Станислав Щепановский

редактировать
Святой Станислав Щепановский
Станислав Самостшельник, Św Stanisław.jpg Святой Станислав
Епископ и мученик
Родилсяиюль 26, 1030. Щепанов, Королевство Польское
Умер11 апреля 1079 (1079-04-11) (48 лет). Краков, Королевство Польское
Почитается вРимско-католической церкви
Канонизирован 17 сентября 1253 г. Ассизи, Италия Папой Иннокентием IV
Главный святыня Вавельский собор
Праздник 11 апреля, 7 мая (Традиционные католики ), 8 мая (в Польше)
Атрибуты Епископальные знаки отличия, меч, воскресший Петр
Покровительство Польша, Краков, нравственный порядок

Станислав Щепановский, или Станислав Щепановский, (26 июля 1030 - 11 апреля 1079) был епископ Краковский, известный главным образом тем, что был замучен польским королем Болеславом II Щедрым. Станислав почитается в Римско-католической церкви как Святой Станислав Мученик (в отличие от Иезуита Станислава Костка XVI века).

Содержание

  • 1 Жизнь
  • 2 Спор о собственности
  • 3 Епископское наказание короля Болеслава
  • 4 Мученичество
  • 5 Первоисточники
  • 6 Почитание святым
  • 7 См. Также
  • 8 Источники

Жизнь

Согласно традиции, Станислав родился в Щепанов, деревне в Малой Польше, единственном сыне благородных и благочестивых людей. Велислав и Богна. Он получил образование в соборной школе в Гнезно (тогдашняя столица Польши), а затем, по разным источникам, в Париже или Льеже. По возвращении в Польшу Станислав был рукоположен в священники Ламбертом II Сулой епископом Краковским. Впоследствии он был назначен пастором Чембоча под Краковом, каноником и проповедником при соборе, а затем генеральным викарием.

После смерти епископа (1072 г.) Станислав был избран его преемником, но принял эту должность только по явному приказу Папы Александра II. Станислав был одним из первых польских епископов. Он также стал герцогским советником и имел некоторое влияние на польскую политику.

Основные достижения Станислава включают привлечение папских легатов в Польшу и восстановление митрополита в Гнезно. Последнее было предварительным условием для коронации герцога Болеслава в качестве короля, которая состоялась в 1076 году. Станислав затем призвал короля Болеслава основать бенедиктинские монастыри для помощи в христианизации Польши.

Имущественный спор

Святой Станислав приводит Петра перед королевским трибуналом

Первоначальный конфликт Станислава с королем Болеславом был из-за земельного спора. Епископ приобрел для епархии участок земли на берегу Вислы около Люблина у некоего Петра (Петра), но после смерти Петра на эту землю претендовал его семья. Король принял решение за претендентов, но, согласно легенде, Станислав воскресил Петра, чтобы тот мог подтвердить, что он продал землю епископу.

Согласно Августину Кальме, библеисту 18-го века , Станислав попросил короля в течение трех дней представить его свидетеля, Петра. Говорят, что король и двор посмеялись над абсурдной просьбой, но король предоставил Станиславу три дня. Станислав провел их в непрестанной молитве, а затем, облаченный в полные епископские регалии, отправился с процессией на кладбище, где три года назад был похоронен Петр. Он приказал вырыть могилу Петра, пока не обнаружили его останки. Затем на глазах у множества свидетелей Станислав приказал Петру встать, и Петр так и сделал.

Петр был одет в плащ и доставлен к королю Болеславу для дачи показаний от имени Станислава. Ошеломленный суд услышал, как Петр отчитал своих троих сыновей и показал, что Станислав действительно заплатил за землю. Не имея возможности вынести другой вердикт, король отклонил иск против епископа. Станислав спросил Петра, останется ли он в живых, но Петр отказался, и его снова похоронили в могиле и перезахоронили.

Епископское наказание короля Болеслава

Более серьезный конфликт с королем Болеславом возник после продолжительной войны в Малороссии, когда усталые воины дезертировали и отправлялись домой, встревоженные известиями о том, что их надзиратели захватывали их поместья и жен. Согласно Кадлубеку, король очень жестоко наказывал неверных жен солдат и подвергался за это критике со стороны епископа Станислава. Ян Длугош, однако, пишет, что епископ на самом деле критиковал короля за его сексуальную безнравственность. Галл Аноним в своем лаконичном описании осудил только и «епископа-предателя», и жестокого царя.

Изображение святого Станислава XIII века

Какой бы ни была фактическая причина конфликта между ними, результатом было то, что епископ отлучил короля Болеслава, что включало запрет на высказывание богослужения по канонам из Краковского собора в случае присутствия Болеслава. Отлучение помогло политическим противникам короля, и король обвинил епископа Станислава в измене.

Мученичество

1- рукоположение святого Станислава в епископа. 2- Святой Станислав воскрешает Петра. 3-король Болеслав убивает Святого Станислава. Тело 4-Станислава разрезано на части. Изображение из Венгерского Королевского Анжуйского легендариума 14 века.

Король Болеслав послал своих людей казнить епископа Станислава без суда, но когда они не осмелились коснуться епископа, король решил убить самого епископа. Говорят, что он убил Станислава во время мессы в Скалке за стенами Кракова. По словам Павла Ясеницы: Polska Piastów, на самом деле он находился в Вавельском замке. Затем стража разрезала тело епископа на куски и рассыпала их на съедение диким зверям. Согласно легенде, его члены чудесным образом воссоединились, а бассейн охраняли четыре орла. Точная дата смерти Станислава неизвестна. По разным источникам, это было либо 11 апреля, либо 8 мая 1079 года.

Убийство вызвало возмущение в стране и привело к свержению короля Болеслава II Смелого, который был вынужден искать убежище в Венгрии, и ему наследовал его брат, Владислав I Герман.

Считать Станислава предателем или героем, остается одним из классических нерешенных вопросов польской истории. История Станислава имеет параллель с убийством Томаса Беккета в 1170 году приспешниками английского короля Генриха II.

Первоисточники

О жизни Станислава известно мало. Единственным почти современным источником была хроника Галла Анонима, но автор уклонился от написания подробностей о конфликте с царем. Более поздние источники - это летописи Винцента Кадлубека и две жития Винцента Кельчского. Все содержат агиографические материалы.

Почитание святым

Культ святого Станислава мученика начался сразу после его смерти. В 1245 г. его мощи были перенесены (т.е. перенесены) в Вавельский собор Кракова. В начале 13 века епископ Иво Одров начал подготовку к канонизации Станислава и приказал Винценту Кельцкому написать житию мученика. 17 сентября 1253 г., в Ассизи, Станислав был канонизирован Папой Иннокентием IV.

Папа Пий V не включил праздник Святого в Тридентский календарь для использования в Римско-католической церкви. Впоследствии Папа Климент VIII вставил его, установив его на 7 мая, но Краков отмечает его 8 мая, предполагаемую дату смерти святого, сделав это с 8 мая 1254 года, когда на нем присутствовали многие польские епископы и князья. В 1969 году церковь перенесла праздник на 11 апреля, которое считается датой его смерти в 1079 году.

Серебряный саркофаг святого Станислава в Вавельском соборе

Станислав является первым польским святым по рождению и покровителем. Польши и Кракова, а также некоторых польских епархий. Он разделяет покровительство Польши со святым Адальбертом Пражским, Флорианом и Богородицей королевой Польши.

Вавельский собор, в котором хранятся мощи святого, стал главной национальной святыней. Почти все польские короли, начиная с Владислава I Локтевого, были коронованы, преклонив колени перед саркофагом Станислава, который стоит в центре собора. В XVII веке король Владислав IV Ваза заказал богато украшенный серебряный гроб для мощей святого. Он был разрушен шведскими войсками во время Потопа, но был заменен новым ок. 1670.

Почитание святого Станислава имело большое патриотическое значение. В период феодальной раздробленности Польши считалось, что Польша однажды реинтегрируется, как и члены тела святого Станислава. Спустя полтысячелетия после того, как Польша действительно была реинтегрирована, и хотя в ходе разделов Речи Посполитой происходило еще одно расчленение государства, создатели Конституции Польши от 3 мая 1791 г., посвятит этот прогрессивный политический документ святому Станиславу Щепановскому, праздник которого приурочен к дате принятия Конституции.

Каждый год в первое воскресенье после 8 мая процессия во главе с епископом Кракова отправляется с Вавеля в Церковь на Скале. Шествие, когда-то являвшееся местным событием, было популяризировано в 20 веке польским приматом Стефаном Вышинским и архиепископом Краковским Каролем Войтылой. Войтыла, как Папа Иоанн Павел II, называл святого Станислава покровителем нравственного порядка и хотел, чтобы его первое папское возвращение в Польшу произошло в апреле 1979 года по случаю 900-летия со дня его мученической кончины, но коммунистические правители того времени заблокировали это, в результате чего визит был отложен до июня того же года.

Римско-католические церкви, принадлежащие польским общинам за пределами Польши, часто посвящаются Святому Станиславу.

В иконографии святой Станислав обычно изображается как епископ, держащий меч, орудие его мученической кончины, а иногда и Петр, восставший из мертвых у его ног..

Викискладе есть медиафайлы, связанные с Станиславом Щепановым.

См. Также

Ссылки

Католические церковные титулы
Предшественник. Ламберт Сула епископ Кракова. 1072–1079Преемник. Ламберт III (епископ Краковский)
Последняя правка сделана 2021-06-09 07:48:14
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте