Петровское барокко (рус. Петровское барокко) - это стиль 17-18 веков. Архитектура барокко и украшение, одобренное Петр Великий и работал над проектированием зданий в только что основанной российской столице, Санкт-Петербурге, при этом монархе и его ближайших преемниках.
В отличие от современного нарышкинского барокко, популярного в Москве, петровское барокко представляло собой резкий отход от византийских традиций, которые доминировали в русской архитектуре на протяжении многих лет. почти тысячелетие. Его главные специалисты - Доменико Трезини, Андреас Шлютер и Михаил Земцов - черпали вдохновение в довольно скромной голландской, датской и шведской архитектуре того времени.
Сохранившиеся образцы этого стиля в Санкт-Петербурге - Петропавловский собор (Трезини), Двенадцать коллегий (Трезини), Кунсткамера (Маттарнови), Зал Кикин (Шлютер) и Меншиковский дворец (Джованни Фонтана).
Строений петровского барокко за пределами Санкт-Петербурга мало; к ним относятся Меншикова башня в Москве и Кадриоргский дворец в Таллинне
Петра Великий, также известный как Петр I, был царем России с 1682 по 1725 год. Он был первым русским монархом, который выехал за пределы России, и это путешествие познакомило его с архитектурой многих других стран. В его собственной библиотеке были архитектурные книги из Нидерландов, Франции, Германии и Италии. Здания этих стран повлияли на архитектурные вкусы Петра, когда он намеревался построить новую столицу России Санкт-Петербург. У Питера было очень конкретное представление о том, как он хотел бы, чтобы этот новый город выглядел с точки зрения архитектурного стиля, и он проявил инициативу в привлечении людей, которые могли бы помочь осуществить его видение, и исследовать архитектурные стили. Находясь у власти, Петр попытался как можно быстрее внести изменения в нацию России и попытался включить западный стиль и традиции в повседневную жизнь своих граждан. В рамках этого Петр ввел в действие правила, которые предписывали, как должны выглядеть города.
Первоначальной целью Петра для Санкт-Петербурга было воссоздать город Амстердам. Когда город начал строительство, Петр начал вносить изменения в дизайн зданий, часто меняя запланированный внешний вид зданий, когда их строительство уже началось. Эти последние изменения привели к постройке зданий, не принадлежащих одной архитектурной школе.
Петр вырос в Москве, жил в Большом Кремлевском дворце, и проводил время в нескольких королевских поместьях за пределами города. Его отец умер, когда ему было четыре года, поэтому у Петра была довольно неконтролируемая юность, чтобы заниматься своими собственными увлечениями. Питер развил свой вкус к архитектуре, глядя на здания, окружавшие его в детстве, многие из которых находились под покровительством его семьи. Эти церкви и дома, окружавшие Москву, отражали европейское влияние в своей структуре и убранстве. В этих постройках преобладало московское нарышкинское барокко, названное по материнской линии Петра. Нарышкинское барокко характерно крупномасштабными постройками и отсутствием дерева среди строительных материалов.
Когда Петр вошел в юность и провел время путешествуя, его архитектурный вкус начал отдавать предпочтение элементам голландской архитектуры. Петр встретился с голландским архитектором Симоном Шинвоетом (иногда Шинвоет или Шинвет) в 1697 году. Шинвоет специализировался на голландском барокко, но также обучал Петера морской архитектуре. В первом доме в Санкт-Петербурге, спроектированном Петром, использовались элементы этого военно-морского стиля, которому его научил Шинвоет, в том числе плоские крашеные бревенчатые стены, деревянная черепица и окна, сделанные из небольших плоскостей стекла. Эти элементы дизайна не были похожи на русские стили, которые наблюдались до этого момента.
Русский историк Джеймс Крафт предполагает, что наиболее ярким примером голландской архитектуры, созданной при Петре, был его Летний дворец в Санкт-Петербурге, который назывался « Монплезир »или« Маленький голландский домик ». В письме 1724 года студенту-архитектору Ивану Коробову Петр обсуждает свое предпочтение орнаментам голландского барокко. В этом же письме Петр выражает свое незаинтересованность в архитектурных стилях французского и итальянского из-за отсутствия украшений и использования камня, а не кирпича. Среди бумаг Петра была найдена записка, описывающая, как он отправил двух русских студентов-архитекторов в Голландию, чтобы они могли выучить стиль голландского барокко и вернуться, чтобы построить церкви и дома для Санкт-Петербурга. Помимо обучения российских студентов за границей, Питер также нанимал голландских архитекторов для работы над проектами в России.
Хотя Петр предпочитал стиль голландского барокко, он также искал архитектурные вдохновение из других стран. Несмотря на его зафиксированную неприязнь к французской и итальянской архитектуре барокко, Петр в 1723 году отправил двух студентов-архитекторов в Рим, чтобы заменить двух других студентов, работающих там. Ученые предполагают, что во время его правления в Голландию и Италию было отправлено равное количество студентов-архитекторов, и над проектами Петра в России работало больше итальянских строителей, чем голландских. В первые годы Санкт-Петербурга французы были выдающимися дизайнерами и декораторами.
Доменико Трезини родился в италоязычном регионе Швейцарии в 1670 году. Архитекторы, окружавшие его в юности, были ответственны за развитие стиля барокко на юге Германии. Архитектурный стиль Трезини имеет видимые влияния этого немецкого стиля барокко, а также северного стиля архитектуры барокко, который он подобрал во время своей жизни в Копенгагене. На Трезини также повлиял стиль ломбардного барокко, который был популярен в Северной Италии, где он вырос в 17 веке. С 1703 года до своей смерти в 1734 году Трезини жил в Санкт-Петербурге во время правления Петра Великого. Трезини начал многие строительные проекты, которые легли в основу города. Из-за множества проектов, над которыми работал Трезини, в 1710 году ему было присвоено звание «подполковник фортификационных сооружений и архитектор».
Некоторые из основных дополнений Трезини к городу включают: Петр Великий Летний дворец, Александро-Невская Лавра, Двенадцать коллегий, Петропавловский собор. Трезини и его команда разработали план развивающегося Санкт-Петербурга, включая улицы предполагаемого центра города Васильевский остров. Планировка города представляла собой сетку с перпендикулярными улицами и каналами. Дизайн города Трезини не соответствовал европейскому идеалу того времени из-за отсутствия компактности и организации сетки, а не из-за традиционной кольцевой планировки.
Фрагмент из проекта Трезини 1720 года для планировки Санкт-Петербурга. Памятник Трезини в Санкт-ПетербургеВ 1714 году Петр объявил, что все дома в Санкт-Петербурге должны быть построены по образцу дома Трезини. Для разных классов граждан создавались разные варианты дома в зависимости от их ранга. Питер разделил всех граждан на 14 различных классов, каждый из которых имел разные жилые районы в плане Трезини. Размер жилища горожан напрямую соответствовал их положению в этом социальном рейтинге. Низшие классы были разделены по профессиям, а высшие классы были разделены по количеству крепостных, которые они контролировали. Существует несколько гравюр моделей домов, и хотя они часто приписываются самому Трезини, его помощник Жан-Батист Александр Ле Блонд отвечает за их создание. Эти планы диктовали стиль украшения домов и материалы, из которых они будут построены, принадлежащие каждому классу граждан. В самом центре города эти правила строго соблюдались. Чем дальше от центра города, тем больше было гибкости при проектировании домов. Несмотря на усилия, приложенные для поддержания регламентированного городского дизайна, после смерти Питера система, разработанная Трезини, отошла на второй план. Ученые считают, что комплексный городской замысел Петра I - одно из его величайших наследий.
В дизайне его зданий стиль голландского барокко проявляется в типах орнаментов, которые он предпочитал. Для колонн Трезини предпочел квадратные пилястры в качестве декоративного элемента и ограничил их использование там, где они были структурно необходимы или служили основной цели в общем дизайне. Трезини также черпал вдохновение в работах Кристофера Рена, чьи работы над St. Собор Павла фигурирует на эскизах Трезини.
Трезини основал Строительную канцелярию Санкт-Петербурга и стал ее первым директором. Эта школа была первым учебным заведением, предлагающим формальное обучение архитекторов в России. Среди тех, кто обучался в Канцелярии, был Михаил Земцов, продолживший наследие Трезини. Другими архитекторами, с которыми Трезини работал вместе при жизни и продолжал строительство своих зданий после его смерти, были Карло Джузеппе и Пьетро Антонио Трезини.
Летний дворец Петр I - Доминико Трезини | Петропавловская церковь - Доминико Трезини | Одно из зданий Двенадцати коллегий Доминико Трезини | Двенадцать коллегий Доминико Трезини |
---|
Дворец Кадриорг от Михаила Земцова |
---|
Большой Петергофский дворец Франческо Бартоломео Растрелли | Большая церковь Петергофского дворца работы Франческо Бартоломео Растрелли | Павильон Эрмитажа Франческо Бартоломео Растрелли |
---|
музей Кунсткамеры Георга Иоганн Маттарнови |
---|
.