Аврохом Йешая Карелиц

редактировать
Авраам Йешая Карелиц
Chazon Ish.jpg
Родился(1878-11-07) 7 ноября 1878 г.. Косава, Гродненская губерния, Российская Империя
Умер24 октября 1953 (1953-10-24) (74 года). Бней-Брак, Израиль
Место упокоенияБней-Брак
Другие именаАврохом Ишаягу Карелиц
Род занятийРаввин
Супруга (s)Баше Бей
Родитель (и)Раввин Шмарьягу Йосеф Карелиц. Раша Лия Каценелленбоген-Эпштейн

Авраам Йешая Карелиц (7 ноября 1878 г. - 24 октября 1953 г.), известный под названием его magnum opus, Хазон Иш, был белорус по происхождению православный раввин который позже стал одним из лидеров иудаизма харедим в Израиле, где он провел свои последние 20 лет, с 1933 по 1953 год.

Содержание
  • 1 Биография
  • 2 Влияние и авторитет
  • 3 Хазон Иш этрог
  • 4 Галахические и философские позиции
  • 5 Publishe d работает
  • 6 Список литературы
  • 7 Дополнительная литература
Биография

Авраам Йешая Карелиц родился в Косове, в Гродненской губернии Российская Империя (ныне Брестская область, Беларусь ), старший сын, раввин Косовский; его матерью была Раша Лия, дочь Шауля Катценельбогена. Авраам Йешая родился в честь своего старшего брата Меира. Его младшими братьями были Ицхак и Моше. Ицхак сменил своего отца на посту раввина Косавы; он, его жена и дочь были застрелены в своем доме немцами в середине 1942 года.

Его старшими сестрами были Хеня Хая, Бадана, Цивия и Батья. Младшая сестра Карелица, Пеша Мириам (Мирил) вышла замуж за Яакова Исраэля Каниевского. Каниевский называл своего зятя Авраама Ешая своим наставником, пока тот был жив.

В юности Карелиц был отправлен учиться у Хаима Соловейчика из Бриска. Он не принял метод Брискера обучения, и позже стало ясно, что он на самом деле выступал против него. Через два года он вернулся домой и продолжил обучение у своего отца, который был главой местного Бет-дин. Он женился на Баше Бей из Кведарна и установил близкие отношения с Моше Розеном (Незер ХаКодеш).

Он переехал в Вильно примерно в 1920 году и сблизился с Хаимом Озером Гродзинским Консультируясь с ним по всем религиозным и общинным вопросам. Вдохновленный Гродзинским и с помощью Авраама Исаака Кука, Карелиц поселился в Эрец-Исраэль, затем британский мандат в Палестине, в 1933 году. Его дом в Бней-Брак стал адресом для тысяч людей, ищущих религиозного руководства.

Карелиц, его зять Каниевский и Яаков Галинский были чрезвычайно близки.

Карелиц посвятил свою жизнь изучению Торы, в то время как одновременно получая знания в светских науках, таких как астрономия, анатомия, математика и ботаника. После женитьбы он продолжал вести чрезвычайно скромную жизнь, его жена обеспечивала их нужды, в то время как он проводил день и ночь, углубленно изучая Тору. Детей у него не было.

Влияние и авторитет

Карелиц не опубликовал много респонсов, но все же добился признания в качестве ведущего авторитета по галахе. Как и его зять Каниевский, Карелиц «не занимал официальной должности, но, тем не менее, стал признанным мировым авторитетом по многим вопросам, касающимся еврейского закона и жизни».

Он отказался участвовать ни в каких религиозно-политических движения, которые были очень активны до и во время образования Государства Израиль в 1948 году. Тем не менее, он оказал огромное влияние на харедим иудаизм в Израиле, период становления которого совпал с его годами в Израиле. Он придерживался антисионистской точки зрения и неохотно признавал существование израильского государства.

Признавая его глубокое понимание и интерес ко многим областям исследований, многие обращались к нему за советом по социальным и политическим вопросам. Давид Бен-Гурион, премьер-министр Израиля, и Ицхак Бен-Цви, который стал вторым президентом Израиля, однажды посетили его, чтобы обсудить политико-религиозные вопросы. Карелиц процитировал одну из двух метафор из Талмудической дискуссии (Санхедрин 32b): первая - это метафора о двух верблюдах, которые встречаются на узком горном перевале. Ожидалось, что верблюд без товара уступит место верблюду, нагруженному товаром; аналогично Карелиц утверждал, что светское общество должно подчиняться религиозному обществу, несущему «блага» традиции.

Хазон Иш этрог

Существует разновидность цитрона Балади в его имя, которое он подтвердил для использования в качестве этрога из четырех видов. Через Суккот Карелиц передал Мишелю Иегуде Лефковицу пакет семян, взятых из этрога, который он использовал для фестиваля, и приказал ему посадить их у себя во дворе. Лефковиц, у которого не было опыта в сельском хозяйстве, следовал инструкциям своего наставника, чтобы посадить и полить его, и дерево росло и приносило плоды. Каждый год Карелиц приходил выбрать этрог для праздника с елки, как и его шурин Каниевский и другие старшие раввины. Лефковиц также разрешил производителям этрогов брать черенки с дерева, чтобы вырастить целые сады этрогимов, сертифицированных Карелицем как кошерные.

Галахические и философские позиции

Он считал, что галахическая позиция, занятая Шулхан-Арух не мог быть отменен на основании нового открытия рукописей, о которых автор Шулхан-аруха предположительно не знал. Эта позиция иногда неправильно понимается как означающая, что никакие свидетельства из рукописей не могут использоваться в галахическом процессе.

Опубликованные работы

В 1911 году он опубликовал свою первую работу по Орах Чайим и другие части Шулхан Аруха в Вильно, анонимно под названием Хазон Иш, что означает «Видение человека», со словом Иш, намекающим на первые буквы его двух имен (א ברהם יש עיה), похожий на псевдоним Яакова Эмдена «Яавец». В последующие годы он стал известен почти исключительно под именем Хазон Иш.

Хотя по сути академический ученый, он занимался практическими проблемами, уделяя много усилий укреплению религиозной жизни и институтов. Его постановления об использовании доильного аппарата в Шаббат и о выращивании с помощью гидропоники в течение творческого года являются двумя иллюстрациями его практического подхода. Карелиц написал более 40 книг на иврите.

В отличие от других великих ахронимов, таких как Хаим Соловейчик, Карелиц известен тем, что вместо этого избегает шаблонного или методического анализа талмудических отрывков. предпочитая более разнообразный и интуитивный подход, аналогичный подходу ришонимов. Карелиц также исключил необходимость углубляться в мусар как формальное исследование, полагая, что жизнь, посвященная традиционному изучению Торы, направит человека на правильный путь. Он особенно отвергал элементы философии Новардока, такие как их крайнее самоуничижение и антиобщественное поведение.

В одной из своих регулярных лекций Аарон Лейб Штайнман говорил об изучении каббалы и рассказывал, что Карелиц обладает обширными познаниями в каббале. Карелиц учился у тайного каббалиста, известного как «Косовский пекарь».

Беллетризованный портрет Карелица, сделанный его бывшим учеником, идишским поэтом и писателем Хаим Грэд, можно найти в Эпический роман Града «Цемах Атлас: Ди Ешив», переведенный на английский язык как Иешива. Карелиц появляется там как «Реб Авраам-Шай Косовер».

О Карелице опубликовано несколько многотомных биографий, в том числе Пеэр Хадор и более поздний Маасех Иш, обе на иврите.

1000-страничная академическая биография Карелица Бенни Брауна была опубликована Magnes Press в 2011 году. Содержание этой академической биографии впоследствии обсуждалось Брауном и Джошуа Энвелом в журнале Yeshurun, Vol. 30. В следующем издании Yeshurun, Vol. 31 год Энвел представил свою собственную гипотезу о том, как систематически концептуализировать методологию Карелица. Подход Энвела затем стал предметом переписки с несколькими читателями в Yeshurun, Vol. 32. Совсем недавно глава из книги Брауна была переведена и опубликована в akirah, Vol. 24.

Ссылки
Дополнительная литература
  • Хазон Иш. Вера и доверие. Перевод Ю. Гольдштейна. Ам Асефер, 2008. ISBN 978-965-7452-00-4
Последняя правка сделана 2021-06-12 20:19:28
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте