Владимир Щуко

редактировать
Владимир Алексеевич Щуко
Архитектор Щуко Владимир Алексеевич.jpg
Родился(1878-10-17) 17 октября 1878 г.. Тамбов
Умер19 января 1939 (1939-01-19) (60 лет). Москва
НациональностьРоссийская Империя, Советский Союз
ПрофессияАрхитектор
ПрактикаЩуко и Гельфрейх партнерство
ЗданияРоссийская Государственная Библиотека
ПроектыДворец Советов

Владимир Алексеевич Щуко (русский : Влади́мир Алексе́евич Щуко́, IPA: ; 17 октября 1878 - 19 января 1939) был русский архитектор, член петербургской школы возрождения русского неоклассицизма, известный своим гигантским порядком многоквартирными домами, «отвергающим все следы современное ". После русской революции 1917 г. Щуко постепенно воспринял модернистские идеи, развивая свою версию модернизированного неоклассицизма вместе со своим партнером Владимиром Гельфрейхом. Щуко и Гельфрейх преуспели в довоенный период сталинской архитектуры с громкими проектами, такими как Библиотека Ленина, станции Московского метрополитена, и соавторы нереализованных Дворец Советов. Щуко был также плодовитым сценографом, автором 43 драматических и оперных декораций.

Содержание

  • 1 Биография
    • 1.1 Ранние годы
    • 1.2 Дореволюционная практика
    • 1.3 Сценический дизайн
    • 1.4 От модернизма до сталинизма
    • 1.5 Дворец Советов
  • 2 Семья Щуко
  • 3 Примечания
  • 4 Источники

Биография

Ранние годы

Родился в Тамбове в семье военного, Владимир Щуко присоединился к Леону Бенуа по классу архитектуры в Императорской Академии художеств в 1896 году и окончил его в 1904 году. Его академическими наставниками были и Илья Репин, и его однокурсниками Николай Лансере, Александр Таманян и Николай Васильев ; класс 1904 года был безусловно самым сильным в Академии. Дипломный проект Щуко 1904 года - дворец для наместника Дальнего Востока - был признан лучшим в его классе, но не имел шансов быть построенным во время или после Руссо. -Японская война ; он был несомненно неоклассическим и продемонстрировал необычную способность сохранять неоклассический дух в дизайне, значительно большем, чем любые предшествующие неоклассические здания. Дважды, в 1904 и 1906 годах, Академия наградила его финансируемыми государством учебными поездками в Италию ; в 1901 г. он также побывал на Свальбарде и часто занимался сохранением дома. Щуко был членом влиятельной неправительственной Комиссии по изучению и описанию Старого Петербурга, общества сохранения, возглавляемого Леоном Бенуа, а затем входил в правление созданного в 1907 году. Как Николай Рерих сказал в хвалебная речь 1939 года : «Он глубоко понимал русский ампир, любил итальянский восемнадцатый век. У него был от природы прекрасный вкус; все, что исходило от него, было благородным по форме и функциям».

Дореволюционная практика

Щуко в 1912 году, Иван Куликов

Первым его реальным проектом, выполненным по возвращении из Италии в 1907 году, были фасады двух соседних жилых домов на улице Св. Петербургский Каменный остров (Марковские дома, 1908–1910), который мгновенно приобрел популярность, был скопирован коллегами-архитекторами и включен в учебники по русской архитектуре. Первый, на Каменноостровском проспекте, 65, где написан его роман гигантский заказ, до сих пор используется в качестве справочника в русских учебниках архитектуры. Здание с гигантскими ионными колоннами, охватывающими четыре этажа и увенчанными пятым, скрытым в замысловатом карнизе, было основано на итальянском ренессансе. Щуко украсил плоскую стену за пределами главного портика лоджиями, перемежающимися резным рельефом, что стало обычным явлением в 1930-е годы сталинской архитектуры. Второй, у нет. 63, озадачил современных критиков тем, что он монументален, но не является ни историческим, ни современным, «стилем, подходящим для современной городской архитектуры». Критики особенно хвалили его строгую обработку окон, утопленных в плоской стене, еще одного будущего элемента сталинской архитектуры. «Разветвления неоклассицизма Щуко проявились во многих других, менее очевидных формах во время ретроспективной фазы советской архитектуры - по сути, до конца 1950-х годов». Однако, в отличие от своего современника Ивана Фомина, Щуко мало строил в Петербурге. Другие его известные дореволюционные проекты, стиль ампир Русские павильоны, были построены в Риме и Турине для Международной художественной выставки 1911 года и вскоре были разобраны.

В 1913 г. Щуко начал строительство Городского Дома в неоклассическом стиле в Киеве ; он был частично достроен во время Первой мировой войны и перестроен по переработанному проекту Щуко в 1920-х годах. Позже в здании располагалась штаб-квартира Коммунистической партии в Украине, гестапо, а в настоящее время - Служба безопасности Украины. Помимо киевского проекта, Щуко выполнил единственную архитектурную работу во время войны: отстроил Мемориальный зал Академии художеств (1914–1915); Еще один петербургский проект - здание банка на Невском проспекте - остался незавершенным.

Сценическое оформление

Первая театральная постановка Щуко была поставлена ​​в сезоне 1907–1908 гг. В Санкт-Петербурге, за которым последовал еще один сезон 1911–1912 гг. (Кальдерон Чистилище Святого Патрика ). Ранняя театральная постановка Щуко отошла от модернизированного возрождения Мир искусства, поскольку художник остановился на точном воссоздании романтизма начала 19 века . Позже, в 1919-1920-х годах, Щуко критиковали за «шиллеризацию Шекспира », привнося неуместный романтизм в средневековую обстановку.

Первая мировая война и последующие Гражданская война в России на десятилетие приостановила почти все строительные проекты, но театр процветал. Архитектор снова обратился к театру, в 1916 году вошел в состав кабаре «Привал Комедиантов» Николая Евреинова. В 1918 году Щуко и Мстислав Добужинский сотрудничали с Театром художественной драмы в качестве художников-постановщиков; труппа развалилась после постановки Тирсо де Молина Эль Бурладор.

В феврале 1919 года Щуко, Добужинский и Бенуа переехали во вновь открывшийся Большой драматический театр. Щуко устроился на постоянную работу в качестве главного дизайнера, «замечательно появляясь в нужное время в нужном месте, чтобы создать атмосферу театра« большого стиля »». Компания, тяготеющая к классическим произведениям, зарабатывала деньги на «легких» мелодрамах вроде «Заговорщицкая императрица» Алексея Толстого 1925 года, также созданная Щуко, которая стала долгожданным хитом. Постановки Щуко периода Гражданской войны (1919 Дон Карлос, 1920 Отелло и Разрушение Иерусалима Арвида Ярнефельта ) предшествовали монументальным стереотипам социального реализм 1930-40-х годов, однако, начиная с 1921 года Двенадцатая ночь, он уменьшил кажущиеся размеры и величие своих декораций. Щуко часто нанимал театрального художника, известного своей изобретательной работой с иллюзией перспективы. Современная критика оценивает Дона Карлоса 1919 года как высшую оценку художника в театре.

В 1925-1927 годах Щуко также оформил серию оперных спектаклей Der Ring des Nibelungen и балет на Мариинский театр. После переезда в Москву в конце 1920-х годов Щуко сотрудничал с Большим театром и Малым театром, поставив 1937 год Борис Годунов.

Модернизм к сталинизму

Хотя в проекте «Библиотека имени Ленина» работали многие художники, фриз принадлежит лично Щуко.

Владимир Гельфрейх, младший партнер Щуко в советское время, окончил ту же академию Леона. Бенуа в 1914 г. Их первая дошедшая до нас практическая работа - реконструкция площади перед Смольным институтом - была выполнена в 1923–1924 гг. В 1925 году Щуко спроектировал пьедестал и архитектурное оформление культового памятника «Ленин на крыше броневика» на площади Финляндский вокзал. Памятник явно был разработан «как контрапункт статуе Петра Великого, Медного всадника ». Памятник Евсееву-Щуко первым установил «канонический» образ Ленина и получил широкое распространение; это оказалось последней заметной работой архитектора в Санкт-Петербурге.

Вторая половина 1920-х годов ознаменовалась громкими архитектурными конкурсами, в которых доминировали архитекторы-модернисты. Щуко и Гельфрейх проиграли конкурс Киевский пассажирский вокзал и, но в 1928 году выиграли конкурс на проектирование Библиотеки им. Ленина в Москве. Первоначальный проект представлял собой сложную сеть малоэтажных домов, выходящих на Моховую улицу, и высотную π-образную башню главного хранилища в задней части квартала. Строительство началось в 1930 году и было практически завершено в 1941 году; расширения продолжались в 1970-е годы. Построенная конструкция отличается сложностью первоначального предложения; Хранилище, построенное в 1941 году, представляет собой простую 19-этажную вытянутую плиту. Среди множества художников, участвовавших в оформлении библиотеки, Щуко лично создал скульптурный фриз, выходящий на Моховую и Воздвиженку. Современные авторы считают Библиотеку вместе со станцией Маяковская ближайшим приближением Москвы к стилю ар-деко и сравнивают ее с Дворцом Шайо 1937 года в Париж.

В 1930 году Щуко и Гельфрейх начали строительство большого (2500 и 850 мест) оперного театра в Ростове-на-Дону. Открытый конкурс на проектирование ростовского театра выиграло семейное товарищество, но после объявления результатов Щуко лично приехал в Ростов и уговорил комиссаров отказаться от черновиков Бархина. Строительство конструктивистского театра было завершено в 1935 году, когда Щуко работал над Дворцом Советов. Тщательно продуманный набор вращающихся сцен предоставил продюсерам и дизайнерам беспрецедентную свободу, даже позволив живым маршам кавалерии на сцене. Несмотря на отмеченный наградами внешний вид и планы, театр никогда не использовался по прямому назначению: плохая акустика делала его бесполезным для музыки, и в нем не было ни одного оперного спектакля. Он был разрушен во время Второй мировой войны и восстановлен в 1963 году; на этот раз главный зал был уменьшен до 1200 мест, но приобрел надлежащую акустику.

Дворец Советов

Щуко и Гельфрейх участвовали в первых открытых этапах конкурса на Дворец Советов (1931–1932); их самым известным проектом была увеличенная копия Дворца Дожей в Венеции. Последний, закрытый, этап конкурса выиграл Борис Иофан. 10 мая 1933 года Иофан был объявлен победителем и получил официальное указание переработать свое предложение, чтобы увенчать его гигантской статуей Ленина размером 50 на 75 метров. Через четыре недели (4 июня) Иофана «снабдили» двумя «помощниками» - Щуко и Гельфрейхом, его старшими товарищами, имеющими более длительный опыт успешной практики управления строительством, начиная с 1900-х годов. Согласно общепринятым историческим источникам, Щуко и Гельфрейх были назначены потому, что грандиозный проект нужно было завершить быстро, и истеблишмент опасался, что Иофан недостаточно опытен, чтобы справиться с ним в одиночку. Современные историки, такие как Дмитрий Хмельницкий, утверждают, что концепция была личным видением Сталина, навязанным через Щуко и Гельфрейха и усовершенствованным их опытом. Все авторы сходятся во мнении, что трио изначально расходилось во мнениях по поводу размещения памятника Ленину: Щуко настаивал на том, чтобы статуя буквально была поставлена ​​наверху главного зала, как предписано указом, а Иофан предлагал более сложные решения. Концепция Щуко превалировала. Позже бывшие соратники Иофана и Щуко прокомментировали сильные трения и беспорядки на ранних этапах их совместной работы; Щуко и Гельфрейх действительно навязали свое видение Иофану, используя контакты с Максимом Горьким, чтобы установить прямую связь со Сталиным. В 1934 году трио отправилось в Соединенные Штаты, чтобы изучить американские технологии строительства небоскребов, встретив Фрэнка Ллойда Райта, который был хорошо осведомлен о работе Иофана и не любил ее.

Шуко был занят во Дворце Советы проектировали его вплоть до его смерти в 1939 году и прожили достаточно долго, чтобы засвидетельствовать, как основание дворца возведено «как космический корабль, приземлившийся в центре Москвы». Параллельно проектировал сохранившийся Большой Каменный мост (совместно с Николаем Калмыковым, Владимиром Гельфрейхом), виадук и городской театр в Сочи (совместно с Гельфрейхом) и оригинал, 1938–1939 гг., Центральный павильон ВВЦ.

Станция Московского метрополитена Электрозаводская, изначально спроектированная Щуко и Гельгрейхом в 1938 г. (эскизы были обнародованы в апреле 1938 г.), была завершена через пять лет после смерти Щуко. Сталинская премия за Электрозаводскую присуждена Гельфрейху и, не считая Щуко; современные упоминания о Московском метрополитене восстанавливают Щуко в качестве одного из трех соавторов.

Семья Щуко

Щуко был дважды женат. По словам Татьяны Щуко (1934 г.р.), ее отец оставался религиозным человеком, несмотря на все политические назначения, до самой смерти и не скрывал своей веры от общественности.

  • Его сын Борис, театральный художник, был арестован за контрреволюционные обвинения, и сумели выжить в трудовых лагерях Ухты. Члены семьи были уверены, что преследование Бориса спровоцировало безвременную смерть архитектора в возрасте шестидесяти лет.
  • Дочь Марина Щуко (1915–1979) была актрисой, получившей образование в Большом драматическом театре колледж. Вырвавшись из ловушки блокады Ленинграда в 1941 году, она бродила по разным областным театрам, пока не сделала 25-летнюю карьеру в драматическом театре Вологды.
  • Другая дочь, Татьяна Щуко, родилась в 1934 году также стала драматической актрисой. С 1958 года она играла в театрах Санкт-Петербурга 50 лет и действовала до конца 2008 года. Среди ее последних наград - Государственная премия Российской Федерации 2002 года за Малый драматический театр. (Театр Льва Додина ) постановка Московского хора.

Архитектор Юрий Щуко, автор Центрального павильона 1954 года ВВЦ и младший архитектор 1931-1932 гг. Большой Дом, был двоюродным братом Владимира Щуко, когда-то удаленного. Юрий Щуко вместе с тремя другими сотрудниками сотрудничал с Владимиром Щуко над проектом советского павильона 1936 года для Всемирной выставки 1937 в Париже. Этот конкурс выиграл Иофан.

Сын Юрия Щуко, Владислав Щуко (1942–2007), был инженером-строителем и профессором кафедры.

Примечания

Ссылки

Последняя правка сделана 2021-06-18 04:37:34
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте