Renault FT

редактировать
Renault FT
FT 17.jpg FT с башней Girod в Королевском музее вооруженных сил, Бельгия
Тип Легкий танк
Место происхождения Франция
История обслуживания
В сервисе 1917–1949
Использован Различные операторы
Войны
История производства
Разработано 1916 г.
Варианты
Характеристики
Масса 6,5 тонны (6,4 длинных тонны ; 7,2 коротких тонны )
Длина 5,00 м (16 футов 5 дюймов)
Ширина 1,74 м (5 футов 9 дюймов)
Рост 2,14 м (7 футов 0 дюймов)
Экипаж 2 (командир, водитель)

Броня От 8 до 22 мм (от 0,31 до 0,87 дюйма)
Основное вооружение 37-мм пушка Puteaux SA 1918 или 8-мм пулемет Гочкиса Пулемет Reibel (FT 31)
Двигатель Renault 4-х цилиндровый, 4,5 л, термосифонный с водяным охлаждением; Бензиновый ( бензиновый ) насос; Масляный насос двигателя; Предустановленный карбюратор Зенит; Магнитное зажигание 39 л.с. (29 кВт) при 1500 об / мин
Мощность / вес 5 л.с. / т (3,7 кВт / т)
Передача инфекции скользящая шестерня; четыре скорости вперед, одна назад. Одно основное сцепление плюс два вспомогательных сцепления (по одному на каждую из двух гусениц) для управления танком.
Приостановка вертикальные пружины
Вместимость топливных баков 95 литров (около 8 часов)
Рабочий диапазон 60 км (37 миль)
Максимальная скорость 7 км / ч (4,3 миль / ч)

Renault FT (часто упоминается в пост- Первой мировой войны литературе как FT17, FT17, или аналогичный) был французский легкий танк, который был одним из самых революционных и влиятельных конструкций танков в истории. FT был первым серийным танком, вооружение которого находилось в полностью вращающейся башне. Конфигурация Renault FT (боевое отделение спереди, моторный отсек сзади и основное вооружение в вращающейся башне) стала и остается стандартной компоновкой танка. Следовательно, некоторые историки бронетанковой войны назвали Renault FT первым в мире современным танком.

Французской промышленностью было изготовлено более 3000 танков Renault FT, большинство из них - в 1918 году. После Первой мировой войны танки FT в больших количествах экспортировались. Копии и производные образцы производились в США ( легкий танк M1917 ), в Италии ( Fiat 3000 ) и в Советском Союзе ( танк Т-18 ). Renault FT участвовал в боях во время межвоенных конфликтов по всему миру, но с началом Второй мировой войны считался устаревшим.

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 Развитие
    • 1.1 Именование
  • 2 Производство
    • 2,1 Франция
    • 2,2 США
  • 3 башни
  • 4 История обслуживания
    • 4.1 Первая мировая война
    • 4.2 Межвоенный период
    • 4.3 Вторая мировая война и после
    • 4.4 Деривативы
    • 4.5 Операторы
  • 5 вариантов
  • 6 Выжившие машины
  • 7 См. Также
  • 8 Примечания
  • 9 ссылки
  • 10 Дальнейшее чтение
  • 11 Внешние ссылки

Разработка

FT был разработан и произведен Société des Automobiles Renault (автомобильная компания Renault), одним из крупнейших французских производителей автомобилей в то время и сейчас.

Компоновка FT Char Mitrailleuse (с башней первого образца)

Считается возможным, что Луи Рено начал работу над этой идеей уже 21 декабря 1915 года, после визита полковника Ж.Б. Эстьена. Эстьен разработал план гусеничной бронированной машины на базе гусеничного трактора Holt и с разрешения генерала Жоффра обратился к Renault как к возможному производителю. Renault отказался, заявив, что его компания работает на полную мощность, производя военную технику, и что у него нет опыта работы с гусеничными машинами. Estienne взял свои планы в компании Schneider, где они стали первый рабочий танк Франции, в Schneider CA.

На более поздней случайной встрече с Рено 16 июля 1916 года Эстьен попросил его пересмотреть свое решение, что он и сделал. Скорость, с которой проект затем перешла в стадию создания макета, привела к теории, что Renault некоторое время работала над этой идеей.

Расположение экипажей показано с открытыми панелями

Луи Рено сам разработал общий дизайн нового танка и установил его основные характеристики. Он установил реалистичный предел прогнозируемой массы FT, которая не могла превышать 7 тонн. Луи Рено не был убежден, что достаточное соотношение мощности к массе может быть достигнуто с помощью имеющихся в то время серийных двигателей, чтобы обеспечить достаточную мобильность для тяжелых типов танков, требуемых военными. Самый талантливый промышленный дизайнер Renault, Родольф Эрнст-Метцмайер, разработал подробные планы выполнения FT. Шарль-Эдмон Серр, давний соратник Луи Рено, организовал и контролировал серийное производство нового танка. Гусеницы FT автоматически находились под напряжением, чтобы предотвратить сход с рельсов, а закругленное хвостовое оперение облегчало переход траншей. Поскольку двигатель был разработан для нормальной работы под любым уклоном, Renault FT мог преодолевать очень крутые склоны без потери мощности. Эффективная внутренняя вентиляция обеспечивалась вентилятором радиатора двигателя, который втягивал воздух через переднее боевое отделение танка и вытеснял его через задний моторный отсек.

Конструкция Renault была технически намного более совершенной, чем два других французских танка того времени, а именно Schneider CA1 (1916 г.) и тяжелый Saint-Chamond (1917 г.). Тем не менее, Renault столкнулась с некоторыми трудностями на раннем этапе в получении полной поддержки своего предложения со стороны Эстьена. После первого использования британцами тяжелых танков 15 сентября 1916 года во время битвы на Сомме французские военные все еще размышляли о том, будет ли большое количество легких танков предпочтительнее меньшего числа сверхтяжелых танков (позднее Char 2C ). 27 ноября 1916 года Этьен направил французскому главнокомандующему личную записку, в которой предлагал немедленно принять на вооружение и массовое производство легкого танка, основанного на технических характеристиках прототипа Renault. Получив два крупных правительственных заказа на танк FT, один в апреле 1917 года, а другой в июне 1917 года, Renault, наконец, смог продолжить работу. Его конструкция конкурировала со сверхтяжелым Char 2C до конца войны.

Во второй половине 1917 года прототип был усовершенствован, но на протяжении всей войны Renault FT по-прежнему испытывал проблемы с ремнем вентилятора радиатора. В 1917 году было произведено всего 84 экземпляра, но 2697 были доставлены французской армии до перемирия.

Именование

FT в Военном музее Белграда, Сербия

Хотя иногда говорилось, что буквы FT обозначают французские термины faible tonnage (низкий тоннаж), faible taille (малый размер), franchisseur de tranchées (пересекающий траншеи) или force terrestre (сухопутные войска), ни одно из этих названий не является верный. Он также не был назван FT 17 или FT-17; не было и FT18. Название происходит от двухбуквенного производственного кода, которым все новые проекты Renault были предоставлены для внутреннего использования: доступный был «FT».

Первоначально прототип назывался автопоездом Renault FT, модель 1917 года. Automitrailleuse à chenilles означает « бронированный автомобиль [в буквальном смысле: моторизованный пулемет] с гусеницами». На этом этапе войны термин «automitrailleuse» был стандартным словом для обозначения бронированных автомобилей, но к моменту создания FT уже существовало два других типа французских танков и термин char d'assaut (от французского char - телега. или вагон, и Assaut, нападения или нападения), вскоре сокращен до полукокса, был по настоянию полковника Estienne, уже принят французами и был в общем пользовании. После получения заказов на автомобиль в Renault стало называться «FT». Первоначально машина предназначалась для установки пулемета и поэтому описывалась как char mitrailleur - mitrailleur (от mitraille ; картечник) к этому времени стал означать «пулеметчик».

Многие источники, преимущественно англоязычные, называют FT как «FT 17» или «FT-17». Этот термин не является современным и, похоже, возник после Первой мировой войны. В биографии Эстьена его внучка заявляет: «Его также называют FT 17: число 17 было добавлено после войны в учебники истории, поскольку в Renault оно всегда именовалось FT». Подполковник Поль Мальмассари (французский танкист и доктор исторических наук) заявляет: «Танк Renault никогда не носил название FT 17 во время Первой мировой войны, хотя инициалы FT, кажется, появились в августе 1917 года». Некоторое замешательство могло также быть вызвано тем фактом, что американская версия автомобиля, производимая в США по лицензии Renault, получила обозначение M1917. Когда было решено оснастить FT пушкой или пулеметами, пушечный вариант получил обозначение char canon (пушечный танк), а последний в соответствии с французской грамматикой переименовали в char mitrailleuse (пулеметный танк).

Часто утверждается, что некоторые из этих танков получили обозначение FT 18. Причины, приведенные в этой претензии, включают: оно отличало танки 1918 года выпуска от танков 1917 года выпуска; он применялся к ФТ, вооруженным пушкой, в отличие от пулеметов; отличает ФТ с литой округлой башней от шестиугольной; речь шла о двигателе мощностью 18 лошадиных сил; он указывал на версию, в которую были внесены различные изменения.

Рекорды Renault не делают различий между выпуском 1917 и 1918 годов; решение о вооружении ФТ 37-мм пушкой было принято в апреле 1917 года, еще до того, как были произведены танки; из-за различных производственных трудностей и требований к конструкции, ряд типов турелей был произведен несколькими производителями, но все они были приспособлены к базовому корпусу FT без каких-либо отличительных ссылок; все ФТ имели один и тот же модельный двигатель мощностью 18 л.с. Руководство Renault от апреля 1918 года озаглавлено RENAULT CHAR D'ASSAUT 18 HP, а иллюстрации относятся к пулеметной версии. Официальное обозначение не менялось до 1930-х годов, когда FT была оснащена пулеметом Reibel 1931 года и переименована в FT modifié 31. К этому времени французская армия была оснащена несколькими другими моделями Renault, и возникла необходимость различать различные типы.

Производство

Франция

Примерно половина всех FT была произведена на заводе Renault в Булонь-Бийанкур недалеко от Парижа, а оставшаяся часть была передана другим компаниям в субподряд. Из первоначального заказа на 3530 Renault пришлось 1850 (52 процента), Berliet 800 (23 процента), SOMUA (дочерняя компания Schneider amp; Cie ) 600 (17 процентов) и Delaunay-Belleville 280 (8 процентов).). Когда в 1918 году заказ был увеличен до 7820 штук, продукция распределялась примерно в той же пропорции. Луи Рено согласился отказаться от лицензионных отчислений для всех французских производителей FT.

Французский Renault FT в Музее армии, Париж

Соединенные Штаты

Когда США вступили в войну в апреле 1917 года, их армии не хватало тяжелой техники и совсем не было танков. Из-за требований военного времени к французской промышленности было решено, что самый быстрый способ снабдить американские войска достаточным количеством брони - это производство FT в США. Было принято решение о потребности в 4400 модификациях модифицированной версии M1917, поставка которых должна была начаться в апреле 1918 года. К июню 1918 года американские производители не смогли их произвести, и сроки поставки были перенесены на сентябрь. Поэтому Франция согласилась предоставить 144 FT, что достаточно для оснащения двух батальонов. Ни один M1917 не попал в американские экспедиционные силы (AEF), пока война не закончилась.

Турель

Первый макет из канона револьверного, установленные на прототипе FT. Пистолет деревянный.

Первая башня, разработанная для FT, была круглой литой стальной версией, почти идентичной таковой у прототипа. Он был разработан для установки 8-мм пулемета Hotchkiss. В апреле 1917 года Этьен по тактическим соображениям решил, что некоторые машины должны быть способны нести небольшую пушку. Было выбрано 37-мм орудие Пюто, и были предприняты попытки создать башню из литой стали, способную ее разместить, но они не увенчались успехом. Первые 150 FT предназначались только для тренировок и были сделаны из незакаленной стали плюс первая модель башни. Тем временем компания Berliet разработала новую конструкцию - многоугольную башню из клепаных пластин, которую было проще изготовить, чем предыдущую башню из литой стали. Он получил название «омнибус», поскольку на него можно было легко установить пулемет Гочкиса или 37-мм пулемет с оптическим прицелом. Эта башня в большом количестве устанавливалась на серийные модели. В 1918 году Forges et aciéries Paul Girod произвел успешную круглую башню, которая в основном была отлита с некоторыми катаными деталями. Башня Girod также имела конструкцию «омнибус». Жирод поставлял его всем компаниям, производившим FT, и на поздних этапах войны он стал более обычным явлением, чем турель Berliet. Башня находилась на круговой дорожке на шарикоподшипниках и могла легко вращаться наводчиком / командиром или фиксироваться на месте с помощью ручного тормоза.

История обслуживания

Первая Мировая Война

Армия США, действующая на Западном фронте, 1918 год.

Renault FT широко использовался французскими войсками в 1918 году и Американскими экспедиционными войсками (AEF) на Западном фронте на более поздних этапах Первой мировой войны.

Его дебют на поле боя произошел 31 мая 1918 года к востоку от леса Рец, к востоку от Чаудуна, между Плоази и Шазель, во время Третьей битвы на Эне. Этот бой с 30 танками успешно прервал немецкое наступление, но из-за отсутствия поддержки пехоты машины позже отошли. С тех пор было развернуто постепенно увеличивающееся количество FT, а также меньшее количество старых танков Schneider CA1 и Saint-Chamond. Поскольку в середине 1918 года война превратилась в войну передвижения, во время Стодневного наступления более легкие FT часто перевозили на тяжелых грузовиках и специальных трейлерах, а не по железной дороге на платформах. Первоначально Эстьен предлагал сокрушить оборону противника, используя «рой» легких танков, тактика, которая в конечном итоге была успешно реализована. Начиная с конца 1917 года союзники по Антанте пытались превзойти Центральные державы во всех отношениях, включая артиллерию, танки и химическое оружие. Следовательно, была поставлена ​​цель произвести до конца 1919 года 12 260 танков FT (7820 во Франции и 4440 в Соединенных Штатах). Танк Renault FT был лучшим боевым танком всей войны, эффективным, экономичным и адаптированным для массовое промышленное производство. Он сыграл ведущую роль в наступлении 1918 года, когда получил народное название «Танк Победы».

Британская армия использовала 24 FT для командования и связи, обычно без оружия.

Италия получила 3 ​​ФТ в июне 1918 года, но они не принимали участия в боевых действиях, и никаких других танков до конца войны не поступало.

Межвоенный период

Польские танки FT во время битвы при Динебурге

После окончания Первой мировой войны автомобили Renault FT экспортировались во многие страны (Бельгия, Бразилия, Чехословакия, Эстония, Финляндия, Иран, Япония, Литва, Нидерланды, Польша, Румыния, Испания, Швейцария, Турция, Югославия). Танки Renault FT использовались большинством стран, имеющих бронетанковые силы, как правило, в качестве наиболее заметного типа танков.

Они использовались в антисоветских конфликтах, таких как Гражданская война в России, польско-советская война и война за независимость Эстонии. 5 февраля 1920 года Эстония закупила у Франции девять автомобилей.

Японский танк FT-Ko в Маньчжурии, 1932 г.

Французские танки, развернутые в Владивостоке были переданы китайская Фэнтянь армии из Чжана Цзолиня в 1919 году более 14 Renaults были куплены в 1924 и 1925 гг Этих танков пила действия для защиты границы от Советов в 1920 - х годах и против военачальника У Пой - фу в 1926 году После японского вторжения в Маньчжурию почти все они были переданы Имперской армии Маньчжоу-Го.

Танки Renault также использовались в колониальных конфликтах, например, при подавлении восстания в итальянской Ливии в 1919 году. Французская армия отправила роту танков FT в Сирию во время Великого восстания друзов. В Бразилии танки FT использовались Старой Республикой для подавления различных восстаний между 1924 и 1927 годами, а также силами Варгаса против конституционалистской революции.

Во время Рифской войны, после ежегодной катастрофы, испанская армия заказала 10 FT, вооруженных пулеметами Hotchkiss, и 1 char TSF в дополнение к первому Renault, купленному в 1919 году. Эти танки сформировали роту, развернутую с 1921 года. После первой неудачи они доказали свою эффективность. быть очень эффективными и шесть более были поставлены в 1925 году испанский FT были первые танки в истории, чтобы принять участие в десанта, на посадке Алусемас. Французская армия развернула два батальона FT во время войны, в том числе одну роту танков с гусеницами Kégresse. После окончания войны французские танки остались в Северной Африке, чтобы завершить «усмирение» Марокко в Атласских горах. Когда началась гражданская война в Испании, половина экипажей Renault осталась верна Испанской республике, а остальные присоединились к повстанцам. Позднее Франция отправила 32 FT республиканцам, а Польша - 16, официально проданных Уругваю.

Вторая мировая война и после

Танки Renault FT также использовались в ограниченном количестве во время Второй мировой войны в Польше, Финляндии, Франции, Греции, Румынии и Королевстве Югославии, хотя они уже были устаревшими. В мае 1940 года французская армия все еще имела семь передовых батальонов, каждый из которых был оснащен 63 FT, один малочисленный батальон, а также три отдельные роты по 10 человек в каждой, общая штатная численность составляла 504 человека. Еще 105 находились на вооружении. в колониях Марокко и Алжира и 58 во французском Леванте, Мадагаскаре и Индокитае. Некоторые танки FT были закопаны в землю и залиты бетоном, чтобы дополнить линию Мажино.

Трофейные танки FT на немецкой службе в Сербии (Вторая мировая война)

Тот факт, что несколько единиц использовали Renault FT, породил популярный миф о том, что у французов вообще не было современного оборудования; Фактически, у них было столько же современных танков, сколько у немцев, однако большинство из них имели одноместные башни и были менее эффективны, чем немецкие танки, такие как Panzer III и IV. Французы страдали от стратегической слабости, а не от недостатка оборудования. Когда лучшие французские подразделения были отрезаны немецким движением к Ла-Маншу, около 390 FT, ранее использовавшихся для тренировок или хранящихся на складах, присоединились к 184–192 FT, находящимся на вооружении подразделений внутренней безопасности. Вермахта захватили 1704 FTS. Они использовали около 100 для обороны аэродромов и около 650 для патрулирования оккупированной Европы. Некоторые из них использовались немцами в 1944 году для уличных боев в Париже, но к этому времени они безнадежно устарели.

Vichy France использовала Renault FT против сил вторжения союзников во время операции «Факел» в Марокко и Алжире. Французские танки не могли сравниться с недавно прибывшими американскими танками M4 Sherman и M3 Stuart. Последний бой французской армии FT был во время японского вторжения во французский Индокитай, когда часть обороняла крепость Хюэ.

Последнее «боевое» применение, возможно, было в 1980-х годах во время советско-афганской войны, когда, по сообщениям, некоторые FT использовались в качестве дотов или блокпостов.

Производные

Памятник первому советскому танку в Нижнем Новгороде, копия «Русского Рено».

FT был предком длинной линейки французских танков: FT Kégresse, NC1, NC2, Char D1 и Char D2. Итальянцы произвели в качестве стандартного танка FIAT 3000, умеренно близкую копию FT.

Советская Красная Армия захватила 14 сгоревших Рено у русских войск и восстановила их на заводе « Красное Сормово» в 1920 году. В 1920–1922 годах было произведено около 15 точных копий, получивших название «Русское Рено», но они никогда не использовались в бою. из-за множества технических проблем. В 1928–1931 годах первым полностью советским танком был Т-18, производный от Renault с рессорной подвеской.

Операторы

  • Испанский танк FT в Марокко, 1922 год.

  • Китайские танки FT

  • Литовские танки FT в 1925 году

  • Чехословацкий танк FT в 1928 году

Варианты

  • Renault FT TSF

  • FT modifié 31 разрушен недалеко от Лизьё (Нормандия) в июне 1940 г.

  • Югославский танк M26 / 27, уничтоженный во время вторжения в Югославию в 1941 году.

  • Char canon: FT с 37-мм короткоствольной пушкой Puteaux SA18 : заказано около 3/5 танков, фактически произведено около 1/3 танков.
  • Char mitrailleuse: FT с 8-мм пулеметом Hotchkiss M1914 : заказано около 2/5 танков, произведено около 3/5 танков.
  • FT 75 BS: САУ с короткоствольным орудием Blockhaus Schneider 75mm: произведено 40 штук.
  • Char signal или TSF: командирский танк с радиостанцией. «TSF» означает télégraphie sans fil («беспроводной»). Вооружения нет, экипаж из трех человек, заказано 300, произведено 100.
  • FT modifié 31: модернизированные танки с 7,5-мм пулеметом Reibel. После испытаний с 1929 по 1931 год, эта модификация была сделана в 1933–1934 годах на 1000 гусеничных митральеров, которые все еще находились на французских стапелях. Эта версия иногда называлась «FT 31», хотя это не было официальным названием.
  • FT désarmé  : французский чар-канон, чья 37-мм пушка была снята в 1930-х годах для вооружения современных танков и использовалась для различных целей:
    • Pont Bourguignon sur char FT: FT без башни с легким мостиком, по идее генерала Луи Фердинанда Бургиньона.
    • некоторые были перевооружены ручным пулеметом FM 24/29
  • FT- Ko: тринадцать модифицированных единиц, импортированных Императорской японской армией в 1919 году, вооруженных 37-мм пушкой SA18 или пулеметами; использовался в бою во время Маньчжурского инцидента и впоследствии для обучения
  • M1917 : копия, построенная в США. Построено 950 единиц, из них 374 орудийных и пятьдесят радиотанков. Во время Второй мировой войны канадская армия закупила 236 дублирующих M1917 для учебных целей.
  • Русский Рено: «Русский Рено», первый советский танк, произведенный на Красном Сормово. Близкая копия. Произведено 17 единиц. Также известен как «Танк М» или «Танк КС».
  • Renault FT CWS: танки Renault FT CWS или Zelazny (« мягкая сталь ») были построены в Польше для использования только в качестве учебных машин (польские боевые танки были произведены во Франции). На этих танках использовались запасные французские двигатели и комплектующие. Во всем остальном корпуса и башни были изготовлены по французским спецификациям. Было построено около 27 танков CWS FT. CWS - это аббревиатура от Centralne Warsztaty Samochodowe (в переводе «Центральные автомобильные мастерские» или «Центральная мастерская для грузовых автомобилей»), завода в Варшаве, который выполнял техническое обслуживание и ремонт на уровне депо.
  • Renault M26 / 27: развитие FT с другой подвеской и резиновыми гусеницами Kégresse ; количество использовалось в Югославии и пять в Польше.
  • FIAT 3000 : итальянское происхождение.
  • Т-18 : советский вариант с рессорной подвеской и двигателями Fiat.
  • Польский бензобак: польская модификация, построенная в Wojskowy Instytut Gazowy («Военный газовый институт») и испытанная на полигоне в Рембертове 5 июля 1926 года. Вместо башни танк имел сдвоенные газовые баллоны. Он был разработан для создания дымовых завес, но также мог использоваться для химической атаки. Был произведен только один.
  • Renault FT AC: план в декабре 1939 года по превращению устаревших французских FT в истребители танков. Танк никогда не покидал чертежной доски. Вместо башни планировалось установить 47-мм противотанковую пушку APX.

Выжившие автомобили

Renault FT в Танковом музее Парола, приобретенный Финляндией в 1919 году. На вооружении до 1942 года. Файл: Renault FT Saumur.webm Воспроизвести медиа Renault FT работает в Музее слепых

Примерно 41 FT, два « Русского рено» и три FT TSF сохранились в различных музеях по всему миру. (Двадцать M1917 также выжили.)

Европа:

  • Musée des Blindés, Сомюр, Франция. В собственности музея три ФТ, два из которых находятся в рабочем состоянии. Неработающий приехал из Афганистана и находится в статике. Два других танка из Афганистана были переданы Музею кавалерии и брони Паттона в Форт-Ноксе, Кентукки. Еще один передан Польше, где он отремонтирован и находится в рабочем состоянии. Musée des Blindés также владеет FT TSF.
  • Musée de la Grande Guerre, Мо, Сена и Марна, Франция. Один канон FT.
  • Musee de l'Armee, Париж, Франция. Один фут
  • Поляна перемирия, недалеко от Компьеня, Франция. Один фут
  • Танковый музей Бовингтона, Великобритания. One FT, тренировочная модель без брони.
  • Фонд Уилда в Великобритании имеет FT и TSF. Обе реставрации закончены в 2018 году.
  • Королевский военный музей, Бельгия. Один FT постоянно отображается.
  • Национальный военный музей (Румыния), Бухарест, Румыния. FT постоянно находится на открытом воздухе.
  • Военный музей (Белград), Белград, Сербия. FT постоянно находится на открытом воздухе.
  • Танковый музей Парола, Парола, Финляндия. В танковом зале выставлен FT.
  • Musée de l'armée Suisse, Бургдорф, Швейцария. FT показан как первый танк швейцарской армии, принятый на вооружение в 1922 году.
  • Museo de Medios Acorazados, Эль-Голосо (Испания). ФТ образца 1917 года в ремонте.
  • Музей Рогаланда Кригшисториске, Ставангер, Норвегия ()
  • Музей Войска Польского, Варшава, Польша. Приобретена в 2012 году в Афганистане, полностью отремонтирована.
  • В музее Oorlogsmuseum Overloon, Оверлун, Нидерланды, есть Renault FT с немецкой маркировкой. Этот автомобиль был захвачен во Франции и впоследствии использовался немецкой армией для патрулирования и охраны авиабазы Фолькель во время Второй мировой войны.
  • Две полноразмерные рабочие копии Renault FT были построены с нуля энтузиастом, покойным Робертом Тирчаковски для фильма Ежи Хоффмана 2011 года «Варшавская битва 1920».

Северная Америка:

  • Коллекция доспехов и кавалерии армии США, Форт Беннинг, Джорджия, США. В 2003 году майор Роберт Реддинг обнаружил в Кабуле два танка FT, на одном из которых должна была быть установлена ​​37-мм пушка, а на другом - 8 мм. С разрешения афганского правительства два танка были переданы в США, где один из них, пулеметный, был восстановлен и первоначально выставлен в Музее кавалерии и брони Паттона, пока не была передана коллекция Armor Branch. в Форт Беннинг. Этот FT в настоящее время выставлен в Галерее доспехов НИМ. В настоящее время Armor Collection восстанавливает другой 37-мм пушечный танк FT. Предыдущий FT в Форт-Ноксе был переведен в Центр наследия и образования армии США в Carlisle Barracks, Пенсильвания.
  • Военный музей штата Луизиана в Казармах Джексона в Новом Орлеане, штат Луизиана. FT был затоплен водами урагана «Катрина» в 2005 году. Он был отреставрирован Музеем американских солдат и вернулся для демонстрации.
  • Национальный музей Первой мировой войны, расположенный в Мемориале Свободы, Канзас-Сити, штат Миссури. FT, поврежденный немецкой артиллерией.
  • FT выставлен на статической выставке в Центре наследия и образования армии США в Carlisle Barracks, Пенсильвания.
  • Гибрид FT / M-1917 показан на диораме в натуральную величину в музее Форт Джордж Г. Мид, штат Мэриленд.
  • В Музее американских солдат в Колледж-Стейшн, штат Техас, есть полностью оригинальный, полностью функциональный, полностью рабочий FT с функциональным 37-мм основным орудием. Танк не ходил во время войны, имеет незначительные боевые повреждения на некоторых участках гусеницы.

Южная Америка:

  • Военный музей Конде де Линьярес в Рио-де-Жанейро, Бразилия. Один FT.
  • Музей Эдуардо Андре Матараццо, Бебедуро, Бразилия. Один FT постоянно отображается

Австралия:

Смотрите также

Примечания

использованная литература

дальнейшее чтение

  • Эйрес, Леонард П. (1919), Война с Германией. Статистическая сводка, Вашингтон, правительственная типография. п. 80 (танки)
  • Каппельяно, Филиппо; Баттистелли, Пьер Паоло (2012). Итальянские легкие танки 1919–45. New Vanguard 191. Лондон: ISBN Osprey Publishing Ltd.   9781849087773.
  • Кроуэлл, Бенедикт (1919) Боеприпасы Америки 1917-1918, Глава 8: Танки, Типография правительства Вашингтона.
  • Данжу, Паскаль (2009). Renault FT. Trackstory 10 (на французском языке). Editions du Barbotin. ISBN   978-2952098878.
  • Дингли, Лоран (2000), Луи Рено, Grandes Biographies, Фламмарион. ISBN   978-2-0806-7946-8
  • Эстьен Мондэ, Арлетт, (2010), Le General JBE Estienne. Pere des Chars, L'Harmattan, Париж, ISBN   978-2-296-13179-8
  • Сорок, Джордж; Ливси, Джек (2006). Всемирная энциклопедия танков и боевых бронированных машин. Лондон: ISBN компании Anness Publishing Ltd.   978-0754833512.
  • Гейл, Тим (2013). Танковые силы французской армии и бронетанковая война в Великой войне: Artillerie Spéciale. Исследования Рутледжа в истории Первой мировой войны. Рутледж. ISBN   9781138247208.
  • Гуго, Ален, (1987) L'Aube de la Gloire: Les auto mitrailleuses et les chars francais pendant la Grande Guerre, Histoire method et militaire, Societe Ocebur (Guides Muller), ISBN   2-904255-02-8.
  • Хатри, Гилберт, (1978), Renault Usine de Guerre, Eds. Лафуркад, Париж, ISBN   2-902667-01-9 -. Целая глава посвящена истории промышленного производства Renault FT.
  • Jeudy, Жан-Габриэль (1997). Chars de France (на французском языке). ETAI. ISBN   9782726883693.
  • Юркевич, Бруно, (2008) Les Chars Francais au Combat 1917–1918, (более 150 иллюстраций) ECPAD / YSEC, BP ​​405 27405 Louviers Cedex France. К этой книге прилагается совместимый DVD с историческими фильмами, демонстрирующими французские танки Первой мировой войны, в том числе Renault FT.
  • Мальмассари, Поль (2009) Les Chars de la Grande Guerre. "14-18 Le Magazine de la Grande Guerre". ISSN   1627-6612
  • Ортолан, Анри, (2008), La Guerre des Chars. Bernard Giovangeli Editeur, Париж, ISBN   978-2-909034-99-7
  • Перре, Ж. (1940) Batailles et Combats des Chars Francais: La bataille defensive Avril-Juillet 1918. Второй фолиант. Charles Lavauzelle amp; Cie.
  • Залога, Стивен Дж. (1988). Легкий танк Renault FT. Vanguard 46. Лондон: ISBN Osprey Publishing Ltd.   9780850458527.
  • Залога, Стивен Дж. (2010). Французские танки Первой мировой войны. New Vanguard 173. Лондон: ISBN Osprey Publishing Ltd.   978-1-84603-513-5.
  • Залога, Стивен Дж. (2014). Французские танки Второй мировой войны (1): пехота и боевые танки. New Vanguard 209. Лондон: ISBN Osprey Publishing Ltd.   9781782003892.
  • Renault Char d'Assaut 18 HP, Notice descriptive et Reglement de Maneuver et d'Entretien (Аврил 1918 г.). A.Omeyer, бульвар Бомарше 26, Париж 11eme. 68 страниц и 15 табличек. Это оригинальное заводское полное руководство пользователя Renault для танка FT. С ним можно ознакомиться на сайте "scribd.com" (Всемирная цифровая библиотека).

внешние ссылки

Последняя правка сделана 2023-03-27 09:56:14
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте