7TP | |
---|---|
Тип | Легкий танк |
Место происхождение | Польша |
История обслуживания | |
Используется | Польшей. нацистской Германией (захвачена) |
Войны | Вторая мировая война |
История производства | |
Произведено | 1935-1939 |
№ Построено | 149 (+13 прототипов 9ТР) |
Варианты | двухбашенная 7ТП. 9TP (только прототипы) |
Технические характеристики | |
Масса | 9,9 тонны |
Длина | 4,6 м (15 футов 1 дюйм) |
Ширина | 2,4 м (7 футов 10 дюймов) |
Высота | 2,27 м (7 футов 5 дюймов) |
Экипаж | 3 (командир, наводчик, водитель) |
Броня | 17 мм максимум |
Основное. вооружение | 37 мм Bofors wz. 37 пушка |
Вторичное. вооружение | 1 × 7,92 мм Ckm wz.30 пулемет |
Двигатель | PZInż.235 (Saurer VBLDd) Жидкость с перевернутым рядным двигателем. 6-цилиндровый 4-тактный дизельный двигатель с непосредственным впрыском. 110 л.с. (80 кВт) |
Мощность / масса | 11 л.с. / тонна |
Подвеска | лист пружина тележка |
Дорожный просвет | 0,38 м |
Рабочий диапазон. | 150 км (93 мили) |
Максимальная скорость | 37 км / ч (23 миль / ч) |
7TP (siedmiotonowy polski - 7-тонный польский) был польским легким танком времен Второй мировой войны. Он был разработан на базе британского 6-тонного Vickers. Стандартный танк Войска Польского во время вторжения в Польшу 1939 , его производство не превышало 150 машин. На его шасси был построен артиллерийский тягач C7P.
7TP была польской разработкой британской Лицензия на 6-тонный танк Vickers Mark E. По сравнению с Vickers, основными нововведениями 7ТР были: более совершенный, надежный и мощный дизельный двигатель, 37-мм противотанковая пушка , более толстая броня. (17 мм вместо 13 мм спереди), доработанная вентиляция, перископ танка Gundlach и радио. С 1935 года до начала войны было произведено около 132 танков, плюс четыре железных прототипа. Обозначение 7TP означало «7 тонн, польский» (на самом деле его вес увеличился до 9 тонн после первоначального прототипа).
Хотя 7ТР часто называют первым в мире (серийным) танком с дизельным двигателем, на самом деле это отличие от японского Type 89B I-Go Otsu, выпускавшегося с дизельным двигателем с 1934 года. вперед. Если исключить это, то утверждение о первом специально разработанном танке с дизельным двигателем связано с Type 95 Ha-Go, серийное производство которого также началось в 1935 году.
Как и его британский предшественник, этот танк. Изначально 7ТР выпускался в двух вариантах: двухбашенный башенный, вооруженный двумя пулеметами Ckm wz.30 , и одинарный башенный вариант с 37-мм Bofors wz. 37 пистолет. После первоначальных испытаний стало ясно, что вариант с двумя башнями устарел и не обладает огневой мощью, поэтому от него отказались в пользу более современной конструкции с одной башней.
Перед началом Второй мировой войны большинство двухбашенных танков было переоборудовано в одинарные, и только 24 двухбашенных танка остались на вооружении Польши (в отличие от примерно 108 танков другого типа). Варианты с двухбашенной и одинарной башней особых обозначений не имели. В некоторых современных книгах они неофициально обозначены как «7TP dw». и "7TP jw." (Польское сокращение от dwuwieowy - двухбашенный; jednowieowy - однообашенный).
В 1938 году Państwowe Zakłady Inżynierii также произвело 13 опытных образцов улучшенной бронированной версии 7TP - 9TP. Хотя 9ТР так и не поступил в производство, эти прототипы использовались при обороне Варшавы в сентябре 1939 года.
Румыния поздней осенью 1935 года направил военную комиссию в оцените 7TP для будущего приобретения. Хотя танк показал хорошие результаты во время полевых испытаний, румынские офицеры не были впечатлены броней польского прототипа и вместо этого рекомендовали приобрести чехословацкий LT vz. 35 танк.
Все танки 7TP принимали участие в боях при обороне Польши во время немецкого вторжения в Польшу в 1939 году. Большинство из них были приданы два батальона легких танков (1-й и 2-й). Остальные танки, то есть те, которые использовались для обучения, а также танки, которые были закончены после начала войны, использовались в импровизированном танковом отряде, сражавшемся в обороне Варшавы. Хотя 7TP технически превосходил любой из немецких легких танков того времени, его было слишком мало, чтобы повлиять на исход войны.
1-й легкий танковый батальон (49 однобашенных танков) сражался в рядах прусской армии в составе стратегических резервных сил Войска Польского. Он вступил в бой 4 сентября 1939 года и отличился в различных ролях, в основном в качестве мобильного резерва и для прикрытия отхода. Он участвовал в ряде сражений, в первую очередь в битвах за, и. 8 сентября ему удалось остановить наступление немцев в центре польских войск, но на следующий день он отделился от основных сил и был отозван в тыл. Часть батальона была уничтожена, а оставшаяся часть 13 сентября сумела прорваться на другую сторону Вислы, где присоединилась к Люблинской армии и полковнику Стефан Ровецкий Варшавская танковая моторизованная бригада. В составе этого подразделения батальон участвовал и составлял часть передовой части польских частей, пытающихся прорваться к Львову и румынскому плацдарму. После битвы при Томашуве-Любельском 21 сентября 1939 года оставшиеся танки были уничтожены их экипажами, а часть сдалась немцам.
2-й батальон легких танков (49 однобашенных танков) был придан Пётркув оперативной группе Лодзинской армии. Он вступил в бой 4 сентября у реки, Белхатов. На следующий день было приказано возглавить контрнаступление поляков на Петркув, но атака провалилась, потому что, несмотря на то, что немцы отвоевали часть земли и уничтожили немецкие танки и бронетехнику, цели миссии не были выполнены (немцы усилили свои позиции артиллерией). Отряд потерял 2 танка, еще 6 выведены из строя. В отряде осталось 24 полностью исправных танка. Затем батальон сплотился и отошел в Варшаву, а затем в Бжесьч, где он прикрыл мобилизацию войск. 15 сентября он участвовал в двухдневной гонке, но понес большие потери из-за бомбардировок с воздуха и был отведен на юг. Оставшиеся 11 танков пришлось уничтожить экипажам из-за нехватки нефти, и 17 сентября, после того, как Советский Союз присоединился к Германии в ее войне против Польши, экипажи и личный состав подразделения пересекли границу с Румынией.
Остальные танки, найденные в Варшаве, были сформированы Командованием обороны Варшавы в 1-ю и 2-ю роты легких танков. В 1-й роте было 11 двухбашенных танков, ранее использовавшихся для обучения. На начальных этапах Осады Варшавы отряд принимал участие в тяжелых боях за пригород Варшавы Окенце и расположенный там крупный аэропорт. Из-за отсутствия противотанкового вооружения танки 1-й роты понесли потери и 12 сентября были отведены в тыл, где часть соединили со 2-й ротой.
У 2-й роты было 11 однобашенных танков, а также неизвестное количество другой бронетехники. Принимал участие в успешной обороне городка Воля от немецкой пехоты и танковых частей. Он также использовался для тактических контратак, в том числе для деревни Wawrzyszew, где роте удалось сорвать подготовку противника к штурму. 15 сентября роте было приказано сформировать острие польской атаки, направленной на соединение с силами Познанской армии, отступившей после битвы при Бзуре через Кампинос. лес к северу от Варшавы. Атака закончилась незначительным успехом, хотя немецкая воздушная бомбардировка привела к большим потерям как личным составом, так и танками. Оставшиеся 7ТП использовались на различных участках фронта до конца обороны Варшавы 27 сентября, когда были уничтожены их экипажами. В то же время один 7TP был захвачен Советами во время вторжения в Польшу.
Опыт боевых действий показал, что Bofors wz. 37 противотанковое орудие, использовавшееся в 7ТП, могло пробить броню любого из немецких танков того времени, включая новейший, Panzer IV. С другой стороны, 7TP был слишком легкобронирован, особенно против бомбардировок с воздуха.
Полных танков 7ТП не сохранилось до наших дней, хотя планируется построить копию танка для Музей Войска Польского в Варшаве.
Башенная пушка от 7TP, которая использовалась против вторгшихся немцев в сентябре 1939 года, а затем использовалась немцами во Франции, выставлена в Польском институте и музее Сикорского в Лондоне.
В Бельско-Бяла реконструируется 7ТП, в его реконструкцию войдут многие оригинальные детали, найденные в разных местах Польши. Теперь он имеет оригинальную коробку передач и скоро будет вооружен оригинальной 37-мм пушкой Bofors. Гусеницы исходят от Т-26. Реконструкторы представляли прогресс своей работы на различных собраниях реконструкторов и исторических юбилеях.
Только оценка
![]() | На Wikimedia Commons есть материалы, связанные с 7TP. |