SMS Csepel

редактировать

SMS Tatra (1912 г.), Modell.jpg Модель сестринского корабля SMS Tátra в Heeresgeschichtliches Museum Wien
История
Австрия-Венгрия
Имя :Чепель
Строитель:Ганц-Данубиус, Порто-Ре, Королевство Хорватия-Славония, Австро-Венгерская империя
Заложен:9 января 1912 г.
Спущен:30 декабря 1912 г.
Выполнен:29 декабря 1913 г.
Судьба:Передан Италии, январь 1920 г.
Королевство Италия
Приобретено:январь 1920 г.
Переименовано:Муджа, 26 сентября 1920 г.
Судьба:Затонувший, 25 марта 1929 г.
Общие характеристики
Класс и тип:Класс Татра эсминец
Водоизмещение:
Длина:83,5 м (273 футов 11 дюймов) (o / a )
Ширина:7,8 м (25 футов 7 дюймов)
Осадка:3 м (9 футов 10 дюймов) ( глубокая нагрузка)
Установленная мощность эр:
Силовая установка:2 × вала; 2 × паровые турбины
Скорость:32,5 узлов (60,2 км / ч; 37,4 миль / ч)
Диапазон:1600 мор. миль (3000 км; 1800 миль) на скорости 12 узлов (22 км / ч; 14 миль / ч)
Дополнение:105
Вооружение:

SMS Csepel был одним из шесть эсминцев класса , построенных для kaiserliche und königliche Kriegsmarine (австро-венгерский флот ) незадолго до Первой мировой войны. Война. Построенный в 1913 году, он помогал потопить итальянский эсминец в мае 1915 года, после того как Италия объявила войну Австро-Венгрии. Два месяца спустя корабль участвовал в безуспешной попытке отбить небольшой остров в центральной Адриатическом море у итальянцев. В ноябре и начале декабря «Чепель» был одним из кораблей, совершавших набеги у албанского побережья, чтобы перекрыть линии снабжения между Италией и Албанией. Она была ранена один раз во время Первой битвы при Дураццо в конце декабря. Ее корма была оторвана французской подводной лодкой в ​​начале 1916 года, и ее ремонт был завершен только в начале 1917 года.

Чепель участвовал в нескольких неудачных набегах на плотину Отранто в 1917 году, хотя она и затонула. итальянский эсминец во время битвы при проливе Отранто. Во время действия в проливе Отранто корабль помог повредить пару британских эсминцев. Она была передана Италии в 1920 году в соответствии с мирными договорами, положившими конец войне, и переименована в Muggia. Regia Marina (Королевский флот Италии) доставил ее на Дальний Восток в 1927 году, где она села на мель и потерпела крушение во время тайфуна два года спустя.

Содержание
  • 1 Дизайн и описание
  • 2 Строительство и карьера
    • 2.1 Действия у Вьесте
    • 2.2 Первое сражение при Дураццо
    • 2.3 Битва при проливе Отранто
    • 2.4 Действие 22 Апрель 1918 г.
    • 2.5 Конец войны
    • 2.6 Послевоенное время
  • 3 Примечания
  • 4 Цитаты
  • 5 Библиография
Дизайн и описание

Эсминцы класса Tátra были быстрее, мощнее и более чем в два раза больше, чем у предыдущего класса Huszár. Суда имели общую длину 83,5 метра (273 футов 11 дюймов), длину ширины 7,8 метра (25 футов 7 дюймов) и максимальную осадку . 3 метра (9 футов 10 дюймов). Они вытеснили 870 длинных тонн (880 т) при нормальной нагрузке и 1050 длинных тонн (1070 т) при глубокой нагрузке. На кораблях было 105 офицеров и рядовых.

Татры приводились в движение двумя паровыми турбинами AEG -Curtiss , каждая из которых приводила в движение один карданный вал с использованием пара от шести котлов Тысячелистника. Четыре котла работали на мазуте, а в оставшейся паре использовался уголь. Турбины, рассчитанные на выработку 20600 лошадиных сил на валу (15400 кВт ), были предназначены для обеспечения скорости кораблей 32,5 узлов (60,2 км / ч ; 37,4 миль / ч ). Суда перевозили достаточно нефти и угля, чтобы иметь дальность действия 1600 морских миль (3000 км; 1800 миль) при скорости 12 узлов (22 км / ч; 14 миль / ч).

Основное Вооружение эсминцев типа Tátra состояло из двух орудий K10 калибра 50- Škoda Works 10-сантиметрового (3,9 дюйма), по одному на носу и на корме надстройка в одиночных, незащищенных креплениях. Их вторичное вооружение состояло из шести 45-калибров 66-миллиметровых (2,6 дюйма) орудий, два из которых были на зенитных установках. Они также были оборудованы четырьмя 450-миллиметровыми (17,7 дюйма) торпедными аппаратами в двух сдвоенных вращающихся установках на миделе.

Конструкция и карьера

Чепель заложен от Ганц-Данубиус на их верфи в Порто-Ре в Королевстве Хорватия-Славония из Австро- Венгерская империя 9 января 1912 г., спущена на воду 30 декабря 1912 г. и завершена 29 декабря 1913 г. Корабли класса «Татра» не играли значительной роли в мелких набегах и перестрелках в Адриатическом море в 1914 г. и начало 1915 года между Кордиальной Антаной и Центральными державами. 13 августа 1914 г. Чепель спас 76 выживших и вытащил из воды 18 трупов с австро-венгерского пассажирского судна SS Baron Gautsch после того, как он наткнулся на минное поле Так и потопили. На эсминце была произведена замена гребного вала подшипников с 9 по 12 мая 1915 года.

Action off Vieste

Королевство Италии подписало секретный договор в Лондоне в конце апреля 1915 г. разорвал его союз с Германской империей и Австро-Венгрией и обещал объявить войну Центральным державам в течение месяца. Австро-венгерская разведка обнаружила это, и адмирал Антон Хаус, командующий австро-венгерским флотом, спланировал массированную внезапную атаку на итальянские порты и объекты на северном побережье Адриатического моря, за пределами диапазона перехвата современных кораблей «Регия-Марина», дислоцированная в Таранто. Чтобы предупредить о любых итальянских военных кораблях, способных помешать бомбардировкам, Хаус заранее разместил три группы эсминцев, каждую во главе с крейсером-разведчиком . В центральной части Адриатики между островом Пелагоса и итальянским побережьем, за четыре дня до объявления войны Италией 23 мая, были размещены четыре эсминца типа Tátra, включая Csepel, и крейсер СМС Гельголанд. Около полуночи в ночь с 23 на 24 мая Хаус приказал разведывательным группам двигаться на запад и атаковать прибрежные итальянские цели. Примерно через час четыре татра столкнулись с парой итальянских эсминцев класса нембо и, но в темноте итальянцы посчитали их дружественными кораблями.

Итальянские корабли отделились, когда Аквилон отправился на разведку; Гельголанд начал бомбардировку города Барлетта в 04:00, а итальянский эсминец заметил крейсер в 04:38. Аквилона повернул на юго-восток и смог выйти из боя без каких-либо повреждений. Турбина, однако, столкнулась с Гельголандом несколько минут спустя и считала, что это итальянский корабль, пока ее не вывел из заблуждения залп с крейсера. Эсминец повернул на север, в сторону Виесте, чтобы убежать, преследуя Гельголанда и эсминец СМС Орьен. Предупрежденные командиром Гельголанда, Linienschiffskapitän (капитан) Генрих Зейтц, эсминцы Csepel и SMS Tátra, бомбившие Манфредония, двинулись на перехват и заметили Турбину на 05:10, открытие огня в 05:45. СМС Лика, которая бомбардировала Виесте, получила приказ заблокировать ее побег на север, в то время как Гельголанд остался на востоке, чтобы отрезать ей доступ к Адриатике. Лика нанесла критический удар в бою, когда один из ее 66-миллиметровых снарядов сломал паровую трубу Турбины и заставил ее быстро потерять скорость. Татра и Гельголанд также были поражены, и Турбина была мертва в воде со списком , когда ее команда покинула корабль в 06:51. Она ударила Татру и Чепеля во время боя, но не причинила значительного ущерба. Австро-венгры спасли 35 выживших, прежде чем торпедировать заброшенный корабль. Когда они отходили, они были атакованы защищенным крейсером Ливия и вооруженным торговым крейсером между 07:10 и 07:19. Гельголанд был поражен одним снарядом, прежде чем они смогли оторваться от более медленных кораблей.

23 июля Гельголанд и ее сестра СМС Саида в сопровождении Чепеля, Татры, их сестры СМС Балатон и три других эсминца обстреляли города Термоли, Ортона и Сан-Бенедетто-дель-Тронто, а десантный отряд разрезал телеграфный кабель в Тремити. Пять дней спустя все шесть кораблей класса «Татра» и та же пара крейсеров, усиленная немецкой подводной лодкой UB-14, попытались отбить Пелагосу. Несмотря на интенсивную бомбардировку кораблей, десант из 108 человек не смог преодолеть гарнизон из 90 человек и был вынужден отступить.

Болгарское заявление войны с Сербией 14 октября перерезал существующую линию снабжения из Сербии в Салоники, Греция и вынудил союзников начать поставки Сербия через порты в Албании. На проработку деталей ушло около месяца, а австро-венграм понадобилось примерно столько же времени, чтобы определиться с ответом. Хаус приказал Зейтцу взять Гельголанд, Сайду и все шесть эсминцев типа «Татра» на разведку у побережья Албании в ночь с 22 на 23 ноября. Они встретили и потопили небольшое грузовое судно и моторную шхуну, перевозившую муку в Сербию; четыре итальянских эсминца не смогли их перехватить до того, как они достигли дружественной территории. Изначально Хаус не хотел отправлять свои корабли так далеко на юг, но приказ от Armeeoberkommando (Верховное командование) от 29 ноября патрулировать побережье Албании и воспрепятствовать передвижению войск союзников заставил его передать Гельголанд, ее сестру. СМС Новара и корабли класса Татра на Каттаро. 6 декабря Гельголанд и Татры двинулись вдоль побережья к Дураццо, потопив пять моторных шхун, в том числе две в гавани Дураццо.

Первая битва при Дураццо

Австро- Венгерский самолет заметил пару итальянских эсминцев в гавани Дураццо 28 декабря, и Хаус отправил Зейтца захватить Гельголанд, Татру, Чепель, Лику, Балатон и их сестру SMS Триглав на юг и обыскать район между Дураццо и Бриндизи для них. Если они не будут найдены, он должен прибыть в Дураццо на рассвете и уничтожить все найденные там корабли. Корабли Зейтца отплыли позже в тот же день и в 02:35 потопили французскую подводную лодку Monge ; Чепель спас семерых оставшихся в живых. Он не смог найти эсминцы и послушно прибыл с Дураццо на рассвете. В 07:30 он приказал четырем своим эсминцам войти в гавань, чтобы потопить грузовой корабль, и две шхуны стояли там на якоре, в то время как Гельголанд атаковал береговую артиллерию, защищая порт. Хорошо замаскированная 75-миллиметровая (3 дюйма) артиллерийская батарея открыла огонь в 08:00 на дальности прямого выстрела. Маневрируя, чтобы избежать его огня, Лика и Триглав оказались на минном поле. Подорвав две мины подряд, Лика затонула в 08:03, а Триглав был поврежден, когда ее котельная затопила после попадания на одну мину. После того, как ее вывели из минного поля, Чепель попыталась обойти буксирный трос, но он зацепился за один из ее собственных гребных винтов, серьезно повредив его и ограничив скорость до 20 узлов (37 км / ч; 23 миль в час). Татре наконец удалось обеспечить буксировку в 09:30, но скорость была ограничена шестью узлами (11 км / ч; 6,9 миль / ч), когда Зейтц повел свои корабли на север. Он вызвал по радио помощь в 10:35 и через час был проинформирован о том, что броненосный крейсер SMS Kaiser Karl VI и четыре торпедных катера направлялись в путь, чтобы поддержать его.

Чепель справа, за ним Балатон и Татра, возвращающиеся после 1-й битвы при Дураццо 30 декабря 1915 г.

Итальянские наблюдатели заметили корабли Зейтца в 07:00 и силы быстрого реагирования союзников британского лёгкого крейсера HMS Dartmouth под командованием капитана Перси Аддисона и итальянского крейсера-разведчика Quarto в сопровождении пяти французских эсминцев совершили вылазку, пытаясь отрезать австро-венгерские корабли от их базы в Каттаро. Через два часа за ними последовали итальянский крейсер-разведчик Nino Bixio, британский легкий крейсер HMS Weymouth и четыре итальянских эсминца. Зейтц приказал покинуть Триглав в 13:15 после того, как был замечен дым от этих кораблей, и Чепелю повернуть на юг, а затем на юго-запад, в то время как основные силы ненадолго прикрыли его, прежде чем повернуть на юго-запад. Французским эсминцам было приказано разобраться с Триглавом в 13:38, в то время как крейсеры преследовали корабли Зейтца.

Капитан Куарто первоначально расположил свой корабль в след за Дартмутом, думая отрезать Чепель, но Аддисон приказал Куарто обрушиться на портовый квартал Дартмута около 14:15, подальше от Чепеля. Он приказал итальянскому кораблю преследовать Чепель пятнадцатью минутами позже, но к тому времени эсминец увеличил скорость до 26 узлов (48 км / ч; 30 миль в час). Куарто открыл огонь с расстояния 8000 метров (8750 ярдов) в 14:40, и австро-венгерское судно начало зигзагообразно отразить огонь Куарто. Она выстрелила всего 23 раза к 15:08 и сумела поразить Чепеля один раз, причинив небольшой урон. Эсминцу удалось воссоединиться с основными силами Зейтца около 16:45, и австро-венгры смогли выйти из боя, не дойдя до итальянского побережья, когда стемнело около 17:30.

Чепель буксируется в Каттаро 4 мая 1916 года после торпеды

27 января 1916 года Новара, Чепель и Орджен покинули Каттаро с миссией атаковать судно в гавани Дураццо. По пути две сестры случайно столкнулись друг с другом, и им пришлось вернуться в порт, хотя крейсер продолжил миссию. Чепель находился в ремонте до 21 апреля. 4 мая французская подводная лодка Bernoulli торпедировала эсминец у Каттаро и снесла его корму. Она была отбуксирована в порт для аварийного ремонта, а затем была отбуксирована в Фиуме для капитального ремонта 13–16 мая. 3 июня «Чепель» был переведен в Порто-Ре, где на него установили сменную корму, взятую от одного из строящихся судов. После отработки корабль вернулся в Каттаро 31 октября. В ночь с 11 на 12 марта 1917 года Балатон, Орджен, Чепель и Татра пронеслись через пролив Отранто, но не смогли потопить встречный французский грузовой корабль.

Битва при проливе Отранто

В ночь с 14 на 15 мая Балатон и Чепель покинули Каттаро с приказом обыскать побережье Албании и пролив Отранто для кораблей союзников. Они предназначались для отвлечения атаки трех крейсеров-разведчиков типа типа на плотину Отранто. В 03:10 эсминцы столкнулись с конвоем из трех торговых судов в сопровождении корабля. Чепель осветил Борею своим прожектором в 03:24 и сразу же после этого открыл огонь, быстро поразив итальянский корабль четыре раза подряд. Один из ударов сломал ее главную паровую трубу, из-за чего она замедлилась до остановки, а другие подожгли ее; она затонула незадолго до рассвета. Балатон обстреляла 1,657 брутто-регистровых тонн (БРТ), которые взорвались, когда взорвался груз боеприпасов. Эсминцы вступили в бой с двумя другими кораблями, подожгли один и слегка повредили другой, после чего вышли из боя и двинулись на север со скоростью 25 узлов (46 км / ч; 29 миль в час).

Итальянские наблюдатели сообщили об этом действии. в 03:48, патрулирующий итальянский крейсер-разведчик Carlo Mirabello и сопровождающая его тройка французских эсминцев были предупреждены в 04:35 и повернули на юг для перехвата. Они не заметили австро-венгерские корабли, но в 07:45 их заметила другая группа кораблей союзников. Эта группа состояла из двух британских легких крейсеров, новенького итальянского крейсера-разведчика и четырех итальянских эсминцев под командованием контр-адмирала Альфредо Актона. Он приказал Акиле и эсминцам провести расследование через пять минут, когда австро-венгерские корабли повернули к Дураццо. Крейсер-разведчик был самым быстрым кораблем в итальянском флоте, и он открыл огонь в 08:15 на дальности 11 400 метров (12 500 ярдов), сокращая дальность до 9600 метров (10 500 ярдов), прежде чем Чепель поразил его один раз в 08:32; перерезав ее главный паропровод, убив семерых мужчин и лишив ее энергии. Эсминцы продолжили преследование, но прервались, когда около 9:05 вокруг них начали падать снаряды береговой артиллерии Дураццо. После того, как итальянские корабли двинулись, чтобы присоединиться к силам Актона в 09:18, Балатон и Чепель повернули к Каттаро, уклоняясь от атаки Бернулли по пути. Во время боя Чепель выпустила 127 выстрелов из своих основных орудий, 78 снарядов из своего вспомогательного вооружения и две торпеды.

Гельголанд и все «Татры» попытались повторить успех предыдущего рейда 18-19 октября. но они были замечены итальянскими самолетами и повернули назад перед лицом значительного подкрепления союзников, предупрежденных самолетами. Ночью 13 декабря Чепель, Татра и Балатон совершили налет на заграждение Отранто, но вышли из боя после обстрела торпедами четырех эсминцев союзников, хотя в отчетах союзников нет никаких записей об атаках той ночью.

Меньшие корабли в австро-венгерском флоте были самыми активными, а их экипажи имели самый высокий моральный дух; большинство более крупных кораблей мало что делали, кроме как качались на своих швартовках, что никак не улучшало моральный дух их экипажей. 1 февраля Мятеж Каттаро вспыхнул с борта броненосного крейсера Санкт-Георг. Мятежники быстро получили контроль над кайзером Карлом VI и большинством других крупных военных кораблей в гавани. Недовольные отказом экипажей меньших кораблей присоединиться к мятежу, мятежники угрожали открыть огонь по любому кораблю, который не смог поднять красный флаг. Экипаж Чепеля поднял флаг с разрешения ее капитана при условии, что на борту судна не должно быть никаких помех. На следующий день многие из восставших кораблей прекратили свои усилия после того, как орудия береговой обороны лояльные правительству открыли огонь по повстанческому сторожевому кораблю Кронпринц Эржерцог Рудольф. Крейсеры-разведчики и «Чепель», среди прочих кораблей, воспользовались суматохой, чтобы воссоединиться с силами лоялистов во внутренней гавани, где они были защищены береговой артиллерией. На следующее утро линкоры типа Эрцгерцог Карл прибыли из Полы и подавили восстание. Эсминец был переоборудован в Пола с 7 по 20 апреля.

Действия 22 апреля 1918 г.

В ночь с 22 на 23 апреля 1918 г. Чепель и все четыре эсминца попытались перехватить корабли союзников в пролив Отранто. Их заметила пара британских эсминцев Jackal и Hornet, патрулировавших западную сторону пролива. Британские корабли изменили курс, чтобы перехватить их. На расстоянии около 2700 метров (3000 ярдов) ведущий австрийский эсминец открыл огонь. Британские корабли изменили курс и начали устанавливать дымовую завесу, надеясь заманить австрийцев дальше на юг. Австрийцы начали быстро поражать свои цели, Шакал был слегка поврежден тремя ударами, но Хорнет был сильно поврежден ударами, которые вызвали пожар и последующий взрыв в ее переднем магазине и заклинило ее рулевое управление, так что она начала вращаться по кругу. Ответный огонь оказался неэффективным, но примерно через 15 минут австрийцы, преследуемые Шакалом, отошли от огня. Остальные четыре эсминца патруля двинулись навстречу битве и присоединились к преследованию на пару часов, прежде чем повернуть на расстояние около 20 морских миль (37 км; 23 мили) от Каттаро. Csepel подвергся капитальному ремонту с 13 июня по 7 октября в Пола. На следующий день она вернулась в Каттаро, но к концу войны вернулась в Полу.

Конец войны

К октябрю стало ясно, что Австро-Венгрия терпит поражение в войне.. Поскольку различные попытки подавить националистические настроения потерпели неудачу, император Карл I решил разорвать союз Австро-Венгрии с Германией и обратиться к союзникам в попытке уберечь империю от полного краха. 26 октября Австро-Венгрия сообщила Германии, что их союз закончился. В то же время австро-венгерский флот находился в процессе раскола по этническим и националистическим мотивам. Вице-адмирал Миклош Хорти был проинформирован утром 28 октября, что перемирие неизбежно, и использовал эту новость для поддержания порядка и предотвращения мятежа среди флота. Хотя мятеж удалось избежать, напряженность оставалась высокой, а моральный дух был на рекордно низком уровне.

На следующий день Национальный совет в Загребе объявил о династических связях Хорватии с Венгрии пришел конец. Это новое временное правительство, свергнув венгерское правление, еще не провозгласило независимость от Австро-Венгрии. Таким образом, правительство императора Карла I в Вене обратилось к недавно образованному Государству словенцев, хорватов и сербов с просьбой о помощи в поддержании флота, дислоцированного в Поле, и поддержании порядка на флоте. Национальный совет отказался оказать помощь, если австро-венгерский флот не будет сначала передан под его командование. Император Карл I, все еще пытаясь спасти Империю от краха, согласился на передачу, при условии, что другие «нации», составлявшие Австро-Венгрию, смогут потребовать свою справедливую долю стоимости флота в более позднее время. Все моряки не словенского, хорватского, боснийского или сербского происхождения были временно отправлены в отпуск, в то время как офицерам был предоставлен выбор: присоединиться к новому флоту или уйти в отставку.

Правительство Австро-Венгрии приняло такое решение. передать большую часть своего флота, предпочитая сделать это, а не отдавать флот союзникам, поскольку новое государство заявило о своем нейтралитете. Более того, новообразованное государство еще не отвергло публично императора Карла I, сохранив возможность реформирования Империи в тройную монархию.

Послевоенное

3 ноября австро-венгерское правительство подписало перемирие Виллы Джусти с Италией, положив конец боевым действиям на итальянском фронте, хотя оно отказалось признать передачу военных кораблей Австро-Венгрии. В результате 4 ноября итальянские корабли вошли в порты Триест, Пола и Фиуме, а итальянские войска на следующий день заняли военно-морские базы в Поле. Национальный совет не приказал мужчинам оказывать сопротивление итальянцам, но они также осудили действия Италии как незаконные. 9 ноября на всех оставшихся в гавани Пола кораблях был поднят итальянский флаг. На конференции на Корфу союзники согласились, что передача не может быть принята, несмотря на сочувствие Соединенного Королевства. Столкнувшись с перспективой предъявления ультиматума о сдаче бывших австро-венгерских военных кораблей, Национальный совет согласился передать корабли начиная с 10 ноября. Когда в январе 1920 года союзники разделили между собой австро-венгерский флот, Чепель был передан Италии. Он был введен в эксплуатацию в Regia Marina под названием Muggia 26 сентября и переведен в Шанхай, Китай, в марте 1927 года. Корабль сел на мель и потерпел крушение Amoy 25 марта 1929 года. во время тайфуна; выжившие были спасены японским кораблем.

Примечания
Цитаты
Библиография
  • Билзер, Франц Ф. (1990). Die Torpedoschiffe und Zerstörer der k.u.k. Кригсмарине 1867–1918. Грац: H. Weishaupt. ISBN 3-9003-1066-1.
  • Чернуски, Энрико и О'Хара, Винсент (2015). «Морская война в Адриатике. Часть 1: 1914–1916». В Иордании, Джон (ред.). Военный корабль 2015. Лондон: Конвей. С. 161–173. ISBN 978-1-84486-276-4.
  • Чернуски, Энрико и О'Хара, Винсент (2016). «Морская война в Адриатике. Часть 2: 1917–1918». В Иордании, Джон (ред.). Военный корабль 2016. Лондон: Конвей. С. 62–75. ISBN 978-1-84486-326-6.
  • Грегер, Рене (1976). Австро-венгерские военные корабли времен Первой мировой войны. Лондон: Ян Аллан. ISBN 0-7110-0623-7.
  • Халперн, Пол Г. (2004). Битва при проливе Отранто: управление воротами в Адриатическое море в Первой мировой войне. Блумингтон, Индиана: издательство Indiana University Press. ISBN 0-253-34379-8.
  • Халперн, Пол Г. (1994). Военно-морская история Первой мировой войны. Аннаполис, Мэриленд: издательство военно-морского института. ISBN 1-55750-352-4.
  • Ноппен, Райан К. (2016). Австро-венгерские крейсеры и эсминцы 1914-18 гг. Новый авангард. 241 . Оксфорд, Великобритания: Osprey Publishing. ISBN 978-1-4728-1470-8.
  • О'Хара, Винсент П. и Хайнц, Леонард Р. (2017). Столкновение флотов: Морские сражения Великой войны 1914-18 гг. Аннаполис, Мэриленд: издательство военно-морского института. ISBN 978-1-68247-008-4.
  • Сиече, Эрвин (1985). «Австро-Венгрия». В Гардинер, Роберт и Грей, Рэндал (ред.). Боевые корабли всего мира Конвея: 1906–1921. Аннаполис, Мэриленд: издательство военно-морского института. ISBN 0-85177-245-5.
  • Сиече, Эрвин Ф. (1985). "Zeittafel der Vorgange rund um die Auflosung und Ubergabe der k.u.k. Kriegsmarine 1918–1923". Марин - Gestern, Heute (на немецком языке). 12 (1): 129–141. OCLC 648103394.
  • Сокол, Энтони (1968). Императорский и Королевский австро-венгерский флот. Аннаполис, Мэриленд: Военно-морской институт США. OCLC 462208412.
Последняя правка сделана 2021-06-06 03:48:06
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте