Виленский Гаон

редактировать
ХаГаон. Илия бен Соломон Залман
Виленский Гаон, Виноград picture.jpg Виленский Гаон
ТитулВиленский Гаон. Илия Виленский. Гра
Личный
РодилсяИлия бен Соломон Залман. 23 апреля 1720 г.. Сяляц, Речи Посполитой
Умер9 октября 1797 г. (77 лет). Вильнюс, Российская империя
Религияиудаизм
Национальностьпольско-литовский
КонфессияОртодоксальный иудаизм
Ярцейт 19 Тишрей 5718
ПохороненВильнюс, Литва

Илия бен Соломон Залман, (Иврит : ר 'אליהו בן שלמה זלמן рабби Элиягу бен Шломо Залман), известный как виленский гаон (идиш : רר װילנער גאון, польский : Gaon z Wilna, литовский : Vilniaus Gaonas) или Илия Виленский, или его еврейский аббревиатура HaGra ("HaGaon R abbenu E liyahu ":" Мудрец, наш учитель, Илия ") или Илия Бен Соломон Залман (Сиалиц, 23 апреля 1720 г. - Вильнюс 9 октября 1797 г.), был талмудистом, галахистом, каббалистом и ведущим лидером миснагдики (не хасидов ) еврейство последних нескольких веков. На иврите его обычно называют ха-Гаон хе-хасид ми-Вильно, «благочестивый гений из Вильнюса».

Благодаря своим аннотациям и исправлениям талмудических и других текстов он стал одним из самых известных и влиятельные фигуры в раввинских исследованиях со времен Средневековья, которых многие считают мудрецами, известными как Ахароним, а некоторые причисляют к еще более почитаемым Ришонимам Средневековья. Большие группы людей, в том числе многие иешивы, придерживаются набора еврейских обычаев и обрядов (минхаг ), «минхаг ха-гра», который носит название для него, и который также многими считается преобладающим ашкенази минхагом в Иерусалиме.

Родился в Селеце в Брест-Литовском воеводстве (сегодня Сяляцкий, Беларусь), Гаон проявил незаурядный талант еще в детстве. К тому времени, когда ему исполнилось двадцать лет, раввины передавали ему свои самые сложные галахические проблемы для вынесения судебных решений. Он был плодовитым автором, написавшим такие работы, как глоссы на Вавилонский Талмуд и Шулхан Арух, известный как Би'урей ха-Гра («Разработки Гра "), постоянный комментарий к Мишне, Шенот Элиягу (" Годы Илии "), а также идеи к Пятикнижию, озаглавленному Адерет Элиягу (" Плащ Илии "), опубликовал его сын. В различных каббалистических сочинениях есть комментарии на его имя, и он написал комментарии к Притчам и другим книгам Танаха позже в своей жизни. Ни одна из его рукописей не была опубликована при его жизни.

Когда хасидский иудаизм стал влиятельным в его родном городе, Виленский Гаон присоединился к «противникам» или Миснагдиму, раввинам и главам польских общин, чтобы обуздать хасидов. оказывать влияние. В 1777 году в Вильно началось одно из первых отлучений от зарождающегося хасидского движения.

Он поощрял своих студентов изучать естественные науки и даже переводил книги по геометрии на идиш и иврит.

Содержание
  • 1 Молодежь и образование
  • 2 Методы обучения
  • 3 Противодействие хасидизму
  • 4 Другая работа
  • 5 Аскетизм
  • 6 Работы
  • 7 Влияние
  • 8 Смерть
  • 9 Могила
  • 10 См. Также
  • 11 Источники
  • 12 Источники
  • 13 Внешние ссылки
Молодежь и образование

Виленский Гаон родился в Сяляце, Речи Посполитой 23 апреля 1720 г. как Илия Бен Соломон Залманто из известной раввинской семьи.

Легенда гласит, что в возрасте четырех лет он совершил Танах на память. В возрасте семи лет его обучал Талмуд Моисей Маргалит, раввин Кедайняй и автор комментария к Иерусалимскому Талмуду под названием «Пней Моше» («Лик Моисея»). Говорят, что молодой Элиягу уже знал наизусть несколько трактатов Талмуда. Он известен своей эйдетической памятью. К восьми годам он в свободное время изучал астрономию. С десяти лет он продолжал учебу без помощи учителя, потому что его знания уже превосходили всех своих учителей, а к одиннадцати годам он запомнил весь Талмуд.

Достигнув более зрелого возраста, Илия решил отправиться в «изгнание» и скитался по разным частям Европы, включая Польшу и Германию, как и обычай благочестивых того времени. К тому времени, когда ему исполнилось двадцать лет, раввины уже передавали ему свои самые трудные галахические проблемы. Ученые, евреи и неевреи, искали его проникновения в математику и астрономию. Он вернулся в свой родной город в 1748 году и к тому времени приобрел значительную известность.

Методы исследования

Гаон применил к Талмуду и раввинской литературе собственные филологические методы. Он сделал попытку критического анализа текста; таким образом, очень часто с единственной ссылкой на параллельный отрывок или с поправкой к тексту, он опровергал шаткие решения, принятые его предшественниками-раввинами.

Он посвятил много времени изучению Торы и грамматики иврита и был хорошо осведомлен в светских науках, обогатив последних своим оригинальным вкладом. Его ученики и друзья должны были следовать тем же простым и понятным методам обучения, что и он. Он также призывал их не пренебрегать светскими науками, утверждая, что иудаизм может только выиграть, если они их изучат. Гаонов также привлекало изучение Каббалы ; его противоречие с хасидским иудаизмом, таким образом, проистекает не из отрицания мистицизма как такового, а из совершенно другого понимания его учений, в частности, в отношении его отношения к галахе и Ашкеназик минхаг.

Виленский Гаон был скромным; он отказался принять должность раввина, хотя часто ему предлагали ее на самых лестных условиях. В более поздние годы он также отказывался давать одобрение, хотя это было привилегией великих раввинов; он слишком скромно думал о себе, чтобы брать на себя такую ​​власть. Он вел уединенный образ жизни, лишь время от времени читая лекции нескольким избранным ученикам.

В 1755 году, когда Гаону было тридцать пять, раввин Джонатан Эйбешютц, которому тогда было шестьдесят пять лет, обратился к нему с просьбой изучить его амулеты и принять решение по ним, которые были предметом разногласий между ним и рабби Иаковом Эмденом. Виленский Гаон в письме к Эйбешютцу заявил, что поддерживает Эйбешуца, но не верит, что слова, исходящие от такого незнакомца, как он сам, не имеющего даже преимущества старости, будут иметь какое-либо значение для противоборствующих сторон. Однако уже в этом возрасте Гаон считался величайшим представителем поколения, несмотря на то, что в то время существовало множество более старых светил Торы.

Противодействие хасидизму
Виленский Гаон (Залкинд, Бер)

Когда хасидский иудаизм стал влиятельным в Виленском, Виленском Гаоне, присоединившись к раввинам и главы польских общин предприняли шаги для сдерживания хасидского влияния. В 1777 году в Вильно было предпринято одно из первых отлучений от церкви Миснагдимом против хасидов, при этом всем большим общинам было направлено письмо с призывом бороться с хасидами по примеру Вильно. и наблюдать за ними, пока они не отреклись. Письмо было обработано несколькими общинами; а в Бродах, во время ярмарки, против хасидов был объявлен черем (запрет отлучения от церкви).

В 1781 году, когда хасиды возобновили свою деятельность по прозелитизму под руководством своего раввина Шнеура Залмана из Лиади («Баал А'танья»), Гаон снова отлучил их от церкви, объявляя их еретиками, с которыми ни один благочестивый еврей не мог вступить в брак. Однако отлучение от церкви не остановило волну хасидизма.

Другая работа

За исключением конфликта с хасидами, Виленский Гаон почти никогда не принимал участия в государственных делах и, насколько известно, не руководил ни одной школой в Вильно. Он был удовлетворен чтением лекций в его бет ха-мидраш нескольким избранным ученикам, которых он приобщил к своим методам. Он обучал их грамматике иврита, Библии на иврите и Мишне - предметам, которыми талмудисты того времени в значительной степени пренебрегали. Он особенно хотел познакомить их с изучением мидрашей литературы и Малых трактатов Талмуда, которые были очень мало известны ученым его времени.

Он уделял особое внимание изучению Иерусалимского Талмуда, которым почти полностью пренебрегали на протяжении веков. Как говорится в Мишне в трактате Пи (1 :1 ): «изучение Торы равно всем мицвот », и что изучение Торы - это сама жизнь иудаизма, и что это изучение должно проводиться научным, а не чисто схоластическим образом, Гаон поощрял своего главного ученика, раввина Хаима из Воложину основать ешиву (раввинскую академию), в которой следует преподавать раввинскую литературу. Раввин Хаим Воложин открыл Воложинскую ешиву в 1803 году, через несколько лет после смерти Гаона, и произвел революцию в изучении Торы, что повлияло на все ортодоксальное еврейство.

аскетизм
Илия Бен Соломон, Виленский Гаон

Виленский Гаон вел подвижнический образ жизни. Он буквально истолковал слова иудейских мудрецов о том, что Тора может быть достигнута, только отказавшись от всех удовольствий и с радостью приняв страдания. Его соотечественники почитали его как святого из-за его подвижнических практик, а некоторые современники называли его «хасидом». Хотя он был противником хасидского движения, сам термин означает «благочестивый человек» и используется здесь без ссылки на это движение.

Однажды Гаон отправился в путешествие по Земле Израиля, но по неизвестным причинам не вышел за пределы Германии. (В начале девятнадцатого века три группы его учеников, известные как Перушим, действительно справились с поездкой, поселившись в основном в Цфате и Иерусалиме ). Находясь в Кенигсберге, он написал своей семье известное письмо, которое было опубликовано под заглавием «Алим ли-Теруфа», Минск, 1836.

Сочинения

Виленский Гаон был обильным комментатором; вряд ли найдется какая-нибудь древняя книга на иврите, к которой он не дал бы глоссы и заметки на полях, или не написал бы кратких комментариев, которые в основном были продиктованы его ученикам. (Многие утверждают, что это его ученики записывали его комментарии, если не его редакционные заметки.) Однако ничего из его не было опубликовано при его жизни. «Гра» был очень точен в формулировке своих комментариев, потому что он утверждал, что он был обязан по Закону Торы, что только «Тора шебихтав » (писаный закон) разрешено записывать - остальная часть "Тора шеб'ал пех " (устный закон) не может быть, если того не требуют обстоятельства. (Это также подтверждает точку зрения, что его комментарии написали его ученики.) Таким образом, Виленский Гаон придерживался этого взгляда на закон, сокращая его обширные объяснения, которые в значительной степени непостижимы для любого, кроме продвинутых талмудистов. Блики к Вавилонскому Талмуду и Шулхан Арух известны как Би'урей ха-Гра («Разработки Гра»). Его постоянный комментарий к Мишне озаглавлен Шенот Элияху («Годы Илии»). Различные каббалистические произведения имеют комментарии от его имени. Его прозрения по Пятикнижию озаглавлены Адерет Элиягу («Сияние Илии»). Комментарии к Притчам и другим книгам Танаха были написаны позже в его жизни.

Он также писал по математике, хорошо разбираясь в трудах Евклида и поощряя своего ученика раввина [он ] из Шклова переводить работы великого математика на иврите. Ему обычно приписывают математический труд под названием «Айил Мешулаш» («Овен в трех частях», ссылка на «Завет между частями» Авраама в Бытие 15: 9).

Влияние
Памятник Виленского Гаона на месте Большой синагоги Виленской Синагоги Виленского Гаона в Шаарейский Хэсэд, Иерусалим

Он был одним из самых влиятельных раввинских авторитетов со времен Средневековья, и - хотя он в действительности Ачарон - многие авторитеты после него считают его принадлежащим к Ришоним (раввинские авторитеты средневековья).

Его главный ученик раввин Хаим Воложин основал первую ешиву в своем родном городе Воложин, Беларусь. Утверждается, что результаты этого шага произвели революцию в изучении Торы, отойдя от многовекового «неформального» изучения. Молодежь и ученые собирались в местных синагогах и свободно учились, хотя было принято мигрировать в города, имея в качестве местного раввина великих ученых. Воложинская иешива создала формальную структуру обучения, обеспечив квалифицированный преподавательский состав, питание и проживание. Результаты этого процесса в настоящее время являются нормой в ортодоксальном еврействе.

Как это ни парадоксально, если смотреть в традиционном свете, лидеры движения Хаскала использовали методы исследования Виленского Гаона, чтобы найти сторонников. к их движению. Маскилим ценил и адаптировал свой акцент на пешат над пилпул, его владение грамматикой иврита и Библии, а также его интерес к текстуальной критике раввинских текстов, дальнейшее развитие философии их движение.

Что касается собственной общины Виленского Гаона, то в соответствии с желанием Виленского Гаона три группы его учеников и их семьи численностью более 500 человек совершили алию в Землю Израиль между 1808 и 1812 годами. Эта иммиграция была одной из первых современных еврейских миграций в Палестину, хотя иммиграция хасидов была активна уже в 1780-х годах (даже самими ребе, такими как пожилые Менахем Мендель из Витебска ). Последователи Виленского Гаона, известные как Перушим из-за того, что они изолировали себя от мирских забот для изучения Торы, первоначально поселились в Цфате, потому что мусульманские власти в Иерусалиме не позволили евреям-ашкеназам селиться там. Однако после многочисленных разрушительных бедствий в регионе, включая чуму и землетрясение, большинство учеников перебрались в Иерусалим. Их прибытие в Иерусалим, который на протяжении более 100 лет был в основном сефардом, возродило присутствие ашкенази евреев в Иерусалиме и привело к доминированию обычаев Виленского Гаона.

Влияние перушим все еще проявляется сегодня в религиозных обрядах израильской еврейской общины, даже среди неашкеназов. Например, учреждение священнического благословения Коханим, известное как дучан в будние дни (а не только во время праздников, как это практикуется в диаспоре), и приемлемое время для начала Шаббата. в Иерусалиме и других городах можно проследить до обычаев Виленского Гаона. Однако учение и традиции Виленского Гаона самым непосредственным образом передаются литвакам в Израиле. Перушим также основали несколько Коллелей, основали район Иерусалима Меа Шеарим и сыграли важную роль в восстановлении синагоги Иегуда Хе-Хасид (также известной как синагога Хурба, или «Руины»), пролежавшего в руинах 140 лет.

В Вильнюсе есть памятник Виленскому Гаону и улица, названная его именем, место как его рождения, так и его смерти. Парламент Литвы объявил 2020 год годом Виленского Гаона и литовской еврейской истории. В его честь Банк Литвы выпустил ограниченным тиражом серебряную памятную монету 10- евро в октябре 2020 г.; это первая монета евро с буквами иврита.

Брат Виленского Гаона Авраам является автором почитаемого произведения «Маалот Хатора». Его сын Авраам также был выдающимся ученым.

Смерть

Виленский гаон скончался в 1797 году в возрасте 77 лет и впоследствии был похоронен на Шнипишкском кладбище в Вильнюсе, ныне Жирмунайской старости. Кладбище было закрыто царскими властями России в 1831 году и частично застроено.

Могила

В 1950-х годах советские власти планировали построить на этом месте стадион и концертный зал. Они разрешили вывезти останки Виленского Гаона и повторно похоронить их на новом кладбище.

См. Также
Источники
Источники
  • Эткес, Иммануил и др. Виленский гаон: человек и его образ (University of California Press, 2002) ISBN 0-520-22394-2
  • «Виленский гаон и движение Хаскала. "Эмануэля Эткеса, перепечатано в Dan, Joseph (ed.). Исследования еврейской мысли (Praeger, NY, 1989) ISBN 0-275-93038-6
  • «Мистические переживания Виленского Гаона», в Якобсе, Луис ( ред.). Еврейские мистические свидетельства (Schocken Books, NY, 1977) ISBN 0-8052-3641-4
  • Ландау, Бецалель и Розенблюм, Йонасон. Виленский Гаон: жизнь и учение раввина Элиягу, Гаона Виленского (Mesorah Pub., Ltd., 1994) ISBN 0-89906-441-8
  • Шульман, Яаков Довид. Виленский Гаон: история раввина Элиягу Крамера (CIS Publishers, 1994) ISBN 1-56062-278-4
  • Акерман, компакт-диск (пер.) Даже Шелейма: Виленский Гаон смотрит на жизнь (Targum Press, 1994) ISBN 0-944070-96-5
  • Шапиро, Моше. Путешествие души: Виленский Гаон на Йоне / Йохане: аллегорический комментарий, адаптированный из Адереса Элиягу Виленского Гаона (Mesorah Pub., Ltd., 1997). ISBN 1-57819-161-0
  • Фридман, Хаим. Ветви Элиягу: потомки Виленского Гаона (Светлой и Святой Памяти) и его семья (Авотайну, 1997) ISBN 1-886223-06-8
  • Розенштейн, Нил. Гаон Виленского и его двоюродный брат (Центр еврейской генеалогии, 1997) ISBN 0-9610578-5-8
Внешние ссылки
Викицитатник содержит цитаты, связанные с: Виленский Гаон
Wikisource содержит текст Британской энциклопедии 1911 года статьи Элайджа Вилна.
Последняя правка сделана 2021-06-18 13:51:01
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте