SMS «Эрцгерцог Фердинанд Макс» | |
Обзор класса | |
---|---|
Операторы: | Австро-венгерский флот |
Предшественник: | Габсбург класс |
Преемник: | класс Радецкого |
Построен: | 1902–07 |
В эксплуатации: | 1906–1918 |
Выполнено: | 3 |
Списано : | 3 |
Общие характеристики | |
Тип: | Линкор до дредноута |
Водоизмещение: | 10 472 длинных тонны (10640 т) |
Длина: | 414 футов 2 в (126,2 м) |
Ширина: | 71 фут 5 дюймов (21,8 м) |
Осадка: | 24 фута 7 дюймов (7,5 м) |
Inst допустимая мощность: | 18000 л.с. (13,423 кВт) |
Силовая установка: |
|
Скорость: | 20,5 узлов (38,0 км / ч; 23,6 миль в час) |
Комплектация: | 700 |
Вооружение: |
|
Броня: |
|
Erzherzog Karl class был классом линкоров до дредноута из австро-венгерского флота, построенных до Первой мировой войны. Все линкоры типа Erzherzog Karl были построены на верфях Stabilimento Tecnico Triestino в Триесте. Первый линкор Эрцгерцог Карл был заложен в 1902 году. Строительство оставшихся двух линкоров, Эрцгерцог Фердинанд Макс и Эрцгерцог Фридрих продолжалось до 1905 года. был введен в строй в 1906 году, в то время как Erzherzog Ferdinand Max и Erzherzog Friedrich были введены в эксплуатацию в 1907 году. Три линкора типа Erzherzog Karl считались относительно современными к тому времени, когда они были введены в строй. Однако небольшое пространство для стыковки и бюджетные ограничения сделали класс довольно компактным. Тем не менее, они были хорошо спроектированы и должным образом защищены. Классы Erzherzog Karl были последними и самыми крупными дредноутами, построенными австрийским флотом. Они были названы в честь членов австрийской королевской семьи.
Несмотря на эти качества, линкоры типа Erzherzog Karl уступали более современным линкорам типа Dreadnought - с их вооружением «все крупнокалиберное» и турбинным двигателем. В результате они играли лишь ограниченную роль во время Первой мировой войны. В начале войны члены класса Эрцгерцог Карл сформировали III дивизию австро-венгерского боевого флота. Несмотря на в основном пассивное участие в конфликте, линкоры класса Erzherzog Karl участвовали в полете SMS Goeben и SMS Breslau в первые дни войны, а также бомбардировка Анконы 23 мая 1915 года.
Корабли также приняли участие в подавлении крупного мятежа среди членов экипажей нескольких броненосных крейсеров, дислоцированных в Каттаро в период с 1 по 3 февраля 1918 года. Поражение Австро-Венгрии в Первой мировой войне, Эрцгерцог Карл и Эрцгерцог Фридрих были переданы Франции. Оставшийся линкор Erzherzog Ferdinand Max был передан Великобритании. Erzherzog Karl сел на мель в Бизерте и был разбит там в 1921 году. Оставшиеся два линкора были списаны в 1921 году в Италии.
Класс «Эржерцог Карл» вытеснил 10 472 длинных тонны (10 640 т). Они были 414 футов 2 дюйма (126,2 м) в длину, имели ширину 3>71 фут 5 дюймов (21,8 м) и осадку 3>24 фута 7 дюймов (7,5 м). Их укомплектовали 700 человек.
Корабли приводились в движение двумя двухвальными, четырехцилиндровыми вертикальными паровыми двигателями тройного расширения. На испытаниях они разработали 18 000 ihp (13 423 кВт), которые могли двигать корабль со скоростью 20,5 узлов (38,0 км / ч; 23,6 миль / ч). На испытаниях двигатели Erzherzog Karl смогли развить на узле большую скорость, чем планировалось изначально.
Класс Erzherzog Karl нес основное вооружение производства Škoda Works. На каждом корабле было четыре орудия 24-сантиметрового (9,4 дюйма) / 40 калибра в двух сдвоенных башнях по средней линии. Эти орудия были австро-венгерской копией 24 cm / 40 (9,4 ") Krupp C / 94, который использовался на Габсбургах. Орудия можно было наклонять до -5 ° и поднимать до 30 °.. Дуга стрельбы орудия составляла 300 ° или 150 ° в каждом направлении. Для каждого орудия требовался расчет из двадцати человек. На максимальной высоте орудие могло стрелять 140-килограммовым (310 фунтов) снарядом на глубине 16 900 метров (18 500 ярдов). Они могли стрелять от трех до четырех бронебойных снарядов в минуту с начальной скоростью 690 метров в секунду (2300 футов / с). Каждое из орудий весило не менее 24 040 килограммов (53 000 фунтов).
Их вторичное вооружение состояло из двенадцати орудий калибра 19 см (7,5 дюйма) / 42, также производства Škoda, установленных в восьми одиночных казематах на каждом крыле корабля и двух одинарных мидель-турелях на каждом крыле корабля. Они могли опускаться до -3 ° и подниматься до 20 °. Они могли стрелять 97-килограммовым (214 фунт) бронебойным снарядом на 20 000 метров (22 000 ярдов) на максимальной высоте с начальной скоростью 800 метров. в секунду (2600 футов / с). Пушка весила 12,1 тонны и могла стрелять три выстрела в минуту.
Корабли имели третичное вооружение для защиты от торпедных катеров в виде орудия 7 см (2,8 дюйма) / 45 калибра, также произведенного Škoda. Их можно было опускать до -10 ° и поднимать до 20, а также иметь дугу огня в 360 °, что означало, что они могли стрелять по любой цели в пределах их диапазона огня. Орудия могли стрелять от десяти до пятнадцати выстрелов в минуту. На максимальной высоте орудия могли стрелять осколочно-фугасным зарядом весом 4,5 кг (9,9 фунта) на высоте 9 140 метров (10000 ярдов) с начальной скоростью 880 метров в секунду (2900 футов / с).
Защиту самолетов и дирижаблей прикрывали четыре 37-миллиметровых (1,5 дюйма) Vickers зенитных орудий на корабле. Их можно было опустить до −5 ° и поднять до 80 °. У них была дуга огня 360 °, что означало, что они также могли поражать любую цель в пределах их досягаемости. Управляемые вручную только одним членом экипажа, они могли стрелять снарядом весом 0,7 кг (1,5 фунта) на высоте 1830 метров (2000 ярдов) на максимальной высоте с начальной скоростью 640 метров в секунду (2100 футов / с). Все орудия, спроектированные в 1910 году, весили 57 килограммов (126 фунтов). После переоборудования в 1916-17 годах на зенитные установки были установлены две пушки Škoda 7 cm L / 45. Класс Erzherzog Karl также был оснащен двумя надводными 45-сантиметровыми (17,7 дюйма) торпедными аппаратами, хотя они использовались редко.
Броня Линейные корабли вокруг ватерлинии, одной из наиболее уязвимых областей корабля, составляли 210 мм (8,3 дюйма), а их палубная броня - 55 мм (2,2 дюйма). Башни и казематы имели броню 240 мм (9,4 дюйма) и 150 мм (5,9 дюйма) соответственно. Это было сделано для защиты линкоров от возможного попадания снаряда в башни и неминуемого взрыва в результате такого попадания. боевая рубка кораблей имела 220 мм (8,7 дюйма) брони, в то время как переборки внутри линкора, разделявшие различные отсеки, имели толщину 200 мм (7,9 дюйма).
Класс Эрцгерцога Карла, как и класс Габсбургов до них, и класс Радецких после них были названы в честь эрцгерцогов австро-венгерской королевской семьи, в частности эрцгерцога Карла, герцога Тешенского, Максимилиан I Мексиканский и эрцгерцог Фридрих, герцог Тешенский. Все корабли были заложены на Stabilimento Tecnico Triestino в Триесте. Первый корабль этого класса, SMS Erzherzog Karl, был заложен 24 июля 1902 года. После 15 месяцев постройки он был спущен на воду 4 октября 1903 года и окончательно введен в состав австро-венгерского флота 17 июня 1906 года. Следующим кораблем этого класса был SMS Erzherzog Friedrich. Он был заложен 4 октября 1902 года и спущен на воду 30 апреля 1904 года. Эрцгерцог Фридрих был окончательно введен в состав австро-венгерского флота 31 января 1907 года. Третьим и последним кораблем класса Эрцгерцог Карл был SMS Erzherzog Ferdinand Max. Он был заложен 9 марта 1904 года, а затем спущен на воду 21 мая 1905 года. Он был принят на флот 21 декабря 1907 года.
Название корабля | Строитель | Заложен | Запущен | Завершен | Судьба |
---|---|---|---|---|---|
Эрцгерцог Карл | Stabilimento Tecnico Triestino | 24 июля 1902 г. | 4 октября 1903 | 17 июня 1906 | Продан на металлолом, 1921 |
Эрцгерцог Фридрих | 4 октября 1902 года | 30 апреля 1904 года | 31 января 1907 | ||
Эрцгерцог Фердинанд Макс | 9 марта 1904 года | 21 мая 1905 года | 21 декабря 1907 года |
В начале Первой мировой войны три корабля сформировали III дивизию австро-венгерского боевого флота и провели большую часть войны, базируясь в Пола. Члены класса Эрцгерцог Карл были мобилизованы накануне войны для поддержки полета SMS Goeben и SMS Breslau. Два немецких корабля пытались вырваться из Мессины, преследуемые французским и королевским флотом, и направиться в Турцию. Прорыв удался. Когда флотилия продвинулась так далеко на юг, как Бриндизи на юго-востоке Италии, австро-венгерские корабли были отозваны. Вместе с другими частями австро-венгерского военно-морского флота этот класс участвовал в бомбардировке Анконы 24 мая 1915 года. Там же они израсходовали 24 снаряда 240-мм бронебойных снарядов на сигнальных и семафорных станциях. 74 выстрела из 190-мм снарядов были нацелены на итальянские артиллерийские батареи и другие портовые сооружения.
Крупный мятеж среди экипажей броненосных крейсеров, дислоцированных в Каттаро, включая SMS Sankt Georg и SMS Kaiser Karl VI, началось 1 февраля 1918 года. Два дня спустя три корабля класса Erzherzog Karl прибыли в порт и помогли подавить мятеж.. После восстановления порядка на военно-морской базе броненосные крейсеры «Санкт-Георг» и «Кайзер Карл VI» были списаны, а на их месте разместились три линкора типа «Эрцгерцог Карл».
Утром 11 июня Адмирал Миклош Хорти планировал крупный штурм Заграждения Отранто ; три «Эрцгерцог Карл» и четыре линкора типа Тегеттофф должны были обеспечивать поддержку крейсеров типа Новара. План был призван повторить успех рейда , проведенного годом ранее. План Хорти состоял в том, чтобы уничтожить блокирующий флот, заманив корабли союзников к крейсерам и более легким кораблям, которые были защищены от более тяжелых орудий линкоров, в том числе класса Erzherzog Karl. Однако утром 10 июня дредноут Сент Иштван был торпедирован и потоплен итальянским торпедным катером . Хорти почувствовал, что удивление потеряно, и поэтому отменил операцию. Это должно было стать последним боевым действием, в котором должны были принять участие корабли типа Erzherzog Karl, и остаток своей карьеры они провели в порту в Поле.
После окончания Первой мировой войны в ноябре 1918 г. члены класса Эрцгерцог Карл были впервые приняты Югославией в 1919 году, но Эрцгерцог Карл и Эрцгерцог Фридрих были переданы в качестве военных репараций Франции. Оставшийся линкор Erzherzog Ferdinand Max был передан Соединенному Королевству. Однако Erzherzog Karl сел на мель в Бизерте во время своего рейса в Тулон и в конечном итоге был разбит на месте. Остальные два линкора были списаны в 1921 году.
СМИ, относящиеся к линкору класса Erzherzog Karl на Wikimedia Commons
Цитаты
Библиография