Координаты : 54 ° 54′38 ″ N 23 ° 53′12 ″ E / 54.910623 ° N 23.886702 ° E / 54.910623; 23.886702
Мусарская школа в ЛитвеЙешивас Кнесс Исраэль. הישיבה הקדושה כנסת ישראל בסלבודקה-קובנה | ||
---|---|---|
Портреты раввинов и учеников, 1922 год | ||
Местоположение | ||
Вилиямполе. Литва 198>Координаты | 54 ° 54'38 ″ N 23 ° 53'12 ″ E / 54,910623 ° N 23,886702 ° E / 54,910623; 23.886702 | |
Информация | ||
Другое название | Слабодская иешива | |
Тип | Мусар | |
Религиозная принадлежность | Ортодоксальный иудаизм | |
Дата основания | 1882 г. | |
Основатель | Раввин Носон Цви Финкель | |
Закрыт | ок. 1941 | |
Дин | Раввин Моше М. Эпштейн. Раввин Ицчак Исаак Шер | |
Персонал | Раввин Дов Цви Хеллер. Раввин Авраам Гродзинский | |
Зачисление | 350 (1920-е годы) |
Иешива Кнесс Исраэль была ешива, расположенной в Литовском город Слабодка (Вилиямполе ), прилегающий к Ковно (Каунас). В просторечии он был известен как «мать ешив» и был посвящен высокоуровневому изучению Талмуда. Он функционировал с конца 19 века до Второй мировой войны.
Со второй половины XIX века Ковно стал центром еврейской культурной активности в Литве.. Видны были Ицхак Эльханан Спектор («Ковнер Рав»; служил в 1864-96 гг.); Авраам Мапу, один из первых современных еврейских писателей; и Исраэль Исидор Эльяшев, "Баал Махшовес", первый идиш литературный критик. Ешивы Слободки, в частности ешива Ор ха-Хаим, основанная Цви Левитаном около 1863 года (также известная как ешива Р 'Хиршель), привлекала студентов из других стран и возглавлялась известными учеными. Носон Цви Финкель, также известный как «Der Alter fun Slabodka» (Слабодский старейшина), который также основал несколько коллелим в этом районе, служил машгиах ручани и представил там идеалы Мусара.
В 1882 году он объединил свой коллелим и ешиву Ор ха-Хаим в новую ешиву, образовав «Слабодскую ешиву». В то время как раввин Финкель руководил учреждением, раввин Ицхак Яаков Рабинович был назначен рош ешивой, и занимал эту должность до 1893 года. После своего отъезда раввин Финкель назначил двух зятьев, раввинов. Моше Мордехай Эпштейн и Иссер Залман Мельцер как рош ешивы. Раввин Мельцер покинул троих позже и возглавил Слуцкую иешиву отдела Ридваз.
В 1897 году среди студентов возникло сопротивление методу Мусара, и ешива была разделены на две части. Последователям муссарского движения пришлось переехать в отдельное здание, а его противники основали ешиву кнесс Бейс Ицхак, названную в честь раввина Ицхака Эльханана Спектора. Раввин Финкель, большой сторонник муссарского движения, встал на сторону фракции Кнесс Исраэль, а раввин Моше Мордехай Эпштейн остался верен ему, сохранив свой пост в Кнессе Исраэль, несмотря на то, что ему предложили должность рош ешивы в Кнессе Бейс Ицхак.
Несмотря на соперничество между двумя учреждениями во время разделения, они в конечном итоге достигли мирного сосуществования, во многом благодаря тому, что раввин Эпштейн стал посеком в Слабодке под руководством раввина Моше Данишевки, который служил как рош ешива Кнесса Бейса Ицхака, отсюда сотрудничество между двумя рош ешивами.
Вскоре после начала Первой мировой войны в 1914 году некоторые из ешив, в том числе раввин Финкель, Раввин Эпштейн и машгиах ручани раввин Бер Хирш Хеллер бежали из Слабодки в Минск, который находился дальше от линии фронта. Когда немцы начали бомбить Минск, большая часть ешивы бежала в Кременчуг, а небольшая группа осталась в Минске под руководством сына раввина Финкеля, раввина Моше Финкеля. Ешива в Кременчуге насчитывала от 40 до 50 студентов, не считая учителей и членов их семей. В 1920 году ешива была готова вернуться в Слабодку. Они поехали в Минск и Вильнюс, прежде чем добрались до Слободки, где контрабандистам платили за переправку через российско-литовскую границу.
Указ 1924 года, требующий зачисления в армию или дополнительного светского обучения в ешиве, побудил большое количество студентов в ешиве Слабодка переехать в Подмандатную Палестину. Алтарь Слабодки отправил раввинов Авраама Гродзинского и Йехезкеля Сарну в Палстин найти место для ешивы, и они остановились на Хевроне. Персонал ешивы в Литве был разделен между первоначальной литовской ешивой и новым филиалом Хеврона, известным как Хевронская ешива. Раввин Эпштейн будет служить рош ешивой в Хевроне, а раввин Финкель будет служить машгиахом вместе с раввином Иегудой Лейбом Хасманом. В Литве раввин Ицхак Исаак Шер, зять раввина Финкеля, был бы рош-ешивой, а раввин Бер Хирш Хеллер и раввин Авраам Гродзенский - машгиахами. В ходе резни в Хевроне 1929 года было убито двадцать четыре студента, и впоследствии ешива была восстановлена в районе Иерусалима Геула.
Ешива на литовском языке была разрушена во время Холокоста и восстановлена раввином Шером в Бней-Браке.