Миснагдим

редактировать
Противники хасидизма анафема против хасидов, подписанная виленским гаоном и другими общественными деятелями. Август 1781 г.

Миснагдим (מתנגדים, «Оппоненты»; сефардское произношение : Митнагдим; единственное число misnaged / mitnaged) были распространены среди евреев Восточной Европы, сопротивлялся подъему хасидизма в 18-19 веках. Миснагдим были особенно сконцентрированы в Литве, где Вильнюс служил оплотом движения, но антихасидская деятельность проводилась истеблишментом во многих местах. Наиболее жестокие столкновения между фракциями произошли во второй трети 18 века; Неспособность сдержать хасидизм привела к тому, что миснагдим разработали различные религиозные философии и общественные институты, которые были не просто продолжением старого статус-кво, но часто новаторскими. Наиболее заметными результатами этих усилий, начатыми Хаимом Воложинским и продолженными его учениками, стали современные независимые ешива и движение Мусар. С конца 19 века напряженность в отношениях с хасидами в значительной степени утихла, и наследники Миснагдима приняли эпитет Литвише или Литваки .

Содержание

  • 1 Истоки
  • 2 Противостояние Вильно Гаон
  • 3 Изменения и проблемы хасидизма
  • 4 Реакция на рост хасидизма
  • 5 Завершение битв
  • 6 Литвише
  • 7 См. Также
  • 8 Ссылки
  • 9 Внешние ссылки

Истоки

Быстрое распространение хасидизма во второй половине 18 века сильно обеспокоило многих традиционных раввинов ; многие считали это еретическим.

Основателем хасидизма был раввин Исраэль бен Элиэзер (ок. 1700-1760), известный как Баал Шем Тов («повелитель доброго имени», обычно относившийся к святому еврею, который также был чудотворец) или просто аббревиатурой «Бешт» (иврит : בעש"ט); он учил, что отношения человека с Богом зависят от непосредственного религиозного опыта, кроме того к знанию и соблюдению деталей Торы и Талмуда.

Многие в иудаизме все еще опасались мессианских движений саббатеев и франкистов (последователи мессианского претендента Джейкоб Франк (1726–1791)). Многие раввины подозревали хасидизм в тесной связи с этими движениями.

Характерно ложный подход к иудаизму был отмечен концентрировался на высокоинтеллектуальном изучении Талмуда, но ни в коем случае не отвергал мистицизм. Лидеры движения, такие как виленский гаон и хаим Воложинский, были глубоко погружены в кабб ала. Их отличие от хасидов заключалось в их неприятии вовлечения мистических учений и соображений в общественную жизнь за пределами элитарных кругов, которые изучали и практиковали каббалу. Склонность лидеров хасидов к правлению в юридических вопросах, обязательных для всего сообщества (в отличие от ограничений, добровольно принятых немногими), основанная на мистических соображениях, сильно разозлила Миснагдим. На другом, теоретическом уровне, Хаим Воложин и его ученики не разделяли основную идею хасидизма о том, что человек может постичь имманентность присутствия Бога в сотворенной вселенной, тем самым имея возможность выйти за пределы обычной реальности и потенциально придать общим действиям духовный смысл. Однако точная позиция Воложина по этому вопросу вызывает споры среди исследователей. Некоторые считают, что различия между двумя философскими школами были почти семантическими, в то время как другие считают, что их понимание ключевых доктрин резко различается.

Литва стала центром традиционалистского противостояния хасидизму в той степени, в которой восприятие «литовский» и «неверный» стали фактически взаимозаменяемыми терминами. На самом деле, однако, значительное меньшинство евреев Великой Литвы принадлежит (ред) к хасидским группам, включая Хабад, Слоним, Карлин-Столин (Пинск ) и Койданов.

Первое задокументированное противодействие хасидскому движению было со стороны еврейской общины в Шклов, Беларусь, в 1772 году. Раввины и лидеры общины выразили обеспокоенность по поводу хасидов. потому что они направлялись в Беларусь. Раввины разослали письма, запрещающие хасидские молитвенные дома, призывая сжечь хасидские тексты и унижающие видных хасидских лидеров. Раввины заключили в тюрьму лидеров хасидов, пытаясь изолировать их от контактов со своими последователями.

Оппозиция Виленского Гаона

Виленский Гаон

Запреты отлучения евреев-хасидов от церкви в 1772 г. сопровождались публичным разрывом нескольких ранних хасидских памфлетов. Виленский гаон, Элайджа бен Соломон Залман, выдающийся раввин, спровоцировал сопротивление хасидскому иудаизму. Он считал, что утверждения евреев-хасидов о чудесах и видениях были ложью и заблуждением. Ключевым моментом противодействия было то, что Виленский Гаон утверждал, что величие в Торе и соблюдение законов должны происходить благодаря естественным человеческим усилиям изучения Торы, не полагаясь на какие-либо внешние «чудеса» и «чудеса», тогда как Баал Шем Тов был более сосредоточен на поощрении и повышении морального духа еврейского народа, особенно после погромов Хмельницкого (1648–1654 гг.) И последствий разочарования в еврейских массах после тысячелетнего волнения, усиленного неудачниками. мессианские утверждения Саббатая Зеви и Якоба Франка. Противники хасидов считали, что хасиды смотрели на своих ребе как идолопоклонники.

Изменения и вызовы хасидизма

Большинство изменений, внесенных хасидами, были результатом хасидского подхода к Каббале, в частности, как выразился раввин Исаак Лурия (1534–1572), известный как «АРИ», и его ученики, в частности раввин Хаим Витал (1543–1620). И Миснагдим, и хасидим находились под сильным влиянием ARI, но сторонники закона Миснагдим опасались в хасидизме того, что они воспринимали как тревожные параллели с движением сабатян. Примером такой идеи была концепция о том, что вся вселенная полностью сведена на нет для Бога. В зависимости от того, как эта идея проповедовалась и интерпретировалась, она могла привести к пантеизму, общепризнанному ересью, или привести к аморальному поведению, поскольку элементы каббалы могут быть неверно истолкованы, чтобы приуменьшить значение ритуала и прославить сексуальные метафоры как более глубокое средство понимания некоторых внутренних скрытых понятий Торы, основанных на интимных отношениях евреев с Богом. Если Бог присутствует во всем и если божественность следует постигать в эротических терминах, тогда, - опасался Миснагдим, - хасиды могут чувствовать себя оправданными в пренебрежении юридическими различиями между святым и мирским и в неприемлемых сексуальных действиях.

Считалось, что миснагдим используют ешивы и стипендию как центр своего еврейского образования, тогда как хасиды учились вокруг ребе, связанного с тем, что они считали эмоциональными проявлениями благочестия. 54>

Упор еврейской молитвы на изучение Торы и хасидское переосмысление Торы льшма (изучение Торы как такового) рассматривалось как отказ от традиционного иудаизма.

Хасиды не следовали традиционному ашкеназскому молитвенному обряду, а вместо этого использовали обряд, который представляет собой комбинацию ашкеназских и сефардских обрядов (Нусах Сефард ), основанных на каббалистических концепции от раввина Исаака Лурии из Цфата. Это было воспринято как отказ от традиционной ашкеназской литургии и, в связи с возникшей необходимостью в отдельных синагогах, нарушение общинного единства. Вдобавок они столкнулись с критикой за пренебрежение галахическим временем для молитвы.

евреи-хасиды также добавили некоторые галахические строгости в Кашрус, законы соблюдение кошерности. Они внесли определенные изменения в способ забоя скота и в то, кого считали надежным машгиахом (смотрителем кашрута). В результате они считали кошерную пищу менее кошерной. Это было воспринято как изменение традиционного иудаизма, чрезмерная строгость галахи (еврейский закон) и, опять же, нарушение общинного единства.

Ответ на рост хасидизма

С ростом того, что стало известно как хасидизм в конце 18 века, авторитетные консервативные раввинские власти активно работали, чтобы остановить его рост. Если до этого хасидские синагоги время от времени сопротивлялись, но в значительной степени сдерживались, их распространение на Литву и Беларусь побудило противостоящих раввинов совместными усилиями остановить его распространение.

В конце 1772 года, объединив ученых Бриска, Минска и других белорусских и литовских общин, Виленский Гаон выпустил первое из многих полемических писем против зарождающегося хасидского движения, в том числе в антихасидской антологии, Zemir aritsim ve-arvot tsurim (1772). Письма, опубликованные в антологии, включали заявления об отлучении от церкви хасидских лидеров на основании их вероисповедания и привычек, все из которых были восприняты Миснагдим как неортодоксальные. Это включало, помимо прочего, несанкционированные места поклонения и экстатические молитвы, а также обвинения в курении, танцах и употреблении алкоголя. В целом, это рассматривалось как радикальное отклонение от миснагдической нормы аскетизма, учености и стоического поведения в богослужении и общем поведении, и рассматривалось как развитие, которое необходимо подавить.

Между 1772 и 1772 годами. В 1791 году последовали и другие трактаты этого типа, направленные на хасидов в попытке сдержать и искоренить их в еврейских общинах. Самое резкое из этих обвинений было между 1785 и 1815 годами в сочетании с петициями российского правительства с требованием объявить хасидов вне закона на том основании, что они шпионы, предатели и подрывники

. не реализовано. После смерти Виленского Гаона в 1797 году и разделов Польши в 1793 и 1795 годах регионы Польши, где происходили споры между Миснагдим и хасидами, попали под контроль правительств, не желавших принимать чью-либо сторону. во внутриеврейских конфликтах, но вместо этого они хотели отменить еврейскую автономию. В 1804 году хасидизм был легализован российским имперским правительством, и усилия Миснагдим по сдерживанию широко распространенных ныне хасидов были заблокированы.

Завершение битв

К середине XIX века большая часть Нехасидский иудаизм прекратил борьбу с хасидизмом и смирился с утверждением последнего как факта. Одной из причин примирения между хасидами и миснагдим был подъем движения Хаскала. Хотя многие последователи этого движения соблюдали правила, абсолютистское государство использовало его для изменения еврейского образования и культуры, которые и Миснагдим, и хасиды воспринимали как большую угрозу религии, чем они представляли друг для друга. В современную эпоху Миснагдим продолжают процветать, но их чаще называют «литвише» или «ешивиш ».

Литвише

Литвише - это идиш слово, относящееся к харедим евреям, не хасидам (а не Хардалим или Сефардские Харедим ). Это буквально означает литовский. В то время как Литвише действует как прилагательное, часто используется форма множественного числа существительного Литваки . Иврит форма множественного числа существительного, которая используется с тем же значением, - Литаим . Другие выражения - ешивише и миснагдим. Его приравнивают к термину «мир ешивы».

Слова литвише, литаим и литваки несколько вводят в заблуждение, потому что есть также евреи-хасиды из Литвы, и многие литовские евреи, не являющиеся харедим. (Обратите внимание, что ссылка на Литву относится не к стране с таким названием сегодня, а к историческому Великому княжеству Литовскому, которое также включало всю современную Беларусь, а также большую часть Украины.)

Евреи-литвиши в основном идентифицируют себя с Миснагдим, которые «возражали против того, что они считали хасидским очерняющим изучением Торы и нормативным еврейским законом в пользу чрезмерного акцента на эмоциональности и религиозном братстве как на путях к Божественному ". При этом термин Misnagdim («противники») несколько устарел, так как прежнее противостояние между двумя группами потеряло большую часть своей значимости, поэтому другие термины более распространены.

См. Также

Ссылки

Внешние links

Последняя правка сделана 2021-05-30 14:48:16
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте