Постконструктивизм был переходным архитектурным стилем, существовавшим в Советском Союзе в 1930-х годах, типичным для ранних Сталинская архитектура до Второй мировой войны. Термин «постконструктивизм» был придуман историком архитектуры для описания продукта авангарда миграции художников в сталинский неоклассицизм. Хан-Магомедов отождествил постконструктивизм с 1932–1936 гг., Но длительное время строительства и огромные размеры страны увеличили период до 1941 г.
Существование этого стиля очевидно, но Хан-Магомедов объясняет его эволюцию Естественный процесс внутри архитектурного сообщества, а не результат политического руководства со стороны партии и государства, сильно оспаривается.
Этот раздел основан на Хане -Советская авангардная архитектура Магомедова, том 1, «Авангард к постконструктивизму и за его пределами»
В 1932–1933 гг., Dur В конкурсе Дворец Советов государство ясно дало понять архитекторам, что эпоха экспериментов закончилась и новые здания должны соответствовать классическому канону. В то время архитектурная профессия разделилась на три поколения:
По словам Хан-Магомедова, двумя предшественниками стиля были Иван Фомин и Илья Голосов. Они сошлись в одной форме с противоположных сторон - неоклассицизма и конструктивизма. Легко сформулированная концепция Фомина, возведенная из стали и гранита в Москве (здание «Динамо»), была хорошо понята даже неискушенной молодежью. «Молодежь инстинктивно шла за теми, кто сумел четко заявить о своей позиции. Молодежь считала этот период самодостаточным культурным этапом, а не переходом к чему-то другому». В 1933–34 Голосов публично отвергал авангард. Он вернулся к неоклассицизму, стараясь избегать прямых цитат из прошлого. Например, вместо традиционных круглых столбцов он использовал квадратные. Квадратные, тощие колонны без капителей стали визитной карточкой зарождающегося стиля. Участие Голосова в публичных конкурсах дизайна раскрыло его стиль многочисленным последователям.
Иван Фомин и Илья Голосов . Оригинальные замыслы (не реализованные):
Иван Фомин. Курский вокзал, 1933
Иван Фомин. Курский вокзал, 1933
Хан-Магомедов определил постконструктивизм как «неоклассические формы без неоклассических деталей». Голосов и его последователи сознательно заменили проверенные исторические детали (колонны, капители, фризы, карнизы ) своими изобретениями, чтобы отличить себя от чистых возрожденцев. Основные объемы следуют классическим правилам и обычно идеально симметричны.
Илья Голосов и Владимир Владимиров . Многоквартирные дома в Москве
Илья Голосов. Яузского, 2, 1936–1941
Илья Голосов. Яузского, 2, фрагмент
Владимиров. Авиажилстрой, Патриаршие пруды, Пентхаус с восьмиугольными колоннами
Владимиров. Авиажилстрой, Патриаршие пруды, Балкон
Постконструктивизм выиграл от естественной реакции как на авангард, так и на эклектику прошлого. Он воспринимался как новый, и в то же время допускал грандиозные постройки по вкусу провинциальной элиты. Еще одним преимуществом во времена тотального нормирования было то, что, в отличие от конструктивизма, новый стиль сводил к минимуму использование стали и цемента, возвращаясь к примитивной кладке с деревянными полами и перегородками. Это помогает объяснить распространение постконструктивизма в 1930-е годы.
Эволюция - конструктивизм к постконструктивизму к сталинизму (Москва)
Школа 518 автор, 1933–35
Жилье Шоссе Энтузиастов Гурьева-Гуревича и Зальцманна, 1935–36
Жилье Шоссе Энтузиастов Гурьева -Гуревич и Зальцманн, 1935–36
Куйбышевский корпус, Матвеев и Босим, 1936
Свердловк, госпиталь, Югов, 1936–39
Свердловск, башня 1932 года
Свердловск, дом Оранского, 1936 год
К 1936 году левый «класс 1929 года» и младше (Мордвинов, Алабян) приобрел некоторый практический опыт. Этим архитекторам совершенно не хватало классической подготовки конструктивистов старшего возраста; отсутствие навыков помешало им изобрести собственное воплощение классического наследия; все, что они могли делать, это копировать. В результате они похоронили своих учителей авангарда и сразу перешли к чистому неоклассицизму. Они не могли остановиться на постконструктивизме, потому что они - в отличие от Голосова или Фомина - не могли вводить новшества. Между тем Фомин умер в 1936 году, а Голосов физически стареет, расчищая дорогу молодым.
Другая группа молодых архитекторов, ищущих академической подготовки, присоединилась к мастерским Жолтовского и других старых неоклассиков. Они тоже перескочили через постконструктивизм - прямо к сталинскому канону. Их старые наставники по-прежнему действовали и пользовались поддержкой государства. Больше не было необходимости изобретать новые формы или стили. Постконструктивистские проекты затянулись еще на несколько лет, но Вторая мировая война окончательно решила судьбу этого стиля.
Такие авторы, как Дмитрий Хмельницкий, высоко оценивают исследования Хан-Магомедова 1920-х и 1930-х годов, но полностью не согласны с его истоками и эволюция ранней сталинской архитектуры и упадок конструктивизма.
Хан-Магомедов почти не упоминает роль государства (или Иосифа Сталина лично) в тех событиях, представляя кончину авангарда как естественную эволюцию профессионального сообщества. Он признает, что этой профессией манипулировал молодежь «класса 1929 года», но не изучает силы, которые сформировали и направили их атаки. Ни слова о личном влиянии Сталина, ни слова о растущем терроре. Хан-Маговедов подробно обсуждает политические нападения 1929–1931 годов, но не упоминает, что они были частью тотальной национальной кампании. Как резюмировал Хмельницкий, «постконструктивизм родился терроризмом. Сам термин вводит в заблуждение. Следы конструктивистского стиля в постконструктивизме 1930-х годов являются признаком нерешительности, а не традиции. Они запретили конструктивизм, но не объяснили, что делать. ; результат - архитектурная патология. Сравнение с европейскими параллелями бесполезно. Европейских параллелей не было, даже нацистская архитектура не приближается ».
Постконструктивизм тесно слился с советскими адаптациями ар-деко. Некоторые примеры этого стиля, такие как 1934 Ленинская библиотека автора Владимира Щуко, могут быть ошибочно приняты за постконструктивизм. Фактически, Шуко был закаленным неоклассиком, и Библиотека была его попыткой выделиться в пролетарскую классику с помощью инструментов ар-деко. Ситуация внутри профессионального сообщества была даже разнообразнее, чем на картине Хан-Магомедова. Вышеупомянутый многоквартирный дом Владимирова тоже обычно классифицируется как адаптация ар-деко.
Понятие постконструктивизма в широких массах не всегда известно. Агенты по недвижимости относят эти постройки к ранней сталинке, и именно так они воспринимаются публикой. В Москве такие здания постепенно сносят или полностью перестраивают (см. фасад ); снос постконструктивистских построек, за редким исключением, остается незамеченным даже в сообществе защитников природы. Одним из недавно потерянных примеров был А.А. Дом Самойлова на Новом Арбате в Москве, снесенный в 2006 году.
Здания 1920–1930-х гг. Построены по примитивным технологиям (кладка, мокрая штукатурка, деревянные потолки и перегородки), низкокачественные материалы и низкокачественный персонал. Низкое первоначальное качество и ненадлежащее обслуживание привели к быстрому разрушению. За исключением нескольких ухоженных высококлассных многоквартирных домов, ранние сталинки небезопасны. 10 февраля 1999 г. в результате пожара в Самарском РУВД постройки 1936 года погибли 57 мужчин и женщин. 13 февраля 2006 года Дом Пантелеймона Голосова сгорел дотла, в результате чего один человек погиб, а четверо получили ранения.
Правильная реконструкция зданий конструктивизма или ранней сталинки сложно. Конструкции слабые и часто требуют полного сноса. Ярким примером является Школа 518 (Балчуг, Москва ), спроектированная в 1933 году Иваном Звездиным (1899–1979) и завершенная в 1935 году. Магомедова, единственное здание постконструктивизма, внесенное в реестр национальных памятников, школа была реконструирована в 2001 году по современным стандартам безопасности. Большая часть несущих стен и все интерьеры 1935 года были полностью перестроены с нуля.
Новые постконструктивистские или ранние сталинские постройки - редкость. Многофункциональный объект «Преображенская Застава» (два блока, 308 квартир и магазины) был завершен в 2002–2005 годах. Необычно для современной Москвы, это на самом деле похоже на старинное произведение, а не на дешевую современную копию. Здесь нет фирменных квадратных колонн или тонких портиков, но это лучшая попытка воссоздать стиль 1930-х годов.
В меньшем масштабе российские архитектурные фирмы проектируют загородные дома в истинно постконструктивистской форме.
Викискладе есть материалы, связанные с постконструктивистской архитектурой. |