Илья Александрович Голосов | |
---|---|
Родился | (1883-07-31) 31 июля, 1883. Москва |
Умер | 29 января 1945 (1945-01-29) (61 год). Москва |
Национальность | СССР |
Род занятий | Архитектор |
Практика | Моссовета Архитектурная мастерская №4 (с 1933 г.) |
Здания | Зуевский рабочий клуб, жилой дом на Яузском бульваре (Москва), Коммунальное жилье (Иваново ) |
Проекты | Заявки на конкурсы 1926 г. (Русгерторг, Электробанк и др.) |
Голосов Илья Александрович (1883 г. в Москва - 1945 г. в г. Москва) был русским архитектором из позднего имперского и начала советского периодов истории России. Лидер конструктивизма в 1925-1931 гг. Илья Голосов позже разработал свой стиль ранней сталинской архитектуры, известный как постконструктивизм. Он был братом Пантелеймона Голосова.
Голосов учился в Строгановском художественном училище и Московском училище живописи, ваяния и зодчества, которое окончил в 1912 году. До Первая мировая, обучался в мастерских Игоря Грабаря и Алексея Щусева, сотрудничал с Марианом Перетятковичем и Иваном Рербергом на Северном Страховом Доме (Москва). В 1914-1917 гг. Голосов служил военным инженером. В 1918 году Голосов поступил на работу в Московское государственное архитектурное бюро под руководством неоклассика Ивана Жолтовского и оставался с ним на протяжении Гражданской войны, одновременно преподавая в МВТУ и ВХУТЕМАС.
Работа Голосова в период Гражданской войны и в первые годы Новой экономической политики ограничивалось градостроительными проектами, благоустройством и ремонтом. Десятилетие военных действий (1914–1922) привело к неожиданному исходу для профессии и лично братьев Голосовых: первый шанс построить что-либо появился, когда им было уже 40 лет. Фактически «новое поколение» было зрелыми людьми с классической дореволюционной подготовкой; следующее поколение (Иван Леонидов и класс 1929 г.) только начинало обучение в колледже.
Илья Голосов участвовал во многих архитектурных конкурсах 20-х годов, начиная с конкурса Дома Труда 1922-1923 годов. Голосов разработал индивидуальный стиль оформления, когда здание должно было иметь центр масс, доминирующую форму; все более мелкие формы и детали подчинены доминирующему и должны следовать убывающему ритму, как рябь на поверхности воды. Сам Голосов задолго до присоединения к лагерю конструктивистов определил этот стиль как символический романтизм.
В 1924 году на Голосова произвело глубокое впечатление братья Веснины конструкции Аркоса и. В отличие от своего брата Пантелеймона, он не присоединился к конструктивистскому движению OSA Group с момента его создания в декабре 1925 года. В проектах Голосова этого периода характерны тщательно продуманные внешние стеклянные стены, подчеркивающие внутреннюю структуру доминирующей формы.. Помимо многочисленных конкурсных работ, Голосов выигрывал множество практических комиссий. Как и братья Веснины, у него было формальное дореволюционное образование и инженерный опыт, что помогло ему получить настоящую работу. В отличие от теоретиков вроде Моисея Гинзбурга или Ивана Леонидова, Голосов был занят фактическим управлением стройками и воздерживался от теоретических споров 1925-1929 годов.
Как отмечал Селим Хан-Магомедов: «Он создал лучшие образцы конструктивизма, но так и не стал преданным конструктивистом. Он понимал, что конструктивистские теории противоречат его собственным архитектурным концепциям начала 20-х годов... Голосов принимал конструктивизм как тенденция внешнего оформления, а не как полноценный функциональный стиль ». Тем не менее, в течение короткого периода в 1925-1928 годах коллеги-архитекторы воспринимали его как лидера конструктивизма из-за его широко разрекламированных завершенных проектов, таких как 1927-1929 годы Клуб рабочих Зуева (см. Также: фотография интерьера ) и блестящая серия конкурсных работ в 1926 году.
Коллективный дом, 1930-1931 годы
Зуевский рабочий клуб, 1927-1929 годы
В 1932 году, когда государство послало сигнал отказаться от авангарда в пользу неоклассической архитектуры, Голосов ответил неоклассической адаптацией своей концепции символического романтизма. Голосов и его последователи намеренно заменили проверенные исторические детали (колонны, капители, фризы и карнизы ) собственными изобретениями, чтобы отличить себя от чистых возрожденцев, таких как Жолтовский. Наиболее распространенной особенностью была квадратная тощая колонна с упрощенной прямоугольной капителью и основанием. За короткий период, 1932–1936 гг., Этот новый стиль, постконструктивизм (термин, придуманный), стал наиболее распространенным в Советской России.
Илья Голосов, назначенный руководителем архитектурной мастерской Моссовета, оттачивал свой стиль на многочисленных конкурсах 1932-1938 годов. В отличие от Константина Мельникова, потерявшего работу в 1936 году, Голосов до 1941 года занимался практическим строительством с типичными постконструктивистскими постройками, такими как апартаменты Теплобетон на Спиридоновке (1933–34) и квартиры на Яузском бульваре (1936–1941).. В 1938 году он спроектировал и руководил строительством типичного сталинского жилого дома в Нижнем Новгороде (улица Октябрьская), получившего почетное посмертное упоминание в издании «ХХХ лет советской архитектуры» в 1949 году.
Илья Голосов. Яузский бульвар, 2, 1936-1941
Илья Голосов. Яузский бульвар, 2, фрагмент
Илья Голосов преподавал архитектуру на протяжении Великой Отечественной войны. Как и его брат Пантелеймон, Илья умер в 1945 году в Москве и был похоронен на Новодевичьем кладбище.