9TP (код для польского : dziewięciotonowy polski - «9-тонный польский») был Польский легкий танк начала Второй мировой войны эпохи. Развивая более ранний танк 7TP, он должен был заменить своего предшественника на польской службе в 1940 году. В связи с началом войны в боях участвовало лишь ограниченное количество ранних прототипов и опытных версий. Вторжение в Польшу.
Название танка было придумано после Второй мировой войны, технически модифицированные танки 7ТР, вероятно, должны были сохранить старое обозначение независимо от модификаций. Альтернативные названия включают «7TP wzmocniony», то есть «усиленный 7TP».
В 1930-е годы Войско Польское и государственная корпорация Państwowe Zakłady Inżynierii (PZInż) работали над многочисленными проектами современных средних танков. которые должны были заменить 7TP в качестве основного танка на польской службе, такие как 10TP и 14TP. Хотя 7TP был относительно современным и намного превосходил свои немецкие аналоги, немецкие Panzer I и Panzer II, он был основан на устаревших Vickers 6-Ton и было ясно, что у него ограниченный потенциал для дальнейших улучшений. Однако, поскольку проекты 10ТП и 14ТП отставали от графика, в 1938 году было принято решение улучшить существующую конструкцию.
Первой модификацией был новый, более мощный силовой агрегат. В новой конструкции мог использоваться либо дизельный двигатель (лицензионное производство в Польше), либо современный бензиновый двигатель. Оба двигателя были легче и меньше, чем у двигателя 7ТП. Благодаря этому броня могла быть расширена, и больше места могло быть перенаправлено в боевое отделение. Дополнительным бонусом было то, что оба двигателя имели водяное охлаждение, что позволило заменить заднюю решетку 7ТР на сплошные броневые пластины. Еще одна модификация, запланированная для 9ТП, заключалась в переходе с болтовых и привинчиваемых бронелистов на сварные, что еще больше усилило корпус и позволило сэкономить дополнительно 210 кг, достаточных для дальнейшего усиления брони и расширения гусениц с 267 мм до 320 мм.
Две проектные группы должны были работать над пакетом обновления. Команда разработчиков PZInż во главе с Эдвардом Хабичем решила использовать двигатель Saurer CT1D и постепенно вносить конструктивные улучшения на производственных линиях. В мае 1938 года на заводе PZInż был изготовлен один из танков 7ТР (бортовой номер 1766) с новым двигателем CT1D и задними бронелистами. Осенью того же года новый танк прошел испытания в Центре подготовки бронетанковых войск в крепости Модлин.
. Одновременно конструкторская группа Технического исследовательского бюро бронетанковых войск (ББТБП) приняла на вооружение двигатель PZInż 725 и решила: доработать танк, занизив его силуэт. Хотя конструкция BBTBP считалась более совершенной, чем предложенная PZIn, в конечном итоге предложения PZInż были приняты как требующие меньше работы и времени для внедрения в серийное производство.
29 июня 1939 года Польская армия заказала 100 танков новой конструкции, которые должны были быть доставлены к июню 1940 года. В следующем месяце PZInż произвела два дополнительных прототипа для всесторонних испытаний в танковый полигон. Хотя испытания в целом прошли положительно, было отмечено, что новая конструкция имела гораздо меньшую скорость, чем предполагалось (26 км / ч на дорогах с твердым покрытием и 11,5 км / ч на бездорожье).
Неясно, сколько танков 9ТП было фактически произведено до начала Второй мировой войны 1 сентября 1939 года. Предполагается, что 11 танков, поставленных польской армии уже после начала боевых действий, были танками 9ТП. чем конструкция 7TP. В таком случае общее количество выпущенных танков 9ТР составило 13 (два опытных образца и 11 серийных моделей), причем один 7ТП с новым двигателем являлся промежуточной конструкцией. Однако никакой документации не сохранилось, и это никоим образом не является достоверным. 11 танков могли быть стандартными 7ТП или 7ТП с некоторыми модификациями, но не всеми. Танки этой партии были включены в состав 2-й роты легких танков и участвовали в боях во время осады Варшавы и с отличием прослужили до капитуляции города 27 сентября 1939 года.