Baron Gautsch парусный спорт | |
История | |
---|---|
Австро-Венгрия | |
Имя : | Baron Gautsch |
Владелец: | Österreichischer Lloyd |
Маршрут: | Триест - Котор |
Строитель: | Братья Гурли, Данди |
Номер верфи : | 229 |
Спущен на воду: | 3 мая 1908 г. |
Первый рейс: | 16 июня 1908 г. |
В строю: | 16 Июнь 1908 г. - 13 августа 1914 г. |
Судьба: | 13 августа 1914 г. в 14:45 налетел на минное поле, заложенное австро-венгерским флотом, и затонул в течение 5-7 минут |
Общие характеристики | |
Тоннаж : | 2069 GRT и 861 NRT |
Длина : | 84,55 м |
Ширина: | 11,64 м |
Осадка: | 7,5 м |
Установленная мощность: | Трехцилиндровые паровые машины с паровыми котлами, работающими на мазуте; 3 бронзовых винта; мощность: 4600 л.с. (3400 кВт) |
Скорость: | 17 узлов (31 км / ч; 20 миль / ч) |
Производительность: | Пассажиры: 300, экипаж: 64. Всего: 364 |
Baron Gautsch - австро-венгерское пассажирское судно, затонувшее в северном Адриатическом море 13 мая. Август 1914 г., во время плавания из Котора в Триест после столкновения с минным полем, заложенным австро-венгерским флотом. В результате затопления погибли 127 пассажиров и членов экипажа. Судно эксплуатировалось Österreichischer Lloyd и было построено на верфи Gourlay Brothers в Данди, Соединенное Королевство.
Österreichischer Lloyd (английский: австрийский Ллойд) была крупнейшей и наиболее успешной австро-венгерской судоходной компанией своего времени, основанной в 1833 году. Флот компании постоянно рос., особенно под руководством (1852–1924) министра путей сообщения в Австро-Венгерском Императорском Совете и президента Ллойда. За время его пребывания на посту президента было заказано три новых современных родственных корабля. Это были барон Гауч в мае 1908 г. (2069 GRT ), Принц Гогенлоэ в октябре 1908 г. (1962 GRT ) и барон Брук летом 1913 г. (2085 GRT ). Поскольку одна из крупнейших верфей Австро-Венгрии, Stabilimento Tecnico Triestino в Триесте, была загружена, барон Гауч и Принц Гогенлоэ были построены на братьях Гурли верфь в Данди, Шотландия.
Корабль был назван в честь бывшего премьер-министра и министра внутренних дел Австрии Пауля Гауча фон Франкентурна. Baron Gautsch и его родственные корабли были построены для так называемой далматинской экспресс-линии, маршрута, который шел к югу от австрийской Ривьеры вдоль побережья Истрии и Далмация. Портом приписки каждого корабля был Триест. Барон Гауч возил пригородных, деловых и отдыхающих путешественников, а также летних гостей, которые хотели посетить популярные морские курорты Адриатики. Первый рейс он совершил 16 июня 1908 года.
Пароход 2069 GRT Baron Gautsch был построен на верфи Gourlay Brothers в г. шотландский город Данди. Его перевели на воду 3 мая 1908 г. Корабль имел длину 84,5 метра, ширину 11,64 метра и максимальную осадку 7,5 метра. На корабле было три паровых котла с подогревом мазутом, которые приводили в действие три бронзовых гребных винта через одну паровую машину. Двигатели имели 4600 л.с. (3383 кВт ), что позволяло развивать скорость 17 узлов (31 км / ч). Ллойд надеялся значительно улучшить характеристики корабля за счет установки трех паровых двигателей, но когда этого не произошло, Ллойд вернул корабль на верфь для обширных модификаций в Триесте за счет братьев Гурли. Это было одной из причин банкротства верфи Gourlay Brothers и ее ликвидации в октябре 1910 года.
С началом Первой мировой войны 28 июля 1914 г. все торговые суда Австро-Венгрии были приняты на вооружение австро-венгерского флота. Корабли получили камуфляж и с этого момента служили вспомогательными крейсерами, десантниками или судами снабжения. Многие офицеры были резервистами и поступили на службу в ВМФ. 27 июля 1914 года барон Гауч был принят на вооружение военно-морского флота. Затем последовали четыре плавания, на которых барон Гауч привозил припасы для войск, расквартированных в Которе. За эти четыре плавания барон Гауч преодолел 1810 миль и перевез 2855 человек. На каждом обратном пути мирных жителей эвакуировали в порты северной Адриатики. 11 августа 1914 года барон Гауч выполнил все свои военные задачи и был возвращен Ллойду.
Перед тем, как барон Гауч в последний раз отплыл из Котора обратно в Триест, в Триесте проходила конференция военных военно-морских властей. Второй офицер барона Гауча Тенз присутствовал как представитель капитана Пола Винтера. На конференции командиры кораблей были проинформированы о том, что ВМС планируют установить минные поля в северной части Адриатики, чтобы защитить вход в свой главный военно-морской порт Пула. Тензе сообщил об этом своему капитану, и первый офицер Луппис установил маршрут корабля для следующего путешествия. Позже экипаж барона Гауча получил дальнейшие инструкции относительно навигации от военных властей в Задаре по радио. На обратном пути барон Гауч вез беженцев с территории Боснии и Герцеговины, людей, возвращавшихся домой из отпуска, в том числе многих женщин и детей, а также военнослужащих Австро-Венгрии, которые возвращались в Австрию. На борту находились 66 членов экипажа и 240 пассажиров (в эти данные не входят дети до 10 лет и солдаты срочной службы).
12 августа 1914 года барон Гауч в последний раз отплыл из Котора в Триест. Командиром был капитан Пол Винтер. 13 августа 1914 года в 11 часов утра барон Гауч вышел из гавани на острове Вели Лошинь и направлялся прямо в порт Триеста, куда он должен был прибыть в 18.00. Официально корабль шел от Вели-Лошиня до Пулы под командованием старшего офицера Йозефа Лупписа, но на самом деле это было не так. Фактически, капитан передал Луппису командование в 14:00, но он покинул мостик без ведома капитана, передав команду относительно неопытному второму офицеру Тензе, и отправился обедать с первым. пассажиры класса. Капитан Винтер спал в своей каюте.
Барон Гауч начал плавание гораздо дальше на север, чем приказали военные власти, и прошел недалеко от корабля «Принц Гогенлохеом», который шел на юг, к островам Далмации, более чем в 3 морских милях от побережья. Даже предупреждения нескольких пассажиров не заставили Тензе изменить курс корабля. Тензе несколько раз упоминал о минных полях в прилегающих районах и о том, как австро-венгерский флот разместил их для защиты порта Пула, но это не заставило его изменить курс. В 14:45, в семи морских милях от островов Бриони, барон Гауч на полной скорости вошел в минное поле, которое только что было установлено силами ВМС. В это время минный заградитель «Василиск» увидел барона Гауча, плывущего прямо в опасную зону, поэтому он подал предупредительные сигналы, но эти сигналы не были замечены или поняты. В последний момент Тензе осознал угрозу и повернул штурвал, чтобы корабль вышел в открытое море, но этот маневр произошел слишком поздно, потому что корабль уже находился посреди минного поля.
Именно тогда корабль подорвался на первой мине, вызвав огромный взрыв на левом борту корабля, в результате чего задняя дверь распахнулась, и пароход потряс. Вскоре после этого произошел второй взрыв, вероятно, вызванный взрывом котла. Барон Гауч резко повернул налево и быстро побежал на полную. Пассажиры на борту начали паниковать, что привело к всеобщему хаосу. Пассажиры бросились к спасательным шлюпкам, которые быстро переполнились, прежде чем их перебросили через палубу. В других случаях держатели были настолько крепкими или замысловатыми, что их нельзя было использовать. Многие пассажиры прыгнули за борт и утонули. Из баков с трещинами вытекало мазут, что раздражало нос, глаза и уши плавающих в воде и мешало им дышать. Также произошло возгорание масла, и многие пассажиры трагически сгорели заживо. Выжившие пассажиры впоследствии свидетельствовали, что многие члены экипажа не заботились о пассажирах, а заботились только о себе. Это подтверждается тем фактом, что во многих спасательных шлюпках членов экипажа было больше, чем пассажиров. Барон Гауч затонул примерно через пять-семь минут после первого взрыва. Рядом находились австро-венгерские эсминцы Чепель, Триглав и Балатон, поэтому они были первыми кораблями, пришедшими на помощь пострадавшим. Вместе эти корабли спасли с воды 159 человек. Однако 127 пассажиров, в основном женщины, дети и члены экипажа, погибли. Их похоронили на Военном кладбище в Пуле.
Капитан Винтер и первый офицер Луппис выжили и были помещены под домашний арест в Пуле. В конечном итоге оба они были признаны виновными в катастрофе в ходе судебного разбирательства в Адмиралтейском суде. Тем не менее известно, что оба они работали в 1920-е гг. шкиперами на «Ллойд Адриатико», в это время они также командовали трансатлантическими лайнерами. Подробности их судебного процесса и приговора неизвестны, потому что события находились под военной цензурой, а также потому, что считалось, что все, что касалось дела, должно оставаться скрытым от широкой публики по моральным соображениям.
Выжившие подали в суд на Ллойда о возмещении ущерба. Первоначально это было отклонено, но позже Министерство торговли разрешило компенсацию в ограниченной форме в размере 200 000 крон. Выжившие, не согласные с этим, обратились в суд. Практически все судебные документы о затоплении и последующих процессах были впоследствии утеряны. Многочисленные документы были потеряны во время июльского восстания 1927, когда Венский дворец правосудия был сожжен. Остальные документы были уничтожены в Хрустальной ночи 1938 года, поскольку адвокат выживших был евреем, а его офис был обыскан.
В августе 1994 г. в Ровине состоялась поминальная служба с участием представителей католической церкви, военных и политических партий по случаю 80-летия затопления. Во время празднования Radiotelevisione italiana (RAI) представил документальный фильм о трагедии. Цветочные венки были брошены в море, а на место кораблекрушения была установлена мемориальная доска. В октябре 1995 года решением Совета по защите культурного наследия обломки барона Гауча были внесены в Реестр хорватских памятников культуры.
Затонувшие корабли барона Гауча были обнаружены 15 августа 1958 года словенским водолазом Божо Димником. Обломки корабля Baron Gautsch находятся в точке с координатами 44 ° 56,25'N 13 ° 34,40'E / 44,93750 ° N 13,57333 ° E / 44,93750; 13,57333 Координаты : 44 ° 56,25'N 13 ° 34,40'E / 44,93750 ° N 13,57333 ° E / 44,93750; 13.57333 на глубине от 28 до 40 метров на песчаном и каменистом грунте. Он зарос водорослями и губками. Обломки корабля не в хорошем состоянии, потому что они сломаны во многих местах, а дымоходы и мачты перевернуты. Кроме того, было снято три гребных винта. Тем не менее, это место кораблекрушения считается одним из самых популярных мест для дайвинга среди затонувших кораблей на севере Адриатики. В 1920-х годах югославский флот использовал это сильно поврежденное место кораблекрушения в качестве учебной цели для маневров атаки.