Элазар Шах

редактировать
Элазар Шах
Элазар Шах.jpg Элазар Шах в Поневежской ешиве
НазваниеРав Шах
Личный
РодилсяЭлазар Менахем Ман Шах. 1 января 1899. Вабойник, Литва
Умер2 ноября 2001 г. (2001-11-02) (102 года). Тель-Авив, Израиль
РелигияИудаизм
СупругаГуттель Гильмовски
ДетиМириам Райзел, Девора, Ефрем
РодителиЭзриэль и Батшева Шах
Альма-матер Слабодка иешива
ДолжностьСо- Рош-ешива
ИешиваПоневежская иешива
ПохороненБней-Брак, Израиль
Семича Иссер Залман Мельцер

Элазар Менахем Ман Шах (Иврит : אלעזר מנחם מן שך, Элазар Шах; 1 января 1899 OS - 2 ноября 2001) был ведущим иудейско-литовским харедим раввином в Бней-Брак, Израиль. Он также был одним из трех со-деканов Поневежской ешивы в Бней-Браке, вместе с раввинами Шмуэлем Розовским и Довидом Поварским.

Из-за его разногласий с хасидским руководством Агудат Исраэль в 1984 году он вступил в союз с раввином Овадией Йосефом, с которым он основал Шас вечеринка. Позже, в 1988 году, Шах подверг резкой критике Овадию Йосефа, заявив, что «сефарадим еще не готовы к руководящим должностям», и впоследствии основал политическую партию Дегель ха-Тора, представляющую литовский (не хасиды) евреи-ашкенази в израильском Кнессете.

.

Содержание
  • 1 Жизнь в Европе
  • 2 Бегство под британский мандат в Палестине
  • 3 Раввины карьера
  • 4 Политическая жизнь
    • 4.1 Должность по службе в израильской армии
    • 4.2 Позиция в отношении территориального компромисса
    • 4.3 Оппозиция Любавичскому Ребе и Хабаду
    • 4.4 Оппозиция другим ортодоксальным раввинам и группам
    • 4.5 Позиция в отношении хасидов и хасидизма в целом
    • 4.6 Поддержка лидеров харедим
  • 5 Смерть и похороны
  • 6 Семья
  • 7 Работы
  • 8 Дополнительная литература
  • 9 Ссылки
  • 10 Внешние ссылки ссылки
Жизнь в Европе
Фотография на паспорт (1920-е годы)

Элазар Менахем Ман Шах родился в Вабалнинкасе (Вабойльник на идиш ), сельском селе в г. orthern Литва, раввину Эзриэлю и Батшевой Шах. Семья Шах была купцами в течение нескольких поколений, но семья Батшевой, левитаны, были религиозными учеными, служившими различным литовским общинам. Брат Батшевы, раввин Ошер Нисан Левитан, позже стал важной фигурой в Союзе ортодоксальных раввинов в Соединенных Штатах. Элазар был иллюи (вундеркинд).

В 1909 году в возрасте 11 лет Шах пошел учиться в Поневежскую ешиву, которая в то время была находился в городе Паневежис, Литва, и его возглавлял раввин, известный как рав Ицеле Поновезер. В 1913 году Шах начал обучение в ешивах Кнесс Исраэль (Слабодка). Когда Первая мировая война началась в 1914 году, многие студенты Слабодской ешивы были рассеяны по Европе. Сначала Шах вернулся к своей семье, но затем начал путешествовать по Литве из города в город, спал и ел, где мог, продолжая изучать Тору. В 1915 г., следуя совету раввина (автора «Дивреи Йечезкель»), Шах поехал в Слуцк, чтобы учиться там в ешиве. Именно в Слуцке он встретил раввина Иссера Залмана Мельцера, и это стало началом их тесных отношений на всю жизнь. Шах также встретил раввина Йосеф Йозель Хорвиц (глава иешивы Новардок ), который приехал в ешиву, чтобы познакомить ее студентов с изучением мусара (см. Движение Мусар ). Примерно в это же время он также впервые встретился с раввином Моше Файнштейном, поскольку Файнштейн часто навещал Мельцера в его доме в Слуцке. В 1921 году в результате региональных политических изменений Слуцкая ешива распалась. Раввин Иссер Залман Мельцер остался в городе Слуцк, а зять Мельцера, раввин Аарон Котлер, взял своих учеников и основал ешиву в городе Клецк.. Шах присоединился к Котлеру в Клецке, а впоследствии был назначен Котлером маггид шиур («лектор [в Талмуде ]) в ешиве. В 1923 году Шах женился на племяннице Мельцера, Гуттель Гильмовски. После свадьбы Шах и его жена переехали в Мир, Беларусь, в резиденцию его тестя. Проведя некоторое время в городе Мир, Шах вернулся в Клецк, чтобы снова присоединиться к ешиве. В 1925 году дядя его жены, раввин Мельцер, переехал в Израиль, и именно в этот момент Шах стал значительно активнее участвовать в повседневной работе ешивы. Примерно в это же время раввин Йехезкель Левенштейн присоединился к ешиве, чтобы стать ее машгиах ручани («духовным наставником»), и таким образом положил начало давним отношениям взаимного уважения между Шахом и Левенштейна. После кончины раввина Меира Шапиро, главы чачмей-люблинской ешивы, раввин Хаим Озер Гродзинский направил руководству ешивы письмо, рекомендуя Шаха на эту должность. После выступления в ешиве Чачмей Люблин Шах отправился в Вильно, чтобы проконсультироваться с Гродзинским о целесообразности вступления в новую должность, и, выслушав различные аспекты вопроса, Гродзинский посоветовал Шаху отказаться

В 1934 году Шах был назначен рош-ешивой иешивой Новардок. Это произошло в результате рекомендации раввина Аврохома Йешая Карелица (известного как Хазон Иш ) одному из основателей ешивы, раввину Бенциону Бруку. Все это время в жизни Шача остальная часть его семьи оставалась в Клецке, в то время как он оставался в ешиве Новардок в течение длительного периода времени. Примерно через два года Шах покинул ешиву, сказав, что «это не место для меня по многим причинам».

Бегство под британский мандат в Палестине

Незадолго до начала Вторая мировая война и Холокост, несколько ешив начали рассматривать вопрос об эвакуации своих раввинов, студентов и семей. Аарон Котлер сбежал в Соединенные Штаты, путешествовал по Сибири и прибыл в Соединенные Штаты во время войны. В 1939 году Шах впервые поехал в Вильно, где остановился у раввина Хаима Озера Гродзинского. Позже в том же году и мать Шача, и его старшая дочь заболели и умерли. В начале 1940 года семья Шах решила покинуть Литву. Дядя Шаха по материнской линии, раввин Арон Левитан, помог Котлеру получить иммиграционные визы в США, но Шах, посоветовавшись с раввином Ицхоком Зевом Соловейчиком и раввином Гродзинским, вместо этого решил поехать в Палестину, где Мельцер служил в качестве Рош ешивы в ешиве Эц Хаим в Иерусалиме. Позже Шах стал там и Рош-ешивой. Его дядя помог ему и его семье получить иммиграционные свидетельства и принял их после того, как они прибыли к его порогу в бедственном состоянии.

Через несколько лет после восстановления Поневежской ешивы в Бней-Браке раввин Йосеф Шломо Каханеман попросил Шах стать одним из ее деканов. Шах сначала обсудил предложение с раввином Соловейчиком, и последний воодушевился на его позицию. Шах служил в этом качестве с 1954 года до своей смерти. В этой ешиве Шах читал лекцию по Талмуду каждый вторник, а также иногда проводил другие лекции для студентов ешивы.

Раввинская карьера

Шах получил раввинское рукоположение от раввина Иссера Залмана Мельцера и занимал пост председателя Чинуха Ацмая и Ваад ха-Йешивос. В середине 1960-х Шаху предложили должность старшего рош-хайешивы в университете ешивы в Нью-Йорке, от чего он вежливо отказался. С 1970 года до своей смерти Шах был общепризнан литовскими харедим и некоторыми другими харедимскими кругами как Гадол Ха-Дор. В течение своей жизни Шах был почитаемым духовным наставником более 100 000 ортодоксальных евреев, и многие приписывают ему продвижение концепции «общества учащихся» в послевоенном мире харедим. Под его эгидой, феномен мужчин-харедим, изучающих Талмуд в ешивах и колелах на постоянной основе, приобрел популярность.

Хотя такой тип организации был беспрецедентным в еврейской истории, он стал нормой в некоторых общинах харедим в Израиле и Соединенных Штатах при некоторой финансовой поддержке и пожертвованиях от общин харедим, а также субсидиях молодым многодетные семьи от правительства Израиля.

Политическая жизнь

Для Шаха борьбы с секуляризмом и сионизмом было недостаточно. За годы своего руководства он также вел ожесточенные войны против всех, кого подозревал в отклонении от классического пути харедим. По велению раввина Аарона Котлера Шах присоединился к Моэцес Гедолей ХаТора. Когда раввин Залман Сороцкин умер в 1966 году, Шах стал президентом Моэцес Гедолей аТора, а затем ушел из Моэцес после того, как другие ведущие раввины отказались последовать за ним. Шах решительно поддержал голосование каждого наблюдательного гражданина. Он чувствовал, что голосование, не поданное за правильную партию или кандидата, фактически означало голосование за неправильную партию или кандидата. Эта тема сохраняется в его трудах с момента основания Государства Израиль.

Элазар Шах (конец 1980-х), сидит в центре, смотрит вниз, держит книгу. Раввины Йосеф Шалом Эльяшив и Хаим Каниевский сидят слева от него.

Шас баллотировался на 11-й Кнессет в 1984 году, и Шах призвал его "литовских "последователей проголосуют за него в опросах, шаг, который многие рассматривали как ключевой политический и религиозный шаг в расколе Шаха с контролируемым хасидами Агудат Исраэль. Первоначально Шас в значительной степени находился под эгидой Шаха, Овадия Йосеф постепенно установил контроль над партией, что привело к решению Шаса поддержать партию Лейбористская партия в Кнессете 13-го созыва в 1992 году.

Накануне ноябрьских выборов 1988 года Шах официально отделился от Агудат Исраэль в знак протеста против Хамодии публикации в качестве платной рекламы серии статей, основанных на учение Любавичского Ребе, раввина Менахема Менделя Шнеерсона. Шах критиковал Шнеерсона за его предполагаемые мессианские устремления. Шах хотел, чтобы партия Агуда выступила против Любавича; однако все, кроме одной (Белз ) хасидские группы внутри партии отказались поддержать его. Затем Шах и его последователи сформировали партию Дегель ха-Тора («Флаг Торы»), чтобы представлять нехасидских ашкенази харедим. После личного посещения Шахом галахических децизоров и ведущих раввинов, Йосефа Шалома Элиашива и Шломо Залмана Ауэрбаха, в Иерусалиме в поисках их поддержки новой партии, они согласились оказать поддержку в новую партию. Последователи Шнеерсона мобилизовались, чтобы поддержать партию Агудат Исраэль. В конце концов, Агудат Исраэль набрал почти в три раза больше голосов, чем в 1984 году, и увеличил свое представительство в Кнессете с двух мест до пяти, в то время как Дегель ха-Тора получил только два места. После ожесточенной борьбы на выборах 1988 года Дегель Ха-Тора уступил и согласился работать вместе с Агудат Исраэль. Они объединили свои силы на выборах 1992 года под названием Объединенный иудаизм Торы (UTJ) Yahadut HaTorah HaMeukhedet на иврите, соглашение, которое действует до сих пор.

В речи, произнесенной перед выборами 1992 года, Шах сказал, что сефарды все еще не годятся для руководства, и вызвал большой гнев среди сефардских избирателей. После выборов Шах дал указание Шасу не присоединяться к правительству, а Овадия Йосеф приказал им присоединиться - это привело к открытому расколу между партиями. Затем Шах заявил, что Шас удалился из еврейской общины, когда она присоединилась к нечестивым...

Примерно в 1995 году политическая активность Шаха снизилась из-за ухудшения его здоровья, но позже она полностью прекратилась.. После этого двумя главными лидерами партии Дегель а-Тора были раввины Йосеф Шалом Элиашив (ум. 2012), а продолжил Аарон Лейб Штейнман.

Шах был глубоко противником к сионизму, как светскому, так и религиозному. Он яростно пренебрежительно относился к светским израильтянам и их культуре. Например, в своей речи 1990 года он подверг критике светских кибуцников как «заводчиков кроликов и свиней», которые «не знают, что такое Йом Киппур ». В той же речи он сказал, что Лейбористская партия отрезала себя от своего еврейского прошлого и желает «искать новую Тору». Политик Лейбористской партии Йоси Бейлин сказал, что выступление Шаха отбросило отношения между религиозными и светскими израильтянами на десятилетия.

В 1985 году, через четыре года после того, как Лейбористская партия поддержала либерализованную закон об абортах, Шах отказался встречаться с Шимоном Пересом, так как он даже не разговаривал с «убийцей плодов».

В Гаарец, Шахар Илан описал его как «идеолога» и «фанатика, который неоднократно приводил своих последователей в идеологические битвы».

Шах, похоже, никогда не беспокоился по поводу разногласий, которые могли вызвать его резкие заявления, сказав, что: «Есть не нужно беспокоиться о махлоках [споре], потому что, если это будет сделано ради Неба, в конце концов, это будет продолжаться... каждый обязан быть баал-мачлоком [спорщиком]. Это не подвиг. в согласии со всеми! »

Шах также критиковал демократию, однажды назвав ее« раком », добавив, что« только священная Тора является истинной демократией ».

Поз. Иона о службе в израильской армии

В мае 1998 года, после разговоров о политическом компромиссе, который позволил бы Харедим выполнять национальную службу, охраняя святые места, Шах сказал его последователи публично заявили, что служить в армии запрещено, и что «за это нужно умереть». Это случай, сказал Шах, в котором, галахически, человек должен «быть убит, а не преступать». Эта позиция была выражена в больших объявлениях, размещенных во всех трех ежедневных газетах Израиля 22 мая 1998 года. Цитируется, что Шах сказал: «Любой студент ешивы, который обманывает власти и использует освобождение от службы для чего-либо, кроме реального участия в Изучение Торы - это «родеф » (тот, кто угрожает жизням других) », и что« те, кто не учится, ставят под угрозу положение тех, кто учится так, как им следует ».

Позиция по территориальному компромиссу

Шах поддержал уход с земель, находящихся под контролем Израиля, основываясь на галахическом принципе Пикуах Нефеш ("[ ] спасение [жизни] »), в котором сохранение жизней имеет приоритет над почти всеми другими обязательствами Торы, в том числе относящимися к святости земли, хотя позиция Шаха позже была подвергнута сомнению раввином Шмуэлем Тувиа Стерн, который задавался вопросом, почему Шах не предоставил галахические ссылки, подтверждающие его мнение. Шах также раскритиковал израильские поселения на Западном берегу и сектор Газа как «вопиющую попытку спровоцировать международное сообщество» и призвал евреев-харедимов чтобы не переезжать в такие сообщества. Шах часто говорил, что для истинного мира «разрешено и необходимо пойти на компромисс даже на половине Земли Израиля». Когда раввина Ицхака Гутнера попросили поддержать эту позицию, он отказался, вместо этого заявив, что «согласие с иными, чем библейскими границами, равносильно отрицанию всей Торы».

Оппозиция Любавичскому Ребе и Хабаду

Шах начал ряд публичных нападок на Любавичского Ребе, Менахема Менделя Шнеерсона, с 1970-х годов до смерти Шнеерсона в 1994 году. 98>

Он обвинил последователей Шнеерсона в ложном мессианизме, а Шнеерсона в разжигании вокруг себя культа криптомессианизма. Он возражал против призыва Шнеерсона «требовать» появления Мессии. Когда некоторые из последователей Шнеерсона провозгласили его Мессией, Шах призвал к полному бойкоту Хабада, его институтов и проектов его избиратели. В 1988 году Шах открыто осудил Шнеерсона как мешиаха шекера (лжемессию). Шах также сравнил Хабада и Шнеерсона с последователями лже-мессии 17-го века Саббатай Цви.

Указывая на заявление Шнеерсона о том, что ребе - это «Сущность и Существо [Бога], облаченные [в] тело», Шах описал это как не что иное, как идолопоклонство. Его последователи отказались есть мясо, зарезанное Любавичем шохетим, или признать хабадских хасидов приверженцами аутентичного иудаизма. Шах однажды описал Шнеерсона как «сумасшедшего, который сидит в Нью-Йорке и сводит с ума весь мир».

Несмотря на это, Шах объяснил, что не питает личной неприязни к Шнеерсону. Когда Шнеерсон заболел, Шах молился о его выздоровлении, читая главы из Книги Псалмов, объясняя: «Моя борьба ведется против его ошибочного подхода, против движения, но не против людей в личном отношении. Я молюсь за выздоровление Ребе и одновременно молюсь, чтобы он оставил свой неправильный путь ».

Помимо возражений Шаха против некоторых членов Хабада, провозглашающих Шнеерсона Мессией, он также выступал против позиции Хабада по многим другие вопросы. Шнеерсон, ссылаясь на прецедентное право в Шулхан Арух, категорически против как мирных переговоров с палестинцами, так и передачи им территории при любых обстоятельствах, в то время как Шах поддержал " земля в обмен на мир "подход".

Противодействие другим ортодоксальным раввинам и группам

Помимо своей критики Шнеерсона, Шах напал на следующих раввинов:

Джозефа Б. Соловейчика

В длительной атаке на Джозеф Б. Соловейчик (ум. 1993) из Университета ешива, Шах обвинил его в написании «вещей, которые запрещено слышать», а также в «... подвергании опасности выживанию Торы. - истинный иудаизм, внушая массам настоящие слова ереси ».

Ребе Герер

Шах ушел из Moetzes Gedolei HaTorah (« Совет великих Торы ») после напряженности между ним и Герер Ребе, раввин Симха Буним Альтер (ум. 1992). На одиннадцатых выборах в Кнессет 1984 года Шах уже сказал своим сторонникам голосовать за Шас, а не за Агудат Исраэль. Некоторые восприняли раскол как возрождение разногласий между хасидами и Митнагдим, поскольку Шах представлял литовский мир Торы, а Ребе Герер был одним из самых важных хасидских Ребе и представлял наиболее значительный хасидский суд в Агудат Исраэль. Однако было бы неправильно основывать весь конфликт на возобновлении исторического спора между хасидами и митнагдим, который начался во второй половине восемнадцатого века.

Адин Штейнзальц

Адин Штейнзальц (Эвен- Исраэль) (р. 1937) был также обвинен в ереси Шахом, который в письме, написанном 10 сентября 1988 г., писал, что «... и аналогично, все его другие работы содержат ересь. Запрещено спорить со Штейнзальцем, потому что, будучи еретиком, все споры только приведут его к еще большему вырождению. Он не настоящий человек (ein tocho ke-baro), и каждый обязан дистанцироваться от него. Это обязанность часа (мицва бе-шаатах). Это послужит поводом для наступления Судного Дня ».

Летом 1989 года группа раввинов, в том числе Шах, наложила запрет на три книги Штейнзальца.

Современные православные и университет ешивы

Шах писал, что институты типа университета ешива (YU) - это полностью негативный Активное явление, представляющее угрозу самой стойкости подлинного иудаизма. Шах сказал, что эти современные концепции были «абсолютной катастрофой, приведшей к разрушению нашей Святой Торы. Даже так называемый« Колледж Туро »в США - это ужасная катастрофа,« чурбан ха-дас » (разрушение иудейской религии)... »

Шах далее пишет, что успех тех людей, которые смогли достичь величия в Торе, несмотря на их участие в светских исследованиях, - это« маасе сатана »(работа сатанинских сил), поскольку существование таких образцов для подражания побудит других последовать их примеру, но будет обречено.

В разговоре, который он имел с американским раввином в 1980-х годах Шах заявил: «Американцы думают, что я слишком противоречивый и вызывающий разногласия. Но в то время, когда никто другой не желает выступать от имени нашей истинной традиции, я чувствую себя вынужденным сделать это».

Позиция в отношении хасидов и хасидизма в целом

Шах писал, что он вовсе не был противником хасидов и хасидизма (включая хасидизм Хабада). от предыдущих поколений); он сказал, что узнал в них «йераим» и «шлаймим» (богобоязненные и полезные), исполненные Торы, заповедей и страха небес.

Что касается его противодействия В нынешнем движении Хабад кто-то сказал Шаху, что «через 120 лет, когда ты попадешь на Небеса, ты заслужишь теплого рукопожатия от Виленского Гаона ». Шах ответил: «Виленский Гаон пожмет мне руку !? Баал ХаТанья пожмет мне руку!»

Несколько раз Шах говорил своим ученикам, что это больно его глубоко внутри, из-за шейм ра [«плохая репутация»], которую он приобрел как «ненавистник хасидов». «Это был полный шекер [« ложь »], - сказал он решительно. - Мы боремся против секуляризма в ешивах. Сегодня, бесията деШмая [«с помощью Небес»], люди изучают Тору как в хасидских, так и в литовских ешивах. На мой взгляд, между ними нет никакой разницы; все они мне дороги и важны. На самом деле, продолжайте и спросите своих друзей-хасидов с нами в Поневеже, разделяю ли я хасидских и литовских бочуримов [«неженатые студенты-мужчины»] ».

Поддержка лидеров харедим

В 1982 году, честь и положение раввина Шаха оспаривались различными сегментами православной прессы. Группа ведущих раввинов, включая раввинов (Яаков Каменецкий, Шимон Шваб, Мордехай Гифтер, Шнеур Котлер, Авраам Яаков Пэм, Аарон Шехтер, Генох Лейбовиц, Яаков Ицхок Рудерман, и Эля Свей ), решил, что публичный протест в защиту чести Шаха был необходим. Один протест был проведен в ешиве Каминец в Нью-Йорке, а другой - в ешивах Нер Исроэль в Балтиморе..

Смерть и похороны
Могила раввина Элазара Шаха в Бней-Браке

Шач умер 2 ноября 2001 г. и был похоронен в Бнай-Браке. Ему было почти 103 года, он родился 1 января 1899 года. Примерно 200 000 человек посетили похороны Шаха, и после его смерти премьер-министр Ариэль Шарон выразил признательность за его работу, сказав: «Нет сомнений в том, что мы потеряли важного человека, который оставил свой след на протяжении многих лет. «

Семья

Жена Рава Шаха, Гуттель Шах, умерла в 1969 году от осложнений, связанных с диабетом. У Шаха было трое детей, все из которых родились в Клецке в 1920-х годах: Мириам Райзель, Девора и Ефрем. Мириам Райзел умерла подростком в 1939 году от пневмонии. Девора вышла замуж за раввина и родила девять детей. Ефрем был недоволен образом жизни харедимов и в конце концов присоединился к лагерю религиозных сионистов. Ефрем служил в Армии обороны Израиля, получил докторскую степень по истории и философии в Высшей школе Бернарда Ревеля из Университета Йешива и работал руководителем в Министерстве образования Израиля. Он женился на Тамаре Ярлихт-Ковальски и имел двоих детей. Он умер 17 октября 2011 года в возрасте 81 года.

Работы
  • Ави Эзри - понимание и изложения различных концепций в Яд ха-Чазака из Рамбама
  • Michtavim u'Maamarim - сборник писем Шаха, опубликованных в различных изданиях в 4–6 томах.
Дополнительная литература
  • Harav Schach: Shehamafteach B'yado Моше Горовица. Издательство Кетер, Иерусалим. 1989.
  • Человек видения: ультраортодоксальная идеология раввина Шаха (Иш-ха-Хашкафах: HaIdeologia HaHaredit al pi HaRav Shach), Авишай Бен Хаим, издательство Mosaica Publishers
  • Маран Рош ха-Йешива Рав Шах - (предназначен для читателей молодежи) раввина Йехиэля Мишеля Стерна. Первый подробный биографический очерк, появившийся на иврите после кончины раввина Шаха - опубликован израильским книжным магазином
  • Путь к величию - жизнь Марана Харав Элазар Менахем Ман Шах, Том I: Вабойник в Бней-Брак (1899 г.) –1953) Ашера Бергмана, перевод Йохеведа Лавона. Feldheim Publishers 634 страницы.
Ссылки
Внешние ссылки

Похвальные речи и статьи о рабби Шахе:

Текст:

Видео:

Последняя правка сделана 2021-05-18 10:41:23
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте