Битва при проливе Отранто (1917)

редактировать
Битва в Первая мировая война

Битва за пролив Отранто
Часть Первой мировой войны
SMS Novara NH 87445.jpg . СМС Новара в действии
Дата14–15 мая 1917 года
МестоположениеПролив Отранто, Адриатическое море
РезультатПобеда Австро-Венгрии
Воюющие стороны
Австро-Венгрия. Германия Италия. Соединенное Королевство. Франция
Командиры и лидеры
Миклош Хорти (WIA )Альфредо Актон
Сила
1 броненосный крейсер. 3 легких крейсера. 4 эсминца. 3 подводных лодки2 легких крейсера. 10 эсминцев. 1 авианосец. 47 дрифтеров
Потери и потери
2 легких крейсера повреждены1 легкий крейсер повреждено. 2 эсминца потоплено. 1 эсминец повреждено. 14 дрифтеров с unk. Повреждено 4 дрифтера

Битва за пролив Отранто в 1917 году стала результатом австро-венгерского рейда на Заграждение Отранто, военно-морскую блокаду союзников пролив Отранто. Сражение состоялось 14–15 мая 1917 года и было крупнейшим надводным действием в Адриатическом море во время Первой мировой войны. Заграждение Отранто представляло собой неподвижный барьер, состоящий из легковооруженных дрифтеров с противолодочными сетями, соединенных с минными полями и поддерживаемых морскими патрулями союзников.

Австро-венгерский флот планировал совершить набег на заграждение Отранто силами трех легких крейсеров и двух эсминцев под командованием командира (впоследствии адмирала) Миклоша Хорти в попытке прорваться барьер, позволяющий подводным лодкам более свободный доступ к Средиземному морю, и судоходство союзников. Войска союзников в составе кораблей трех военно-морских сил отреагировали на набег и в последовавшем сражении сильно повредили австро-венгерский крейсер SMS Novara. Однако быстрое приближение австро-венгерских сил помощи убедило командующего союзниками контр-адмирала Актона отступить.

Содержание
  • 1 Расстановка сил
  • 2 Набег на дрифтеров
  • 3 Битва
  • 4 Последствия
  • 5 Сноски
  • 6 Ссылки
  • 7 Дополнительная литература
Расположение силы

Под командованием Хорти трем австро-венгерским крейсерам (Novara, Saida и Helgoland, модифицированным, чтобы напоминать большие британские эсминцы) было приказано атаковать дрифтеров в ночь на 14 мая и попытаться уничтожить как можно больше до рассвета. Эсминцы «Чепель» и «Балатон» должны были провести диверсионный рейд у побережья Албании, чтобы помешать любой контратаке союзников. Две австро-венгерские подводные лодки - U-4 и U-27, а также немецкая подводная лодка UC-25 - участвовали в операция тоже. Вспомогательные силы в составе броненосного крейсера Санкт-Георг, двух эсминцев и четырех торпедных катеров класса 250т находились в резерве на случай, если рейдеры столкнутся с неприятностями. Старый линкор до дредноута SMS Budapest и еще три торпедных катера класса 250т также были доступны в случае необходимости.

Патруль эсминцев союзников находился в районе на ночь 14 мая, севернее плотины. Командир итальянской флотилии Мирабелло сопровождал французские эсминцы Commandant Rivière, Bisson и Cimeterre. Итальянский эсминец Borea также находился в этом районе, сопровождая небольшой конвой в Валону. В порту Бриндизи базировались силы поддержки, состоящие из британских крейсеров «Дартмут» и «Бристоль», а также нескольких французских и итальянских эсминцев.

Рейд на дрифтеры
британские дрифтеры, плывущие со своих база на Адриатике до плотины

Итальянский конвой в сопровождении Бореи был атакован австро-венгерскими эсминцами «Чепель» и «Балатон» примерно в 03:24. Австро-венгры потопили Борею и корабль с боеприпасами, а второй был подожжен и брошен.

Три крейсера смогли пройти через линию дрифтеров и в 03:30 начали атаковать небольшой заградительный огонь. корабли. Австро-венгры часто предупреждали экипажи дрифтеров покинуть корабль, прежде чем открывать огонь. В некоторых случаях экипажи дрифтеров предпочли драться: Гован Ли открыл ответный огонь по австро-венгерским кораблям. Корабль был сильно поврежден, но остался на плаву; ее капитан - Джозеф Уотт - позже был награжден Крестом Виктории за свои действия во время сражения.

В ночь на 14 мая в Барраже было 47 дрифтеров; австро-венграм удалось потопить 14 дрифтеров и повредить еще четыре. Отсутствие достаточного количества эскортов союзников вынудило отойти оставшиеся блокирующие корабли, хотя и на короткое время.

Битва

К этому времени союзные военно-морские силы в этом районе знали о рейд, и были в состоянии заблокировать австро-венгерское отступление. Контр-адмирал Альфредо Актон, командующий итальянской разведывательной дивизией, приказал группе Мирабелло двигаться на юг в 04:35, когда он сел на британский легкий крейсер HMS Dartmouth. К 06:45 крейсера «Дартмут» и «Бристоль» вместе с итальянскими эсминцами «Мосто», «Пило», «Скьяффино», «Ачерби» и «Аквила» шли на север, пытаясь отрезать австро-венгерские крейсеры. Итальянский легкий крейсер Marsala, командир флотилии Racchia, а также эсминцы Insidioso, Indomito и Impavido также готовились к выходу в поддержку.

Группа Mirabello вступила в бой с австро-венгерскими крейсерами. в 07:00, но были сильно переиграны и вместо этого попытались скрыть бегущие крейсеры. В 07:45 корабли контр-адмирала Эктона столкнулись с эсминцами «Чепель» и «Балатон». Через 20 минут итальянские эсминцы смогли сократить расстояние до австро-венгерских кораблей; две группы вступили в короткую артиллерийскую дуэль, прежде чем выстрел из Чепеля поразил Аквилу и вывел из строя котлы корабля. К этому времени австро-венгерские эсминцы находились под прикрытием береговых батарей у Дураццо и сумели успешно уйти.

В 09:00 наблюдатели Бристоля заметили дым от австро-венгерского корабля. крейсера к югу от ее позиции. Корабли союзников повернулись, чтобы нанести удар австро-венгерским кораблям; английские корабли имели превосходство как по численности, так и по огневой мощи; Дартмут был вооружен восемью 6-дюймовыми (152-мм) орудиями, а у Бристоля было два 6-дюймовых и десять 4-дюймовых (102-мм) орудия, по сравнению с девятью 3,9-дюймовыми (99-мм) орудиями на каждом из австро-венгерских кораблей. К несчастью для союзников, их численное превосходство было быстро утрачено, так как их эсминцы либо были заняты проблемами механики, либо защищали разрушенные эсминцы от поломок. Силы поддержки обеих сторон - группа Санкт-Георг для австро-венгров и группа Марсала для союзников - были быстро отправлены в бой.

Итальянские гидросамолеты FBA с авианосца Europa преследовали австро-венгерские крейсеры и в конечном итоге сбросили бомбы на Гельголанд, лишь в результате почти промаха были выбиты несколько заклепок. его руль.

Хорти, тяжело раненный в последние минуты битвы, командовал австро-венгерским флотом, пока не потерял сознание.

Дартмут - быстрее, чем Бристоль - приблизился к эффективной дальности боя с австро-венгерскими кораблями, и открыл огонь. Снаряд из Дартмута поразил Новару, после чего австро-венгерские корабли установили дымовую завесу, чтобы сократить расстояние. Дартмут получил несколько ударов, и к 11:00 Актон приказал кораблю снизить скорость, чтобы позволить Бристолю догнать его. В Новару попали еще несколько раз, и ее главные питающие насосы и вспомогательная паровая труба правого борта были повреждены, что привело к снижению скорости корабля. В 11:05 Актон отвернулся, пытаясь отделить Сайду от Новары и Гельголанда. В этот момент к месту происшествия приближался Санкт-Георг, что побудило Эктона временно отступить, чтобы объединить свои силы. Этого перерыва в действиях было достаточно для австро-венгров, чтобы спасти искалеченную Новару; Сайда взяла корабль на буксир, а Гельголанд прикрывал их.

Не зная, что Новара был выведен из строя, и опасаясь, что его корабли будут слишком близко оттянуты к австрийской военно-морской базе в Каттаро, Актон прекратил преследование. Эсминец Acerbi неправильно понял сигнал и попытался провести торпедную атаку, но был отбит объединенным огнем Новары, Сайды и Гельголанда. В 12:05 Актон осознал ужасную ситуацию, в которой оказалась Новара, но к этому времени группа Санкт-Георг была слишком близко. Группа Санкт-Георга встретилась с Новарой, Сайдой и Гельголандом, а также прибыли Чепель и Балатон. Вся группа вместе вернулась на Каттаро.

В 13:30 подводная лодка UC-25 торпедировала Дартмут, причинив серьезные повреждения. Сопровождающие эсминцы вынудили UC-25 покинуть этот район, но Дартмут пришлось оставить на некоторое время, прежде чем его можно было отбуксировать обратно в порт. Французский эсминец Boutefeu попытался преследовать немецкую подводную лодку, но тем утром подорвался на мине, заложенной UC-25, и быстро затонул.

Последствия
Памятник «героям битвы в Отранто» на Превлака на территории современной Хорватии

В результате рейда британское военно-морское командование решило, что, если не будет достаточного количества эсминцев для защиты заграждения, дрифтеры должны быть отозваны ночью. Дрифтеры будут работать менее двенадцати часов в день и должны будут покидать свои позиции к 15:00 каждый день. Несмотря на повреждения, полученные австро-венгерскими крейсерами во время преследования Дартмутом и Бристолем, австро-венгерские войска нанесли более серьезные потери в результате блокады союзников. Помимо затонувших и поврежденных дрифтеров, крейсер «Дартмут» был почти потоплен немецкой подводной лодкой UC-25, французский эсминец Boutefeu был заминирован и потоплен, а конвой с боеприпасами в Валону был перекрыт.

Однако в в стратегическом смысле сражение мало повлияло на войну. Обстрел никогда не был особенно эффективным для предотвращения операций подводных лодок Германии и Австро-Венгрии. Дрифтеры могли покрыть примерно 0,5 мили (0,80 км) каждый; Из пролива шириной 40 миль (64 км) было покрыто лишь немногим более половины. Рейд поставил под угрозу некоторые из самых передовых подразделений австро-венгерского флота в операции, которая принесла минимальную стратегическую отдачу.

Footnotes
Ссылки
  • Burg, David F.; Перселл, Л. Эдвард (2004). Альманах Первой мировой войны. Университетское издательство Кентукки. ISBN 0-8131-9087-8.
  • Коув, Деннис; Вествелл, Ян (2002). История Первой мировой войны 2 . Маршалл Кавендиш. ISBN 0-7614-7231-2.
  • Халперн, Пол Г. (1995). Военно-морская история Первой мировой войны. Аннаполис: издательство военно-морского института. ISBN 1-55750-352-4.
  • Халперн, Пол Г. (2004). Битва за пролив Отранто: управление воротами в Адриатику в Первой мировой войне. Блумингтон, Индиана: издательство Indiana University Press, 2004. ISBN 0-253-34379-8.
  • Такер, Спенсер Э. (2005). Энциклопедия Первой мировой войны ABC-CLIO. ISBN 1-85109-420-2.
Дополнительная литература
  • (IT) Carlo Stasi, Otranto e l'Inghilterra (Epuglia e nel Salento), в «Note di Storia e Cultura Salentina ", год XV, (Argo, Lecce 2003)
  • (IT) Carlo Stasi, Otranto nel Mondo. Даль "Кастелло" ди Вальполе аль "Бароне" ди Вольтер (Editrice Salentina, Galatina 2018) ISBN 978-88-31964-06-7,

Координаты : 40 ° 13'10 "N 18 ° 55'32" E / 40,21944 ° N 18,92556 ° E / 40,21944; 18.92556

Последняя правка сделана 2021-05-12 07:25:05
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте