Ахароним(Иврит:[(ʔ) aχ (a) oˈnim] ; Иврит : אחרונים Aḥaronim; петь. אחרון, Aḥaron; букв. «Последние») в еврейском законе и истории являются ведущими раввинами и поским (еврейские юридические решатели ), живущие примерно с XVI века по настоящее время, а точнее с момента написания Шулхан Арух (иврит: שׁוּלחָן עָרוּך, «Накрытый стол», свод еврейского закона) в 1563 году. CE.
Ахаронимы следуют за Ришонимами, «первыми» - учеными-раввинами между 11-м и 16-м веками после геонимов и предшествующими Шулхан Арух. Таким образом, публикация «Шулхан Арух» знаменует переход от эпохи Ришонима к эпохе Ахаронима.
Различие между ахаронимами, ришонимами и геонимами исторически значимо. Согласно широко распространенной точке зрения в ортодоксальном иудаизме, ахаронимы, как правило, не могут оспаривать постановления раввинов предыдущих эпох, если они не находят поддержки со стороны других раввинов предыдущих эпох. Однако существует и противоположная точка зрения: в Принципах еврейского закона ортодоксальный раввин Менахем Илон писал:
Принципы еврейского закона
— [такая точка зрения] «по своей сути нарушает заповедь Хилькета Ке. -Ватраи, то есть закон согласно более поздним ученым. Это правило восходит к геоническому периоду. Оно гласило, что до времен раввинов Аббая и Равы (4 век) Галаха должна была решаться в соответствии с взгляды более ранних ученых, но с того времени галахические мнения ученых-постталмудистов будут преобладать над противоположными мнениями предыдущего поколения. См. Пискей Ха'Рош, Бава Меция 3:10, 4:21, Шаббат 23: 1Хилькета Ке-Ватраи может быть истолкована таким образом, что православная точка зрения не составляет противоречия, с призывом понять ее в более широком контексте Торы. Хотя авторитет может принадлежать ученым более позднего поколения в определенную эпоху, Талмуд не позволяет ученым более поздней эпохи спорить с учеными более ранней эпохи без поддержки других ученых более ранней эпохи.
Это показано в «сотнях случаев» Талмуда, в которых Таннаитские источники бросают вызов Амораимам с помощью термина מיתיבי, и Амораи не могут «отклонить вызов». Таннаитские источники оспаривают Рава, «и это подтверждается утверждением Рав танна ху упалиг» - «Рав - Танна и не соглашается (в Эйрувине 50b, Кесубос 8а и в других местах). Аналогичный случай для Рава Китая, пограничного Танна в Bava Metzia 5a. Это ясно означает, что единственная причина, по которой они могут избежать несогласия, состоит в том, что они являются таннаимами. Есть «лишь несколько возможных исключений, которые амора'им не сделали, а фактически спорили с танна» я."
Вопрос о том, какие предыдущие постановления могут и не могут быть оспорены, привел к попыткам с точностью определить, какие постановления относятся к эпохе ахаронимов. По мнению многих раввинов, Шулхан Арух из Ахарона. Некоторые считают, что раввин Бейт Йосеф Йосефа Каро имеет галахический статус произведения Ришона, в то время как его более поздний Шулхан Арух имеет статус произведения Ачарона.
Некоторые Ачароним
16 век
Йосеф Каро
- Бецалель Ашкенази (Шита Мекубецет) (ок. 1520 - ок. 1592), талмудист
- Моисей бен Якоб Кордоверо (Рамак) (1522–1570), Ученый-каббалист Святой Земли
- Моше Иссерлес (Рема) (1520–1572), польский галахический авторитет и Посек, автор компонента ХаМапа Шулхан Арух
- Йосеф Каро (Мехабер) (1488–1575), правовой кодификатор Шулхана Аруха Закона Торы
- Иуда Лёв бен Бецалель (Махарал) (1520–1609), пражский мистик и талмудист
- Исаак Лурия (Ари ) (1534–1572), великий каббалист, основа для новейших каббалистов
- Соломон Лурия (Махаршал) (1510–1573), Посек и талмудист
- Обадиа бен Якоб Сфорно (Сфорно) (ок.. 1475 - 1550), итальянский ученый и рационалист
- Хаим Витал (1543–1620), каббалист и главный ученик раввина Исаака Лурии
- Давида бен Соломона ибн Аби Зимра (Радбаз) (ок. 1479 г.) или ок. 1487 - 1573), Галахист 15/16 веков, Посек и главный раввин Египта
- Джошуа Фальк («Сма»; Мейрат Эйнаим; 1555 - 1614)
17 век
Исаак Абоаб да Фонсека
- Самуэль Эйделс («Махарша») (1555–1631), талмудист, известный своими комментариями на Талмуд
- Чайим Шаббтай («Махараш») (1557 - 1643), главный раввин Салоников, известный своими респонсами.
- Менассех Бен Исраэль (1604–1657), португальский / голландский каббалист, дипломат и издатель
- Моисей Рафаэль де Агилар (1611–1679) ), Голландский талмудист и знаток иврита.
- Моисей бен Исаак Иуда Лима (Хелкат Мехокейк; ок. 1615 - ок. 1670)
- Шаббатай ха-Коэн (1621–1662; Сифтей Коэн)
- Давид ХаЛеви Сегал (Турей Захав) (ок. 1586–1667), галахист, главный комментатор Шулхана А. рух
- Авраам Гомбинер (Маген Авраам; c. 1635 - 1682)
- Гилель бен Нафтали Цеви (Бет Гилель) (1615–1690), литовский ученый
- Исаак Абоаб да Фонсека (1605–1693), португальский / голландский ученый и каббалист, первый Раввин в Америке
- Езекия да Силва (1659–1698; Пери Ходош)
- Яир Бахарах (Хаввот Яир) (1639–1702), немецкий талмудист
- Исаак Абендана ( ок. 1640–1710), сефардский ученый в Англии
- Самуэль бен Ури Шрага Феб (Бейт-Шмуэль)
18 век
Шнеур Залман из Лиади
- Хаим ибн Аттар (Ор Ахаим ; Пери Тоар; 1696–1743)
- Джонатан Эйбешуц (Урим ве-Туммим; Керети у-Пелети) (1690–1764) из Праги,
- Моше Хаим Луццатто (Рамхал) ( 1707–1746), итальянский философ, мистик и моралист
- Иегуда бен Шимон Ашкенази (Баэр Хетев ; 1730–1770), немецкий раввин
- Захария Мендель бен Арье Лейб Краковского (Баэр Хетев )
- Йозеф бен Меир Теомим (1727–1792; Pri Megadim)
- Виленский Гаон («Гра») (1720–1797), Литовский талмудис т и каббалист; Примечание: Хазон Иш считал его Ришон
- Хаим Йосеф Давид Азулай («Чида»; Биркей Йосеф - комментарий к Шулхан Арух ) (1724–1806)
- Джейкоб Эмден (1697–1776), датский / немецкий ученый
- Шалом Шараби (1720–1777), йеменский мудрец, каббалист и основатель Бейт-эль-ешивы, Иерусалим
- Шнеур Залман из Лиади ('Баал ХаТанья'; Шулхан Арух ХаРав ) (1745–1812)
- Элазар Флекелес (1754-1826)
- Симха Буним из Пешиша (1767-1827)
- Самуэль Лоу (ок. 1720-1806; Мачацис ха-Шекель)
- Арье Лейб ха-Коэн Хеллер (ок. 1745 - 1812; Кецот ха-Чошен)
- Авраам Данциг (1748–1820; Хаей Адам ; Чохмат Адам)
- Яаков Лорбербаум (1760-1832; Несивос аМишпат)
- Акива Эгер (1761 - 1837)
XIX век
Нафтали Цви Иегуда Берлин Исраэль Меир Каган
- Моисей Софер (Хатам Софер) (1762–1839), венгерский раввин
- Менахем Мендель Шнеерсон (Цемах Цедек; 1789-18 66)
- Авраам Хирш бен Якоб Эйзенштадт из Белостока (1812–1868; Pithchei Teshuvah)
- Меир Лейб бен Йехиэль Мишель (Мальбим) (1809–1879), русский проповедник и ученый
- Самсон Рафаэль Хирш (1808–1888), немецкий раввин, основатель Торы им. Движение Дерех Эрец
- Нафтали Цви Иегуда Берлин (Нецив, Ха-Эмек Давар) (1816–1893), глава Воложинской иешивы в Литве
- Иегуда Лейб Альтер (Сфас Эмес) (1847–1905), Геррер Ребе
- Йехиэль Мишель Эпштейн (Арух ха-Шулхан ) (1829–1908), Галахист и Посек
- Йосеф Хайим Багдадский (Бен Иш Чай ) (1835–1909), иракский галахист, Посек, каббалист и лидер общины
- Яаков Довид бен Зеев Виловский (Ридбаз) (1845–1913), Слуцка, Чикаго и Цфата (1845–1913)
- Хаим Соловейчик («Реб Хаим Брискер») (1853–1918), Рош Ешива в Воложин, новатор метода Брискера
- Меир Симха из Двинска (Ор Самейах, Мешех Хохма) (1843–1926), литовско-латвийский талмудист и общинный лидер
- Исраэль Меир Каган (Чофец Хаим ; Мишна Берурах ) (1838–1933), польский галахист, Посек и моралист
- Барух Эпштейн (Тора Темима) (1860-1941), литовский комментатор Торы
- Моше Мордехай Эпштейн (Левуш Мордехай) (1866–1933), талмудист и со-руководитель Слабодской ешивы
20 век
Менахем Мендель Шнеерсон Овадия Йосеф
- Яаков Хаим Софер (1870–1939; Каф Хахаим)
- Аврохом Йешая Карелиц (Хазон Иш) (1878–1953), уроженец Беларуси, ведущий галахический авторитет и лидер харедимского иудаизма в Израиле
- Иегуда Лейб ХаЛеви Ашлаг (Бааль Сулам) (1884-1954), автор комментария Сулам к Книге Зоар
- Барух Шалом ХаЛеви Ашлаг (РаБаШ) (1907-1991), автор Шлавей Сулам и Шамати
- Элиягу Элиэзер Десслер (Михтав Ме'Элияху) (1892–1953), религиозный философ и этик 20 века
- Мордехай Элиягу (1929–2010), галахист, посек и сефард Главный раввин Израиля (1983–1993)
- Моше Файнштейн (Ig гниль Моше) (1895–1986), русско-американский галахист, посек и талмудист
- Ицхок Хатнер (Пачад Ицхок) (1906–1980), американец европейского происхождения и израильтянин Рош Иешива
- Менахем Мендель Шнеерсон (1902–1994), седьмой Ребе из Хабад-Любавич
- Джоэл Тейтельбаум (Диврей Йоэль; 1887-1979), первый Сатмар ребе
- Шмуэль Воснер (Шевет Галеви) (1913-2015), Посек, Ешиват Чачмей Люблин
- Овадия Йосеф (1920–2013) ), Уроженец Ирака галахист, посек и сефардский главный раввин Израиля (1973–1983)
- Джозеф Б. Соловейчик (1903–1993) (рав йошебер) Рош-ешива ХХ века, талмудист и религиозный философ.
См. Также
- Раввинская литература
- Важные исторические эпохи в еврейском законе
- Список раввинов
- История Респонсы: Ахароним
Ссылки
Внешние ссылки
- Правила Галахи, раввин Арье Каплан
- Различные раввинские эпохи, faqs.org
- Личности Торы и времена, в которых они жили (MP3 ), Раввин Р.Я. Эйзенман
- Ранний Ахроним 5160–5410 (1400–1650) и Поздний Ахроним 5410 (1650), chabad.org
- Мини-биографии из чабур. org