Цельс (; эллинистический грек : Κέλσος, Kélsos) был греческим философом 2-го века и противником раннее христианство. Он известен своим литературным произведением Об истинной доктрине (или Дискурсом, Повествованием, Словом; эллинистическим греческим : Λόγος Ἀληθής, Logos Alēthēs), которое сохранилось исключительно в цитатах из него в Contra Celsum, опровержение, написанное в 248 г. Оригеном Александрийским. Об истинной доктрине - это самая ранняя известная всеобъемлющая критика христианства. Он был написан между 175 и 177 годами, вскоре после смерти Иустина Мученика (который, возможно, был первым христианским апологетом ), и, вероятно, был ответом на его работу
Цельс был автором работы под названием «Об истинной доктрине» (Логотипы Alēthēs). Книга была запрещена растущим христианским сообществом и запрещена в 448 г. н.э. приказом Валентиниана III и Феодосия II вместе с 15 книгами Порфирия, атакующими христиане, «Философия из оракулов», поэтому полных копий не сохранилось, но ее можно восстановить на основе подробного отчета Оригена в его 8-томном опровержении, в котором широко цитируется Цельс. Работа Оригена сохранилась и, таким образом, сохранила работу Цельса с ней.
Цельс, похоже, интересовался древнеегипетской религией, и, похоже, он знал эллинистических евреев logos-theology, оба из которых предполагают, что Истинная Доктрина была составлена в Александрии. Цельс писал в то время, когда христианство подвергалось гонениям. Ориген указывает, что Цельс был эпикурейцем, жившим при императоре Адриане.
Цельс пишет, что «существует древняя доктрина [archaios logos], которая существовала с самого начала, и которая всегда поддерживалась мудрейшие народы, города и мудрецы ». Он оставляет евреев и Моисея из тех, кого цитирует (египтяне, сирийцы, индейцы, персы, одрисиане, самофракийцы, элевсинцы, гиперборейцы, галактофагои, друиды и геты), и вместо этого обвиняет Моисея в искажении древней религии: «козопасов. и пастыри, которые следовали за Моисеем в качестве своего лидера, были введены в заблуждение неуклюжим обманом, думая, что существует только один Бог, [и] без какой-либо разумной причины... эти козопасы и пастухи отказались от поклонения многим богам ". Однако самая резкая критика Цельсия была предназначена для христиан, которые «отгородились и отделились от остального человечества».
Цельс выступил с критической атакой на христианство, высмеивая многие из его догм. Он писал, что некоторые евреи утверждали, что отцом Иисуса был римский солдат по имени Пантера. Ориген счел это выдумкой. Кроме того, Цельс обратился к чудесам Иисуса, заявив, что «Иисус творил чудеса колдовством (γοητεία )»:
О свет и истина! он ясно заявляет своим собственным голосом, как вы сами записали, что к вам придут и другие, совершающие чудеса подобного рода, которые являются нечестивыми людьми и колдунами; и сатана. Так что сам Иисус не отрицает, что эти дела, по крайней мере, вовсе не божественны, а являются действиями нечестивых людей; и, будучи побуждаемым силой истины, он в то же время не только раскрыл дела других, но и обличил себя в тех же действиях. В таком случае, не является ли вывод из одних и тех же трудов, что один - Бог, а другой - колдуны, - жалкий вывод? Почему из-за этих деяний другие должны считаться нечестивыми, а не этот человек, поскольку он является их свидетелем против него самого? Ибо он сам признал, что это не дела божественной природы, а изобретения некоторых обманщиков и совершенно нечестивых людей.
Ориген написал свое опровержение в 248 году. Иногда цитирует, иногда перефразирует, иногда просто ссылается на Оригена. воспроизводит аргументы Цельса и отвечает на них. Поскольку точность была важна для его опровержения Истинной Доктрины, большинство ученых согласны с тем, что Ориген является надежным источником того, что сказал Цельс.
Библеист Артур Дж. Дроге написал, что ссылаться на точку зрения Цельсия неверно. как многобожие. Напротив, он был «инклюзивным» или «качественным» монотеистом в противоположность еврейскому «исключительному» или «количественному» монотеизму; историк Воутер Ханеграаф объясняет, что «в первом есть место для иерархии низших божеств, которые не умаляют окончательного единства Единого». Цельс показывает, что знаком с историей еврейского происхождения. Признавая, что христиане не без успеха в бизнесе (infructuosi ingotiis), Цельс хочет, чтобы они были хорошими гражданами, сохранили свою веру, но поклонялись императорам и присоединились к своим согражданам в защите империи. Это серьезный и поразительный призыв от имени единства и взаимной терпимости. Одна из самых горьких жалоб Цельса - отказ христиан сотрудничать с гражданским обществом и их презрение к местным обычаям и древним религиям. Христиане считали их идолопоклонниками и вдохновленными злыми духами, в то время как политеисты, такие как Цельс, считали их творениями демонов или богов, которые правили человечеством вместо него, чтобы уберечь его от осквернения смертности. Цельс нападает на христиан как на подпитку фракции и разобщенности и обвиняет их в обращении вульгарных и невежественных людей, отказываясь обсуждать мудрых людей. Что касается их мнений относительно их священной миссии и исключительной святости, Цельс в ответ высмеивает их незначительность, сравнивая их с стаей летучих мышей, или муравьев, выползающих из своего гнезда, или лягушек, проводящих симпозиум на болоте, или червей в монастыре в деревне уголок грязи. Неизвестно, сколько было христиан во времена Цельса (еврейское население империи могло составлять около 6,6-10% при населении 60 миллионов, если цитировать одно упоминание.
| 1 =
и | 2 =
()