Шнеур Залман из Лиади

редактировать
Ортодоксальный раввин и основатель и первый Ребе Хабада
Шнеур Залман из Лиади
Шнеур Залман из Лиади.jpg
НазваниеАльтер Ребе / Баал ХаТанья
Личное
РодилсяШнеур Залман Борухович. (1745-09-15) 15 сентября 1745 года. [OS : 4 сентября 1745 года]. Лиозна, Речь Посполитая
Умер27 декабря 1812 г. (1812-12-27) (67 лет). [OS : 15 декабря 1812 г.]. Пена, Курская губерния Российская Империя
РелигияИудаизм
СупругаСтерна Сегал
ДетиДовбер Шнеури. Хаим Авраам. Моше. Фрида. Девора Лия. Рохель
Родители
  • Борух (отец)
  • Ривка (мать)
еврейский лидер
ПредшественникДовбер Межеричский
ПреемникДовбер Шнеури
Началпостепенно
Закончился15 декабря 1812 г. OS
Основная работаТаня, Шулхан Арух ХаРав
ДинастияХабад

Шнеур Залман из Лиад я (иврит : שניאור זלמן מליאדי, 4 сентября 1745 - 15 декабря 1812 OS / 18 Elul 5505 - 24 тевет 5573), был православным раввин и основатель и первый Ребе Хабада, ветви хасидского иудаизма, затем базировавшейся в Лиади в Российской Империи. Он был автором многих работ, и наиболее известен по Шулхан Арух ХаРав, Таня и его Сидур Тора Ор, составленная согласно Нусах Ари. Залман - это идишский вариант Соломона, а Шнеур (или Шнеор) - это идишское соединение двух еврейских слов «шней охр» (שני אור «два света»).

Залман из Ляд также известен как «Шнеур Залман Барухович», Барухович - это русское отчество своего отца Баруха, а также множество других названий и сокращений, включая «Баал ХаТанья ВеХаШулхан Аруч» '"(Автор Таня и Шулхан Арух ),« Альтер Ребе »(идиш для ″ Старый раввин ″),« Адмор ХаЗакен »(ивр. для« Наш Учитель, Наш Учитель и Наш Старый Раввин »),« Раббену ХаЗакен »(на иврите« Наш Старый Раввин »),« Раббену ХаГадол »(на иврите для ″ Наш Великий раввин ″) »,« RaShaZ »(רש"ז для раввина Шнеора Залмана),« GRaZ »(גר"ז для Гаона рабби Залмана) и« HaRav »(раввин, par excellence).

Содержание
  • 1 Биография
    • 1.1 Ранние годы
    • 1.2 Миснагдим
    • 1.3 Дети и преемственность
      • 1.3.1 Довбер Шнеури
      • 1.3.2 Страшелье
      • 1.3.3 Моше Шнеерсон
    • 1.4 Литва
    • 1.5 Философия: Хабад
    • 1.6 Оппозиция Наполеону и поддержка царя
    • 1.7 Аресты
    • 1.8 Лиади
    • 1.9 Последующий привет история Хабада
  • 2 Произведения
    • 2.1 Таня
    • 2.2 Шулхан Арух ХаРав
    • 2.3 Сидур
    • 2.4 Музыка
    • 2.5 Другое
  • 3 Источники
  • 4 Внешние ссылки
Биография

Молодость

Шнеур Залман родился в 1745 году в городке Лиозна, Речи Посполитой (ныне Беларусь ). Он был сыном Баруха, правнука мистика и философа Иуды Лева бен Бецалель, «Махараля Праги ». [Согласно еврейской традиции, семья Махарала произошла по патрилине от вавилонских экзилархов (в эпоху геонимов ) и, следовательно, также от династии Давидов. Он был видным (и самым молодым) учеником Дов Бера из Мезерича, «Великого Маггида», который, в свою очередь, был преемником основателя хасидского иудаизма Исраэля бен Элиэзера., известный как Баал Шем Тов.

Образец письма из Еврейской энциклопедии Брокгауза и Ефрона (1906–1913)

Он проявил необычайный талант еще в детстве. К восьми годам он написал всеобъемлющий комментарий к Торе, основанный на трудах Раши, Нахманида и Авраама. ибн Эзра.

До двенадцати лет учился у Иссахара Бера в Любавичах (Любавичи); он проявил себя как талмудист, так что учитель отправил его домой, сообщив отцу, что мальчик может продолжить учебу без помощи учителя.

В возрасте двенадцати лет., он выступил с речью о сложных законах Киддуш-Хачодеша, которым жители города дали ему титул «Рав».

В пятнадцать лет он женился на Стерне Сегал, дочери Иегуды Лейба Сегала, состоятельный житель Витебска, и тогда он смог полностью посвятить себя учебе. В эти годы Шнеур Залман познакомился с математикой, геометрией и астрономией двумя учеными братьями, беженцами из Богемии, поселившихся в Лиозно. Один из них также был знатоком Каббалы. Таким образом, помимо овладения раввинской литературой, он также приобрел неплохие знания в науках, философии и каббале. Он стал адептом системы Каббалы Исаака Лурия, а в 1764 году он стал учеником Дов Бера из Мезерича. В 1767 году, в возрасте 22 лет, он был назначен маггидом из Лиозны, и занимал эту должность до 1801 года.

Миснагдим

В ходе становления хасидского движения, противники (Миснагдим ) возникли среди местной еврейской общины. Разногласия между хасидами и их оппонентами включали дебаты о ножах, которые использовали мясники для Шечиты, а также о формулировке молитв. Шнеур Залман и его товарищ вождь хасидов Менахем Мендель из Витебска (или, по традиции семьи Соловейчиков, Леви Ицхок из Бердичева ) пытались убедить лидера литовского еврейства, Виленский Гаон, о легитимности хасидских практик. Однако Гаон отказался встретиться с ними.

Дети и преемники

Сыновьями Шнеура Залмана были: Довбер Шнеури, который в конечном итоге сменил его, Хаим Авраам, и Моше. Дочерей Шнеура Залмана звали Фрейда, Девора Лия и Рохель. В других семьях есть предания, согласно которым они тоже потомки, но они не зарегистрированы в существующих семейных записях.

Довбер Шнеури

Довбер Шнеури сменил своего отца на посту Ребе из движения Хабад.

В возрасте 39 лет во время учебы в городе Кременчуг Шнеур Залман скончался. Затем Шнеури перебрался в небольшой приграничный город Любавичи, от которого движение и получило свое название. Его вступление оспаривалось одним из лучших учеников его отца, Аароном ХаЛеви из Страшелье, однако большинство последователей Шнеура Залмана остались с Шнеури и переехали в Любавичи. Таким образом, Хабад теперь разделился на две ветви, каждая из которых получила название своего местоположения, чтобы отличаться друг от друга. Он основал иешиву в Любавиче, что привлекало талантливых молодых ученых. Его зять Менахем Мендель Любавичский возглавил иешиву, а позже стал его преемником.

Таким образом, в то время как Шнеури сменил своего отца на посту Ребе из движения Хабад, старший ученик его отца, Аарон Халеви из Страшелье, популярная и уважаемая фигура, расходился с ним по ряду вопросов. вопросов и возглавил отколовшееся движение.

Страшелье

Когда Шнеур Залман умер, многие из его последователей устремились к одному из его лучших учеников, Аарону ХаЛеви из Страшелье. Он был ближайшим учеником Шнеура Залмана более тридцати лет. В то время как многие другие стали последователями Довбера Шнеури, школа хасидской мысли Страшелье была предметом многих выступлений Довбера. Аарон ХаЛеви подчеркивал важность основных эмоций в богослужении (особенно в молитвенном служении). Довбер Шнеури не отрицал роли эмоций в молитве, но подчеркивал, что, если эмоции в молитве должны быть подлинными, они могут быть только результатом созерцания и понимания (hisbonenus ) объяснений Хасида, что, в свою очередь, приведет к достижению «биттул» (самообнуление перед Божественным). В своей работе под названием Kuntres Hispa'alus («Трактат об экстазе») Довбер Шнеури утверждает, что только избавившись от того, что он считал неискренним, можно достичь высшей ступени хасидского поклонения (то есть биттула).

Моше Шнеерсон

Моше Шнеерсон (родился около 1784 г. - умер до 1853 г.) был младшим сыном Шнеура Залмана. По мнению ученых, он обратился в католицизм и умер в Св. Петербург убежище. Источники Хабада говорят, что его обращение и связанные с ним документы были сфальсифицированы Церковью, но Белорусские государственные архивы в Минске, обнаруженные историком Шаулем Штампфером, подтверждают это обращение.

Литва

Во время во второй половине жизни Довбера его ученики рассеялись по Европе, а после смерти Довбера Шнеур Залман стал лидером хасидизма в Литве вместе со своим старшим коллега Менахем Мендель из Витебска. Когда Менахем Мендель умер (в 1788 г.), Шнеур Залман был признан лидером хасидов в Литве.

В то время Литва была центром миснагдим (противников хасидизма) и Шнеур Залман столкнулся с большим сопротивлением. В 1774 году он и Менахем Мендель из Витебска отправились в Вильно в попытке наладить диалог с Виленским Гаоном, который руководил Миснагдим и издал запрет (черем ) против хасидов, но Гаон отказался их видеть (см. Виленский Гаон: Антагонизм к хасидизму и Хасиды и Митнагдим ).

Не испугавшись этого антагонизма, ему удалось создать большую сеть хасидских центров. Он также присоединился к оппозиции Наполеону наступлению на Россию, вербовав своих учеников в царскую армию. Он также принимал активное участие в мобилизации финансовой поддержки еврейских поселений в Земле Израиля, тогда находившейся под контролем Османской империи.

Философия: Хабад

См. Хасидская философия

Как талмудист Шнеур Залман пытался поставить каббалу и хасидизм на рациональную основу. В своей основополагающей работе Таня он определяет свой подход как «מוח שולט על הלב» («разум управляет сердцем / эмоциями»). Он выбрал название «Хабад» для этой философии - иврит аббревиатура для интеллектуальных качеств (сфирот ) Chохма («мудрость»), Bina («понимание») и Da'at («знание»). Согласно Шнеуру Залману, человек не является ни статичным, ни пассивным существом. Он является динамичным существом, которое должно работать над развитием своего потенциального таланта и совершенствоваться.

И в своих трудах, и в проповедях он «показал разумную, а не слепую веру» и предполагал интеллектуальную доступность мистических учений Каббала. Эта интеллектуальная основа отличает Хабад от других форм хасидизма - в этом контексте называемых «Шагас» - «эмоциональные» атрибуты (сфирот) Chэсед («доброта»), Gэвура («сила») и Tиферес («красота»).

Поскольку Шнеур Залман, основатель интеллектуальной школы Хабад в хасидизме, разделил один и тот же еврейский день рождения ( 18 числа Эллула, с разницей примерно в 47 лет) с Баал Шем То v, основатель всего хасидского движения, традиция Хабада символически отождествляет их с двумя великими светилами 4-го дня творения (Бытие 1:16 : «И Бог создал два великих светила: больший свет, чтобы управлять днем, и меньший свет, чтобы управлять ночью ". В раввинистической эзотерике мидраш Солнце и Луна изначально были созданы равными («2 Великих Света»), а луна только позже потеряла свой свет («меньшее»). Соответственно, как «2 великих светила» хасидизма, Баал Шем Тов соответствует солнцу, Шнеур Залман - луне до того, как она уменьшилась. Баал Шем Тов явил бесконечную божественную веру, Шнеур Залман обратил веру хасидской мысли в интеллектуальное постижение. В беседах Likkutei Sichos 7-й Ребе приравнивает хасидских Ребе, следовавших в Хабаде, к различным Сефирот божественным проявлениям: Баал Шем Тов с Кетер бесконечной верой, Шнеур Залман с мудростью Хохмы, 2-й Хабадский Ребе с пониманием Бина и т. д.

Противостояние Наполеону и поддержка царя

Отступление французов из Москвы Козенице Синагога в Польше. Некоторые лидеры польских хасидов поддержали Наполеона Петропавловскую крепость в Св. Петербург

Во время французского вторжения в Россию, в то время как многие польские хасидские лидеры поддерживали Наполеона или молчали о своей поддержке, Шнеур Залман открыто и решительно поддерживал Царь.

Во время бегства от наступающей французской армии он написал письмо другу, Моше Мейзелесу, в котором объяснял свое противодействие Наполеону:

Если Наполеон победит, богатство среди евреев будет в изобилии...но сердца Израиля будут отделены и далеки от своего небесного отца. Но если наш господин Александр восторжествует, хоть бедность будет изобиловать... сердце Израиля будет связано и соединено с их небесным отцом... И ради бога: сожгите это письмо.

Некоторые утверждают, что противодействие Шнеура Залмана проистекало из попыток Наполеона вызвать у евреев мессианское представление о себе, открыв ворота гетто и освободив их жителей по мере его завоевания. Он учредил эрзац синедрион, вербовав евреев в свои ряды и распространив слухи о своем завоевании Святой Земли, чтобы заставить евреев подрывную деятельность в своих собственных целях. Таким образом, его оппозиция была основана на практическом страхе перед евреями, которые обратятся к ложному мессианизму Наполеона, как он это видел.

Исроэль Хопштайн из Козенице, другой лидер хасидов, также считал Наполеона угрозой. еврейскому народу, но верили, что после победы над Россией Мессия придет. Менахем Мендель Шнеерсон идентифицирует Хопштайна как лидера хасидов, который предпочел, чтобы Наполеон победил царя.

Аресты

В 1797 году после смерти Гаона лидеры Вильнюсская община обвинила хасидов в подрывной деятельности - по обвинению в поддержке Османской империи, поскольку Шнеур Залман выступал за отправку благотворительности в поддержку евреев, проживающих на османской территории Палестины. В 1798 г. арестован по подозрению в государственной измене и доставлен в г. -Петербург, где он содержался в Петропавловской крепости в течение 53 суток, в это время подвергся допросу секретной комиссией. В конце концов он был освобожден по приказу Павла I России. Еврейский день его оправдания и освобождения, 19 кислева, 5559 по еврейскому календарю, ежегодно отмечается Хабадом хасидами, которые устраивают праздничную трапезу и готовят коммунальные обещания выучить весь Талмуд ; эта практика известна как «Чалукат ха-Шас».

В традиции Хабада его заключение интерпретируется как отражение обвинений Небес в том, что он слишком широко раскрывает свои новые измерения мистических учений. Традиционная тенденция к сокрытию еврейского мистицизма основана на каббалистическом представлении о сефирот. Сторона Божественного Хесед стремится дать физические и духовные благословения без ограничений. Этому уравновешивает сторона Гевура, которая измеряет и ограничивает поток возможностями и достоинствами получателя. Последующая Сфира Ход применяет любые ограничения, чтобы сохранить славу Божественного величия. В хасидском рассказе о более раннем эпизоде ​​с учениками «Священного общества» Дов Бера из Мезерича один из великих последователей увидел страницу хасидских писаний, развевающуюся по двору. Он выразил сожаление по поводу неправомерного распространения хасидов за осквернение Божественной святости. В рассказе его озвучивание этих мыслей вызвало Небесное обвинение против Маггида за то, что он раскрыл слишком много. Молодой Шнеур Залман ответил известной хасидской притчей:

У царя был единственный сын, который заболел, и все лечащие врачи не знали, как его исцелить. Мудрый человек понял единственно возможное лекарство. Он сказал королю, что ему придется осквернить королевскую корону, удалив ее самый драгоценный камень. Это нужно было измельчить и скормить царскому сыну. Король сожалел о потере своего величества, но сразу же согласился, что жизнь его сына важнее. Драгоценный камень измельчили, и раствор скормили сыну. Большая часть лекарства упала на землю, но сын получил несколько капель и выздоровел. В заключение Шнеур Залман в защиту хасидского распространения, король представляет Бога, а сын представляет еврейскую общину, которая признает «Бога Израиля». Во время зарождения хасидского движения еврейский народ находился в упадке физического и духовного роста. Единственным лекарством было бы распространение внутреннего Божественного учения хасидской мысли. Даже если это также будет связано с их осквернением, это будет полностью оправдано для исцеления людей. Обвиняющий ученик Маггида понял мудрость этого и согласился со Шнеуром Залманом. Услышав об этом, Маггид сказал Шнеуру Залману, что «ты спас меня от обвинения Небес».

История этой притчи известна и другим хасидским династиям. В комментарии Хабада по этому поводу задается вопрос, почему новое Небесное обвинение было выдвинуто против самого Шнеура Залмана и привело к его заключению в Санкт-Петербурге. Разве он не получил уже Небесное согласие на мудрость распространения хасидских учений? Поскольку мысль Хабада представила хасидской мысли новую степень разъяснения в интеллектуальной форме, это привело к появлению нового, более сурового Небесного обвинения. Это вышло за рамки оправданного духовного возрождения и исцеления господствующего хасидизма. Здесь, в хасидской мысли, Шнеур Залман стремился осуществить мессианский импульс по распространению хасидской философии в качестве подготовки к Машиаху. Следовательно, его последующее оправдание царскими властями интерпретируется в Хабаде как новое Небесное соглашение о начале самого полного распространения хасидской мысли без ее предварительных ограничений. Хабадское предание гласит, что в тюрьме Шнеура Залмана посетили умершие Баал Шем Тов и Маггид Межеричский, которые рассказали ему о причине его заключения. На вопрос, следует ли ему остановиться, они ответили, что после освобождения он должен продолжать работать с еще большей самоотдачей. Поэтому, в мысли Хабада, 19-й день Кислева называется «Новым годом хасидов», дополняя другие 4 галахических «новогодних» даты в еврейском календаре.

В 1800 году рав Шнеур Залман был снова арестован и перевезен в Санкт-Петербург, на этот раз вместе со своим сыном Моше, который работал переводчиком, так как его отец не говорил ни по-русски, ни по-французски. Через несколько недель его освободили, но запретили выезжать из Санкт-Петербурга. Вступление царя Александра I (Александра I в России ) на престол несколько недель спустя привело к его освобождению; Затем российское правительство «предоставило ему полную свободу провозглашать свои религиозные учения».

По мнению некоторых, его первый арест не был результатом фабрикации обвинений антихасидскими агитаторами или требованием вымогательства официальных лиц. 8 мая 1798 года Хирш бен Давид из Вильно обвинил его в попытке помочь Французской революции, посылая деньги Наполеону и султану. Поскольку этого Хирша бен Давида невозможно было отследить, некоторых заставили поверить в то, что такого человека, как Хирш, не было, и власти пытались разжечь междоусобные бои среди евреев.

Лиади

Новый гостевой дом рядом с его Охель Могила в Гадяче

После освобождения перенес свою базу в Лиади, Витебская область, Императорская Россия ; вместо того, чтобы вернуться в Лиозну. Он поселился в городе Ляди по приглашению польского князя Станислава Любомирского, воеводы города, где Залман поселился на следующие 12 лет. Его движение там чрезвычайно выросло, и по сей день он связан с городом. В 1812 году, спасаясь от французского вторжения, он покинул Могилев, намереваясь отправиться в Полтаву, но по дороге умер в деревушке Пена., Курская область. Он похоронен в Гадяче.

Последующая история Хабада

См. Хабад # История

Довбер Шнеури перенес движение в город Любавичи (Любавичи ) в настоящее время - день Россия. Главный последователь Шнеура Залмана, Аарон Ха-Леви Горовиц, основал конкурирующую школу Хабад в Страшелье, которая не просуществовала после его смерти.

В 1940 году под руководством предыдущего Ребе, Йосефа Ицхока Шнеерсона движение Хабад-Любавич перенесло свою штаб-квартиру в Бруклин, Нью-Йорк в США. Под руководством Менахема Менделя Шнеерсона, Хабад основал филиалы по всему миру, укомплектованные собственными обученными в Любавич и посвященными раввинами со своими женами и детьми. Количество филиалов продолжает расти по сей день, а существующие филиалы продолжают расширяться.

Многие потомки Шнеура Залмана носят такие фамилии, как Шнеур, Шнеури, Шнеерсон и Залман.

Сочинения
Таня, классический текст хасидской философии

Шнеур Залман был плодовитым писателем. Он написал произведения как мистицизма, так и еврейского закона. Традиция Хабад переделывает его идиш имя «Шнеур» (שניאור) как два еврейского слова «Шней Ор» (שני אור- Два Света ), относящиеся к Шнеуру. Залман овладел как внешними измерениями талмудических еврейских исследований, так и внутренними измерениями еврейского мистицизма. Его произведения составляют краеугольный камень философии Хабада. Его способность объяснять даже самые сложные вопросы Торы сделала его труды популярными среди ученых Торы во всем мире.

Таня

Он, вероятно, наиболее известен своим систематическим изложением хасидской еврейской философии под названием Likkutei Amarim, более широко известным как Таня, которое, как говорят, впервые было опубликовано в 1797. Легендарная Таня 1797 года потерялась в пожаре, и не сохранилось ни одной копии. Сохранившаяся версия этой работы датируется 1814 годом. Из-за популярности этой книги евреи-хасиды часто называют Шнеура Залмана Бааль а-Танья (букв. «Мастер Тани»). Таня занимается еврейской духовностью и психологией с каббалистической точки зрения и философски разъясняет такие темы, как Единство Бога, Цимцум, сфирот, simcha, (уверенность) среди многих других мистических концепций.

Шулхан Арух ХаРав

1875 года издания Шулхан Арух ХаРав

Шнеур Залман хорошо известен Шулхан Арух Харав, сборником авторитетных кодов из еврейских законов и обычаев по заказу Довбера из Мезерича и составлен в легендарном возрасте двадцати одного года. Маггид из Мезерича искал новую версию классического Шулхана Аруха для хасидского движения. В работе говорится о выборе решительного галаха, а также о лежащих в их основе рассуждениях и общих хасидских обычаях. Шулхан Арух ха-Рав считается авторитетным другими хасидами, и ссылки на эту работу много раз встречаются в нехасидских источниках, таких как Мишна Берурах, используемых литовскими евреями и Бен Иш Чай, используемый сефардскими евреями. Шнеур Залман также является одним из трех галахических авторитетов, на которых Шломо Ганцфрид основал свой Китцур Шулхан Арух (Краткая версия еврейского закона).

Сидур

Он также редактировал первый Хабадский сидур, основанный на Ари Сидуре известного каббалиста Исаака Лурия из Цфат, но он изменил его для общего пользования и исправил текстовые ошибки. Сегодняшний Сидур Теиллат аШем - это более поздний оттиск Сидура Шнеура Залмана.

Музыка

Шнеур Залман сочинил ряд хасидских мелодий. Некоторые сопровождают определенные молитвы, другие поются на библейские стихи или представляют собой мелодии без слов. В зависимости от мелодии они предназначены для пробуждения радости, духовного экстаза или тшува. Одна особая мелодия, обычно называемая Ниггун или Далет Бовос, зарезервирована Хабад Хасидим для сопровождения жениха и невесты к их свадебному балдахину и в других избранных случаях.

Другие

Другие работы Шнеура Залмана включают:

  • Тора Ор и Ликутей Тора, хасидские объяснения еженедельных отрывков Торы, Шир а-Ширим и Книга Эстер, взятые из его хасидских бесед и опубликованные его внуком, Цемахом Цедеком, который добавил свои собственные глоссы.
  • Сефер ха-Маамарим, также известный как Маамарей Адмор ха-Закен, Хасидские беседы: Ханачот ха-РаП; Этхалеич Лёзна; 5562-2 т.; 5563, 2 т.; 5564; 5565, 2 т.; 5566; 5567; 5568, 2 т.; 5569; 5570; 5571; Хакетзарим; Аль-Паршиет а-Тора Веха-Моадим, 2 тома; Иньяним; Маамарей Разаль; Nach, 3 vol.
  • Hilchot Talmud Torah, по изучению Торы.
  • Sefer She'elot Uteshuvot, Responsa.
  • Siddur Im Dach, молитвенник на хасидском языке дискурсы
  • Боне Йерушалаим.
  • Меа Шеарим.
  • Игрот Кодеш, 2 том.
Ссылки
Внешние ссылки
В Wikiquote есть цитаты, относящиеся к: Шнеур Залман из Лиади
Религиозные титулы
Предшественник. раввин Довбер из Мезерича Ребе из Любавич. неизвестно – 1812Преемник. Довбер Шнеури
Последняя правка сделана 2021-06-08 06:10:24
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте