Марчелина (гностик)

редактировать
«Марселлианцы» перенаправляются сюда. О ереси 4-го века см. Марцелл Анкирский.

Марселлина была раннехристианским религиозным лидером карпократов в середине второго века нашей эры, известным прежде всего по трудам Иринея и Оригена. Она родом из Александрии, но переехала в Рим во время епископата Аникета ( ок. 157 - 168). Она привлекла большое количество последователей и основала карпократовскую секту марселлианцев. Как и другие карпократы, Марселлина и ее последователи верили в антиномианизм, также известный как либертинизм, идею о том, что повиновение законам и постановлениям не нужно для достижения спасения. Они верили, что Иисус был всего лишь человеком, но видели в нем образец для подражания, хотя верующий был способен превзойти его. Сообщество Марселлины, похоже, стремилось буквально реализовать основополагающее карпократовское учение о социальном эгалитаризме. Сообщается, что, в частности, марселлианцы заклеймили своих учеников на внутренней стороне мочки правого уха и почитали изображения Иисуса, а также греческих философов, таких как Пифагор, Платон и Аристотель. Хотя марселлианы называли себя « гностиками », многие современные ученые не относят их к членам секты гностицизма.

СОДЕРЖАНИЕ
  • 1 Исторический контекст
  • 2 Жизнь и учения
    • 2.1 Карпократовские учения
    • 2.2 Adversus Haereses
    • 2.3 Contra Celsum
  • 3 Наследие
  • 4 ссылки
    • 4.1 Библиография
Исторический контекст
Фреска нефа церкви Дура-Европос, датируемая ок. 240 г. н.э., изображающая Марию Магдалину вместе с двумя другими женщинами (третья теперь почти полностью отсутствует из-за значительных повреждений), приближающихся к пустой гробнице Иисуса. Такие женщины были «явным образцом» для Марселлины и других первых проповедниц.

Женщины играли видные роли во многих сектах ранних христиан как пророки, учителя, целительницы, миссионеры и пресвитеры. Мария Магдалина и Мария из Вифании были женщинами-последователями Иисуса, которые упоминаются в Евангелиях и, как полагали, знали « тайны » Царства Божьего. Такие женщины, как Мария и Марфа, были явными образцами для подражания для Марселлины и ее коллег-проповедниц. Символ веры, который, возможно, произносился во время христианских церемоний посвящения, цитируется апостолом Павлом в Послании к Галатам 3:28 : «Нет ни еврея, ни грека, нет ни рабства, ни свободы, нет ни мужчины, ни женщины: ибо все вы - одно во Христе Иисусе ". В конце I века Маркион Синопский ( ок. 85 - ок. 160) назначал женщин пресвитерами наравне с мужчинами.

Во втором веке валентинианцы, гностическая секта, считали женщин равными с мужчинами. В монтанисто рассматривается два пророчиц, Максимилла и Прискилла, как основатели их движения. Ортодоксальные богословы не одобряли религиозных лидеров женского пола, таких как Марчеллина, которые обвиняли их в безумии, нецеломудрии и одержимости демонами. Отец Церкви Тертуллиан ( . С 155 - . С 240) жаловался: «Эти еретические женщины-как дерзкий они У них нет скромности, они смелы достаточно, чтобы научить, чтобы участвовать в споре, чтобы ввести в действие! Экзорцизма, предпринять лекарства, и, может быть, даже крестить! " Он назвал одну религиозную женщину в Северной Африке «той гадюкой».

Жизнь и учение

Карпократовские учения

Как карпократианин, Марселлина преподавала доктрину антиномианизма или либертинизма, согласно которой для достижения спасения необходимы только вера и любовь и что все другие предполагаемые требования, особенно подчинение законам и постановлениям, не нужны. Она, как и другие карпократы, считала, что душа должна идти по пути искупления, возможно, пройдя через множество воплощений. Цель верующего - выйти из цикла перевоплощений, пройдя несколько стадий обожествления. Карпократы верили, что Иисус был всего лишь человеком, а не божеством, и считали его образцом для подражания, но примером, который был способен превзойти особо набожный верующий. Главная добродетель Иисуса заключалась в том, что он прекрасно помнил Божественное из своего предсуществования. Они также почитали греческих философов как образцы для подражания. Синкретический культ образов марселлианцев был естественным следствием этого учения. Одним из основополагающих учений карпократов была идея социального эгалитаризма, которая выступала за равенство всех людей. Положение Марселлины как лидера карпократовской общины в Риме указывает на то, что, по крайней мере, для ее общины, эта идея должна была быть буквально воплощена в жизнь. Некоторые карпократы, в том числе, возможно, и Марселлина, владели всей общей собственностью и половыми партнерами. Они также праздновали форму праздника агапе.

Adversus Haereses

Ириней пишет, что марселлианы почитали изображения греческих философов, включая Пифагора, Платона и Аристотеля. Бюсты философов, таких как этот Пифагор, были обычным объектом поклонения в римском обществе второго века.

Отец Церкви Ириней ( ок. 130 - ок. 202) пишет в своем апологетическом трактате Adversus Haereses :

Другие из них [то есть карпократы] используют внешние знаки, клеймя своих учеников внутри мочки правого уха. Из них также вышла Марцеллина, которая прибыла в Рим под [епископатом] Аникета и, придерживаясь этих учений, сбивала с пути множество людей. Они называют себя гностиками. У них также есть изображения, некоторые из которых нарисованы, а другие созданы из различных материалов; в то время как они утверждают, что подобие Христа было сделано Пилатом в то время, когда Иисус жил среди них. Они венчают эти образы и ставят их вместе с образами философов мира, то есть с образами Пифагора, Платона, Аристотеля и прочих. У них также есть другие способы почитания этих изображений, аналогичные манере язычников.

Марчелина - единственная женщина, связанная с ранним гностическим христианством, которая, как записано, была активным религиозным лидером сама по себе. Другие женщины, такие как Хелена (предположительно бывшая тирская проститутка, ставшая музой Симона Мага ), Филумена (пророчица, связанная с Апеллесом ) и Флора (ученица Птолемея ), как известно, были активными пророчицами, учителями и учениками, участвовавшими в секты, возглавляемые мужчинами, но ни одна из них, как известно, не была лидером. Тем не менее, Марцеллина по-прежнему связана с Карпократом, учителем-мужчиной, который, по-видимому, более активно участвовал, чем она, в ведущих последователях, написании трактатов и обучении студентов. Энн МакГуайр заявляет, что неясно, является ли это описание Марцеллины по отношению к Карпократу результатом собственного патриархального мировоззрения Иринея, фактических отношений между ней и ним или того и другого.

Использование Марселлиной образов Иисуса и греческих философов не было чем-то необычным для римского общества того времени, потому что бюсты и изображения философов были обычными объектами поклонения в римском обществе второго века. Хотя Ириней интерпретирует это как признак неортодоксального учения Марцеллины для любого римлянина-нехристианина, это на самом деле сделало бы ее гораздо менее отклоняющейся от нормы, чем «ортодоксальные» христиане. Почитая бюсты философов и причисляя к ним Иисуса как величайшего, последователи Марселлины почитали его так же, как других философов обычно почитали во всем греко-римском мире. У карпократов могло быть более интеллектуальное мировоззрение, чем у других сект, поскольку, согласно Клименту Александрийскому, сын Карпократа Епифан обучался философии Платона. Тем не менее Майкл Аллен Уильямс заявляет, что почитание изображений кажется весьма неожиданным для якобы гностической секты, поскольку считается, что гностики презирали физическое тело. Он предполагает, что Марселлина и ее последователи, как и их современники-язычники, могли рассматривать изображения физических сходств философов как «окна в душу» и средство размышления над учениями человека. Питер Лампе интерпретирует использование Марсиллиной образов известных философов как признак религиозного синкретизма.

Джоан Э. Тейлор отмечает, что Ириней не утверждает, что портрет Иисуса Марселлианами был неточным или что портреты Иисуса были по своей сути аморальными. Она также утверждает, что бюсты Марселлиана с изображением Иисуса и других философов, возможно, уцелели еще долго после того, как их секта пришла в упадок, отмечая, что почти столетие спустя римский император Александр Северус (годы правления 222 - 235), как утверждается, обладал коллекцией портретов. бюсты различных философов, религиозных и исторических деятелей, включая Иисуса, Орфея, Аполлония Тианского, Александра Великого и Авраама. Она отмечает: «Насколько нам известно, один из многих неопознанных философских бюстов, которые существуют в сегодняшних коллекциях, можно было считать Иисусом во втором – третьем веках».

По словам Дэвида Бракке, причина, по которой Марселлина и члены ее школы идентифицировали себя как «гностики», заключалась не в сектантской идентификации с ветвью раннего христианства, известной как « гностицизм », а скорее как эпитет для «идеального или истинного». Христианин, тот, чье знакомство с Богом достигло совершенства ". Он отмечает, что сам Ириней отождествляет Марцеллину и ее секту с карпократами, а не с «гностической школой». Кроме того, Ипполит Римский, который полагался на Иринея как на источник, ссылается на то, что другая секта, известная как Наассены, « по- своему называет себя« гностиками », как будто они одни испили из удивительного знакомства Совершенного и Доброго. " В конце четвертого века аскетический монах Евагрий Понтийский описал наиболее продвинутую стадию христианского аскетизма как «гностицизм», указав, что, несмотря на ассоциацию слова «гностик» с гностицизмом, оно все еще сохраняет свое первоначальное положительное значение в том смысле с которым отождествлялись Марцеллина и ее ученики. Бентли Лейтон также не относит Марселлину и ее последователей к членам гностической секты.

Contra Celsum

Ориген ( ок. 184 - ок. 253) также вкратце упоминает Марселлину в своей « Contra Celsum», заявляя, что « Цельс также знает марселлианцев, которые следуют за Марцеллиной, и гарпократов, которые следуют за Саломеей, и других, которые следуют за Мариамме, и других, которые следуют за Марфой ». Энн МакГуайр заявляет, что, поскольку все другие фигуры, перечисленные Оригеном в этом отрывке, являются фигурами, фигурирующими в канонических евангелиях, возможно, что марселлины считали Марселлину не только учителем и религиозным лидером, но и «авторитетным авторитетом». источник апостольской традиции ». Уильямс отмечает, что Ориген, похоже, знал, что марселлианцы называли себя гностиками, поскольку в другом месте в Contra Celsum он отмечает, что одним из аргументов Цельса против христианства было существование различных сект, в том числе тех, которые «называют себя гностиками». Предположительно, сюда входят Марселлина и ее последователи, но Ориген воздерживается от называть их этим термином.

Наследие

Неясно, как относились к Марцеллине и ее последователям ортодоксальные христиане, жившие в Риме в 150-х и 160-х годах. Ириней заявляет, что среди членов его собственной общины в Галлии в 180-е гг. «У нас нет общения с ними ни в учении, ни в морали, ни в нашей повседневной общественной жизни», но это утверждение не следует воспринимать применительно к христианам, живущим в Рим более двадцати лет назад. Ириней также заявляет: « Сатана заставил этих людей [то есть Марцеллину и ее последователей] хулить святое имя церкви, чтобы [языческие] люди отворачивались от проповеди истины, когда слышали их другой способ обучения. и думают, что все мы, христиане, такие же, как они. В самом деле, когда они видят их религиозность, они бесчестят всех нас ». Он добавляет, что «они неправильно используют имя [Кристиан] как маску». Это указывает на то, что Марселлина и ее последователи Карпократа называли себя «христианами» и, по крайней мере, для посторонних, ее секта казалась связанной с другими ветвями христианства.

Питер Лампе утверждает, что возможно, что члены ортодоксального сообщества в Риме просто позволили Марциллине и ее секте сосуществовать, но также возможно, что они активно осуждали их. Роберт М. Грант определяет антигностические сочинения Поликарпа и Иустина Мученика как отчасти косвенную реакцию на Марселлину и ее вседозволенные нравственные учения. Марциллина и другие подобные ей женщины-пророки постоянно изображались негативно в историях и канонах, написанных сторонниками ортодоксии. Согласно Уильяму Х. Брэкни, источники указывают на то, что карпократы, возможно, продолжали существовать вплоть до четвертого века.

использованная литература

Список используемой литературы

Последняя правка сделана 2024-01-01 07:32:04
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте