Битва за пролив Отранто | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть Первой мировой войны | |||||||
. СМС Новара в действии | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
Австро-Венгрия. Германия | Италия. Соединенное Королевство. Франция | ||||||
Командиры и лидеры | |||||||
Миклош Хорти (WIA ) | Альфредо Актон | ||||||
Сила | |||||||
1 броненосный крейсер. 3 легких крейсера. 4 эсминца. 3 подводных лодки | 2 легких крейсера. 10 эсминцев. 1 авианосец. 47 дрифтеров | ||||||
Потери и потери | |||||||
2 легких крейсера повреждены | 1 легкий крейсер повреждено. 2 эсминца потоплено. 1 эсминец повреждено. 14 дрифтеров с unk. Повреждено 4 дрифтера |
Битва за пролив Отранто в 1917 году стала результатом австро-венгерского рейда на Заграждение Отранто, военно-морскую блокаду союзников пролив Отранто. Сражение состоялось 14–15 мая 1917 года и было крупнейшим надводным действием в Адриатическом море во время Первой мировой войны. Заграждение Отранто представляло собой неподвижный барьер, состоящий из легковооруженных дрифтеров с противолодочными сетями, соединенных с минными полями и поддерживаемых морскими патрулями союзников.
Австро-венгерский флот планировал совершить набег на заграждение Отранто силами трех легких крейсеров и двух эсминцев под командованием командира (впоследствии адмирала) Миклоша Хорти в попытке прорваться барьер, позволяющий подводным лодкам более свободный доступ к Средиземному морю, и судоходство союзников. Войска союзников в составе кораблей трех военно-морских сил отреагировали на набег и в последовавшем сражении сильно повредили австро-венгерский крейсер SMS Novara. Однако быстрое приближение австро-венгерских сил помощи убедило командующего союзниками контр-адмирала Актона отступить.
Под командованием Хорти трем австро-венгерским крейсерам (Novara, Saida и Helgoland, модифицированным, чтобы напоминать большие британские эсминцы) было приказано атаковать дрифтеров в ночь на 14 мая и попытаться уничтожить как можно больше до рассвета. Эсминцы «Чепель» и «Балатон» должны были провести диверсионный рейд у побережья Албании, чтобы помешать любой контратаке союзников. Две австро-венгерские подводные лодки - U-4 и U-27, а также немецкая подводная лодка UC-25 - участвовали в операция тоже. Вспомогательные силы в составе броненосного крейсера Санкт-Георг, двух эсминцев и четырех торпедных катеров класса 250т находились в резерве на случай, если рейдеры столкнутся с неприятностями. Старый линкор до дредноута SMS Budapest и еще три торпедных катера класса 250т также были доступны в случае необходимости.
Патруль эсминцев союзников находился в районе на ночь 14 мая, севернее плотины. Командир итальянской флотилии Мирабелло сопровождал французские эсминцы Commandant Rivière, Bisson и Cimeterre. Итальянский эсминец Borea также находился в этом районе, сопровождая небольшой конвой в Валону. В порту Бриндизи базировались силы поддержки, состоящие из британских крейсеров «Дартмут» и «Бристоль», а также нескольких французских и итальянских эсминцев.
Итальянский конвой в сопровождении Бореи был атакован австро-венгерскими эсминцами «Чепель» и «Балатон» примерно в 03:24. Австро-венгры потопили Борею и корабль с боеприпасами, а второй был подожжен и брошен.
Три крейсера смогли пройти через линию дрифтеров и в 03:30 начали атаковать небольшой заградительный огонь. корабли. Австро-венгры часто предупреждали экипажи дрифтеров покинуть корабль, прежде чем открывать огонь. В некоторых случаях экипажи дрифтеров предпочли драться: Гован Ли открыл ответный огонь по австро-венгерским кораблям. Корабль был сильно поврежден, но остался на плаву; ее капитан - Джозеф Уотт - позже был награжден Крестом Виктории за свои действия во время сражения.
В ночь на 14 мая в Барраже было 47 дрифтеров; австро-венграм удалось потопить 14 дрифтеров и повредить еще четыре. Отсутствие достаточного количества эскортов союзников вынудило отойти оставшиеся блокирующие корабли, хотя и на короткое время.
К этому времени союзные военно-морские силы в этом районе знали о рейд, и были в состоянии заблокировать австро-венгерское отступление. Контр-адмирал Альфредо Актон, командующий итальянской разведывательной дивизией, приказал группе Мирабелло двигаться на юг в 04:35, когда он сел на британский легкий крейсер HMS Dartmouth. К 06:45 крейсера «Дартмут» и «Бристоль» вместе с итальянскими эсминцами «Мосто», «Пило», «Скьяффино», «Ачерби» и «Аквила» шли на север, пытаясь отрезать австро-венгерские крейсеры. Итальянский легкий крейсер Marsala, командир флотилии Racchia, а также эсминцы Insidioso, Indomito и Impavido также готовились к выходу в поддержку.
Группа Mirabello вступила в бой с австро-венгерскими крейсерами. в 07:00, но были сильно переиграны и вместо этого попытались скрыть бегущие крейсеры. В 07:45 корабли контр-адмирала Эктона столкнулись с эсминцами «Чепель» и «Балатон». Через 20 минут итальянские эсминцы смогли сократить расстояние до австро-венгерских кораблей; две группы вступили в короткую артиллерийскую дуэль, прежде чем выстрел из Чепеля поразил Аквилу и вывел из строя котлы корабля. К этому времени австро-венгерские эсминцы находились под прикрытием береговых батарей у Дураццо и сумели успешно уйти.
В 09:00 наблюдатели Бристоля заметили дым от австро-венгерского корабля. крейсера к югу от ее позиции. Корабли союзников повернулись, чтобы нанести удар австро-венгерским кораблям; английские корабли имели превосходство как по численности, так и по огневой мощи; Дартмут был вооружен восемью 6-дюймовыми (152-мм) орудиями, а у Бристоля было два 6-дюймовых и десять 4-дюймовых (102-мм) орудия, по сравнению с девятью 3,9-дюймовыми (99-мм) орудиями на каждом из австро-венгерских кораблей. К несчастью для союзников, их численное превосходство было быстро утрачено, так как их эсминцы либо были заняты проблемами механики, либо защищали разрушенные эсминцы от поломок. Силы поддержки обеих сторон - группа Санкт-Георг для австро-венгров и группа Марсала для союзников - были быстро отправлены в бой.
Итальянские гидросамолеты FBA с авианосца Europa преследовали австро-венгерские крейсеры и в конечном итоге сбросили бомбы на Гельголанд, лишь в результате почти промаха были выбиты несколько заклепок. его руль.
Хорти, тяжело раненный в последние минуты битвы, командовал австро-венгерским флотом, пока не потерял сознание.Дартмут - быстрее, чем Бристоль - приблизился к эффективной дальности боя с австро-венгерскими кораблями, и открыл огонь. Снаряд из Дартмута поразил Новару, после чего австро-венгерские корабли установили дымовую завесу, чтобы сократить расстояние. Дартмут получил несколько ударов, и к 11:00 Актон приказал кораблю снизить скорость, чтобы позволить Бристолю догнать его. В Новару попали еще несколько раз, и ее главные питающие насосы и вспомогательная паровая труба правого борта были повреждены, что привело к снижению скорости корабля. В 11:05 Актон отвернулся, пытаясь отделить Сайду от Новары и Гельголанда. В этот момент к месту происшествия приближался Санкт-Георг, что побудило Эктона временно отступить, чтобы объединить свои силы. Этого перерыва в действиях было достаточно для австро-венгров, чтобы спасти искалеченную Новару; Сайда взяла корабль на буксир, а Гельголанд прикрывал их.
Не зная, что Новара был выведен из строя, и опасаясь, что его корабли будут слишком близко оттянуты к австрийской военно-морской базе в Каттаро, Актон прекратил преследование. Эсминец Acerbi неправильно понял сигнал и попытался провести торпедную атаку, но был отбит объединенным огнем Новары, Сайды и Гельголанда. В 12:05 Актон осознал ужасную ситуацию, в которой оказалась Новара, но к этому времени группа Санкт-Георг была слишком близко. Группа Санкт-Георга встретилась с Новарой, Сайдой и Гельголандом, а также прибыли Чепель и Балатон. Вся группа вместе вернулась на Каттаро.
В 13:30 подводная лодка UC-25 торпедировала Дартмут, причинив серьезные повреждения. Сопровождающие эсминцы вынудили UC-25 покинуть этот район, но Дартмут пришлось оставить на некоторое время, прежде чем его можно было отбуксировать обратно в порт. Французский эсминец Boutefeu попытался преследовать немецкую подводную лодку, но тем утром подорвался на мине, заложенной UC-25, и быстро затонул.
В результате рейда британское военно-морское командование решило, что, если не будет достаточного количества эсминцев для защиты заграждения, дрифтеры должны быть отозваны ночью. Дрифтеры будут работать менее двенадцати часов в день и должны будут покидать свои позиции к 15:00 каждый день. Несмотря на повреждения, полученные австро-венгерскими крейсерами во время преследования Дартмутом и Бристолем, австро-венгерские войска нанесли более серьезные потери в результате блокады союзников. Помимо затонувших и поврежденных дрифтеров, крейсер «Дартмут» был почти потоплен немецкой подводной лодкой UC-25, французский эсминец Boutefeu был заминирован и потоплен, а конвой с боеприпасами в Валону был перекрыт.
Однако в в стратегическом смысле сражение мало повлияло на войну. Обстрел никогда не был особенно эффективным для предотвращения операций подводных лодок Германии и Австро-Венгрии. Дрифтеры могли покрыть примерно 0,5 мили (0,80 км) каждый; Из пролива шириной 40 миль (64 км) было покрыто лишь немногим более половины. Рейд поставил под угрозу некоторые из самых передовых подразделений австро-венгерского флота в операции, которая принесла минимальную стратегическую отдачу.
Координаты : 40 ° 13'10 "N 18 ° 55'32" E / 40,21944 ° N 18,92556 ° E / 40,21944; 18.92556