SMS Szent István

редактировать
SMS Szent István
Szent Istvan.jpg SMS Szent István в Фажана проливе
История
Австро-Венгрия
Имя:Сент Иштван
Тезка:Святой Стефан I Венгерский
Строитель:Ганц-Данубиус, Фиуме
Стоимость:60 600 000 крон
Заложен:29 января 1912 г.
Запущен:17 января 1914 г.
Спонсор:эрцгерцогиня Мария Тереза ​​Австрийская
Введен в эксплуатацию:13 декабря 1915 г.
Судьба:Потоплен торпедой 10 июня 1918 г.
Общие характеристики
Класс и тип:Тегеттофф-класс линкор
Водоизмещение:
Длина:152,18 м (499 футов 3 дюйма)
Ширина:28 м (91 фут 10 дюймов)
Осадка:8,6 м (28 футов 3 дюйма)
Установленная мощность:
Двигательная установка :2 вала; 2 паровые турбины
Скорость:20 узлов (37 км / ч; 23 мили в час)
Диапазон:4200 нм (7800 км; 4800 миль) на скорости 10 узлов (19 км / ч; 12 миль / ч)
Дополнение:1094
Вооружение:
Броня:

SMS Szent István (Корабль Его Величества Святой Стефан ) был последним из четырех Tegetthoff-class линкоров дредноутов, построенных для Австро-венгерский флот. Сент Иштван был единственным кораблем своего класса, построенным в венгерской части Австро-Венгерской империи, уступка, сделанная венгерскому правительству в обмен на его поддержку в 1910 году. и военно-морские бюджеты 1911 года, которые финансировали класс Тегеттофф. Построен на судостроительной верфи Ганц-Данубиус в Фиуме, где был заложен в январе 1912 года. Спущен на воду два года. позже, в 1914 году, но строительство Сент-Иштвана было отложено из-за небольших верфей в Фиуме, и еще больше отложено из-за начала Первой мировой войны в июле 1914 года. В декабре 1914 года он был окончательно принят на вооружение австро-венгерского флота. 1915.

Вооруженный главной батареей из двенадцати 30,5-см (12,0 дюймов) орудий в четырех трехбашенных башнях, Сент Иштван был передан в состав 1-й дивизии линкоров австро-венгерского флота. введение в эксплуатацию. Вместе с другими кораблями ее класса он находился на австро-венгерской военно-морской базе Пола. Вступление Сент Иштвана во флот произошло слишком поздно, чтобы она могла участвовать в бомбардировке Анконы после объявления Италией войны Австро-Венгрии в мае 1915 года, и она мало участвовала в боях до конца войны из-за Плотина Отранто, которая помешала австро-венгерскому флоту выйти из Адриатического моря.

В июне 1918 года, стремясь обеспечить более безопасный проход немецких и австро-венгерских подводных лодок через пролив Отранто, австро-венгерский флот попытался прорвать заграждение. Эту атаку должны были возглавить все четыре корабля класса Тегеттофф, но она была прекращена после того, как Сент Иштван и ее сестринский корабль, Тегеттофф были атакованы итальянскими торпедными катерами Утром 10 июня. В то время как Тегеттофф не пострадал, Сент Иштван был поражен двумя торпедами, запущенными с MAS-15, и перевернулся примерно через три часа у острова Премуда. Это единственный линкор, гибель которого снимали во время Первой мировой войны.

Обломки корабля были обнаружены в середине 1970-х годов югославским флотом. Она лежит вниз головой на глубине 66 метров (217 футов). Ее нос оборвался, когда он ударился о морское дно, когда корма все еще была на плаву, но непосредственно прилегала к остальной части сильно покрытого коркой корпуса. Она является охраняемым объектом Министерства культуры Хорватии.

Содержание

  • 1 Предпосылки
    • 1.1 Австро-итальянская гонка военно-морских вооружений
  • 2 Планы и бюджет
    • 2.1 Краткое содержание
    • 2.2 Финансирование
  • 3 Общие характеристики
    • 3.1 Движение
    • 3.2 Вооружение
    • 3.3 Броня
  • 4 Конструкция
    • 4.1 Монтаж и ввод в эксплуатацию
  • 5 Карьера
    • 5.1 1916
    • 5.2 1917
    • 5.3 1918
      • 5.3.1 Рейд Отранто
    • 5.4 Наследие
  • 6 Последствия
  • 7 Примечания
  • 8 Ссылки
  • 9 Источники
  • 10 Внешние ссылки

Предпосылки

До постройки Сент-Иштвана и трех других кораблей класса Тегеттофф, большинство линкоров Австро-Венгрии были спроектированы для защиты береговой линии Империи. В 19 веке морская мощь не была приоритетом австрийской внешней политики. В результате австро-венгерский флот не имел большого интереса или поддержки со стороны общественности. Однако назначение эрцгерцога Франца Фердинанда - наследника австро-венгерского престола и видного и влиятельного сторонника военно-морской экспансии - на должность адмирала в сентябре 1902 года значительно повысило значение Военно-морского флота в глазах широкой общественности, а также парламентов Австрии и Венгрии. Интерес Франца Фердинанда к военно-морским делам в значительной степени мотивировался его убеждением в том, что для конкуренции с Италией, которую он считал самой большой региональной угрозой Австро-Венгрии, необходим сильный флот.

В 1904 году австро-венгерский флот начал свое существование. программа экспансии должна была соответствовать программе других великих европейских держав. Эта программа расширения флота совпала с созданием Австрийской морской лиги в сентябре 1904 года и назначением вице-адмирала Рудольфа Монтекукколи на должности главнокомандующего флотом (нем. Marinekommandant) и главнокомандующего. военно-морского отдела военного министерства (нем. Chef der Marinesektion) в октябре того же года. После назначения Монтекукколи адмирал продолжал усилия, которые отстаивал его предшественник, адмирал Герман фон Спаун, и настаивал на значительном расширении и модернизации военно-морского флота.

Истоки Сент-Иштвана и Класс Тегеттофф также можно найти в разработках первого десятилетия 20-го века, которые значительно повысили важность морской мощи для Австро-Венгерской империи. Между 1906 и 1907 годами железные дороги, соединяющие Триест и Далматинское побережье с внутренней частью Империи, были проложены через Альпийские перевалы Австрии. Кроме того, более низкие тарифы в порту Триеста позволили быстро расширить город и аналогичный рост торгового флота Австро-Венгрии. Поскольку Австро-Венгрия стала более связанной с военно-морскими делами, чем в прошлые десятилетия, потребуется новая линейка линкоров, чтобы соответствовать растущим военно-морским интересам Империи.

Сент-Иштван и ее родственные корабли были впервые задуманы в середине горячая гонка морских вооружений между Австро-Венгрией и ее номинальным союзником Италией. После битвы при Лиссе в 1866 году Regia Marina считалась самой важной военно-морской державой в регионе, против которой Австро-Венгрия оценивала себя, часто неблагоприятно. Несоответствие между австро-венгерским и итальянским флотами существовало с объединения Италии ; в конце 1880-х годов Италия имела третий по величине флот в мире после Французской Республики ВМФ и Британского Королевского флота. В то время как неравенство между итальянскими и австро-венгерскими военно-морскими силами было несколько уравновешено за счет того, что российский Императорский флот и немецкий Kaiserliche Marine превосходили итальянский флот в 1893 году, а в 1894 году Италия снова вернула себе инициативу на рубеже веков. В 1903 году, за год до назначения Монтекукколи, в Италии было 18 линкоров в строю или в строю по сравнению с 6 австро-венгерскими линкорами.

После постройки последних двух линкоров класса Regina Elena в 1903 году итальянский флот решил построить серию больших крейсеров, а не дополнительные линкоры. Кроме того, крупный скандал, связанный с контрактами на броню металлургического завода Терни, привел к правительственному расследованию, в результате которого несколько программ строительства флота были отложены на три года. Эти задержки означали, что итальянский флот не будет начинать строительство еще одного линкора до 1909 года, и предоставили австро-венгерскому флоту возможность уравнять несоответствие между двумя флотами. Таким образом, строительство Szent István и его родственных кораблей можно рассматривать в контексте военно-морского соперничества между Австро-Венгрией и Италией, при этом корабль играет роль в более крупной попытке Австро-Венгрии конкурировать с военно-морской мощью Италии.

Австро-итальянская гонка военно-морских вооружений

Революция в военно-морской технике, вызванная запуском британского HMS Dreadnought в 1906 году и англо-германской гонкой военно-морских вооружений, которое последовало за этим, оказало огромное влияние на развитие будущих линкоров по всему миру, включая Szent István. Дредноут, вооруженный десятью крупнокалиберными орудиями, был первым из линейных кораблей нового революционного образца, которые сделали линкоры до дредноута устаревшими. В результате после 1906 года стоимость старых линкоров резко упала. Такое развитие событий дало Австро-Венгрии возможность компенсировать пренебрежение своим флотом в прошлые годы. Более того, улучшение финансового положения Австро-Венгрии после австро-венгерского компромисса 1867 начало отражаться в форме увеличения бюджета, выделяемого вооруженным силам Империи. Также существовала политическая воля к созданию собственного линкора-дредноута Австро-Венгрии, поскольку и эрцгерцог Фердинанд, и адмирал Монтекукколи поддерживали строительство нового класса современных линкоров. В результате к 1908 году была подготовлена ​​почва для создания Szent István и класса Tegetthoff.

Вскоре после вступления в должность Главнокомандующего ВМФ Монтекукколи весной подготовил свое первое предложение по современному австрийскому флоту. 1905 года. Хотя эти планы были амбициозными и включали 12 линкоров, ни один из кораблей не был близок к возможному размеру Сент-Иштвана. Дополнительные предложения поступали не из военно-морского отдела военного министерства. Два предложения от словенского политического деятеля Ивана Шустершича и австрийского военно-морского союза в 1905 и 1909 годах включали линкоры, которые по размеру приближались к Сент-Иштвану. В то время как в плане Шустершича не хватало крупнокалиберных орудий, которые позже будут обнаружены на Сент-Иштване, в планах, представленных Австрийской военно-морской лигой, было три дредноута массой 19000 тонн (18700 длинных тонн), аналогичных возможному водоизмещению Сент-Иштвана в 20 000 тонн (19 684 длинных тонны).). Эти планы были оправданы Лигой, указав, что новые линкоры были необходимы для защиты растущего торгового флота Австро-Венгрии, и что итальянские военно-морские расходы были вдвое больше, чем Австро-Венгрия.

После постройки Австро-Венгрии. Последний класс линейных кораблей до дредноута, класс Радецки, Монтекукколи представил предложение, которое будет включать первый проект Сент-Иштвана. Из-за угрозы войны с Италией в результате боснийского кризиса 1908 года, еще свежей в памяти австро-венгерских военных, Монтекукколи доставил меморандум императору Францу Иосифу I В январе 1909 г. предлагается расширенный австро-венгерский флот, состоящий из 16 линкоров, 12 крейсеров, 24 эсминцев, 72 морских миноносцев и 12 подводных лодок. Наиболее заметным изменением в этом меморандуме по сравнению с предыдущим проектом Монтеккуколи от 1905 года было включение четырех дополнительных линкоров-дредноутов водоизмещением 20 000 тонн (19 684 длинных тонны) под нагрузкой. Один из этих кораблей в конечном итоге станет Szent István.

Планы и бюджет

Меморандум Монтекукколи в конечном итоге просочится в итальянские газеты всего через три месяца после получения разрешения от императора Франца Иосифа I. Реакция Италии на планы Австро-Венгрии были быстрыми, и в июне 1909 года итальянский линкор дредноут Данте Алигьери был заложен на военно-морской верфи в Кастелламмаре-ди-Стабия.

Пока Данте Над Алигьери работали в Италии, собственные планы Австро-Венгрии относительно Сент-Иштвана и других кораблей ее класса оставались на бумаге. Финансирования, необходимого для начала строительства, также не было из-за краха правительства Шандора Векерле в Будапеште. В результате венгерский сейм почти год оставался без премьер-министра. Поскольку в Будапеште не было правительства, которое могло бы принять бюджет, деньги, необходимые для оплаты Szent István, не могли быть получены. В результате крупнейшие судостроительные предприятия Австро-Венгрии Металлургический завод Витковица и Завод Шкода предложили начать строительство трех дредноутов класса Тегеттофф на свой финансовый риск в г. вернуться за заверениями в том, что австро-венгерское правительство купит линкоры, как только появятся средства. После переговоров, в которых участвовали совместные австро-венгерские министерства иностранных дел, войны и финансов, предложение было принято Монтекукколи, но количество дредноутов, построенных по этой договоренности, было сокращено до двух. В своих мемуарах бывший австрийский фельдмаршал и начальник Генерального штаба Конрад фон Хёцендорф писал, что из-за своей веры в войну с Италией в ближайшем будущем Вероятно, строительство линкоров должно было начаться как можно скорее. Он также работал над заключением соглашений о продаже кораблей, по его словам, «надежному союзнику» (на которого может претендовать только Германия), если бюджетный кризис в Будапеште не удастся быстро разрешить.

Outline

Хотя Сент-Иштван был меньше, чем современные линкоры-дредноуты и супер-дредноуты немецкого Kaiserliche Marine и британского Королевского флота, Сент-Иштван был частью первого класса такого типа. в и Адриатическом море. Сент Иштван и ее родственные корабли были описаны бывшим австро-венгерским морским офицером Энтони Соколом в его книге «Имперский и королевский австро-венгерский флот» как «отличные корабли», и он был признан одним из самых мощных линкоров в регионе. Дизайн линкора также сигнализировал об изменении военно-морской политики Австро-Венгрии, поскольку он был способен не только на защиту побережья или патрулирование Адриатического моря. Действительно, Сент Иштван и ее родственные корабли были так хорошо приняты, что, когда пришло время составить план замены старых монархических кораблей береговой обороны Австро-Венгрии, военно-морской флот решил просто взять макет ее класса и увеличить их, чтобы иметь немного больший тоннаж и более крупные основные орудия.

Финансирование

Стоимость строительства Сент-Иштвана была огромной из-за стандарты австро-венгерского флота. В то время как линкоры типа Габсбургов, Эрцгерцог Карл и линкоры типа Радецкий обходились флоту примерно в 18, 26 и 40 миллионов крон за корабль, Сент-Иштван должен был стоить свыше 60 миллионов крон. По предыдущим бюджетам на 1907 и 1908 годы флоту было выделено примерно 63,4 и 73,4 миллиона крон, что в то время считалось раздутым бюджетом из-за строительства двух Радецких. Монтекукколи беспокоился, что широкая общественность и законодательные органы в Вене и Будапеште отвергнут необходимость в таком дорогом корабле, как Szent István, особенно вскоре после политического кризиса в Будапеште. Резкое увеличение расходов означало, что в 1909 году флот потратил около 100,4 миллиона крон, что по тем временам было огромной суммой. Это было сделано для того, чтобы ускорить завершение строительства линкоров класса Radetzky, хотя надвигающееся строительство трех других дредноутов в дополнение к Szent István означало, что австро-венгерский флот, вероятно, должен будет запросить у правительства годовой бюджет намного выше 100 миллион крон. Секретное соглашение о финансировании строительства Viribus Unitis и Tegetthoff, дочерних кораблей Сент Иштвана, было заключено с семьей Ротшильдов в Австрии, владевшей металлургическим заводом Витковица, банком и значительными активами на обоих заводах Škoda. и Stabilimento Tecnico Triestino. Эрцгерцог Франц Фердинанд лично ухаживал за Альбертом Саломоном Ансельмом фон Ротшильдом, чтобы получить денежную поддержку своей семьи до тех пор, пока правительство не купит два старших сестринских корабля Сент Иштвана.

Столкнувшись с потенциальной негативной реакцией по поводу конституционных проблем, связанных с постройкой двух Тегеттофф Линкоры -класса обязали Австро-Венгрию потратить примерно 120 миллионов крон без предварительного одобрения ни австрийского рейхсрата, ни сейма Венгрии, сделка оставалась секретной. В конце концов о соглашении стало известно общественности в апреле 1910 года из Arbeiter-Zeitung, газеты австрийской Социал-демократической партии. Однако к тому времени, когда Arbeiter-Zeitung опубликовала эту историю, планы линкора класса Tegetthoff уже были окончательно согласованы, и вот-вот началось строительство двух родственных кораблей Сент-Иштвана.

Общие характеристики

Разработанный военно-морской архитектор Зигфрид Поппер, Сент Иштван имел общую длину 152,18 метра (499 футов 3 дюйма) с балкой . 28 метров (91 футов 10 дюймов) и осадка 8,6 метров (28 футов 3 дюйма) при глубокой нагрузке. Она была разработана для смещения 20 000 тонн (19 684 длинных тонны; 22 046 коротких тонн) под нагрузкой, но при полной боевой нагрузке она вытеснила 21 689 тонн (21 346 длинных тонн; 23 908 коротких тонн). Корпус Сент Иштвана был построен с двойным дном, глубиной 1,22 метра (4 фута 0 дюймов), с усиленным внутренним днищем, которое состояло из двух слоев 25-миллиметровых (1 дюймов) плит.

Конструкция корпуса была задумана Поппером для защиты линкора от морских мин, хотя в конечном итоге он потерпел неудачу в Szent István, когда он был потоплен торпедой в июне 1918 года. для ее сестринского корабля Viribus Unitis, когда оно было затоплено на мине в ноябре того же года. Сент Иштван также имел два 2,74 метра (9 футов 0 дюймов) Барр и Страуд оптический дальномер с правого и левого борта для вспомогательных орудий линкора. Эти дальномеры были оснащены бронированной башенкой, в которой размещался 8-миллиметровый (0,31 дюйма) зенитный пулемет Schwarzlose M.07 / 12. В отличие от своих родственных кораблей, Сент-Иштван не был оборудован торпедными сетями.

Propulsion

Сент-Иштван имел два вала и две паровые турбины AEG-Curtis , которые размещались в отдельное машинное отделение, работающее от двенадцати котлов Babcock Wilcox. Это отличалось от конструкции с четырьмя валами, присутствовавшей на трех ее родственных кораблях. Двигательная установка Сент Иштвана была разработана для выработки в общей сложности 26 400 или 27 000 лошадиных сил на валу (19 686 или 20 134 кВт), что теоретически было достаточно для достижения максимальной расчетной скорости 20 узлов (37 км / ч; 23 миль в час).). Во время скоростных испытаний ее родственного корабля Тегеттофф сообщалось, что она достигла максимальной скорости 19,75 узлов (36,58 км / ч; 22,73 миль / ч), хотя фактическая максимальная скорость Сент Иштвана неизвестна, поскольку официальные морские испытания данные и записи для всех кораблей класса Тегеттофф были потеряны после войны. Сент Иштван также перевез 1844,5 тонны (1815,4 длинных тонны; 2033,2 коротких тонны) угля и еще 267,2 тонны (263,0 длинных тонны; 294,5 коротких тонны) мазута, который должен был быть распылен на уголь для увеличить скорость его горения. На полной мощности Szent István мог проплыть 4200 морских миль (7800 км; 4800 миль) со скоростью 10 узлов (19 км / ч; 12 миль в час).

Вооружение

Схема, показывающая расположение главные орудия линкора класса Тегеттофф. Всего имеется 12 орудий, разделенных на четыре башни, по две на носу и корме корабля. Схема основного вооружения Святого Иштвана

Построенная на заводе Škoda в Пльзень, Богемия, главная батарея Святого Иштвана была одной из немногих частей линкора, построенных за пределами Венгрия. Эти орудия состояли из двенадцати 45- калибров 30,5-сантиметровых (12 дюймов) орудий Škoda K10, установленных в четырех тройных башнях. Две башни каждая были установлены в носовой и кормовой частях главной надстройки корабля в паре супрострелковых. Внедрение тройных башен на борту Szent István произошло по двум причинам: необходимость обеспечить более компактную конструкцию корабля и меньшее водоизмещение, чтобы соответствовать австро-венгерской военно-морской доктрине и бюджетным ограничениям, а также противодействовать внедрению тройных турелей на итальянец Данте Алигьери. Наличие трех орудий на каждой башне, а не двух, позволяло наносить более тяжелый залп, чем другие дредноуты аналогичного размера, и означало более короткую цитадель и лучшее распределение веса.

Сент Иштван нес дополнительное вооружение, которое состояло из дюжина 50-го калибра 15-сантиметрового (5,9 дюйма) орудия Škoda K10, установленных в корпусах миделя. Кроме того, восемнадцать орудий Škoda K10 50 калибра 7 см (2,8 дюйма) были установлены на открытых шарнирных опорах на верхней палубе над казематами. Еще три 7-сантиметровых (2,8 дюйма) орудия Škoda K10 были установлены на верхних турелях для зенитных задач. Два дополнительных 8-миллиметровых (0,31 дюйма) зенитных пулемета Schwarzlose M.07 / 12 были установлены на бронированных башенках ее дальномеров. Сент Иштван был также оснащен двумя 7-сантиметровыми (2,8 дюйма) десантными пушками Škoda G. L / 18 и двумя 47-миллиметровыми (1,9 дюйма) Škoda SFK L / 44 S орудия для использования против малых и быстрых судов, таких как торпедные катера и подводные лодки. Кроме того, он также был оснащен четырьмя 533-миллиметровыми (21,0 дюйма) подводными торпедными аппаратами , по одному в носовой части, корме и с каждой стороны. В дополнение к этим торпедным аппаратам Сент Иштван обычно нес двенадцать торпед.

Броня

Сент-Иштван был защищен у ватерлинии броневым поясом длиной 280 миллиметров (11 дюймов). толстой в центральной цитадели, где располагались наиболее важные части корабля. Этот броневой пояс располагался между серединами носовой и кормовой части барбетов и утонялся до 150 миллиметров (5,9 дюйма) дальше к носу и корме, но не достигал ни того, ни другого. Он продолжался в носовой части небольшой пластиной из 110–130-миллиметровой (4–5 дюймов) брони. Верхний броневой пояс имел максимальную толщину 180 миллиметров (7,1 дюйма), но он стал тоньше до 110 миллиметров (4,3 дюйма) от передней барбеты до носа. Казематная броня также была толщиной 180 миллиметров (7,1 дюйма).

Борта башен главного калибра, барбетов и главной боевой рубки были защищены 280 миллиметрами (11 дюймов) брони, за исключением башни и крыши боевой рубки толщиной от 60 до 150 миллиметров (от 2 до 6 дюймов). Толщина настилов составляла от 30 до 48 миллиметров (от 1 до 2 дюймов) в два слоя. Система подводной защиты состояла из удлинения двойного дна вверх до нижнего края ватерлинии бронепояса с тонкой 10-миллиметровой (0,4 дюйма) пластиной, выступающей в качестве самой внешней переборки. Его поддерживала торпедная переборка , состоящая из двух 25-миллиметровых пластин. Общая толщина этой системы составляла всего 1,60 метра (5 футов 3 дюйма), что делало Сент-Иштван неспособным сдержать детонацию боеголовки торпеды или взрыв мины без разрушения. Этот недостаток конструкции в конечном итоге оказался фатальным для нее и ее сестринского корабля Viribus Unitis.

Строительство

Файл: Строительство SMS Szent Istvan.webm Play media Фильм о строительстве Szent István на верфи Ganz-Danubius в Фиуме в 1912 году.

Планы Монтекукколи по постройке Сент-Иштвана и его родственных кораблей получили одобрение императора Франца Иосифа I в январе 1909 года, а к апрелю были изложены планы по проектированию, постройке и финансированию линкоров. В течение целого года австро-венгерский флот пытался сохранить надвигающееся строительство первых двух линкоров государственной тайной. Это не помешало распространению слухов по Европе о двух линкорах-дредноутах, строящихся в Австро-Венгрии. Французский военно-морской атташе в Вене в 1910 г. пожаловался в Париж на чрезмерную секретность австро-венгерского флота, которая проявлялась по-разному. Среди них был запрет на фотографирование в Пола, будущей гавани Сент-Иштвана, и почти постоянное наблюдение со стороны австро-венгерской полиции.

Адмиралтейство считало, что, по слухам, строится линкоры «как скрытое дополнение к немецкому флоту» и интерпретировали корабли как способ Австро-Венгрии отплатить Германии за ее дипломатическую поддержку во время аннексии Боснии в 1908 году. Весной и летом 1909 года Соединенное Королевство было был вовлечен в горячую гонку военно-морских вооружений с Германией, что побудило Королевский флот рассматривать линкор как уловку немецкого гранд-адмирала Альфреда фон Тирпица, чтобы опередить британское военно-морское строительство, а не как последние развитие в Австро-Венгрии собственной гонки вооружений военно-морских сил с Италией. Обеспокоенность Адмиралтейства относительно истинного предназначения класса Тегеттофф была настолько велика, что британский шпион был отправлен в Берлин, когда Монтекукколи послал офицера из военно-морского отдела военного министерства, чтобы получить рекомендации от Тирпица относительно конструкции и компоновки линкора. Эти опасения продолжали расти, и в апреле 1909 года посол Великобритании Фэрфакс Лейтон Картрайт спросил министра иностранных дел Австро-Венгрии Алоиса Лекса фон Аэренталя о предполагаемых боевых кораблях. Аэренталь отрицал строительство каких-либо дредноутов, но признал, что рассматривались планы постройки линкоров нового класса. Пытаясь уверить Картрайта в том, что Австро-Венгрия не строила никаких кораблей для германского флота, Аэренталь оправдал любую военно-морскую экспансию необходимостью для обеспечения стратегических интересов Австро-Венгрии в Средиземном море. В то время возможность того, что Австро-Венгрия построит класс боевых кораблей-дредноутов, широко рассматривалась британской прессой, общественностью и политиками как провокация со стороны Германии. Ни подозрение Адмиралтейства, ни те, некоторые политики, удались не убедить Парламент, что немецкое правительство пытается использовать линкоры нагнетать Германию и Великобританию уже спорные гонки военно-морских вооружения, однако. Когда Уинстон Черчилль был назначен Первым лордом Адмиралтейства в 1911 году, он отверг любой потенциальный австро-германский сговор относительно линкора.

Примерно через год после планов Сент-Иштвана были подготовлены, газета австрийской социал-демократической партии Arbeiter-Zeitung сообщила широкой публике подробности боевого корабля. Христианская социальная партия, поддерживающая строительство Сент-Иштвана и его родственных кораблей и действующая по совету военно-морского флота, опубликовала в своей собственной газете Reichspost, что секретный проект строительства линкора и корабля соответствующие финансовые соглашения о финансировании были верны. Рейхпост лоббировал поддержку проекта, ссылаясь на озабоченность Австро-Венгрии национальной безопасностью итальянского дредноута, который уже строится. Когда история разразилась, эрцгерцог Фердинанд также работал над созданием общественной поддержки для строительства линкоров, и Австрийская военно-морская лига сделала то же самое. {{Sfn | Sondhaus | 1994 | p = 194}

Сборка и ввод в эксплуатацию

Файл: A Szent István csatahajó ünnepélyes vízre bocsátása és katasztrófája.webm Воспроизвести мультимедиа 1-я часть: спуск на воду почти законченного Szent István, 2-я часть: видео об испытании линкора

Szent István будет четвертым и последним кораблем своего класса, был заложен в Фиуме Ганц-Данубиусом 29 января 1912 года. Фиуме была единственной крупной венгерской верфью в Хорватии. Ганц-Данубиус получил контракт на постройку линкора в обмен на согласие венгерского правительства на военно-морские бюджеты 1910 и 1911 годов, которые финансировали класс Тегеттофф. Однако этот контракт был связан с большими расходами со стороны венгерского правительства, поскольку до сих пор Фиуме строил только небольшие торговые суда для торговых фирм, таких как Austrian Lloyd. Поэтому верфи в городе пришлось переоборудовать и расширить для постройки такого большого судна, как Szent István.

Последний пакет бюджетного соглашения, финансирующего Сент-Иштван, включал положения, которые гарантировали, что, хотя броня и орудия линкора должны были быть построены в Австрии, электрическая проводка и оборудование на борту Сент-Иштвана должны были быть собраны в Венгрия. Кроме того, половина всех боеприпасов и снарядов для орудий корабля будет закуплена в Австрии, а другая половина - в Венгрии. Строительство Сент-Иштвана было отложено из-за размеров верфей Фиуме, и в результате судно не было спущено на воду до 17 января 1912 года. По обычаю, император или его наследник присутствовали на спуске на воду судна. крупный военный корабль, но император Франц Иосиф I был слишком слаб, и его наследник, эрцгерцог Франц Фердинанд, отказался прибыть туда из-за своих антивенгерских настроений. Таким образом, Франц Иосиф I отправил поздравительную телеграмму, которая опровергла пренебрежительное отношение его наследника. Во время самого спуска на воду произошла авария, когда якорь правого борта пришлось сбросить, чтобы корабль не ударился о корабль, на котором находились зрители, но якорная цепь не была прикована к судну, и она ударила двух докеров, убив одного и сломав руку.

Первоначально называвшийся «Линкор VII», дискуссия о том, как назвать линкор, началась, когда он строился в Триесте. Военно-морское управление военного министерства первоначально предлагало назвать линкор «Хуньяди». В австрийских газетах во время строительства сообщалось, что один из кораблей должен был называться Kaiser Franz Joseph I, хотя позже выяснилось, что флот не собирался переименовывать крейсер, который уже носил имя Императора. Эрцгерцог Франц Фердинанд предложил Лаудона на корабль в честь австрийского фельдмаршала. Император Франц Иосиф I в конце концов решил назвать ее Святой Иштван в честь святого Стефана I, первого короля Венгрии.

Карьера

Файл: Артиллерийские учения SMS Szent Istvan 1915 (720p).webm 11 века. Фильм об артиллерийских учениях Сент-Иштвана в 1915 году

После того, как Франция и Великобритания объявили войну Австро-Венгрии 11 и 12 августа 1914 года соответственно, был выпущен французский адмирал Огюстен Буэ де Лапейрер приказал перекрыть австро-венгерское судоходство у входа в Адриатическое море и вступить в бой с любыми австро-венгерскими кораблями, на которые попадется его англо-французский флот. Лапейрер решил атаковать австро-венгерские корабли, блокирующие Черногорию. Последовавшая битва при Антивари положила конец блокаде Австро-Венгрии и фактически поставила выход в Адриатическое море в руки Великобритании и Франции.

После спуска на воду Сент-Иштван прошел ходовые испытания. перед подготовкой к вводу в австро-венгерский флот осенью 1915 года. В военных журналах Сент Иштвана зафиксировано, что 18 ноября 1915 года линкор произвел первые пробные выстрелы из своих орудий. Стрельбные испытания продолжились на следующий день, и 20 ноября она прошла испытания техники на канале Фасана. Эти испытания техники продолжались 22 ноября, где было сообщено, что Сент Иштван достиг неофициальной скорости 21 узла (39 км / ч; 24 миль / ч). В тот же день линкор произвел пуски торпед из своих четырех торпедных аппаратов, а затем встал на якорь в Фасане на ночь. Она вернулась в порт приписки Пола 25 ноября. С 13 по 23 декабря Сент Иштван проводил дальнейшие артиллерийские испытания, прежде чем, наконец, поступил в состав 1-й дивизии линкоров австро-венгерского флота.

1916

Корабль с двумя трубами плывет через гавань, клубясь клубами дыма Сент Иштван в Поле, 15 декабря 1915 г. Остальные три корабля класса Тегеттофф «Сент Иштван» почти не принимали участия в боевых действиях в течение войны, проводя большую часть времени на своей базе в Пола. Это общее бездействие отчасти было вызвано опасением мин в Адриатике. Гранд-адмирал Антон Иоганн Хаус решил оставить большую часть своих кораблей в порту, чтобы использовать австро-венгерский флот в качестве флота в. Эта тактика вызвала резкую критику со стороны австро-венгерской армии, германского флота и австро-венгерского министерства иностранных дел, но она также привела к тому, что гораздо большее количество военно-морских сил Антанты было посвящено Средиземноморью и Пролив Отранто. Их можно было использовать в другом месте, например, против Османской империи во время кампании в Галлиполи.

. Самым важным фактором, способствовавшим тому, что Сент Иштван проводила большую часть своего времени в порту, возможно, была нехватка угля. До войны Великобритания служила основным источником угля для Австро-Венгрии. В предвоенные годы все возрастающий процент угля поступал из шахт в Германии, Вирджиния, и из внутренних источников, но 75% угля, закупаемого для австро-венгерского флота, поступало из Великобритании. Начало войны означало, что эти источники, а также источники из Вирджинии, больше не будут доступны. Однако перед войной было накоплено значительное количество угля, что обеспечивало возможность ВМФ выйти из порта в случае необходимости. Тем не менее, необходимость обеспечить самые важные корабли ВМФ, такие как Сент Иштван, углем, который ей был нужен в случае итальянского или французского нападения или крупной наступательной операции, привела к тому, что дредноуты оставались в порту, если только обстоятельства не потребовали их развертывания в море.

Вступив в австро-венгерский флот слишком поздно, чтобы участвовать в бомбардировке Анконы, Сент Иштван был в основном вынужден защищать 1130 морских миль Австро-Венгрии (2090 км; 1300 миль). береговая линия и 2172,4 морских миль (4023,3 км; 2500,0 миль) побережья острова на следующие три года. Отсутствие боевых действий или даже случаи, когда Сент Иштван покидал порт, подтверждается военными журналами. Между 1916 и 1918 годами линкор редко покидал безопасный порт, за исключением практики стрельбы в соседнем проливе Фазана. Она провела в море всего 54 дня из 937 дней службы и совершила только одно двухдневное путешествие на остров Паг. Всего лишь 5,7% ее жизни было проведено в море; а в остальное время она стояла на якоре в гавани Пола. Сент Иштван видела так мало действий и так мало времени в море, что ее никогда не ставили в сухой док, чтобы почистить дно.

1917

В январе 1917 года император Карл I посетил военную службу Конференция в Schloss Pless с немецким кайзером Вильгельмом II и представителями германской армии и флота. Хаус вместе с членами военно-морского командования Австро-Венгрии в Поле сопровождал императора на эту конференцию, чтобы обсудить военно-морские операции на Адриатике и Средиземном море в 1917 году. Через несколько дней после возвращения с этой конференции гранд-адмирал Хаус умер от пневмонии на борту своего флагмана. Viribus Unitis 8 февраля 1917 года. Новокоронованный император Карл I присутствовал на его похоронах в Поле.

Несмотря на его смерть, стратегия Хауса по удержанию австро-венгерского флота и особенно его дредноутов, в порту продолжение. Сохраняя Szent István и линкоры класса Tegetthoff в качестве флота, австро-венгерский флот сможет и дальше защищать свою протяженную береговую линию от морских бомбардировок или вторжения с моря. Основные порты Триест и Фиуме также останутся под защитой. Более того, итальянские корабли, дислоцированные в Венеции, оказались в ловушке из-за расположения австро-венгерского флота, что не позволило им отправиться на юг, чтобы присоединиться к основной части сил Антанты у плотины Отранто.

Максимилиан Ньегован был произведен в адмиралы и назначен главнокомандующим флотом. Когда Ньегован был назначен на более высокий пост, командование Первой боевой дивизией, в которую входили все четыре корабля класса Тегетгофф, перешло к вице-адмиралу Антону Вилленику. Ньегован ранее выражал разочарование, наблюдая, как дредноуты, которыми он командовал при Хаусе, простаивали в порту, и, приняв командование, в его распоряжении было около 400 000 тонн угля, но он решил продолжить стратегию своего предшественника. Несмотря на смену командования как австро-венгерским флотом, так и империей, которой он служил, не будет никаких изменений в стратегии использования класса Тегеттофф в бою.

Почти никогда не отважился выйти из порта, кроме как Для проведения артиллерийских тренировок в течение последних двух лет наиболее значимыми моментами, которые Сент Иштван видел во время стоянки в Поле, были инспекции высокопоставленных лиц. Первый такой визит был нанесен императором Карлом I 15 декабря 1916 года. Во время этого краткого визита император осмотрел военно-морские учреждения Полы и сел на Сент-Иштван. Карл I вернулся в Полу в июне 1917 года во время первого официального имперского смотра австро-венгерского флота с 1902 года. Этот визит был намного грандиознее, чем его предыдущая поездка на военно-морскую базу, когда офицеры и матросы толпились на палубах своих кораблей в порту и военно-морской флаг Австро-Венгрии с каждого корабля. Император неоднократно приветствовал и приветствовал людей в Поле, которые последние два года потратили лишь на то, чтобы сбивать итальянские самолеты и дирижабли. Третий высокопоставленный визит состоялся во время инспекции кайзером Вильгельмом II немецкой базы подводных лодок Полы 12 декабря 1917 года. Во время этой поездки германский император также нашел время, чтобы осмотреть Сент Иштвана так же, как и его австро-венгерский коллега. Помимо этих посещений, единственными действиями, которым подверглись порт Пола и Сент-Иштван в период между бомбардировкой Анконы и летом 1918 г., были более восьмидесяти воздушных налетов, проведенных недавно сформированными ВВС Италии.

1918 г.

На юге Италии на снимке слева, справа - побережье Албании Карта, показывающая расположение пролива Отранто на южной оконечности Адриатики

После мятежа Каттаро в феврале 1918 года адмирал Ньегован был уволен с должности главнокомандующего флотом. хотя по просьбе Ньегована было объявлено, что он уходит в отставку. Миклош Хорти де Надьбанья, командир родственного корабля Сент-Иштвана «Принц Ойген», был повышен до контр-адмирала и назначен главнокомандующим флота. Повышение Хорти было встречено поддержкой многих членов морского офицерского корпуса, которые полагали, что он будет использовать флот Австро-Венгрии для поражения врага. Однако назначение Хорти вызвало трудности. Его относительно молодой возраст оттолкнул многих старших офицеров, а морские традиции Австро-Венгрии включали негласное правило, что ни один офицер не мог служить на море под руководством кого-то более низкого ранга. Это означало, что все командиры Первой и Второй боевых эскадрилий, а также крейсерской флотилии должны были досрочно уйти в отставку. Хорти также использовал свое назначение, чтобы регулярно выводить австро-венгерский флот из порта для маневров и артиллерийской практики. По размеру эти операции были самыми крупными, в которых Сент Иштван когда-либо участвовал в то время, и они были самыми крупными, которые австро-венгерский флот видел с начала войны.

Эти артиллерийские и маневренные практики проводились не только для наведения порядка после нескольких неудавшихся мятежей, но и для подготовки флота к крупной наступательной операции. Стратегическое мышление Хорти отличалось от его двух предшественников, и вскоре после того, как он принял командование военно-морским флотом, он решил предпринять серьезные действия на флоте, чтобы решить проблему низкого морального духа и скуки, а также облегчить выход австро-венгерских и немецких подводных лодок. Адриатического моря в Средиземное море. После нескольких месяцев практики Хорти пришел к выводу, что флот был готов к крупному наступлению в начале июня 1918 года.

Рейд Отранто

Линкор сильно наклонился вправо, вот-вот опрокинется Сент Иштван затонул в июне 1918 года после удара итальянской торпеды, Тегеттофф может видно справа

Хорти был полон решимости использовать флот для атаки Заграждения Отранто. Планируя повторить свой успешный набег на блокаду в мае 1917 года, Хорти предвидел массированную атаку на союзные войска, при этом «Сент Иштван» и три других корабля класса Тегетхофф составят наибольший компонент атаки. Их будут сопровождать три корабля дредноутов типа Erzherzog Karl, три крейсера типа Novara, крейсер Admiral Spaun, четыре класса Tátra эсминцев и четыре торпедных катера. Подводные лодки и самолеты также будут задействованы в операции по выслеживанию вражеских кораблей на флангах флота.

8 июня 1918 года Хорти взял свой флагман Viribus Unitis и Prinz Eugen на юг вместе с передовыми частями своего флота. флот. Вечером 9 июня Сент Иштван и Тегетгоф последовали за ними вместе со своими кораблями сопровождения. План Хорти призывал Новару и Гельголанд нанести удар по Обстрелу при поддержке эсминцев типа «Татра». Тем временем адмирала Спауна и Сайда будут сопровождать четыре торпедных катера флота в Отранто для бомбардировки итальянских авиационных и военно-морских баз. Немецкие и австро-венгерские подводные лодки будут отправлены в Валону и Бриндизи, чтобы устроить засаду на итальянские, французские, британские и американские военные корабли, вышедшие в бой с австро-венгерским флотом, а гидросамолеты из Каттаро будет обеспечивать поддержку с воздуха и прикрывать продвижение кораблей. Линкоры, и в частности Сент Иштван и другие Тегеттоффы, использовали бы свою огневую мощь, чтобы уничтожить Обстрел и поразить любые военные корабли союзников, на которые они наткнулись. Хорти надеялся, что включение этих кораблей окажется критически важным для обеспечения решающей победы.

По пути к гавани на Ислана, к северу от Рагуза, чтобы На встрече с Вирибусом Унитисом и Принцем Ойгеном для скоординированной атаки на Otranto Barrage Сент Иштван и Тегеттофф попытались набрать максимальную скорость, чтобы догнать остальную часть флота. При этом турбины Сент Иштвана начали перегреваться, и скорость пришлось снизить до 12 узлов (22 км / ч; 14 миль / ч). Когда была предпринята попытка поднять больше пара, чтобы разогнаться до 16 узлов (30 км / ч; 18 миль / ч), Сент Иштван произвел избыток дыма. Около 3:15 утра 10 июня две итальянские лодки MAS, MAS-15 и MAS-21 заметили дым от австрийских кораблей, когда возвращались с беспрецедентного патрулирования у берегов моря. Далматинское побережье. Подразделением MAS командовал Capitano di corvetta Луиджи Риццо, потопивший австро-венгерский корабль береговой обороны SMS Wien в Триесте за шесть месяцев до этого. Отдельными лодками командовали Capo timoniere Armando Gori и Guardiamarina di complemento Giuseppe Aonzo соответственно. Обе лодки успешно прорвались через экран эскорта и разделились, чтобы поразить каждый из дредноутов. MAS-21 атаковал Тегеттофф, но ее торпеды не попали в корабль. MAS-15 успешно выпустил две торпеды в 3:25 утра по Сент-Иштвану. Обе лодки уклонились от преследования, хотя MAS-15 пришлось отбивать охоту за австро-венгерским торпедным катером Tb 76 T, сбросив глубинные бомбы вслед за ней. Тегетхофф, думая, что торпеды были выпущены подводными лодками, вышел из строя и начал зигзаг, чтобы отразить дальнейшие атаки. Она неоднократно обстреливала предполагаемую подводную лодку перископы.

Файл: A Szent István csatahajó pusztulása.ogv Play media Кадры из фильма о потоплении Сент-Иштвана

Сент-Иштван был сбит двумя 45-сантиметровыми торпедами рядом с ее котельной. Кормовая котельная быстро затопилась, и корабль получил крен на 10 ° вправо. Противоповерхностное затопление ячеек триммера по левому борту и магазинов уменьшило крен до 7 °, но попытки использовать маты для защиты от столкновений для закрытия отверстий не увенчались успехом. В то время как это происходило, дредноут на малой скорости направился в ближайшую бухту Бргулье. Однако вода продолжала просачиваться в переднюю котельную и в конечном итоге залила все котлы, кроме двух по левому борту. Это отключило питание насосов и оставило электричества только для включения света. Башни были обучены левому борту в тщетной попытке противостоять крену, и их готовые боеприпасы были выброшены за борт. Вернувшись в строй в 4:45 утра, Тегетгоф попытался взять Сент Иштвана на буксир, но безуспешно. Многие члены экипажа тонущего линкора собрались на палубе, чтобы использовать свой вес вместе с повернутыми турелями в качестве противовеса, но корабль набирал слишком много воды. Капеллан Сент Иштвана произнес последнее благословение, в то время как команда Тегетгофа вышла на ее палубу, чтобы приветствовать тонущий корабль. В 6:12 утра, когда насосы не соответствовали поставленной задаче, Сент Иштван опрокинулся Премуда. При затоплении погибли 89 моряков и офицеров, из них 41 - из Венгрии. Низкое количество погибших отчасти можно объяснить большим количеством времени, которое потребовалось для затопления линкора, и тем фактом, что все моряки австро-венгерского флота должны были научиться плавать перед поступлением на действительную службу. Капитан Сент-Иштвана, Генрих Зейтц, был готов к гибели со своим кораблем, но был спасен после того, как его сбросили с мостика при опрокидывании.

Существуют видеозаписи и фотографии с Сент-Иштваном. последние полчаса снято Linienschiffsleutnant Meusburger из Тегеттоффа с его собственной камерой и официальной съемочной группой. Эти два фильма позже были объединены и выставлены в Соединенных Штатах после войны. Затопление линкора было одним из двух, когда-либо снятых в открытом море, второй - британского линкора HMS Barham во время Второй мировой войны. Доходы от фильма о переворачивании Сент-Иштвана в конечном итоге были использованы для кормления детей в Австрии после окончания войны.

Опасаясь дальнейших атак торпедных катеров или эсминцев итальянского флота и возможных дредноутов союзников, реагирующих на эту сцену Хорти полагал, что элемент внезапности был утерян, и отменил атаку. На самом деле итальянские торпедные катера совершали обычное патрулирование, и план Хорти не был выдан итальянцам, как он опасался. Итальянцы даже не узнали, что австрийские дредноуты вылетели из Полы, до 10 июня, когда фотографии с воздушной разведки показали, что их больше нет. Тем не менее, потеря Сент-Иштвана и моральный удар по флоту вынудили Хорти отказаться от своих планов штурма заграждения Отранто. Флот вернулся на базу в Пола, где он оставался до конца войны.

Наследие

После войны MAS-15 был установлен в памятнике Витторио Эмануэле II как часть Museo del Risorgimento в Риме за роль торпедного катера в затоплении Сент-Иштвана. Годовщина затопления, 10 июня, была отмечена судном Regia Marina и его преемником, Marina Militare, официальным Днем военно-морского флота (Italian ).>: Festa della Marina).

Место крушения Сент-Иштвана было обнаружено в середине 1970-х годов югославским флотом. Она лежит вниз головой на глубине 66 метров (217 футов). Ее нос оборвался, когда он ударился о морское дно, когда корма все еще была на плаву, но непосредственно прилегала к остальной части сильно покрытого коркой корпуса. Две дыры от торпедных ударов видны в боку корабля, а также еще одна глубокая дыра, которая может быть от торпеды, выпущенной по Тегеттоффу с MAS 21. Обломки корабля находятся под охраной Министерства культуры Хорватии.

Последствия

Контерадмирал Хорти отменил атаку, так как считал, что итальянцы раскрыли его план, и приказал кораблям вернуться в Полу.

На самом деле итальянцы даже не узнали, что австрийцы дредноуты покинули Полу до 10 июня, когда фотографии с воздушной разведки показали, что их больше нет. Capitano di fregata Луиджи Риццо был награжден своей второй золотой медалью за воинскую доблесть ; его первым было за потопление дредноутного линкора Вена в 1917 году, и он был назначен рыцарем Ордена Короны Италии. После войны MAS 15 был установлен в памятнике Витторио Эмануэле II в составе Museo del Risorgimento в Риме. Годовщина затопления была отмечена кораблем Regia Marina и его преемником, Marina Militare, как его День военно-морского флота (итальянский : Festa della Marina).

Примечания

  • icon Портал линкоров

Ссылки

Источники

Внешние ссылки

На Викискладе есть средства массовой информации, связанные с Szent István ( корабль, 1915 г.).

Координаты : 44 ° 12′07 ″ N 14 ° 27′05 ″ E / 44,20194 ° N 14,45139 ° E / 44.20194; 14.45139

Последняя правка сделана 2021-06-06 03:49:35
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте