Братья Веснины

редактировать
Братья Веснины
Веснин, братьяs.jpg Братья Веснины (слева направо) Леонид, Виктор, Александр
НациональностьРусский
Род занятийАрхитектор
Родитель (и)Веснин Александр Александрович Веснина (Ермолаева) Елизавета Алексеевна
ЗданияУнивермаг Мосторг на Красной Пресня в Москве
ПроектыМосковское отделение газеты Ленинградская правда

Братья Веснины : Леонид Веснин (1880–1933), Виктор Веснин (1882–1950) и Александр Веснин (1883–1959) были лидерами конструктивистской архитектуры, доминирующей архитектурной школы Советского Союза В 1920-х и начале 1930-х гг. Точная оценка индивидуального вклада каждого брата в их совместную работу остается предметом споров и предположений; тем не менее, историки отметили ведущую роль Александра Веснина в ранних конструктивистских проектах братьев Весниных между 1923 и 1925 годами. Александр также сделал наиболее заметную карьеру вне архитектуры, будучи сценографом и абстрактным. художник.

Самое раннее сотрудничество братьев в области архитектуры датируется 1906 годом; их первое материальное здание было завершено в 1910 году. Между 1910 и 1916 годами московская семейная фирма спроектировала и построила небольшое количество общественных и частных зданий в Москве и Нижнем Новгороде, стилистически склоняясь к неоклассицизму. Во время Гражданской войны в России Леонид и Виктор сконцентрировались на промышленных проектах и ​​преподавании, а Александр сделал успешную сольную карьеру в качестве театрального художника.

В 1922 году три брата воссоединились, приняли авангардные концепции и разработали собственное видение современной архитектуры, которое подчеркнуло функциональность зданий и современные технологии строительства. Братья Веснины завоевали профессиональное лидерство благодаря победам в архитектурных конкурсах 1922–1925 годов, а также деятельности и публикациям группы OSA Group под председательством Александра Веснина. Когда экономика оправилась от послевоенной депрессии, они были вознаграждены громкими реальными строительными проектами, такими как Днепровская ГЭС и Дворец культуры Лихачева в Москве.

Смерть Леонида Веснина в 1933 году совпала с репрессиями правительства против независимых художественных союзов и модернистской архитектуры. Виктор продолжил успешную, хотя и ничем не примечательную карьеру в области промышленной архитектуры и администрации, став первым президентом Советской архитектурной академии (1939–1949). Александр не сумел приспособиться к росту официальной сталинской архитектуры и незаметно ушел от общественной профессиональной деятельности.

Содержание

  • 1 Семья и образование (1880–1905)
  • 2 Ранняя архитектура (1906–1916)
  • 3 Революция и гражданская война (1917–1922)
  • 4 Бумажная архитектура (1922-1925))
    • 4.1 Дворец Труда
    • 4.2 Ленинградская правда
    • 4.3 Аркос
  • 5 Общественная деятельность
    • 5.1 Вхутемас
    • 5.2 Группа ОСА
  • 6 Материальный конструктивизм (1927-1937)
    • 6.1 Рабочий процесс Веснина
    • 6.2 Работы для нефтяной промышленности
    • 6.3 Днепровская ГРЭС
    • 6.4 Лихачевский дворец
  • 7 Отъезд Леонида (1933-1940-е)
    • 7.1 Дворец Советов и Наркомтяжпрома
    • 7.2 Александр
    • 7.3 Виктор
  • 8 Источники
  • 9 Источники
  • 10 Внешние ссылки

Семья и образование (1880–1905)

Семейное фото, ок. 1890 Слева направо : Виктор Веснин, Александр Веснин (отец), Александр Веснин, Леонид Веснин, Елизавета Веснина (мать), Лидия Веснина (сестра)

Александр Александрович Веснин, отец братьев Весниных, происходил из нижегородской купеческой семьи. Вскоре после женитьбы он переехал в родной город своей жены Юрьевец на Волге, где основал ликеро-водочный завод. Бизнес успешно работал до русской революции 1905 года ; Веснины были достаточно богаты, чтобы обеспечить всех своих детей средним и последним образованием. Исторический дом Весниных в Юрьевце в 1986 г. стал музеем братьев Весниных.

Трое сыновей: Леонид (1880 г.р.), Виктор (1882 г.р.) и Александр (1883 г.р.) получили начальное домашнее образование и продемонстрировали талант к рисованию с тех пор. ранее детство. В возрасте 10 - 12 лет отец отправил их в интернат при Торгово-промышленной академии в Москве, где они совершенствовали свои навыки рисования в классе М. В. Мамистова.

Леонид, старший брат, поступил в школу. Императорская Академия художеств в Санкт-Петербурге в 1900 году. Отец надеялся, что хотя бы один из его сыновей продолжит семейный бизнес или хотя бы получит деловую профессию, и настаивали на том, чтобы Виктор и Александр выбрали другой вуз - Институт инженеров-строителей (тоже в Санкт-Петербурге). Архитектурная подготовка в институте явно подчинялась инженерным курсам и практической строительной практике. Разница в возрасте и образовании вызвала стилистические различия между Леонидом и его младшими братьями, по крайней мере, на ранних этапах их профессиональной деятельности. Леонид принял модерн, который процветал в 1900–1905 годах, Александр и Виктор склонялись к возрождению русского неоклассицизма, которое возникло около 1902 года и получило широкое признание после 1905 года.

Семейное предприятие Весниных было разрушено революцией 1905 года; отныне братья должны были зарабатывать себе на жизнь и содержать двух сестер и отца (их мать умерла в 1901 году, родив Анну Веснину). Александр и Виктор бросили институт и переехали в Москву, где работали в архитектурных бюро Романа Клейна, Иллариона Иванова-Шица и других архитекторов, строительство репутация своей энергичности и надежности. Леонид остался в Санкт-Петербурге и окончил класс Леона Бенуа в 1909 году.

Ранняя архитектура (1906–1916)

Парадный вход в конюшни Манташева в Москве. 1914 год, дизайн Александра Веснина, Виктора Веснина и.

В 1906 году братья создали свой первый публичный архитектурный проект - неоклассическую конкурсную работу на терминал трамвая на Страстной площади. Второй - проект церкви в Балаково, выполненный Александром и Виктором в 1908 году, сочетал в себе элементы средневековой архитектуры Углича и Коломенского. Этот проект был рекомендован комиссией, однако ни у кого из братьев не было лицензии архитектора, а церковь построил Федор Шехтель. Позже Виктор Веснин утверждал, что Шехтель выполнил проект братьев Весниных, но современные авторы отдают должное только Шехтелю, ссылаясь на разные пропорции и упрощенную шатровую крышу. Другие работы Веснина этого периода склоняются к традиционной эклектике 19 века с формальной неоклассической отделкой. Каждый из этих проектов несет в себе личные стилистические подсказки, но точная принадлежность к Александру, Леониду или Виктору остается вопросом предположений.

Первым материальным зданием братьев Весниных, спроектированным для фирмы Бориса Великовского, было шестиэтажное здание в неоклассическом стиле. многоквартирный дом на, построенный в 1910 году. Годом ранее Леонид получил лицензию архитектора, и братья стали самостоятельными. Их первое здание - Городская почта на той же Мясницкой улице - было построено по более раннему проекту, было одобрено к строительству в 1911 году и завершено в 1912 году. Веснины сохранили первоначальную планировку и переделали фасады в эклектичный романский - византийский стиль. Смерть их отца в 1910 году и, возможно, улучшение финансового положения побудили Александра и Виктора вернуться в классы и пройти профессиональную подготовку. Александр закончил учебу в мае 1912 года. Кстати, выпускные черновики Александра и Виктора 1911-1912 годов - единственные архитектурные чертежи, фактически подписанные каждым братом индивидуально, и, таким образом, дают представление о собственных стилистических предпочтениях каждого брата, которые позже смешались с «братьями Весниными». товарный знак. В частности, Александр продемонстрировал владение искусством русского возрождения, но явно посредственной, заурядной работой в неоклассической манере. Тем не менее, в 1912–1913 годах фирма Веснина зарекомендовала себя среди движения неоклассического возрождения, о чем свидетельствует Историческая выставка 1913 года, где их эскизы экспонировались вместе с работами Ивана Фомина, Иван Жолтовский и другие мастера стиля.

Аратский дом в Москве - ранний образец веснинского неоклассицизма, 1913 год.

До начала Первой мировой войны братья завершили здание банка и неоклассический особняк в Москве и две загородные церкви в стиле русского возрождения. Их самое заметное здание того периода, Манташева Конюшни на Ходынском поле, сочетает петровское барокко с русским возрождением и неоклассицизмом, но явно отличается от мейнстрима эклектики. Фактические конюшни были снесены в 2000-х годах; центральное ядро ​​все еще стоит.

В начале Первой мировой войны Леонид был призван в армию и стал военным инженером. Александр и Виктор остались глубоко в тылу, в заводской полосе на Волге. Александр попал в кассу из-за плохого зрения, Виктор работал на строительстве оборонного завода; его самый важный проект того периода - текстильная фабрика и прилегающий к ней рабочий городок в Кинешме - был завершен в 1917 году. В 1914–1916 годах Александр и Виктор построили знаковый неоклассический Дом Сироткина в Нижнем Новгороде с продуманной внутренней росписью Александра. Одновременно они сотрудничали с художниками-авангардистами Александром Родченко и Владимиром Татлиным ; Последний изначально был партнером Александра по проекту «Дом Сироткина», но бросил его, чтобы продолжить свои футуристические эксперименты. Ко времени Февральской революции Александр был окончательно призван в армию, но вскоре демобилизовался, поскольку Императорская армия распалась.

Революция и гражданская война (1917–1922)

Эскизы декораций Александра Веснина для фильма Александра Таирова в постановке 1923 года Человек, который был четвергом. Набор, по словам Кэтрин Кук, повлиял на конкурсную заявку Дворца труда братьев Весниных.

В 1918 году Александр и Виктор воссоединились для престижного украшения Красной площади на Первомайская демонстрация. Работа на большевиков стоила Виктору работы для наследников Надежды фон Мек, но он и Леонид быстро нашли возможности трудоустройства в промышленном строительстве; Александр остался в голодной Москве.

Архитектурные проекты Леонида и Виктора Весниных, датированные 1918-1922 годами, четко следовали дореволюционной неоклассической традиции. Тем не менее примерно в 1923 году братья стали лидерами новой, модернистской архитектуры. Селим Хан-Магомедов объяснил это «мгновенное» изменение сольным творчеством Александра Веснина в графике и, в частности, в театре. Леонид и Виктор воспринимали себя в первую очередь архитекторами; когда гражданская война остановила практическое строительство, они перешли на архитектурный факультет МВТУ и Вхутемас и продолжили занятия «бумажной архитектурой». Оба (особенно Виктор) также работали на реальных промышленных проектах в Подольске, Саратове, Шатуре и других городах. Виктор наладил связи с текстильной отраслью Иваново, где в конце 1920-х строил индивидуальные проекты.

Александр, напротив, на пять лет отказался от архитектуры и посвятил себя абстрактному искусству и сценическому дизайну. В 1917-1918 годах критики относили Александра к «крайне левым» зарождающемуся модернистскому искусству, хотя Казимир Малевич охарактеризовал его картины как «слишком материальные». По мере того как Александр перешел от абстрактного искусства к театральному дизайну, его декорации для шоу Александра Таирова и Всеволода Мейерхольда регулярно попадали в заголовки газет, а его архитектурное прошлое было почти забыто современной прессой. Александр активно экспериментировал с «материализацией» кубистического искусства в трехмерных, динамичных, материальных объектах. Многие современные художники (Малевич, Татлин, Эль Лисицкий, братья Стенберги ) сделали то же самое, но, в отличие от них, Александр имел солидный опыт в строительной инженерии и практическое управление строительством. Его возвращение к архитектуре в конце 1922 года объясняет радикальные изменения в совместных проектах братьев Весниных, впервые представленных публике в феврале 1923 года.

Архитектура из бумаги (1922-1925)

Из 1922–1925 гг. Братья Веснины оформили шесть работ на публичные архитектурные конкурсы. Эти здания так и не были материализованы (или не планировались вообще), но стали выражением конструктивизма; их стилистические реплики активно копировались в практическом строительстве второй половины 1920-х годов. Александр Веснин участвовал во всех шести проектах; Виктор и Леонид написали по четыре проекта. Дворец Труда и Аркос были единственными черновиками, подписанными всеми тремя братьями. Согласно утверждениям, эти ранние работы были «первым указанием на то, что составляло конструктивистскую архитектуру » (в отличие от более ранней концепции конструктивистского искусства ).

Дворец Труда

Дворец Труда. Конгресс в зале (передний правый) было почти 10 000 мест.

В конце 1922 года Мэрия Москвы объявила конкурс на Дворец Труда на месте нынешней гостиницы «Москва». первый всероссийский конкурс на здание, которое считалось главным зданием Советского Союза, с конгресс-залом на 8000 мест; десять лет спустя эта идея была возрождена как Дворец Советов. Условия конкурса прямо исключали любые Возрожденческие стили.

Веснины подали свой проект под кодовым названием Антенна в феврале 1923 года вместе с 46 другими участниками. Рационалистическая рука модернистских архитекторов во главе с Николаем Ладовским бойкотировала конкурс, уверен, что комиссия старой закалки во главе с Игорем Грабарь, Алексеем Щусев и Иван Жолтовский был настроен против модернистского искусства. Неоклассики также проигнорировали конкурс, будучи уверенными, что проект никогда не будет реализован. Выставка привлекла в основном архитекторов-конструктивистов и стала грандиозной победой братьев Весниных: их 125-метровый железобетонный дворец, отдаленно напоминающий Вальтер Гропиус Tribune Tower черновик, попавший в заголовки профессиональных СМИ. Рецензии Владимира Маяковского и Моисея Гинзбурга объявили проект Веснина окончательным утверждением модернизма. Жолтовский действительно отклонил новизну и, в конце концов, в мае 1923 года первую премию получил Ной Троцкий ; Веснины заняли третье место. По неизвестным причинам широко разрекламированный проект не был включен в официальный каталог конкурса; планы этажей и поперечные разрезы были опубликованы только в 1927 году вместе с похвалой Гинзбурга: «Этому нельзя подражать. Его можно только пройти тернистым путем самостоятельной, вдумчивой и творческой работы».

За месяц до этого. Леонид Веснин, подавая документы во Дворец Труда, представил свои проекты жилого дома, отмеченного умными рациональными планировками, но в остальном довольно условными. Этот факт, а также наличие ранних эскизов Дворца Труда, нарисованных Александром Весниным, по словам Хан-Магомедова, свидетельствуют о том, что дворец был вдохновлен Александром. Кэтрин Кук пришла к такому же выводу, изучив рисунок Александра. тщательно продуманная декорация для постановки Александра Таирова из Человека, который был четвергом : план дворца, по словам Кука, был непосредственно основан на более ранней «фантастической концепции» Александра. Чередина, напротив, отметила, что промышленные чертежи Виктора Веснина 1922 года не менее важны для формирования коллаборативного стиля братьев Весниных.

Ленинградская правда

Эскиз крошечной башни Ленинградской правды был создан Александром и Виктором в 1924 году. По словам Хан-Магомедова, он стал вершиной архитектуры Александра, последним случаем, когда он установил свое лидерство над своими братьями, и последняя работа, безусловно, в значительной степени ему принадлежит.

Офисы газеты Ленинград в Москве должны были стать прежде всего рекламным магнитом, а не настоящими офисами. Заказчик получил стратегический, но очень небольшой (6х6 метров) земельный участок на Страстной площади в Москве. В ответ Веснины построили тощую шестиэтажную башню, в которой разместились двухэтажные общественные зоны (газетный киоск и читальный зал) и четырехэтажная редакция. Он включает в себя различные инженерные и авангардные новинки, в том числе собственные декорации Александра и дизайнерские реплики рационалистической школы Николая Ладовского. Однако в здании не было никакой графики или скульптуры любого вида. Александр Веснин отверг концепцию синтеза искусств : для них архитектурная форма сама по себе синтезирует прошлый опыт графики и пространственных инсталляций и не нуждается в украшениях, кроме неизбежной рекламы.

Arcos

Проект Arcos не материализовался, но вдохновил множество реальных клонов.

Arcos, британо-советская торговая компания, которая временно служила связующим звеном между двумя странами без дипломатических отношений, объявила публичный конкурс на его штаб-квартира в Москве в 1924 году. Братья Веснины легко победили в конкурсе с Brutalist, простой дизайн, подчеркивающий структурную решетку из железобетона и сквозное остекление. Моисей Гинзбург раскритиковал проект «Аркос» за отсутствие какой-либо настоящей новизны, которой ожидали от конструктивистской архитектуры: это был не более чем традиционный офисный блок, обернутый в современные материалы. Предложение Веснина стало образцом для многочисленных практических приспособлений как путь наименьшего сопротивления между новой бетонной конструкцией и традиционными ожиданиями «прочного» фасада. Критики вроде Гинзбурга окрестили зарождающуюся тенденцию «конструктивным стилем», в отличие от настоящего «конструктивизма»; по их мнению, простого , следующего за функцией, было достаточно и не требовалось никаких внешних стилистических подсказок, никакой эстетики, оригинальной или заимствованной. По словам Хан-Магомедова, к 1927 году Веснины, уставшие от неизбирательных копий собственных произведений, также присоединились к мнению Гинзбурга. Их Arcos не материализовались; Фактическое здание Аркос в Китай-городе было спроектировано и построено бывшим неоклассиком в умеренном «конструктивном стиле».

В 1925 году Александр и Леонид Веснины объединились с инженером-строителем. В структурной схеме Лолейта полностью предусмотрены внешние несущие колонны, что позволяет неограниченно использовать стеклянные навесные стены. Идея, однако, не сразу привлекла их внимание: Веснины и Лолейт продолжили стиль Arcos в своих эскизах Центрального телеграфа и универмага ЦУМ 1925 года, постепенно переходя к более простым, большим и лаконичным формам. В 1925 году они остановились всего в шаге от стеклянных навесных стен, идущих по всей длине и высоте здания (будущее Международный стиль ).

Общественная деятельность

Вхутемас

И Александр, и Леонид поступил на факультет Вхутема во время Гражданской войны, до конфликта 1920-1921 годов, в результате которого архитектурный факультет раскололся на «академический» (Иван Жолтовский ), «объединенный» (Николай Ладовский ) и «самостоятельная» (Илья Голосов ) мастерские. Леонид всегда ассоциировал себя с олдскульной академической линией преподавания. Александр работал на кафедре «Живопись», преподавая основной предмет Цвет, предмет, который потенциально может стать обязательным для студентов всех факультетов. У Александра были далеко идущие планы реструктуризации базовой подготовки во Вхутемасе на основе идей продуктивизма, которая была прервана его правлением в феврале 1923 г. Вскоре после этого его ученики и сотрудники, в том числе Родченко, перешли в Объединенную мастерскую Ладовского.

Виктор и Леонид приняли предложение и поступили на факультет МВТУ. Виктор тяготел к промышленному строительству и ориентировал свои курсы на «реальные проблемы, решаемые различными государственными хозяйственными органами», а не на чистое искусство. Его курс в МВТУ 1924–1925 годов стал еще одним инкубатором конструктивистского движения.

Александр был практически изгнан из Вхутемаса, пока публикация черновиков Arcos в марте 1924 года не сделала его мгновенно знаменитостью. В сезоне 1924–1925 ему дали кафедру в новой, четвертой архитектурной мастерской; Леонид помогал Александру в управлении, но не вмешивался в собственно тренировочный процесс. Александр Веснин возглавлял его отдел до роспуска "Вхутема" в 1932 году; его мастерская находилась в неформальном соперничестве с «Единой мастерской» Ладовского. Известными выпускниками Веснина этого периода являются (выпуск 1925 г.), (1926 г.), Иван Леонидов (1927 г.) и Георгий Крутиков (1928 г.).

Группа ОСА

В декабре 1925 года недолговечные творческие союзы на базе Вхутемаса, МВТУ и Института инженеров-строителей объединились в новую организацию Группа ОСА, возглавляемую Гинзбургом. и Александр Веснин. Они наняли бывшего независимого Илью Голосова и Константина Мельникова, что сделало OSA самой представительной левой архитектурной группой с момента основания. Нежелание правительства признать еще один союз архитекторов заставило основателей OSA пересмотреть свои цели; они были провозглашены как «разработка нового, современного архитектурного стиля крупных промышленных центров» и защита конструктивизма как искусства, а не просто следование функциям. Позже лидеры OSA, включая Александра и Виктора Весниных, отказались от концепции «конструктивизма как искусства» и часто высказывали противоположную точку зрения - отказ от какого-либо стилистического содержания в конструктивизме.

OSA была единственным союзом архитекторов левого толка. который регулярно издает журнал SA (Contemporary Architecture) под редакцией Гинзбурга и Александра Веснина. Его редакционная "контора" располагалась в московской квартире Веснина и на их загородной даче. Александр Веснин «подвергал цензуре » журнал, блокируя любые экстремистские, маргинальные теории, которые либерал Гинзбург принял бы. SA выпускался непрерывно в течение пяти лет, с 1926 по 1930 годы, и объединил почти всех практикующих конструктивистов, включая Виктора Веснина. Леонид Веснин, напротив, стоял в стороне от OSA и никогда публично не высказывался в пользу какого-либо направления в искусстве.

отмечал, что уникальная роль SA привела к преувеличению влияния конструктивистов за счет соперников. художественные школы, особенно зарубежных авторов. ЛЕФ и С.А. сформировали предвзятый, неполный образ советской архитектуры внутри страны; их точка зрения, не учитывающая успешных работ большинства советских архитекторов того периода, была неизбирательно воспроизведена западными историками. С влиянием СА или без него к концу 1920-х годов конструктивизм стал общим словом для «новой архитектуры». Конструктивизм совершил прыжок из теории маргиналов в массовую культуру, и OSA изо всех сил пыталась сохранить свою монополию на свою прежнюю торговую марку.

Материальный конструктивизм (1927-1937)

Рабочий процесс Веснина

Универмаг в Пресненском районе, 1927 г. (фото 2008 г.)

Советские критики «объединили три очень разных и взаимодополняющих таланта в одной исторической и профессиональной личности». Воспоминания, опубликованные Натальей Весниной (вдовой Виктора), высказывания выпускников Весниных и архивные исследования позволили различным ученым реконструировать вклад каждого брата и процесс работы. К 1927 году рабочий процесс фирмы, по словам Хан-Магомедова, кристаллизовался в четко определенные роли для каждого брата. Обычно Александр давал начальную художественную концепцию и зарисовывал внешний вид здания. Леонид управлял функциональностью: планы этажей и внутренние коммуникации между функциональными частями здания. Виктор, который жил и работал отдельно от Александра и Леонида, позже стал адвокатом дьявола, выявляя слабые места промежуточных проектов. Ни Леонид, ни Виктор не ставили под сомнение лидерство Александра в определении общего внешнего вида и композиции. Братья нанимали многочисленных помощников студентов и явно предпочитали профессиональное рисование искрам гения; на самом деле студенты, продемонстрировавшие собственные творческие идеи, были быстро уволены. К чести Веснина, они никогда не воплощали подобные идеи в своих проектах.

Работает для нефтяной промышленности

В 1927–1928 гг. Александр Веснин, чувствуя себя ответственным за распространение посредственного «конструктивного стиля». ", отказался от своего более раннего стиля, продемонстрированного в высоких громадах Дворца Труда и Аркоса. В новых проектах братьев Весниных здание разбито на отдельные объемы, связанные по назначению здания. Этот подход, получивший название павильонной композиции, был опубликован в проекте Весниных 1928 года для Библиотеки им. Ленина. Оба этапа конкурса Веснины проиграли Владимиру Щуко.

Первая материализованная конструктивистская работа братьев Весниных, новый рабочий городок, был запущен в пригороде Баку в 1925 году. Семья Весниных установила прочную связь с советской нефтяной промышленностью (в то время главным образом в Азербайджане ). В 1928 году они построили три рабочих клуба в Баилове, Сураханах и Черном поселении Баку; все трое следовали композиции павильона. Эти асимметричные здания не имели видимых восточных черт, но их низкие горизонтальные очертания были адаптированы к средневековому мусульманскому городу. Позже, после Великой Отечественной войны, мастерская Виктора и Александра Весниных работала на полную ставку на Миннефтегаз.

Днепровская ГРЭС

В 1929 году, когда Днепровская ГЭС Плотина уже построена, штат объявил конкурс на проектирование здания генератора. Конкуренция за внешне незначительное производственное здание возведена в разряд высших государственных приоритетов; Шашки-конкуренты выставлялись в Московском Кремле. Планы и размеры этажей (длина около 200 метров, высота 20 метров) были определены заранее. Визуально в предполагаемом здании преобладала более высокая и длинная плотина с узором из вертикальных контрфорсов.

Виктор Веснин участвовал в этом конкурсе один. Все его соперники пытались разбить 200-метровую стену ритмичным узором из колонн, арок или эркеров. Веснин, напротив, полностью устранил любые вертикальные узоры, уверенный, что они будут затмеваться плотиной. Вместо этого плоская облицованная гранитом стена была прорезана горизонтальной полосой стекла, проходящей почти по всей длине здания. В финальном этапе конкурса (январь 1930 г.) рассматривалось всего два проекта - Веснина и Жолтовского. Мнения экспертов разделились: структура Веснина была признана неэффективной и избыточной; Возрождение стиля Жолтовского было признано неприемлемым. Инженерные вопросы были отброшены в сторону, и комиссары под председательством Авела Енукидзе (Анатолий Луначарский, Алексей Щусев и другие) столкнулись только из-за стиля, и, наконец, заключили контракт с Веснин. После Великой Отечественной войны Виктор Веснин руководил реконструкцией Запорожья и восстановил разрушенную электростанцию ​​в первоначальном виде.

Веснины продолжали бороться за контракты на Украине, в частности Харьков. В 1930 году они сделали заявку на строительство Кооперативного Дома и Дома правительства на пл. Дзержинского (напротив здания Госпрома ). Их проект был признан лучшим с эстетической точки зрения, но не был выполнен из-за высокой сметной стоимости. В том же 1930 году они выиграли международный конкурс Харьковского театра на 6 000 мест. Хотя братья Веснины выиграли контракт на изготовление рабочих чертежей, они были вынуждены разделить контроль с Аркадием Мордвиновым и его соратниками, резкими критиками OSA Group и другими признанными архитекторами. Трения в «бригаде» затянули строительство на годы; от проекта отказались, когда столица Украины переехала из Харькова в Киев.

Лихачевский дворец

Библиотечное крыло Лихачевского дворца, 1933-1937 (фото 2008 г.)

Первое общественное конструктивистское здание, построенное в Москве Универмаг братьев Весниных 1927 года в Пресненском районе был уменьшенным клоном их проекта универмага ЦУМ 1925 года. Затем последовали здание Института минеральных ресурсов в Замоскворечском районе (1928 г.) и театр на Поварской улице (проект 1929–1930 гг., Завершение 1931–1934 гг.).

Веснины не участвовали в публичном конкурсе 1930 года на строительство Пролетарского района Дворца культуры на месте снесенного Симонова монастыря. После того, как конкурс закончился без явного победителя, работа была передана Весниным. Их первоначальное предложение, основанное на идеях Ле Корбюзье о «плавных пространствах», состояло из двух зданий - сложного Т-образного здания общественных служб с театральным залом на 1000 мест, большим танцевальным залом и библиотекой. для 200 000 томов и зимних садов, а также отдельный главный театр на 4 000 мест. Последнее, основанное на проекте Харьковского театра, не осуществилось. Меньший зал был открыт в 1933 году, строительство хозяйственного здания затянулось до 1937 года. В отличие от других конструктивистских построек того периода, «усиленных» сталинскими фасадами, Дворец культуры был завершен в точном соответствии с проектами 1930 года. После Второй мировой войны его внешний вид действительно изменился, но все сталинские пристройки были убраны в 1970-е годы.

Здание, которое на протяжении большей части своей истории эксплуатировалось ЗИЛ, известно как Лихачев. Дворец культуры.

Отъезд Леонида (1933-1940-е)

Братья Веснины активно участвовали во всех общественных архитектурных конкурсах 1932–1936 годов (Дворец Советов, Наркомтяжпром, Здание СТО в Москве и комплекс правительства Украины в Киеве), но проиграли все свои заявки архитекторам-возрожденцам. Леонид умер в октябре 1933 года, вскоре после того, как соревнования Дворца Советов положили конец конструктивизму. В его честь с 1933 по 1991 год была названа улица в Москве (бывший и нынешний Денежный переулок), где он жил. Александр и Виктор наняли молодого возрожденческого архитектора Сергея Лященко, который стал экспертом по стилю фирмы, поскольку Александр постепенно отошел от практической архитектуры..

Дворец Советов и Наркомтяжпром

Братья Веснины были выбраны в числе тринадцати команд, приглашенных на третий тур конкурса Дворец Советов (1932). Сложная композиция цилиндрических и призматических форм, соединенных переходными галереями, явно заимствована из их более раннего Дворца Советов. По словам Хан-Магомедова, он незначительно уступал конкурирующим модернистским работам Ладовского и Гинзбурга. Для четвертого (и последнего) этапа Веснины радикально переработали свое предложение; на этот раз все части здания слились в единый монолитный объем. По всей видимости, Веснины обратились к презираемому «конструктивному стилю», сочетая конструктивистский стиль с монументальной структурой, более подходящей для сталинской архитектуры.

То же самое продолжилось и на конкурсе Наркомтяжпром. Первый проект (1934 г.) предлагал четыре стеклянных небоскреба, соединенных переходами. После частных экспериментов с вариантом двойной башни, в 1936 году Веснины и Лященко перешли к единой звездообразной, относительно широкой башне, окутанной типичной скульптурой соцреализма и псевдоклассическими арками. Ни один из этих проектов не получил официального признания.

Пожалуй, единственным громким общественным проектом, удостоенным Весниных после 1932 года, был проект станции Павелецкая-Радиальная Московского метрополитена. Однако из-за сокращения расходов в военное время станция была построена в другом временном виде. В 1950–1952 годах его перестроил по новому проекту Алексей Душкин.

Александр

Тандем Виктора и Александра распался во второй половине 1930-х годов. Александр отошел от активной профессиональной жизни, возможно, не сумев или не желая вписаться в официальный стиль. Его последний публичный проект для здания правительства в Зарядье датируется 1940 годом. Во время Великой Отечественной войны Александр, эвакуированный в Чимкент, спроектировал импровизированный новый Рабочие городки для оборонных заводов. В свободное время он написал множество полотен на центральноазиатские сюжеты, впервые представленные публике в 1961 году и считающиеся его лучшими с начала 1920-х годов. После войны он ушел из архитектуры, хотя до 1950 года он занимал должность главного архитектора Министерства нефтяной промышленности.

Виктор

Виктор Веснин был единственным архитектором-конструктивистом, который сохранил или даже улучшил его роль в создании Иосифа Сталина после конкурса Дворца Советов закрепила стилистические очертания сталинской архитектуры. С 1932 по 1938 год он возглавлял Союз советских архитекторов, управляемый государством союз, который заменил все ранее независимые ассоциации. В тот же период, будучи главным архитектором Верховного Совета народного хозяйства и его преемника, Наркомата тяжелой промышленности, он подчинялся непосредственно Григорию Орджоникидзе и был главным архитектором. советской индустриализации. Он в хороших отношениях сотрудничал с Альбертом Каном и был единственным советским человеком, выразившим соболезнования вдове Кана после его смерти в 1942 году. Выпускник и протеже Веснина (1902–1982, класс МВТУ в 1925 году) был основным пунктом контакт между советскими властями и фирмой Кана, и ему было тайно поручено обучать массы местных студентов за счет московских офисов Кана. После разрыва с Каном в 1932 году Фисенко был арестован, провел полгода в тюрьме, но был освобожден Виктором Весниным. Госпроектстрой-1 (позже Металлостройпроект), которым руководил Фисенко и руководил Весниным до Второй мировой войны, проектировал практически все советские металлургические заводы, Горьковский автомобильный завод, Жигулевскую ГЭС и другие приоритетные промышленные объекты.

Высоко ценимая работа для военизированной промышленности удерживала Виктора на вершине, но также означала уход от реального архитектурного проектирования и общественной профессиональной жизни. Его участие в процессе проектирования, работа советско-канского партнерства и способы «заимствования» американских дизайнерских технологий остаются неизвестными общественности, несмотря на то, что Веснин оставался публичным человеком, одним из немногих конструктивистов, известных на Западе и до сих пор активный. Он возглавлял (1939–1949) и был награжден британской Королевской золотой медалью 1945 года от RIBA за профессиональные достижения на протяжении всей жизни.

Литература

Источники

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-06-18 11:56:35
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте