Культура средневековой Польши

редактировать
Мадонна Кружловой Св. Андреевская церковь, Краков

культура средневековой Польши была тесно связана с католической церковью и ее участием в делах страны, особенно в первые века польской история государства. Многие из старейших польских обычаев и артефактов относятся к Средневековью, которое в Польше длилось с конца 10-го до конца 15-го века, а затем последовало Польское Возрождение.

Содержание
  • 1 Ранние века (10–12 вв.)
  • 2 Поздние века (13–15)
  • 3 См. Также
  • 4 Ссылки
Ранние века (10–12 вв.)

Христианизация Царства Польского привела, как и в остальной Европе, к дополнению прежней языческой славянской мифологии на основе культуры Поляне с новой христианской культурой Царства Польского при династии Пястов. Примерно в XII веке церковная сеть в Польше состояла из примерно тысячи приходов, сгруппированных в восемь епархий.

Адальберт становится епископом, часть Гнезненской Двери, 1175

Новые обычаи распространились по мере того, как Церковь также выступала в качестве государственной образовательной системы. Церковь руководила школами с латинским тривиумом (грамматика, риторика, диалектика) и квадривиумом (математика, геометрия, астрономия и музыка), и ей помогали различные религиозные ордена который основал монастыри по всей деревне. К концу 13 века в Польше существовало более 300 монастырей, распространяющих католицизм и западные традиции: например, первые бенедиктинские монастыри, построенные в 11 веке в Тынеце и Любин распространял новые западные сельскохозяйственные и промышленные методы.

Еще одним мощным инструментом, используемым церковью, было умение писать. Церковь обладала знаниями и способностью изготавливать пергаменты, а писцы создавали и копировали рукописи и основывали библиотеки. Таким образом, самые ранние образцы польской литературы были написаны на латыни. Среди них были Евангелия из Гнезно и Плоцк, [de ] и [de ], датируемые примерно в конце 11 века. Другие известные примеры ранних польских книг включают «Латинский миссал» епископа Чолека и «Постепенное письмо» Ольбрахта. Известны также хроники Галла Анонимуса и Винценты Кадлубек.

. Хотя народная музыка не исчезла в это время, сравнительно немного ранних Польская музыка известна. Музыкальные инструменты, обычно самодельные (например, скрипки, лиры, лютни, цитры и рога ). григорианский хорал и монодическая музыка появилась в польских церквях и монастырях в конце XI века.

архитектура Польши также преобразилась. Сохранилось более ста зданий, что свидетельствует о популярности нового монументального стиля романской архитектуры. Стиль был под влиянием Кельна, особенно рано. Среди них Склеп Святого Леонарда на Вавельском холме в Кракове и собор в Плоцке, построенный в 1144 году. Многие аналогичные церкви с той эпохи, обычно круглые или квадратные с полукруглыми апсидами, можно найти по всей Польше, в таких городах, как Острув-Ледницкий или Геч. Другой пример - кирпичная церковь св. Иакова в Сандомир, основанная в 1226 году Иво Одров и построенная его племянником св. Яцек Одрово (его колокольня, однако была построена в стиле ранней готики в XIV веке). В соборе в Гнезно находится важный образец романского искусства, бронзовые Гнезненские двери (ок. 1175), которые признаны первым крупным произведением Польское искусство с национальной тематикой. На их рельефе изображены восемнадцать сцен из жизни и смерти святого Адальберта.

Поздние века (XIII – XV вв.)

С XIII века культура Польши подверглась все большему влиянию силами иных, чем Церковь, по мере того, как нецерковные институты начали приобретать значение. В 14 веке также произошел важный переход от династии Пястов к династии Ягеллонов. Школы готовили своих учеников к карьере не только в священстве, но и в праве, дипломатии и управлении. Краковская академия (столетия спустя переименован в Ягеллонский университет), один из старейших университетов в мире, был основан в 1364 году. Польское право начало развиваться, когда юридические тексты зафиксировали законы в светских канцеляриях. Польская наука также развивалась, так как работы польских ученых стали известны за рубежом. Известные примеры польских научных текстов, обсуждаемых в Западной Европе, включают хронику пап и императоров Мартинуса Полона и трактат по оптике Витело. К концу XIV века в Краковской академии обучалось более 18000 студентов. На факультетах астрономии, права и теологии работали выдающиеся ученые, например, Станислав Скалбмирский, Павел Влодкович, Ян Глогув и Войцех из Бруджева. Николай Коперник (Миколай Коперник) разработал новые астрономические теории, которые привели к революционным изменениям в современном восприятии Вселенной.

Две традиции Западноевропейские традиции (Готическое искусство ) - изображение Йогайлы, изображенное как одна из волхвов детали Триптиха Скорбящей Богоматери в Вавельском соборе, Силезский Станислав Дуринк. Восточноевропейская традиция (Византийское искусство ) - изображение Ягайлы, преклонившего колени перед Пресвятой Девой Марией в часовне Святой Троицы Люблинского замка, русины Мастер Андрей.

Связи между Польшей и другими странами также усилились, поскольку будущие студенты уехали за границу в Падуанский университет, Университет Париж и другие известные европейские академии. Это было усилено другими подобными тенденциями, поскольку поляки путешествовали за границу, а иностранцы посещали Польшу. королевский и герцогский суды через дипломатические миссии и браки, образующие альянс, впитали иностранные культурные влияния. Контакты между польским королевским двором и соседними странами: Венгрия, Богемия, итальянские государства, Франция и Германские государства со временем увеличивались. Польша также пострадала от процесса немецкой колонизации (Ostsiedlung ). Когда немецкие поселенцы мигрировали на Восток, они принесли с собой различные знания и обычаи (например, Магдебургские законы ). Немцы часто селились в городах, и поэтому польская городская культура стала похожей на западноевропейскую. Польская культура, находящаяся под влиянием Запада, в свою очередь, излучалась на восток, с одним из главных последствий Польско-Литовского союза.

Саркофаг Казимира Великого в Вавельском соборе

Готическая архитектура приобрела популярность в Польше, в основном из-за растущего влияния и богатства церкви и городов, которые стали основными спонсорами этого нового стиля. В сочетании со значительным экономическим развитием, которое произошло во время правления Казимира III Великого, это привело к серьезным преобразованиям польского ландшафта, поскольку по всей стране выросли сотни готических зданий. Соборы Кракова, Вроцлава, Гнезно и Познани в готическом стиле были построены или перестроены в новом стиле, как и сотни базилик и церквей, таких как Св. Марии, Краков и Соборная церковь в Сандомире. Готические светские постройки, такие как ратуши, также стали многочисленными, например, в новых городах Казимеж и Вислица. Казимир также вложил средства в улучшенную защиту. Городские стены, другие городские укрепления и отдельные замки были возведены. Казимир приказал построить не менее 40 новых замков, охраняющих стратегически важные районы и пути сообщения - их было так много, что в современной Польше есть тропа орлиных гнезд ). Краковская академия получила свое место, Коллегиум Майус.

Готика Алтарь Файт-Штосса

Архитектура была не единственной областью искусства, которая процветала в то время. Покровительство богатых и влиятельных людей, от королей до знати, а также священнослужителей и городских патрициев, позволяло различным художникам создавать шедевры. Например, Гжегож Санокский, архиепископ Львовский, сам поэт, поддерживал многих ученых и писателей, таких как Филипп Каллимах из Тосканы, который стал наставником сыновей короля Казимира и профессором Ягеллонского университета. Здания украшали изделия из золота и серебра, картины, витражи окна, каменные и деревянные скульптуры, ткани. Известные памятники включают саркофаг Казимира Великого в Вавельском соборе, алтарь церкви Святой Екатерины в Кракове работы Миколая Габершрака, витражи Церковь Святого Николая, Торунь, реликварий для главы Святого Станислава и риза по милости Петра Кмиты. Византийское искусство также имело влияние, представленное в фресках капеллы Троицы в Люблине и итальянском искусстве во францисканском монастыре в Краков. Одним из величайших примеров готического искусства в Польше являются работы Вейта Штосса (Вит Ствош), который прибыл из Нюрнберга в Краков в 1477 году и оставался там до своей смерти двадцать лет спустя.. Его деревянный алтарь с сотнями маленьких фигурок был описан как «одно из главных достижений средневековой скульптуры».

Истоки польской музыки можно проследить еще в 13 век. В Старом Сонче найдены рукописи того периода, содержащие полифонические сочинения, относящиеся к парижской школе Нотр-Дам. Созданы богослужебные и канонические песни, гимны и колядки. К этому же периоду могут относиться и другие ранние сочинения, например, мелодия из Богуродзицы. Одним из самых известных польских композиторов той эпохи был Миколай з Радомя, автор полифонической музыки. Он жил в 15 веке и большую часть своей жизни провел при дворе короля Владислав Ягелло.

См. Также
Литература
Последняя правка сделана 2021-05-16 11:15:51
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте