incunable, или иногда incunabulum (множественное число incunables или incunabula, соответственно) - это книга, брошюра или за границей , напечатанная в Европе до 16-го столетие. Инкунабулы - это не рукописи, которые представляют собой документы, написанные от руки. По состоянию на 2014 год насчитывается около 30 000 отдельных известных неизлечимых изданий, но вероятное количество сохранившихся копий только в Германии оценивается примерно в 125 000. Thr С помощью статистического анализа количество потерянных изданий оценивается как минимум 20 000.
Incunable - это англизированная форма инкунабулума, реконструировано единственное число из латинского incunabula, что означало «пеленание одежды» или «колыбель », и что метафорически могло и может относиться к « самые ранние стадии или первые следы в развитии чего-либо ». Прежний термин «инкунабл» - пятнадцать в значении «издание пятнадцатого века».
Термин «инкунабула» как печатный термин впервые был использован голландским врачом и гуманистом Адриан Юний (Адриан де Йонге, 1511–1575) и появляется в отрывке из его посмертного труда (написанного в 1569 году): Адриан Юний, Батавия, [...], [Лугдуни Батаворум], ex officina Plantiniana, apud Franciscum Raphelengium, 1588, стр. 256 л. 3: «inter prima artis [typographicae] incunabula », термин («первое младенчество книгопечатания»), которому он произвольно установил конец 1500 года, который до сих пор остается условным.
Только по недоразумению Бернхард фон Маллинкродт (1591–1664) считается изобретателем этого значения инкунабулы; идентичный отрывок можно найти в его латинской брошюре De ortu ac progressu artis typographicae («О подъеме и прогрессе типографского искусства», Кельн, 1640): Bernardus a Mallinkrot, De ortu ac progressu artis typographicae dissertatio Historica, [...], Coloniae Agrippinae, apud Ioannem Kinchium, 1640 (на фронтисписе: 1639), стр. 29 л. 16: «inter prima artis [typographicae] incunabula » в длинном отрывке из нескольких страниц, который он (правильно) цитирует полностью курсивом (то есть между кавычками), ссылаясь на имя автора и цитируемая работа: «Primus istorum [...] Hadrianus Iunius est, cuius integrum locum, ex Batavia eius, operae pretium est adscribere; [...]. Ita igitur Iunius »(там же, стр. 27 лл. 27–32, за которым следует длинный отрывок,« Redeo → sordes », там же, стр. 27, л. 32 - стр. 33 л. 32 [= Batavia, С. 253, л. 28 - с. 258, л. 21]). Итак, источник только один, другой - цитата.
Термин incunabula пришел для обозначения самих печатных книг в конце 17 века. Джон Эвелин, перемещая манускрипты Арундела в Королевское общество в августе 1678 года, отметил печатные книги среди рукописей: «Печатные книги, относящиеся к самые старые впечатления не менее ценны, я считаю их почти равными MSS ». Удобная, но произвольно выбранная дата окончания для идентификации печатной книги как инкунабла не отражает каких-либо заметных изменений в процессе печати, и многие книги, напечатанные в течение ряда лет после 1500 г., по-прежнему визуально неотличимы от инкунаблов.
«Постинкунация» обычно относится к книгам, напечатанным после 1500 года до другой произвольной даты окончания, например, 1520 или 1540 года. Примерно с этого периода датировка любого издания становится проще, так как использование принтеров включает такую информацию. по мере распространения места и года печати.
В печати есть два типа инкунабул: блочная книга, напечатанная из одного резного или лепного деревянного блока для каждой страницы, с использованием того же процесса, что и ксилография в искусстве (их можно назвать ксилографическими); и типографская книга, изготовленная из отдельных кусков литого металла подвижного типа на печатном станке. Многие авторы резервируют термин инкунабула только для последнего вида.
Распространение печати в городах как на севере, так и в Италии обеспечило большое разнообразие текстов, выбранных для печати и стили, в которых они появились. Многие ранние гарнитуры были смоделированы на основе местных форм письма или произошли от различных европейских форм готического письма, но были также некоторые, полученные из документальных шрифтов (например, как и большинство шрифтов Caxton ), и, особенно в Италии, шрифты, смоделированные на основе рукописных шрифтов и каллиграфии, используемые гуманистами.
Типографами, сосредоточенными в городских центрах, где есть были учеными, церковниками, юристами, а также дворянами и профессионалами, которые сформировали их основную клиентскую базу. Стандартные произведения на латыни, унаследованные от средневековой традиции, составляли основную часть самых ранних печатных работ, но по мере того, как книги дешевели, стали появляться народные работы (или переводы на местные языки стандартных работ).
Самые известные инкунабулы включают две из Майнца, Библия Гутенберга 1455 г. и Peregrinatio in terram sanctam 1486 г., напечатанные и иллюстрированные Эрхардом Рейвичем ; Нюрнбергские хроники, написанные Хартманном Шеделем и напечатанные Антоном Кобергером в 1493 году; и Hypnerotomachia Poliphili, напечатанный Альдусом Мануцием с важными иллюстрациями неизвестного художника.
Другими печатниками инкунабул были Гюнтер Цайнер из Аугсбурга, Йоханнес Ментелин и Генрих Эггестейн из Страсбурга., Генрих Гран из Хагенау и Уильям Кэкстон из Брюгге и Лондон. Первым, не сумевшим иметь ксилографические иллюстрации, была «Der Edelstein» Ульриха Бонера, напечатанная Альбрехтом Пфистером в Бамберге в 1461 году.
Многие инкунабулы не датированы, и для их правильного размещения требуется сложный библиографический анализ. Постинкунабульный период знаменует собой время развития, в течение которого печатная книга полностью превратилась в зрелый артефакт стандартного формата. После c. 1540 книг соответствовали шаблону, который включал автора, титульный лист, дату, продавца и место печати. Это значительно упрощает идентификацию того или иного издания.
Как отмечалось выше, конечная дата для идентификации печатной книги как инкубируемой удобна, но была выбрана произвольно; он не отражает каких-либо заметных изменений в процессе печати около 1500 года. Книги, напечатанные в течение нескольких лет после 1500 года, продолжали во многом походить на инкунаблы, за заметным исключением книг небольшого формата, напечатанных курсивом введен Альдусом Манутием в 1501 году. Термин постинкунация иногда используется для обозначения книг, напечатанных «после 1500 года - через какое время эксперты еще не пришли к соглашению». Для книг, напечатанных в Великобритании, этот термин обычно охватывает 1501–1520 годы, а для книг, напечатанных на материковой части Европы, 1501–1540 гг.
Данные в этом разделе взяты из Каталога кратких заголовков инкунабул (ISTC).
Количество типография городов насчитывает 282. По современным границам они расположены примерно в 18 странах. В порядке убывания количества изданий, напечатанных в каждом, это: Италия, Германия, Франция, Нидерланды, Швейцария, Испания, Бельгия, Англия, Австрия, Чехия, Португалия, Польша, Швеция, Дания, Турция, Хорватия, Черногория и Венгрия (см. Диаграмму).
В следующей таблице показаны 20 основных мест печати 15 века; как и все данные в этом разделе, даны точные цифры, но их следует рассматривать как близкие оценки (общее количество изданий, зарегистрированных в МНТЦ на май 2013 г., составляет 28 395):
Город или город | Нет. изданий | % зарегистрированных изданий МНТЦ |
---|---|---|
Венеция | 3,549 | 12,5 |
Париж | 2764 | 9,7 |
Рим | 1,922 | 6,8 |
Кельн | 1,530 | 5,4 |
Лион | 1,364 | 4,8 |
Лейпциг | 1,337 | 4,7 |
Аугсбург | 1219 | 4,3 |
Страсбург | 1,158 | 4,1 |
Милан | 1,101 | 3,9 |
Нюрнберг | 1,051 | 3,7 |
Флоренс | 801 | 2,8 |
Базель | 786 | 2,8 |
Девентер | 613 | 2,2 |
Болонья | 559 | 2,0 |
Антверпен | 440 | 1,5 |
Майнц | 418 | 1,5 |
Ulm | 398 | 1,4 |
Speyer | 354 | 1,2 |
Pavia | 337 | 1,2 |
Неаполь | 323 | 1,1 |
ИТОГО | 22,024 | 77,6 |
18 языков, на которых печатаются инкунабулы, в порядке убывания: латинский, Немецкий, итальянский, французский, голландский, испанский, английский, иврит, Каталонский, чешский, Греческий, церковнославянский, португальский, шведский, бретонский, датский, фризский и сардинский (см. Диаграмму).
Только в одном из десяти изданий (т.е. чуть более 3000) есть какие-либо иллюстрации, ксилография или резьба по металлу.
"Самым распространенным" инкунатором является Нюрнбергские хроники Шеделя («Liber Chronicarum») 1493 г., около 1250 сохранившихся копий (что также является наиболее сильно иллюстрированным). Многие инкунабулы уникальны, но в среднем выживает около 18 копий каждой. Это делает Библию Гутенберга, насчитывающую 48 или 49 известных копий, относительно распространенным (хотя и чрезвычайно ценным) изданием. Подсчет дошедших до нас инкунабул затруднен тем фактом, что большинство библиотек рассматривают один том многотомного произведения как отдельный элемент, а также фрагменты или копии, в которых отсутствует более половины всех листов. Полный инкунабл может состоять из листка или до десяти томов.
С точки зрения формата, 29 000 с лишним выпусков включают: 2 000 листов, 9 000 листов, 15 000 кварт, 3000 октав, 18 12 мес, 230 16 мес, 20 32 мес и 3 64 мес.
МНТЦ в настоящее время цитирует 528 дошедших до нас экземпляров книг, напечатанных Кэкстон, что вместе со 128 фрагментами составляет всего 656 экземпляров, хотя многие из них являются широкими или очень несовершенными (неполными).
Если не считать миграции в университеты в основном в Северной Америке и Японии, за последние пять веков количество инкунабул было незначительным. Ни один из них не был напечатан в Южном полушарии, и последнее, кажется, имеет менее 2000 экземпляров, около 97,75% остаются к северу от экватора. Однако многие инкунабулы ежегодно продаются на аукционах или в редких книгах.
Каталог кратких названий инкунабул Британской библиотеки в настоящее время содержит более 29000 наименований, из которых около 27400 являются изданиями инкунабул (не все уникальные работы). Исследования инкунабул начались в 17 веке. Мишель Мейттер (1667–1747) и (1729–1805) систематизировал печатные материалы в хронологическом порядке в формате анналов, и в первой половине XIX века Людвиг Хайн опубликовал Repertorium bibliographicum— контрольный список инкунабул, составленный автором в алфавитном порядке: «числа Хаина» по-прежнему являются ориентиром. В последующих изданиях Хайн был расширен на и, но он заменяется авторитетным современным каталогом, немецким каталогом Gesamtkatalog der Wiegendrucke, который ведется с 1925 года и до сих пор составляется в Staatsbibliothek zu Berlin. Североамериканские фонды были перечислены Фредериком Р. Гоффом, а всемирный сводный каталог представлен Каталогом кратких названий инкунабул.
Известные коллекции с приблизительным количеством хранящихся инкунабул включают:
.
Викискладе есть медиафайлы, связанные с Incunabula. |
.