с пехотой и один для связи со штабом). На задней части бака была смонтирована специальная клеммная колодка для подключения проводов связи. Работа оставалась экспериментальной.

Танки однобашенные

Т-26 обр. 1933 г. с накладной броней после ходовых испытаний в начале 1940 г.
  • Т-26 обр. 1933 г. : вариант с одной башней, вооруженный 45-мм танковой пушкой 20К и танковым пулеметом ДТ. Эта версия имела новую цилиндрическую башню с большой кормовой нишей. Некоторые танки оснащались радиостанцией 71-ТК-1 с поручневой антенной вокруг башни (так называемые радиотанки). Они были модернизированы в 1935 году со сварным корпусом и башней, а в 1936 году - с задним танковым пулеметом ДТ в башне. В 1937 году часть танков была оснащена зенитным пулеметом и прожектором. Самым массовым вариантом была модель 1933 года.
  • Т-26 образца 1938 года : новая коническая башня, небольшие изменения в деталях корпуса, увеличенный объем топливных баков. Танковая пушка обр. 1937 г. и обр. 1938 г. были оснащены затвором с электроприводом и вертикально стабилизированным оптическим прицелом ТОП-1 (или оптическим прицелом ТОС образца 1938 г.)
  • Т-26 образца 1939 г. (Т-26-1) : подбашенная коробка с наклонные бронелисты, на некоторых танках убран задний пулемет, двигатель мощностью 97 л.с. Танки, построенные после 1940 г., оснащались подбашенной коробкой из 20-мм гомогенной брони, унифицированным прибором наблюдения и новым башенным кольцом. Некоторые танки оснащались броневыми экранами. Всего было выпущено 1975 танков Т-26 с конической башней (Т-26 обр. 1938 г., Т-26 обр. 1939 г.).
  • Т-26 экранированный : танк с дополнительной броней (аппликационная броня). В некоторых современных источниках этот танк упоминается как Т-26Э (E - экранированный или экранированный). На заводе № 174 во время Зимней войны была разработана конструкция аппликационной брони 30-40 мм для всех типов однобашенных Т-26. 30 декабря 1939 г. заводские испытания подтвердили, что Т-26 с накладной броней успешно противостоит огню из 45-мм противотанковой пушки на дальности 400–500 м. Боковые и лобовые бронеплиты монтировались тупыми болтами и электросваркой. К середине февраля 1940 года в РККА поступило 27 экранированных Т-26 обр. 1939 г. и 27 огнеметных танков ХТ-133 ; дополнительно 15 Т-26 обр. 1939 г. танки были бронированы мастерскими 8-й армии в Суоярви в начале марта 1940 года. Всего в период Зимней войны было использовано 69 Т-26 с аппликацией брони, еще 20 были переданы танковым частям. после окончания войны. Боевые действия показали, что финские легкие противотанковые орудия не могут пробить броню этих танков.

Т-26 обр. 1939 г. с накладной броней весил 12 тонн (13 коротких ), что вызвало перегрузку шасси, трансмиссии и двигателя легкого танка. Водителям рекомендовалось использовать только низкие передачи.

В годы Великой Отечественной войны установка 15–40-мм аппликационной брони на около сотни различных Т-26 производилась на местных заводах Ленинграда в 1941–1942 гг., В период Осада Одессы (1941), Битва за Москву и Осада Севастополя (1941–1942). Резка броневых листов была более грубой, чем это было принято во время Зимней войны; у большинства этих модифицированных танков не было подвижной броневой маски орудия, как это было видно на оригинальном проекте завода № 174, а некоторые танки имели только лобовую накладку.

Артиллерийские танки

Т-26 мод. 1931 г. со сварной башней А-43 разработки Н. Дыренкова. Видна шаровая установка для танкового пулемета ДТ. Ленинград, 1933.
  • Т-26 с башней А-43 : артиллерийский Т-26 или «танк огневой поддержки» с башней, разработанный изобретателем-самоучкой Н. Дыренковым в ОКБ им. Управление механизации и моторизации РККА (УММ РККА). Башни двух типов, вооруженные 76-мм полковой пушкой обр. 1927 г. и танковый пулемет ДТ в шаровой установке, были собраны Ижорским заводом. Их частично запрессовали и сварили. Первая разновидность была установлена ​​на Т-26 обр. 1931 г. в феврале 1932 г., а второй тип был использован в ноябре 1932 г. (в последнем случае задняя бронеплита надбровной коробки была сделана наклонной)

Установлено, что башня А-43 была очень тесной для двух членов экипажа; у него было недостаточное поле обзора; отсутствовала вентиляция башни, что затрудняло ведение непрерывного огня; и вращать башню вручную было сложно. В начале 1933 года появилась новая 76-мм танковая пушка КТ обр. 1927/32 г. с уменьшенной (с 900 до 500 мм) длиной отдачи был установлен в башню А-43. Башня по-прежнему была очень тесным местом для членов экипажа. Боекомплект на 54 выстрела оказался неудачным, и военные отказались от башни А-43.

  • Т-26-4 : артиллерийский танк с увеличенной башней, вооруженный 76,2-мм танковой пушкой КТ обр. 1927/32 г. (в некоторых современных источниках этот танк упоминается как Т-26А, А - артиллерийский или «артиллерийский»). Башня разработана заводом «Большевик» (с февраля 1932 г. - КБ созданного завода № 174) в 1931–1932 гг.; устанавливался на Т-26 обр. 1931 г. - ноябрь 1932 г. В отличие от башни А-43, башня завода № 174 была намного удобнее для экипажа. Башня Т-26-4 во многом напоминала ГК среднего танка Т-28.

Т-26-4 с танковой пушкой КТ успешно прошел испытания, пять машин прошли испытания. Построен в 1933–1934 годах опытной партией. Изначально планировалось вооружить три таких Т-26-4 76,2-мм танковой пушкой КТ обр. 1927/32 г. и два других танка с 76,2-мм танковой пушкой ПС-3. Танковая пушка ПС-3 разработана в ОКМО завода № 174 инженером П. Сячентовым. ПС-3 имела лучшие характеристики по сравнению с серийно выпускаемой танковой пушкой КТ, а также имела ряд технических новшеств (ножной переключатель стрельбы, оригинальное учебное снаряжение, фиксация походного положения, бинокулярный оптический прицел). Т-26-4, вооруженный танковой пушкой ПС-3, был испытан в октябре 1933 года, но выяснилось, что ПС-3 была слишком мощной для легкого танка Т-26 - гоночное кольцо башни и крыша корпуса деформировались при обстреле., а пружины подвески были повреждены. Т-26-4 было решено вооружить только 76,2-мм танковой пушкой КТ. Все пять опытных артиллерийских танков Т-26-4 были испытаны на учениях под Ленинградом в сентябре 1934 года до планового серийного производства 50 таких машин в 1935 году. Но 19 сентября 1934 года произошел инцидент с Т-26-4: удар - назад из-за разрушения гильзы при стрельбе из орудия. Несмотря на то, что данный дефект не был связан с конструкцией башни, военные отменили заказ на производство Т-26-4. Тогда же начались работы по созданию безбашенных артиллерийских танков АТ-1, вооруженных мощной 76,2-мм танковой пушкой ПС-3. Башня Т-26-4 была конструкцией серийного артиллерийского танка БТ-7А.

В 1939 году Бронетанковое управление Красной Армии (АБТУ РККА) приказало разработка новой конической башни для Т-26, аналогичной башне БТ-7, и оснащение ее 76,2-мм танковой пушкой Л-10. Инженеры завода № 174 посчитали, что реализация этого проекта невозможна, поскольку это приведет к значительной перегрузке шасси Т-26.

Боевые бронированные машины

Большой выбор различной бронетехники Боевые машины были разработаны на шасси Т-26 в 1930-е годы. Среди них - огнеметные (химические) танки ХТ-26, ХТ-130 и ХТ-133 (выпущено 552, 401 и 269 машин соответственно); Артиллерийские тягачи Т-26Т (выпущено 197 штук); Дистанционно управляемые танки ТТ-26 и Ту-26 (выпущено 162 телетанга всех моделей); Танки-мостовики СТ-26 (выпущено 71 шт.); САУ СУ-5 (выпущено 33); экспериментальные бронетранспортеры, разведывательные машины и многое другое. Большинство этих машин было разработано на Ленинградском заводе экспериментального машиностроения (с 1935 года - Завод No 185 имени С.М.Кирова) талантливыми советскими инженерами П.Н. Сячентов, С.А.Гинзбург, Л.С. Троянов, Н.В. Цейц, Б.А. Андрыхевич, М. Зигель и другие. Для Т-26 было разработано различное автомобильное оборудование, в том числе приспособления для разминирования, надувные понтоны и шноркель для преодоления водных преград, устройства для преодоления препятствий и многое другое. Легкие танки Т-26 также трансформировались в различные боевые бронированные машины в полевых условиях во время войны.

Иностранные варианты

  • 7,5 cm Pak 97/38 (f) auf Pz.740 (r) : Десять противотанковых орудий Pak 97/38 со щитами были экспериментально установлены на трофейном шасси советского легкого танка Т-26, в результате чего машины получили обозначение 7.5 cm Pak 97/38 (f) auf Pz.740 (r).. Эти самоходки служили в 3-й роте 563-го противотанкового батальона, а 1 марта 1944 года были заменены на Marder III.
  • Т-26К K = Koulutus (Инструкция): финский вариант, используемый для обучения водителей.. Аналогичен артиллерийскому тягачу Т-26Т, но с более квадратной надстройкой. 5 построено из трофейных Т-26 с 1947 по 1952 год.
  • Т-26В V = Vetäjä (Буксировка): финский вариант, предложенный для буксировки противотанковых орудий. Аналогичен артиллерийскому тягачу Т-26Т. 3 прототипа переоборудованы из трофейных Т-26 в 1944 г.
Выжившие
Т-26 обр. 1931 г. с клепанным корпусом и башнями. Центральный музей Великой Отечественной войны в Москве, Россия. 2008. Т-26 обр. 1933. Музей Эль Голосо в Мадриде, Испания. 2007. Т-26 обр. 1933. Танковый музей Парола, Финляндия. 2006.

В разных музеях и военных училищах хранится около 45 танков Т-26 разных моделей (в основном русских, испанских, турецких и финских). Наиболее заметные из них:

  • Т-26 обр. Двухбашенный. 1931 г. в Центральном музее Великой Отечественной войны в Москве (Россия): этот танк 115-й стрелковой дивизии с пробоинами от снарядов был поднят со дна реки на месте переправы через реку. на Невский Пятачок в июле 1989 года дайвинг-клубом «Катран». Отреставрирована в Пярнуском учебном танковом полку Ленинградского военного округа. Он был подарен музею в феврале 1998 года. В настоящее время сохранилось всего две таких машины.
  • Двухбашенный Т-26 обр. 1931 г. с пулеметным вооружением и клепанным корпусом в Кубинском танковом музее в Московской области (Россия). Единственный уцелевший двухбашенный Т-26, вооруженный 37-мм пушкой.
  • Т-26 обр. 1933 г. в Центральном музее Вооруженных Сил в Москве (Россия): этот поздний вариант производства был передан из Кубинского танкового музея в 1980-х гг.
  • Т-26 обр. 1933 г. в музее-диораме «Прорыв блокады Ленинграда» в селе Марьино под Кировск Ленинградской области (Россия): этот танк с большой пробоиной от снаряда на правой стороне корпуса и без башни был поднят со дна реки Невский Пятачок в мае 2003 года.
  • Т-26 обр. 1933 г. в Музее Северо-Западного фронта в Старой Руссе, Новгородской области (Россия): этот танк подняли из реки реки Ловать в 1981 году и стал памятником советским танкистам в селе Коровичино Новгородской области. Машину передали музею в мае 2004 г. Гусеницы у танка недостоверные.
  • Т-26 обр. 1933 г. в музее Эль Голосо Баракс в Мадриде (Испания): танк (испанский тактический номер 135) с националистической испанской маркировкой и прижатой маской вооружен пулеметом Гочкиса вместо танкового пулемета DT. Изготовлен в 1936 году. Зенитный пулемет и поручень радиоантенны - поздние манекены.
  • Т-26 обр. 1933 г. в Museo Histórico Militar de Картахена, Испания с испанской националистической маркировкой, в управляемом состоянии.
  • Т-26 обр. 1933 г. в Танковом музее Парола (Финляндия): финский тактический номер Ps 163–33, в управляемом состоянии.
  • Т-26 обр. 1933 г. в Танковом музее Парола (Финляндия): этот танк во многих источниках описывается как ранняя версия Т-26 обр. 1933 г. Но на самом деле это финская модернизация военного времени (финский тактический номер Ps 163–16) корпуса от ХТ-26 огнеметного танка (который можно определить по заклепкам для установки бак горючей смеси, заклепки для шарниров наливного люка с левой стороны и сварной сливной люк с правой стороны за передней тележкой гусеницы) с установленной клепанной башней с небольшой задней нишей от раннего БТ-5 легкий танк.
  • Т-26 обр. 1933 г. в Танковом музее Парола (Финляндия): финская модернизация военного времени (финский тактический номер Ps 163–28) корпуса от огнемета ХТ-26 с навесной башней от БТ-7 лёгкого. танк.
  • Т-26 обр. 1933 г. напротив Стамбульского военного музея (Турция). Один из 64 танков Т-26, закупленных у России в 1934 году. Т-26 оставался на вооружении турецкой армии до 1943 года.
  • Т-26 обр. 1939 год. Танковый музей «Кубинка», Московская область (Россия): танк с запрессованным лобовым бронелистом башни находится в ходовом состоянии (двигатель ГАЗ-41 от БРДМ-2 был установлен в 2005 году). Танк имеет боевые повреждения, полученные в годы Великой Отечественной войны (много следов от бронебойных пуль и сварное отверстие на правом борту башни от 50-мм снаряда).
  • Т-26 обр. 1939 г. в Танковом музее Парола (Финляндия): финская модернизация военного времени (финский тактический номер Ps 164–7); корпус от огнеметного танка ХТ-133 с навесной башней от Т-26 обр. 1938/1939 и шаровая установка для пулемета ДТ в лобовой бронеплите корпуса.
  • Огнеметный танк ХТ-130 в Танковом музее в Кубинке, Московская область (Россия): на самом деле это Управляемая машина ТУ-26 телетанк с манекеном огнемета.
  • Огнеметный танк ХТ-130 в / ч 05776 в Борзя, Читинская область (Россия): памятник (с 1995 г.) с неполной ходовой частью (отсутствует одна гусеничная тележка; гусеницы и ведущие колеса взяты с американского легкого танка M3 Stuart ). До 1990 года машина стояла на территории одной из воинских частей 39-й советской армии (расположенной в Монголии) Забайкальского военного округа. Единственный сохранившийся ХТ-130 в настоящее время.
  • Т-26 обр. 1933 г. в танковом музее Бовингтона, Великобритания. Автомобиль Т-26А. Восстановлен, преобразован в Т-26Б и использован финскими войсками.
См. Также
Примечания
Источники

Опубликованные источники

Внешние ссылки
На Викискладе есть материалы по теме Т-26.

Видео

  • Танк Т-26, Т-26 обр. 1939 г. в ходовом состоянии из Кубинского танкового музея, Россия (с краткой исторической справкой о бронетанковых войсках СССР в то время, на русском языке)
  • Танк Т-26, Т-26 обр. 1939 г. в ходовом состоянии из Кубинского танкового музея (Россия)
  • Танк Т-26, копия Т-26 обр. 1933 г. (с исторической сценой)
  • Танк Т-26, Т-26 обр. 1939 г. в ходовом состоянии из Танкового музея Парола (Финляндия)
  • Танк Т-26, Т-26 обр. 1939 год в управляемом состоянии из Танкового музея Парола (Финляндия)
Последняя правка сделана 2021-06-09 05:04:44
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте