Миснагдим (מתנגדים, «Оппоненты»; сефардское произношение : Митнагдим; единственное число misnaged / mitnaged) были распространены среди евреев Восточной Европы, сопротивлялся подъему хасидизма в 18-19 веках. Миснагдим были особенно сконцентрированы в Литве, где Вильнюс служил оплотом движения, но антихасидская деятельность проводилась истеблишментом во многих местах. Наиболее жестокие столкновения между фракциями произошли во второй трети 18 века; Неспособность сдержать хасидизм привела к тому, что миснагдим разработали различные религиозные философии и общественные институты, которые были не просто продолжением старого статус-кво, но часто новаторскими. Наиболее заметными результатами этих усилий, начатыми Хаимом Воложинским и продолженными его учениками, стали современные независимые ешива и движение Мусар. С конца 19 века напряженность в отношениях с хасидами в значительной степени утихла, и наследники Миснагдима приняли эпитет Литвише или Литваки .
Быстрое распространение хасидизма во второй половине 18 века сильно обеспокоило многих традиционных раввинов ; многие считали это еретическим.
Основателем хасидизма был раввин Исраэль бен Элиэзер (ок. 1700-1760), известный как Баал Шем Тов («повелитель доброго имени», обычно относившийся к святому еврею, который также был чудотворец) или просто аббревиатурой «Бешт» (иврит : בעש"ט); он учил, что отношения человека с Богом зависят от непосредственного религиозного опыта, кроме того к знанию и соблюдению деталей Торы и Талмуда.
Многие в иудаизме все еще опасались мессианских движений саббатеев и франкистов (последователи мессианского претендента Джейкоб Франк (1726–1791)). Многие раввины подозревали хасидизм в тесной связи с этими движениями.
Характерно ложный подход к иудаизму был отмечен концентрировался на высокоинтеллектуальном изучении Талмуда, но ни в коем случае не отвергал мистицизм. Лидеры движения, такие как виленский гаон и хаим Воложинский, были глубоко погружены в кабб ала. Их отличие от хасидов заключалось в их неприятии вовлечения мистических учений и соображений в общественную жизнь за пределами элитарных кругов, которые изучали и практиковали каббалу. Склонность лидеров хасидов к правлению в юридических вопросах, обязательных для всего сообщества (в отличие от ограничений, добровольно принятых немногими), основанная на мистических соображениях, сильно разозлила Миснагдим. На другом, теоретическом уровне, Хаим Воложин и его ученики не разделяли основную идею хасидизма о том, что человек может постичь имманентность присутствия Бога в сотворенной вселенной, тем самым имея возможность выйти за пределы обычной реальности и потенциально придать общим действиям духовный смысл. Однако точная позиция Воложина по этому вопросу вызывает споры среди исследователей. Некоторые считают, что различия между двумя философскими школами были почти семантическими, в то время как другие считают, что их понимание ключевых доктрин резко различается.
Литва стала центром традиционалистского противостояния хасидизму в той степени, в которой восприятие «литовский» и «неверный» стали фактически взаимозаменяемыми терминами. На самом деле, однако, значительное меньшинство евреев Великой Литвы принадлежит (ред) к хасидским группам, включая Хабад, Слоним, Карлин-Столин (Пинск ) и Койданов.
Первое задокументированное противодействие хасидскому движению было со стороны еврейской общины в Шклов, Беларусь, в 1772 году. Раввины и лидеры общины выразили обеспокоенность по поводу хасидов. потому что они направлялись в Беларусь. Раввины разослали письма, запрещающие хасидские молитвенные дома, призывая сжечь хасидские тексты и унижающие видных хасидских лидеров. Раввины заключили в тюрьму лидеров хасидов, пытаясь изолировать их от контактов со своими последователями.
Запреты отлучения евреев-хасидов от церкви в 1772 г. сопровождались публичным разрывом нескольких ранних хасидских памфлетов. Виленский гаон, Элайджа бен Соломон Залман, выдающийся раввин, спровоцировал сопротивление хасидскому иудаизму. Он считал, что утверждения евреев-хасидов о чудесах и видениях были ложью и заблуждением. Ключевым моментом противодействия было то, что Виленский Гаон утверждал, что величие в Торе и соблюдение законов должны происходить благодаря естественным человеческим усилиям изучения Торы, не полагаясь на какие-либо внешние «чудеса» и «чудеса», тогда как Баал Шем Тов был более сосредоточен на поощрении и повышении морального духа еврейского народа, особенно после погромов Хмельницкого (1648–1654 гг.) И последствий разочарования в еврейских массах после тысячелетнего волнения, усиленного неудачниками. мессианские утверждения Саббатая Зеви и Якоба Франка. Противники хасидов считали, что хасиды смотрели на своих ребе как идолопоклонники.
Большинство изменений, внесенных хасидами, были результатом хасидского подхода к Каббале, в частности, как выразился раввин Исаак Лурия (1534–1572), известный как «АРИ», и его ученики, в частности раввин Хаим Витал (1543–1620). И Миснагдим, и хасидим находились под сильным влиянием ARI, но сторонники закона Миснагдим опасались в хасидизме того, что они воспринимали как тревожные параллели с движением сабатян. Примером такой идеи была концепция о том, что вся вселенная полностью сведена на нет для Бога. В зависимости от того, как эта идея проповедовалась и интерпретировалась, она могла привести к пантеизму, общепризнанному ересью, или привести к аморальному поведению, поскольку элементы каббалы могут быть неверно истолкованы, чтобы приуменьшить значение ритуала и прославить сексуальные метафоры как более глубокое средство понимания некоторых внутренних скрытых понятий Торы, основанных на интимных отношениях евреев с Богом. Если Бог присутствует во всем и если божественность следует постигать в эротических терминах, тогда, - опасался Миснагдим, - хасиды могут чувствовать себя оправданными в пренебрежении юридическими различиями между святым и мирским и в неприемлемых сексуальных действиях.
Считалось, что миснагдим используют ешивы и стипендию как центр своего еврейского образования, тогда как хасиды учились вокруг ребе, связанного с тем, что они считали эмоциональными проявлениями благочестия. 54>
Упор еврейской молитвы на изучение Торы и хасидское переосмысление Торы льшма (изучение Торы как такового) рассматривалось как отказ от традиционного иудаизма.
Хасиды не следовали традиционному ашкеназскому молитвенному обряду, а вместо этого использовали обряд, который представляет собой комбинацию ашкеназских и сефардских обрядов (Нусах Сефард ), основанных на каббалистических концепции от раввина Исаака Лурии из Цфата. Это было воспринято как отказ от традиционной ашкеназской литургии и, в связи с возникшей необходимостью в отдельных синагогах, нарушение общинного единства. Вдобавок они столкнулись с критикой за пренебрежение галахическим временем для молитвы.
евреи-хасиды также добавили некоторые галахические строгости в Кашрус, законы соблюдение кошерности. Они внесли определенные изменения в способ забоя скота и в то, кого считали надежным машгиахом (смотрителем кашрута). В результате они считали кошерную пищу менее кошерной. Это было воспринято как изменение традиционного иудаизма, чрезмерная строгость галахи (еврейский закон) и, опять же, нарушение общинного единства.
С ростом того, что стало известно как хасидизм в конце 18 века, авторитетные консервативные раввинские власти активно работали, чтобы остановить его рост. Если до этого хасидские синагоги время от времени сопротивлялись, но в значительной степени сдерживались, их распространение на Литву и Беларусь побудило противостоящих раввинов совместными усилиями остановить его распространение.
В конце 1772 года, объединив ученых Бриска, Минска и других белорусских и литовских общин, Виленский Гаон выпустил первое из многих полемических писем против зарождающегося хасидского движения, в том числе в антихасидской антологии, Zemir aritsim ve-arvot tsurim (1772). Письма, опубликованные в антологии, включали заявления об отлучении от церкви хасидских лидеров на основании их вероисповедания и привычек, все из которых были восприняты Миснагдим как неортодоксальные. Это включало, помимо прочего, несанкционированные места поклонения и экстатические молитвы, а также обвинения в курении, танцах и употреблении алкоголя. В целом, это рассматривалось как радикальное отклонение от миснагдической нормы аскетизма, учености и стоического поведения в богослужении и общем поведении, и рассматривалось как развитие, которое необходимо подавить.
Между 1772 и 1772 годами. В 1791 году последовали и другие трактаты этого типа, направленные на хасидов в попытке сдержать и искоренить их в еврейских общинах. Самое резкое из этих обвинений было между 1785 и 1815 годами в сочетании с петициями российского правительства с требованием объявить хасидов вне закона на том основании, что они шпионы, предатели и подрывники
. не реализовано. После смерти Виленского Гаона в 1797 году и разделов Польши в 1793 и 1795 годах регионы Польши, где происходили споры между Миснагдим и хасидами, попали под контроль правительств, не желавших принимать чью-либо сторону. во внутриеврейских конфликтах, но вместо этого они хотели отменить еврейскую автономию. В 1804 году хасидизм был легализован российским имперским правительством, и усилия Миснагдим по сдерживанию широко распространенных ныне хасидов были заблокированы.
К середине XIX века большая часть Нехасидский иудаизм прекратил борьбу с хасидизмом и смирился с утверждением последнего как факта. Одной из причин примирения между хасидами и миснагдим был подъем движения Хаскала. Хотя многие последователи этого движения соблюдали правила, абсолютистское государство использовало его для изменения еврейского образования и культуры, которые и Миснагдим, и хасиды воспринимали как большую угрозу религии, чем они представляли друг для друга. В современную эпоху Миснагдим продолжают процветать, но их чаще называют «литвише» или «ешивиш ».
Литвише - это идиш слово, относящееся к харедим евреям, не хасидам (а не Хардалим или Сефардские Харедим ). Это буквально означает литовский. В то время как Литвише действует как прилагательное, часто используется форма множественного числа существительного Литваки . Иврит форма множественного числа существительного, которая используется с тем же значением, - Литаим . Другие выражения - ешивише и миснагдим. Его приравнивают к термину «мир ешивы».
Слова литвише, литаим и литваки несколько вводят в заблуждение, потому что есть также евреи-хасиды из Литвы, и многие литовские евреи, не являющиеся харедим. (Обратите внимание, что ссылка на Литву относится не к стране с таким названием сегодня, а к историческому Великому княжеству Литовскому, которое также включало всю современную Беларусь, а также большую часть Украины.)
Евреи-литвиши в основном идентифицируют себя с Миснагдим, которые «возражали против того, что они считали хасидским очерняющим изучением Торы и нормативным еврейским законом в пользу чрезмерного акцента на эмоциональности и религиозном братстве как на путях к Божественному ". При этом термин Misnagdim («противники») несколько устарел, так как прежнее противостояние между двумя группами потеряло большую часть своей значимости, поэтому другие термины более распространены.