Раввин Моше Файнштейн | |
---|---|
Моше Файнштейн за столом в баях Медраш из Mesivtha Tifereth Иерусалима. | |
Родился | ( 1895-03-03)3 марта 1895 г. Узда, Минская губерния, Российская империя (ныне Беларусь ) |
Умер | 23 марта 1986 г. (1986-03-23)(91 год) Нью-Йорк, США |
Место отдыха | Хар-Ха-Менухот, Иерусалим Израиль 31.8 ° с.ш. 35.183333 ° в.д. 31 ° 48′00 ″ с.ш., 35 ° 11′00 ″ в.д. / / 31,8; 35,183333 |
Другие имена | Рав Моше, Реб Моше |
Занятие | Раввин, Посек |
Работодатель | Месивта Тиферет Иерусалим |
Известен | Игрос Моше, различные постановления еврейского права |
Супруг (а) | Шима Кустанович |
Дети | Песах Хаим Файнштейн Довид Файнштейн Реувен Файнштейн Шифра Тендлер Фэй Шисгал |
Моше Файнштейн ( иврит : משה פײַנשטיין ; литовское произношение : Моше Файнштейн ; английский: Моисей Файнштейн ; 3 марта 1895 г. - 23 марта 1986 г.) был американским православным раввином, ученым и посеком (авторитетом в галахе - еврейском законе). Его называют самым известным православным еврейским авторитетом двадцатого века, и его постановления часто упоминаются в современной раввинской литературе. Файнштейн был президентом Союза ортодоксальных раввинов, председателем Совета Моэцес Гедолей ха-Тора в Агудат Исраэль Америки и главой Месивта Тиферет Иерусалим в Нью-Йорке.
Широко известный в православном мире за его мягкость и сострадание, Файнштейн обычно упоминается просто как «Реб Моше» (или «Рав Моше»).
Моше Файнштейн родился, согласно еврейскому календарю, в 7-й день Адара 5655 года (традиционно дата рождения и смерти библейского Моше ) в Узде, недалеко от Минска, Беларусь, тогда входившая в состав Российской империи. Его отец, раввин Давид Файнштейн, был раввином Уздана и правнуком брата Виленского Гаона. Его мать была потомком талмудиста Йом-Това Липмана Хеллера, Шлах а-Кадош и Раши. Учился у отца, а также в ешивах, расположенных в Слуцке, при Песахе Прускине и Шклове. У него также были близкие отношения со своим дядей Яковом Кантровицем, раввином Тимковичей, которого он очень уважал и считал своим наставником. Всю оставшуюся жизнь Файнштейн считал Прускина своим ребе.
Файнштейн был назначен раввином Любани, где проработал шестнадцать лет. Он женился на Шиме Кустанович в 1920 году и имел четверых детей (Песах Хаим, Фэй Гиттель, Шифра и Давид), прежде чем покинуть Европу. Песах Хаим умер в Европе, а другой сын, Реувен, родился в Соединенных Штатах. Под возрастающим давлением советского режима он переехал с семьей в Нью-Йорк в январе 1937 года, где и прожил всю оставшуюся жизнь.
Поселившись на Нижнем Ист - Сайде, он стал рош ешивы из Mesivtha Tifereth Иерусалим. Позже он основал филиал ешивы в Статен-Айленде, штат Нью-Йорк, который сейчас возглавляет его сын Реувен Файнштейн. Его сын Довид Файнштейн возглавил манхэттенский филиал.
Он был президентом Союза ортодоксальных раввинов Соединенных Штатов и Канады и возглавлял Moetzes Gedolei HaTorah из Agudath Israel of America с 1960-х годов до своей смерти. Файнштейн также играл активную руководящую роль в израильской компании Chinuch Atzmai.
Файнштейн был признан многими как выдающийся Галахи авторитет posek своего поколения, решение по вопросам еврейского закона, поскольку они имеют отношение к современности. Люди со всего мира призывали его ответить на свои самые сложные галахические вопросы.
Из-за его выдающегося положения в качестве судебного эксперта по еврейскому праву, Файнштейну часто предлагали принимать решения по очень сложным вопросам, после чего он часто использовал ряд новаторских и спорных теорий при принятии своих решений. Вскоре после прибытия в Соединенные Штаты он приобрел репутацию специалиста по ведению деловых и трудовых споров. Например, он писал о забастовках, старшинстве и честной конкуренции. Позже он служил главным галахическим авторитетом в Ассоциации ортодоксальных еврейских ученых, что свидетельствует о его знаниях в области еврейской медицинской этики. На медицинской арене он выступал против ранних, неудачных пересадок сердца, хотя устно сообщается, что в более поздние годы он позволил человеку получить пересадку сердца (после того, как медицинская техника предотвращения отторжения была улучшена). По таким вопросам он часто консультировался с различными научными экспертами, в том числе со своим зятем Моше Давидом Тендлером, который был профессором биологии и служил рош ешивой в университете ешивы.
Как один из видных лидеров американского православия, Файнштейн высказал мнения, которые явно дистанцировали его сообщество от консервативного и реформистского иудаизма. Он столкнулся с сильным противодействием со стороны хасидского православия в отношении нескольких спорных решений, таких как постановления об искусственном оплодотворении и мехице. В случае его позиции не запрещать курение сигарет, хотя он рекомендовал это делать и запретил пассивное курение, другие ортодоксальные раввинские власти не согласились. Даже его недоброжелатели, хотя и не соглашались с конкретными постановлениями, по-прежнему считали его главным решителем еврейского закона. Первый том его « Игрот Моше», обширный сборник его галахических решений, был опубликован в 1959 году.
Файнштейн умер 23 марта 1986 года (13-го числа Адара II, 5746 г.). Более 20 000 человек собрались, чтобы послушать его восхваление в Нью-Йорке перед его отправкой в Израиль для похорон. Его похороны в Израиле были отложены на день из-за механических проблем с самолетом, перевозившим его гроб, который затем должен был вернуться в Нью-Йорк. Его похороны в Израиле посетили от 100 000 до 200 000 человек. Среди восхваляющих в Америке были Яаков Ицхак Рудерман, Довид Лифшиц, Шрага Моше Кальмановиц, Ниссон Альперт, Моше Давид Тендлер, Мишель Баренбаум, Мордехай Тендлер и Сатмарский Ребе. Выступил также сын погибшего Реувен Файнштейн.
Файнштейна настолько уважали, что Шломо Залман Ауэрбах, который сам считался гигантом Торы, Талмидом Хачамом и посеком, отказался восхвалять его, сказав: «Кто я такой, чтобы восхвалять его? Я изучал его сефарим ; я был его талмид (ученик) ".
Файнштейн был похоронен на Хар-Ха-Менухот в непосредственной близости от своего учителя Иссера Залмана Мельцера ; его друг Аарон Котлер ; его зять Моше Шисгал; более впечатляющие Рав ; Рав Авраам Йоффен ; и рядом с Аароном Рокичем из Белза.
Файнштейн потратил много времени на то, чтобы избранные ученики стали лидерами в раввинистике и Галахе. Большинство из них считаются авторитетами во многих областях практической галахи, раввинов и талмудистов. Некоторые из этих студентов:
Наибольшая известность Файнштейну пришлась на его жизнь, когда он отвечал на галахические вопросы, задаваемые евреями в Америке и во всем мире. Он написал около 2000 респонсов по широкому кругу вопросов, касающихся еврейской практики в современную эпоху. Некоторые респонсы также можно найти в его комментариях к Талмуду ( Диброт Моше), некоторые распространяются неофициально, а 1883 респонса были опубликованы в Игрот Моше. Среди работ Файнштейна:
Некоторые из ранних работ Файнштейна, включая комментарий к Талмуду Йерушалми, были утеряны в коммунистической России, хотя его первые произведения готовятся к публикации Фондом Файнштейна.
Файнштейн известен тем, что писал в ряде мест, что некоторые утверждения выдающихся ришонимов, которые Файнштейн считал теологически неприемлемыми, на самом деле не были написаны этими ришонимами, а были вставлены в текст заблудшими учениками. По словам рава Довида Коэна из Бруклина, Файнштейн приписывал такие комментарии студентам как способ вежливо отвергать заявления ришонимов, сохраняя при этом полное почтение к ним как к религиозным лидерам предыдущих поколений.