Неовизантийская архитектура в Российской империи

редактировать
Владимирский собор в Киеве был первым неовизантийским проект утвержден для строительства в Российской Империи (1852 г.). Однако это был не первый проект, строительство которого началось в 1859 году и продолжалось до 1889 года. Морской собор, Кронштадт

Русско-византийская архитектура (Русско-византийская архитектура, русский : русско-византийский стиль) - возрожденческое направление в русской архитектуре и декоративное и прикладное искусство, основанное на интерпретации форм византийского и древнерусского зодчества. В рамках эклектика могла сочетаться с другими стилями.

Стиль зародился в Российской Империи в первой половине 19 века. Основоположником этого стиля считается Константин Тон. Сформировавшийся в начале 1830-х годов как единое направление, русско-византийский стиль был неразрывно связан с понятием национальности, выражая идею культурной самодостаточности России, а также ее политической и религиозной преемственности по отношению к византийскому. Империя. В узком смысле под русско-византийским стилем понимается стиль Константина Тона, распространенный во второй трети XIX века, и стиль посттона, начавшийся в 1850-х годах и более похожий на византийскую архитектуру, называемый неовизантийским стилем.

, русско-византийский стиль стал официально признанным предпочтительным архитектурным стилем для церковного строительства во время правления Александра II в России (1855 г. –1881). Хотя Александр III изменил государственные предпочтения в пользу позднего русского возрождения, неовизантийская архитектура процветала во время его правления (1881–1894) и продолжала использоваться до начала Первая мировая война. Эмигранты архитекторы, поселившиеся на Балканах и в Харбине после русской революции, работали над неовизантийскими проектами там до Мир Вторая война.

Первоначально здания византийской архитектуры были сосредоточены в Санкт-Петербурге и Крыме, а два отдельных проекта были начаты в Киеве и Тбилиси. В 1880-х годах византийский дизайн стал предпочтительным выбором для православной экспансии на границы Империи - Конгресс Польша, Литва, Бессарабия, Средняя Азия, Северный Кавказ, Нижнее Поволжье и Казачьи войска ; в 1890-х годах они распространились из области Урала в Сибирь по формирующейся Транссибирской магистрали. Византийские церкви, спонсируемые государством, были также построены в Иерусалиме, Харбине, Софии и на Французской Ривьере. Нерелигиозное строительство в византийском стиле было редкостью; большинство сохранившихся примеров были построены как больницы и богадельни во время правления Николая II.

Содержание

  • 1 История
    • 1.1 Предыстория
    • 1.2 Королевское одобрение
    • 1.3 Распространение
    • 1.4 Царствование Николая II
    • 1.5 Эмиграция
  • 2 Определенный стиль
    • 2.1 Детали
    • 2.2 Планы и пропорции церкви
    • 2.3 Проблема Колокольни
  • 3 Наследие
    • 3.1 Разрушение
    • 3.2 Возрождение 1990–2000-х годов
  • 4 См. Также
  • 5 Ссылки
  • 6 Примечания
  • 7 Внешние ссылки

История

Предпосылки

Церковь Дмитрия Солунского в Санкт-Петербурге (1861–1866) - самый ранний образец стиля

Последнее десятилетие правления Александра I ознаменовалось государственным введением в действие ампира как единственный архитектурный стиль для культового, общественного и частного строительства. Эта монополия на единый стиль была отменена в начале 1830-х годов; Поскольку Николай I продвигал эклектичные церковные проекты Константина Тона , архитекторы () и художественные круги в целом (Николай Гоголь ) призывали к общая либерализация процедур выдачи разрешений на строительство, при которой архитектор может свободно выбирать стиль, наиболее соответствующий функциям здания и предпочтениям клиента. В результате к концу 1840-х гг. Русская гражданская архитектура диверсифицировалась на различные стили возрождения (готическое возрождение Быковского, неоренессанс Тона), а новые церковные проекты склонялись к тоновским " Альбом модельных дизайнов »или неоклассицизм.

Царствование Николая I было отмечено постоянной экспансией России - либо в виде колонизация территорий, приобретенных ранее на Западе и Юге (перегородка Посполитого, Новороссия, Крым, Кавказ ) или в виде усиливающегося вмешательства в Восточный вопрос. Николай разделял стремление своих предшественников к Босфору и Дарданеллам и вступил в спор с Францией за контроль над святынями Святой Земли, спровоцировавшего Крымскую войну. Восточная политика государства вызвала общественный интерес и спонсировала академические исследования византийской истории и культуры. Распространение русского православия на новые территории привело к появлению новых крупномасштабных строительных проектов, которые необходимо было интегрировать в местную среду.

Императорская Академия художеств, под непосредственным руководством Николая, поддерживала исследования Востока и, в частности, Византии, но сам Николай презирал византийскую архитектуру., один из архитекторов собора Святого Владимира в Киеве, вспоминал слова Николая: «Я терпеть не могу этот стиль, но, в отличие от других, я его разрешаю» (русский : "Терпеть не могу этого стиля но, не в пример прочим разрешаю"). Королевское одобрение стало возможным благодаря академическим исследованиям архитектуры Киевской Руси 1830–1840-х годов, которые впервые попытались восстановить первоначальный облик киевских соборов и установили их как недостающее звено между Византией и архитектурой Великого Новгорода.

Собор Святого Владимира стал первым неовизантийским проектом, утвержденным Императором (1852 г.). Крымская война, нехватка средств (собор финансировался за счет частных пожертвований) и серьезные инженерные ошибки задержали его завершение до 1880-х годов. Первые неовизантийские проекты появились после смерти Николая: интерьеры церкви Сергия Радонежского в Стрельнском монастыре по проекту Алексея Горностаева (1859), и небольшая часовня Мариинского дворца по проекту Григория Гагарина (1860).

Царское одобрение

Композиция Тбилисского собора стала де Факто отраслевого стандарта задолго до его завершения. Обратите внимание на небольшую, отдельно стоящую колокольню на заднем дворе.

князь Григорий Гагарин, служивший в Константинополе и на Кавказе дипломатом, стал самый влиятельный сторонник византийского стиля - благодаря его опубликованным исследованиям народного кавказского и греческого наследия, а также через его службу императрице Марии Александровне и великой княгине Марии Николаевне (сестра Александра II и президент Императорской Академии художеств ). Еще в 1856 году императрица Мария Александровна выразила желание увидеть новые церкви, выполненные в византийском стиле.

Первая из этих церквей была построена в 1861–1866 годах на Греческой площади Санкт-Петербурга. Архитектор (1811–1867) свободно следовал канону Святой Софии - плоский главный купол, переходящий в цилиндрическую аркаду, покоящуюся на кубической основной конструкции. Кузьмин, однако, добавил новую особенность - вместо двух апсид, характерных для византийских прототипов, он использовал четыре. Этот крестообразный план был усовершенствован в 1865 г. Дэвидом Гриммом, который расширил плоскую структуру Кузьмина по вертикали. Хотя дизайн Гримма оставался на бумаге более 30 лет, его базовая композиция стала практически универсальной в строительной практике России.

Владимирский собор в Херсонесе от Дэвида Гримма

Еще одно направление было запущено дизайном Дэвида Гримма Владимирского собора в Херсонесе (1858–1879). Церковь, построенная на руинах древнегреческого собора, спонсировалась Александром II. Гримм, также историк кавказского происхождения, был выбран Марией Александровной, скорее всего, по совету Гагарина и Марии Николаевны. В его крестообразной структуре использовалась сложная последовательность чередующихся простых форм. Гримм ограничил использование криволинейных поверхностей только главным куполом; апсиды и их кровля были многоугольными - в соответствии с грузинскими и армянскими прототипами. Это «линейное» разнообразие византийской архитектуры оставалось необычным в XIX веке, но резко возросло в период правления Николая II.

. Несмотря на поддержку королевской семьи, правление Александра II не дало многих образцов архитектуры. стиль: экономика, искалеченная Крымской войной и усиленная реформами Александра, была слишком слабой, чтобы поддерживать массовое строительство. После запуска проекты откладывались на десятилетия. Например, российский проект Севастопольского собора был утвержден в 1862 году, но фактические работы начались только в 1873 году. Фундаменты, заложенные перед войной, уже были на месте, но строительство тянулось медленно до 1888 года, буквально поглощая жизнь архитектора. Тбилисский собор Давида Гримма, построенный в 1865 году, начатый в 1871 году и вскоре заброшенный; строительство возобновилось в 1889 году и было завершено в 1897 году. Гримм умер через год.

Распространение

В 1888 году Василий Косяков нашел окончательную пропорцию одноглавой конструкции. Чертежи его Астраханской церкви были скопированы в Каменец-Подольском до того, как оригинал был завершен (1895–1904).

Церковное строительство и хозяйство в целом восстановились в царствование Александр III (1881–1894). За тринадцать с половиной лет собственность Русской Православной Церкви увеличилась более чем на 5000 культовых сооружений; к 1894 г. насчитывалось 47 419 храмов, в том числе 695 главных соборов. Однако большая часть новых храмов принадлежала к варианту русского возрождения конца XIX века, который стал официальным стилем Александра III. О повороте государственных преференций в 1881–1882 гг. Свидетельствовали два архитектурных конкурса на проект храма Спаса-на-Крови в Санкт-Петербурге. В обоих конкурсах преобладали неовизантийские дизайны, но Александр отклонил их все и в конечном итоге вручил проект Альфреду Парланду, установив стилистические предпочтения следующего десятилетия. Широко разрекламированные черты Спаса-на-Крови - центральная шатровая крыша, чрезмерные орнаменты в красной кирпичной кладке и явная ссылка на Москву и Ярославские реликвии XVII века - мгновенно скопированы в меньшие церковные постройки.

Почти все 5000 церквей, приписываемых Александру III, финансировались за счет общественных пожертвований. 100% государственное финансирование было зарезервировано для нескольких дворцовых церквей, обслуживающих непосредственно королевскую семью. «Военные» церкви, построенные на военных и военно-морских базах, финансировались государством, офицерами и по подписке среди гражданского населения. Например, византийская церковь 13-го пехотного полка в Манглиси (Грузия), рассчитанная на 900 прихожан, стоила 32 360 рублей, из которых только 10 000 были предоставлены государственной казной.

Предпочтение русскому возрождению не означало неприятие византийской архитектуры. Александр проявил явное отвращение к барокко и неоклассицизму 18 века, которые он презирал как символы петринского абсолютизма ; Византийская архитектура была приемлемой «средней дорогой». Византийские архитекторы предыдущего правления сформировали многочисленную школу с лояльными клиентами, в том числе высокопоставленными священнослужителями. Парадоксально, но византийская школа была сконцентрирована в Институте инженеров-строителей, который также служил заведующим кафедрой, неформальным лидером русского Возрождения и советником Александра III. Выпускник Султанова, Василий Косяков, прославился византийскими церквями в Санкт-Петербурге (1888–1898) и Астрахани (спроектирован в 1888 году, построен в 1895–1904 годах), но был просто как успешный в проектах «Русское возрождение» (1900–1903). Две школы сосуществовали в нормальной рабочей атмосфере, по крайней мере, в Санкт-Петербурге.

Неовизантийская архитектура времен Александра III доминировала в трех географических нишах. Этот стиль предпочитали православное духовенство и военные губернаторы Конгресса Польши и Литвы (соборы в Каунасе, Кельце, Лодзь, Вильнюс ); в южных регионах (Харьков, Новочеркасск, Ростов-на-Дону, Самара, Саратов и многочисленные поселения казачьего войска ); и в Урал (Пермь до Оренбург ); в 1891 г. список пополнился сибирскими городами вдоль зарождающейся Транссибирской магистрали.

С. Церковь Михаила Архангела в Каунасе была построена в римско-византийском стиле

Западные и южные провинции занимались крупными византийскими проектами, разработанными выпускниками Института инженеров-строителей. В провинциальной архитектуре часто доминировал единственный местный архитектор (Александр Бернардацци в Бессарабии, на юге России, в Перми ), что объясняет региональные «кластеры» явно подобные церкви. Архитекторы обычно следовали стандарту, установленному Кузьминым и Гриммом, или классической пятикупольной планировке с некоторыми заметными исключениями. Харьковский собор (1888–1901) был рассчитан на 4000 молящихся и равнялся по высоте колокольне Ивана Великого в Кремле. Собор Ковенской крепости (1891–1895, 2000 молящихся), вопреки византийскому канону, был украшен коринфскими колоннами, породившими «римско-византийский» стиль.

Безразличие Александра к византийской архитектуре на самом деле увеличило его привлекательность для частных клиентов: стиль больше не был закреплен за церковью. Элементы византийского искусства (ряды арок, двухцветная полосатая кладка) были обычным украшением фабрик и жилых домов. Они легко сочетались с романскими или мавританскими традициями возрождения, как в Тбилисской опере, разработанной Виктором Шретером. Византийско-русская эклектика стала предпочтительным выбором для муниципальных и частных богаделен в Москве. Начало этой тенденции положила русская церковь Богадельни Рукавишникова (1879 г.), а завершилась она в сохранившейся Боевской богадельне в Сокольниках (Александр Обер, 1890-е). Московское духовенство, напротив, не сдало в эксплуатацию ни одного византийского храма между 1876 г. (храм Казанской иконы у Калужских ворот) и 1898 г. (Богоявленский собор в Дорогомилово ).

Царствование Николая II

Боевская богадельня в <180 г.>Сокольники, Москва, завершено вскоре после вознесения Николая II. Шатровые крыши боковых башен заимствованы из современного инструментария русского Возрождения.

Личные вкусы последнего императора были мозаичными: он пропагандировал XVII век Русское искусство в дизайне интерьеров и костюмах, однако, проявляло отвращение к архитектуре русского возрождения. Николай и его министерство двора не демонстрировали постоянного предпочтения какого-либо стиля; его последний частный заказ, Нижняя дача в Петергоф был спроектирован в византийском стиле после череды зданий неоклассического возрождения. Финансируемое государством строительство было в значительной степени децентрализовано и управлялось отдельными государственными деятелями со своими собственными планами.>R война между США и Японией, византийский стиль явно стал выбором государства, по крайней мере, Императорского флота, который спонсировал громкие строительные проекты на городских и зарубежных базах.

Архитектура Последние двадцать лет существования Российской империи были отмечены быстрой сменой модерна и неоклассического возрождения. Эти стили доминировали на рынке частного строительства, но не смогли занять прочной ниши в официальных проектах православной церкви. Однако идеи модерна постепенно проникали в традиционную византийскую архитектуру. Его влияние проявилось в убранстве традиционных византийских церквей (Морской собор в Кронштадте ). Представители модерна (Федор Шехтель,) и неоклассицизма () создали свои варианты византийского стиля - либо высокодекоративные (церковь Шехтеля в Иванове), либо, наоборот, «обтекаемые» (Соловьева церковь в Кунцево ). Постепенно «северная» разновидность модерна (Илья Бондаренко ) стала стилем узаконенных старообрядцев.

Собор Александра Невского в Новосибирске

Раздробление стиль в небольших проектах развивался параллельно с четырьмя очень большими, консервативно стилизованными неовизантийскими соборами: Морской собор в Кронштадте, соборы в Царицыне, Поти (современная Грузия ) и София (Болгария). Три из них (Кронштадт, Поти, София) были явным данью Святой Софии ; их авторы явно отвергли «золотое правило» одноглавых конструкций, установленное в предыдущие десятилетия. Точные причины этого изменения стиля неизвестны; В случае с Кронштадтским собором это можно отнести к прямому вмешательству адмирала Макарова.

Потийский собор, спроектированный Александром Зеленко, и был необычным, поскольку был первым крупным церковным проектом, построенным в <130 г.>железобетон. Конструктивно он был завершен за один строительный сезон (1906–1907); весь проект занял менее двух лет (ноябрь 1905 г. - июль 1907 г.), что является абсолютным рекордом для того периода. Кронштадтский собор, также использовавший бетон, был структурно завершен за четыре сезона строительства (1903–1907) из-за задержек, вызванных революцией 1905. Другие проекты также не увенчались успехом; Дорогомиловский собор в Москве (1898–1910 гг.), Задуманный как второй по величине в городе, страдал от нехватки денег и в конце концов освящен в неполном, урезанном виде.

Эмиграция

Российская ветвь византийской архитектуры была прекращена революцией 1917 года, но неожиданно обрела загробную жизнь в Югославии благодаря личной поддержке короля Александра Караджорджевича. Александр спонсировал проекты византийских церквей эмигрантскими архитекторами в Белграде, Лазареваце, Пожеге и других городах. Сербия и Черногория стала новым домом для более тысячи строительных рабочих и специалистов из России. Иммиграция русских в Югославию, оцениваемая в 40–70 тысяч человек, была одобрена правительством, поскольку быстрой заменой профессионалов, погибших в Первой мировой войне, считается 50 византийских церквей, построенных в межвоенный период. Русские художники создали интерьеры Презентационного монастыря и исторической Ружицкой церкви.

Русская диаспора в Харбине создала два межвоенных византийских собора. Более крупный Благовещенский собор, спроектированный и построенный в 1930–1941 годах, был разрушен во время Культурной революции. Он был известен как одна из немногих крупных русских православных базилик. Меньшая, сохранившаяся до сих пор Покровская церковь, одноглавое сооружение, спроектированное в 1905 году Юрием Ждановым, была построена за один сезон в 1922 году. Это единственное православное место поклонения в Харбине с 1984 года. Церковь Богородицы Оранская (Знаменская Богоматерь ) в Вильнюсе (1899–1903) демонстрирует типичные черты развитой русско-византийской архитектуры: двухцветная, полосатая, каменная; четыре симметричных апсиды плотно слились в главный купол, образуя высокий треугольный контур; аркады переходящие в купола; и относительно небольшая колокольня, явно подчиненная главному куполу.

Подробности

Архитектура византийского возрождения, в отличие от современных стилей возрождения, легко распознавалась по жесткому набору декоративных инструментов. Некоторые примеры стиля отклонились в кавказский, неоклассический и романский, но все они следовали основному правилу оформления куполов и аркад средневекового Константинополя:

  • полусферические купола. Византийские церкви всегда короновались с простыми полусферическими куполами. Иногда, как в церкви Богородицы Оранской (Знаменской Богоматери ) в Вильнюсе, они имели небольшую криволинейную остроконечную вершину у основания креста, в противном случае крест был установлен прямо на приплюснутой вершине купола. Луковичные купола и шатровые крыши народного русского зодчества были исключены; они оставались исключительными чертами архитектуры русского Возрождения, спонсируемой Александром III, и были значительно тяжелее и дороже, чем купола того же диаметра.
  • Смешение арок и куполов. Самая заметная черта византийских церквей - отсутствие формальный карниз между куполом и его опорой. Вместо этого поддерживающая аркада сливается непосредственно с крышей купола; жестяная кровля плавно обтекает арки. Арки рассчитаны на максимальную инсоляцию через широкие оконные проемы. Некоторые конструкции (Севастопольский собор, 1862–1888, Ливадийская церковь, 1872–1876) также имели деревянные оконные ставни с круглыми вырезами, как в средневековой Византии. В ХХ веке этот узор был воспроизведен в камне (Кунцевская церковь, 1911 г.), фактически уменьшив инсоляцию.
  • Открытая кладка . Канон неоклассицизма, установленный Александром I, требовал, чтобы поверхности кладки были отделаны заподлицо лепниной. Византийские и русские архитекторы возрождения радикально отошли от этого правила; вместо этого они сделали ставку на наружную кирпичную кладку. Хотя на сцене преобладала открытая кирпичная кладка, она не была универсальной; внешняя лепнина продолжала использоваться, особенно в первое десятилетие правления Александра II.
  • Двухцветная полосатая кладка. Русские архитекторы заимствовали византийскую традицию украшения плоских поверхностей стен узорами в горизонтальную полоску. Обычно широкие полосы темно-красной основной кирпичной кладки чередовались с узкими полосами желтого или серого кирпича, слегка вдавленными в стену. Реверс (темно-красные полосы на сером фоне) был редкостью, обычно ассоциировался с грузинским разнообразием церквей, построенных в период Николая II. Важность цветового рисунка возрастала с увеличением размера здания: он был почти универсальным для больших соборов, но не нужен для маленьких приходских церквей.

Церковные планы и пропорции

Согласно исследованиям 1870-х годов Никодима Кондакова, в архитектуре Византийской империи использовались три различных церковных плана:

  • Самый ранний стандарт симметричного одноглавого собора («собор Святой Софии ») был установлен в 6 век от Юстиниана I. Традиционные византийские соборы имели две подвески или апсиды ; в русском стандарте, разработанном Кузьминым, Гриммом и Косяковым, использовалось четыре.
  • «Равеннский стандарт» Византийской Италии использовал удлиненные базилики. Он оставался распространенным в Западной Европе, но редко использовался в России.
  • Пятиглавый тип появился в IX веке и процветал во время македонской и комнинской династий. Это был предпочтительный план для русских православных церквей на протяжении веков.

Большие неовизантийские соборы, возводимые в России, следовали либо одноглавому, либо пятикупольному плану. Однокупольный план был стандартизирован Давидом Гриммом и Василием Косяковым и использовался по всей Империи с минимальными изменениями. Пятикупольная архитектура проявляла большее разнообразие, поскольку архитекторы экспериментировали с пропорциями и размещением боковых куполов:

Пропорции пятикупольных соборов
Казанская церковь в Воскресенском Новодевичьем монастыре (с кладбища).JPG
Петропавловский собор на Алтайской.jpg
Вознесенский собор.jpg
Благовещенский собор в Харькове.jpg
Санкт-Петербург, 1908–1915 годыТомск, 1909–1909. 1911Новочеркасск, 1891–1905Харьков, 1888–1901

Небольшие церкви почти всегда строились по одноглавому плану. В нескольких случаях (как в церкви Святого Георгия в Ардоне, 1885–1901) очень маленькие боковые купола были механически добавлены к основному однокупольному плану этажа. Церкви базилики возникли в последнее десятилетие Империи; все примеры были небольшими приходскими церквями, такими как часовня Кутузова Хата в Москве.

Проблема с колокольней

Неоклассический канон требовал, чтобы колокольня была существенно выше главного купола. Тонкая высокая колокольня идеально уравновешивала относительно плоскую основную конструкцию. Еще в 1830-х годах Константин Тон и его последователи столкнулись с «проблемой колокольни»: компактные вертикальные формы русско-византийских соборов Тона плохо сочетались с традиционными колокольнями. Решение Тона заключалось в том, чтобы полностью убрать колокольню, установив колокола на небольшой отдельно стоящей звоннице (Храм Христа Спасителя ) или интегрировать звонницу в основное строение (Елецкий собор). Та же проблема сохранялась в неовизантийском стиле, по крайней мере, в обычных высоких зданиях, вдохновленных тбилисским собором Гримма. Сам Гримм поместил колокола в отдельно стоящую, относительно невысокую башню, расположенную далеко за собором. Однако духовенство явно предпочитало интегрированные колокольни; Отдельные звонницы остались редкостью.

, автор Самарского собора (1867–1894), напротив, прямо над главным порталом установил массивную высокую колокольню. Гибер намеренно поместил колокольню необычно близко к главному куполу, чтобы при большинстве углов обзора они сливались в единую вертикальную форму. Эта планировка была одобрена духовенством, но подверглась резкой критике со стороны современных архитекторов, таких как (архитектор Крестовской тюрьмы и ее византийской церкви Александра Невского). Воспроизведено в Ташкенте (1867–1887), Лодзи (1881–1884), Валаамском монастыре (1887–1896), Харькове (1888–1901), Саратов (1899) и другие города и монастыри. Однако большинство византийских зданий следовали по средней дороге: колокольня также была расположена над порталом, но она была относительно низкой (наравне с боковыми куполами или апсидами или даже ниже) и находилась на расстоянии от главного купола (Рижский собор, (1876–1884), Новочеркасский собор (1891–1904) и другие).

Наследие

Разрушение

Византийская архитектура, как и русское Возрождение, имела меньше всего шансов пережить антирелигиозную кампанию 1920-х годов. Пик разрушений пришелся на 1930 г., когда они были нацелены на крупные соборы в центре города без какой-либо очевидной логики: собор Святого Николая в Харькове был снесен «для оптимизации трамвайных линий », а более крупный собор Благовещения остался стоять. Большинство оставшихся церквей было закрыто, превращено в склады, кинотеатры или офисы и оставлено гнить без надлежащего ухода. Тем не менее, большинство византийских церквей уцелели после падения Советского Союза. В приведенной ниже таблице, включая все основные византийские соборы и большие приходские церкви, обобщено текущее (2008 г.) состояние разрушения и сохранности:

Возрождение 1990–2000-х годов

Современная имитация византийского стиля в бетоне, Санкт-Петербург, 1998–2008 гг.

Остатки византийского стиля нечасто встречается в современной русской архитектуре. Были проекты, пытающиеся имитировать очертания и композицию типичных неовизантийских соборов из железобетона, исключая сложную кирпичную кладку исторических прототипов (например, Церковь Введения Иисуса в Санкт-Петербурге).

Реставрация исторических церквей до сих пор имеет неоднозначный успех. Существует по крайней мере один пример византийского дизайна («Городская» церковь Казанской иконы в Иркутске ), «восстановленный» для имитации русского Возрождения путем добавления шатровых крыш. В то время как основные соборы были отреставрированы, церкви в обезлюдевших сельских поселениях или на военных базах (например, церковь Богоматери Милостивой в Санкт-Петербурге и Морской собор в Кронштадте ) остаются в аварийном состоянии.

См. Также

На Викискладе есть материалы, связанные с византийской архитектурой в России.

Ссылки

  • (на русском) Савельев Ю. Р. Византийский стиль в архитектуре России (Савельев, Ю. Р. Византийский стиль в архитектуре России. - СПБ., 2005) Санкт-Петербург, 2005. ISBN 5-87417-207-6
  • Савельев Ю. Р. Искусство истории и государственный заказ (Савельев, Ю. Р. Искуство историзма и государственный заказ. - М., 2008) Москва, 2008. ISBN 978-5-903060-60 -3
  • Каминский А.С. (редактор) Художественный сборник русских архитекторов и инженеров, 1890–1893, электронное переиздание Российской публичной исторической библиотеки (Москва), 2002–2004
  • Нащокина М.В. Архитектура московского модерна. (Нащокина М. В. Архитекторы московского модерна. - М.: Жираф, 2005) Москва, 2005. ISBN 5-89832-043-1
  • (на английском языке) Ричард С. Вортман. Сценарии власти. Princeton University Press, 2000. ISBN 978-0-691-02947-4

Примечания

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-05-31 14:20:55
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте