Архитектура голландского барокко представляет собой разновидность архитектуры барокко, которая процветала в Голландской республике и его колонии во время голландского золотого века 17 века. (Голландская живопись того периода охвачена живописью голландского золотого века ).
Подобно современным событиям в Англии, голландский палладианизм отмечен трезвостью и сдержанностью. Архитектура первой республики в Северной Европе должна была отражать демократические ценности, широко цитируя классическую античность. Он нашел свой импульс в проектах Хендрика де Кейзера, который сыграл важную роль в создании венецианского стиля в архитектуре начала 17-го века с помощью новых зданий, таких как Noorderkerk («Северная церковь», 1620–1623 гг.) И Вестеркерк («Западная церковь», 1620–1631 гг.) В Амстердаме. В целом, архитектура в Нидерландах, как в Контрреформации, оказавшемся под влиянием юге, и в протестантской, на севере, оставалась строго вложены в формы северного итальянского эпохи Возрождения и маньеризма, которые предшествовали римскому высокому барокко стилю Борромини и Бернини. Вместо этого более строгая форма, практикуемая в Голландской республике, хорошо подходила к основным строительным образцам: дворцы для Дома Апельсинов и новые гражданские здания, не подверженные влиянию стиля Контрреформации, который добился некоторого прогресса в Антверпен.
Основные представители середины 17 века, Якоб ван Кампен и Питер Пост, переняли формы де Кейзера для таких эклектичных элементов, как Гигантский орден пилястры, двускатные крыши, центральные фронтоны и мощные шпили. Эти стилистические разработки, собранные в единое целое, предвосхитили классицизм Кристофера Рена. Самыми амбициозными сооружениями того периода были места самоуправления в Амстердаме (1646 г.) и Маастрихте (1658 г.), спроектированные Кампеном и Постом соответственно.. С другой стороны, резиденции Дома Оранских ближе к типичному бюргерскому особняку, чем к королевскому дворцу. Два из них, Huis ten Bosch и Mauritshuis, представляют собой симметричные блоки с большими окнами, лишенными показного барокко. Тот же строгий геометрический эффект достигается без больших затрат или претенциозных эффектов в летней резиденции городского держателя Хет-Лоо.
Голландская Республика была одной из великих держав 17-го века. Европа века и ее влияние на европейскую архитектуру отнюдь не было незначительным. Голландские архитекторы работали над важными проектами в Северной Германии, Скандинавии и России, распространяя свои идеи в этих странах. голландская колониальная архитектура, некогда процветавшая в долине реки Гудзон и связанная в основном с остроконечными домами из красного кирпича, все еще может быть замечена в Виллемстаде, Кюрасао, хотя окрашены в более разнообразные цвета.