Супрематизм ( русский : Супремати́зм) - это художественное направление, сосредоточенное на основных геометрических формах, таких как круги, квадраты, линии и прямоугольники, окрашенные в ограниченный диапазон цветов. Он был основан Казимиром Малевичем в России и объявлен Малевичем в 1915 году на « Последней футуристической выставке картин 0,10» в Санкт-Петербурге, где он вместе с 13 другими художниками выставил 36 работ в аналогичном стиле. Термин супрематизм относится к абстрактному искусству, основанному на «превосходстве чистого художественного чувства», а не на визуальном изображении объектов.
Малевич развивал концепцию супрематизма, когда он был уже признанным художником, будучи выставлены в Ослиный хвост и Der Blaue Reiter (The Blue Rider) выставки 1912 года с кубо-футуриста работ. Распространение новых художественных форм в живописи, поэзии и театре, а также возрождение интереса к традиционному народному искусству России обеспечили богатую среду, в которой зародилась культура модернизма.
В «Супрематизме» (часть II его книги «Беспредметный мир», которая была опубликована в 1927 году в Мюнхене как книга № 11 Баухауса ) Малевич четко сформулировал основную концепцию супрематизма:
Казимир Малевич, Супрематическая композиция - белое на белом, 1918, Музей современного искусства, Нью-ЙоркПод супрематизмом я понимаю примат чистого чувства в творчестве. Для супрематиста визуальные явления объективного мира сами по себе бессмысленны; значимая вещь - это чувство как таковое, совершенно отдельно от окружающей среды, в которой оно вызвано.
Он создал супрематическую «грамматику», основанную на фундаментальных геометрических формах; в частности, квадрат и круг. На выставке 0,10 в 1915 году Малевич представил свои ранние эксперименты в супрематической живописи. Центральным элементом его шоу был Черный квадрат, расположенный в так называемом красном / красивом углу в русской православной традиции; место главной иконы в доме. «Черный квадрат» был написан в 1915 году и был представлен как прорыв в его карьере и в искусстве в целом. Малевич также написал « Белое по белому», что тоже стало важной вехой. «Белое на белом» ознаменовало переход от полихромности к монохромному супрематизму.
Супрематизм Малевича принципиально противоположен постреволюционным позициям конструктивизма и материализма. Конструктивизм с его культом объекта занимается утилитарными стратегиями адаптации искусства к принципам функциональной организации. Под конструктивизмом традиционный станковый художник превращается в художника-инженера, отвечающего за организацию жизни во всех ее аспектах.
Супрематизм, в отличие от конструктивизма, воплощает глубоко антиматериалистическую, антиутилитарную философию. В «Супрематизме» (часть II «Беспредметного мира») Малевич пишет:
Искусство больше не заботится о служении государству и религии, оно больше не хочет иллюстрировать историю нравов, оно не хочет иметь ничего общего с объектом как таковым и верит, что он может существовать сам по себе и без «вещи» (то есть «проверенный временем источник жизни»).
Жан-Клод Маркаде заметил, что «несмотря на внешнее сходство между конструктивизмом и супрематизмом, эти два движения, тем не менее, являются антагонистами, и очень важно различать их». По словам Маркаде, путаница возникла из-за того, что некоторые художники - либо непосредственно связанные с супрематизмом, такие как Эль Лисицкий, либо работавшие под супрематическим влиянием, как Родченко и Любовь Попова, - позже отказались от супрематизма в пользу культуры материалов.
Супрематизм не включает гуманистическую философию, которая ставит человека в центр вселенной. Скорее, супрематизм рассматривает человека - художника - как создателя и носителя того, что для Малевича является единственной истинной реальностью мира, - реальности абсолютной необъективности.
... блаженное чувство освобождения от необъективности увлекло меня в "пустыню", где нет ничего реального, кроме чувства...
- «Супрематизм», часть II Беспредметного мираДля Малевича именно на основе абсолютной необъективности будет построено будущее Вселенной - будущее, в котором внешний вид, объекты, комфорт и удобство больше не доминируют.
Малевич также приписывают рождение супрематизма к Победа над солнцем, Крученых «s футуристическая опера производства, для которого он разработал декорации и костюмы в 1913 году Цель художников, участвующих в том, чтобы порвать с обычным театром прошлого и использовать «ясный, чистый, логичный русский язык». Малевич применил это на практике, создав костюмы из простых материалов и тем самым воспользовавшись геометрическими формами. Мигающие фары освещали фигуры таким образом, что чередующиеся руки, ноги или головы исчезали в темноте. Занавес сцены представлял собой черный квадрат. На одном из рисунков задника изображен черный квадрат, разделенный по диагонали на черный и белый треугольники. Благодаря простоте этих основных форм они могли означать новое начало.
Другим важным влиянием на Малевича были идеи русского мистика, философа и ученика Джорджа Гурджиева, П. Д. Успенского, который писал о «четвертом измерении или четвертом пути за пределами трех, к которым имеют доступ наши обычные чувства».
Казимир Малевич, Супрематизм, 1916-17, Краснодарский художественный музейНекоторые названия картин 1915 года выражают концепцию неевклидовой геометрии, которая воображала формы в движении или во времени; такие названия, как: Двумерные раскрашенные массы в состоянии движения. Это дает некоторые указания на понимание супрематических композиций, созданных между 1915 и 1918 годами.
Группа Supremus, в которую помимо Малевича входили Александра Экстер, Ольга Розанова, Надежда Удальцова, Иван Клюн, Любовь Попова, Лазарь Хидекель, Николай Суетин, Илья Чашник, Нина Генке-Меллер, Иван Пуни и Ксения Богуславская, встречались с 1915 года по обсудить философию супрематизма и ее развитие в других областях интеллектуальной жизни. Результаты этих обсуждений должны были быть задокументированы в ежемесячном издании под названием Supremus, озаглавленном, чтобы отразить движение в искусстве, которое он отстаивал, включая живопись, музыку, декоративное искусство и литературу. Малевич задумал журнал как контекстную основу, на которой он мог бы основывать свое искусство, и первоначально планировал назвать журнал « Нул». В письме к коллеге он объяснил:
Планируем выпустить журнал и начали обсуждать, как и что из этого. Поскольку в нем мы намерены все свести к нулю, мы решили назвать его Nul. Потом мы сами выйдем за ноль.
Малевич задумывал журнал как пространство для экспериментов, которые проверят его теорию необъективного искусства. Группа художников написала несколько статей для первичного издания, в том числе очерки «Уста земли и художник» (Малевич), «О старом и новом в музыке» (Матюшин), «Кубизм, футуризм, супрематизм». (Розанова), «Архитектура как пощечина железобетону» (Малевич), «Декларация слова как такового» (Крученых). Однако, несмотря на год, потраченный на планирование и написание статей для журнала, первый номер Supremus так и не был опубликован.
Эль Лисицкий, А Проун, ок. 1925 г.Самым важным художником, который принял форму искусства и идеи, развитые Малевичем, и популяризировал их за рубежом, был художник Эль Лисицкий. Лисицкий интенсивно работал с супрематизмом, особенно в период с 1919 по 1923 год. Он был глубоко впечатлен супрематическими работами Малевича, поскольку видел в них теоретический и визуальный эквивалент социальных потрясений, происходивших в то время в России. Супрематизм с его радикализмом был для него творческим эквивалентом совершенно новой формы общества. Лисицкий перенес подход Малевича в свои проунские конструкции, которые он сам описывал как «станцию перехода от живописи к архитектуре». Однако проекты Проуна также были художественным отходом от супрематизма; «Черный квадрат» Малевича стал конечной точкой строгого мыслительного процесса, который потребовал разработки новых структурных решений. Лисицкий увидел это новое начало в своих конструкциях Проуна, где термин «Проун» (Pro Unovis ) символизировал его супрематистское происхождение.
Лисицкий выставлялся в Берлине в 1923 году в выставочных залах беспредметного искусства Ганновера и Дрездена. Во время этой поездки на Запад Эль Лисицкий находился в тесном контакте с Тео ван Дусбургом, образуя мост между супрематизмом и Де Стейлом и Баухаусом.
Лазар Хидекель (1904–1986), супрематический художник и дальновидный архитектор, был единственным супрематическим архитектором, вышедшим из круга Малевича. Хидекель начал изучать архитектуру в Витебском художественном училище у Эль Лисицкого в 1919–20. Он сыграл важную роль в переходе от планарного супрематизма к объемному супрематизму, создавая аксонометрические проекции (Аэроклуб: Горизонтальный архитектон, 1922–23), создавая трехмерные модели, такие как архитектоны, проектируя объекты (модель «Пепельницы»)., 1922–23) и создание первого супрематического архитектурного проекта (Клуб рабочих, 1926). В середине 1920-х он начал свое путешествие в царство мечтательной архитектуры. Вдохновленный супрематизмом и его представлением о континууме создания органических форм, он исследовал новые философские, научные и технологические футуристические подходы и предложил инновационные решения для создания новой городской среды, в которой люди будут жить в гармонии с природой и будут защищены. от техногенных и стихийных бедствий (актуальное его предложение по защите от наводнений - «Город на воде», 1925 г.).
Николай Суетин использовал супрематические мотивы в своих произведениях на Императорском фарфоровом заводе в Санкт-Петербурге, где также работали Малевич и Чашник, а Малевич разработал супрематический чайник. Супрематисты также создали архитектурные модели в 1920-х годах, которые предложили концепцию социалистических зданий, отличную от концепций конструктивистской архитектуры.
Архитектурные проекты Малевича были известны после 1922 года « Архитектоники». Дизайн подчеркивал прямой угол, схожий с Де Стиджем и Ле Корбюзье, и был оправдан идеологической связью с коммунистическим управлением и равенством для всех. Другая часть формализма заключалась в низком уважении к треугольникам, которые «считались древними, языческими или христианскими ».
Первый супрематический архитектурный проект был создан Лазаром Хидекелем в 1926 году. С середины 1920-х по 1932 год Лазар Хидекель также создал серию футуристических проектов, таких как Аэро-Сити, Город-сад и Город над водой.
В 21 веке архитектор Заха Хадид «проявлял особый интерес [к] русскому авангарду и движению, известному как конструктивизм», и «в рамках своей работы над русским авангардом группа Хадид изучала супрематизм. абстрактное движение, основанное художником Казимиром Малевичем ».
Это развитие художественного самовыражения произошло, когда Россия находилась в революционном состоянии, когда идеи бродили, а старый порядок был сметен. Когда установился новый порядок и с 1924 года воцарился сталинизм, государство начало ограничивать свободу художников. С конца 1920-х годов русский авангард подвергался прямой и резкой критике со стороны властей, а в 1934 году доктрина социалистического реализма стала официальной политикой и запретила абстракцию и расхождение в художественном выражении. Тем не менее Малевич сохранил свою основную концепцию. На своем автопортрете 1933 года он изобразил себя традиционным способом - единственным способом, разрешенным сталинской культурной политикой, - но подписал фотографию крошечным черным квадратом над белым.
Внешнее видео | |
---|---|
Искусство и контекст: прогулка по утесу Моне в Поурвилле и картина Малевича « Белое на белом», Smarthistory |