Гнезненские двери (польский : Drzwi Gnienieńskie) - это пара бронзовых дверей у входа в Гнезненский собор в Гнезно, Польша, готическом здании, двери которого предшествуют, перенесенному из более раннего здания. Их украшают восемнадцать барельефов сцен из жизни св. Адальберт (на польском, Войцех), останки которого были куплены на вес золота (сцена 16) и возвращены в собор и закреплены в. Двери были изготовлены около 1175 года, во времена правления Мешко III Старого, и являются одним из важнейших произведений романского искусства в Польше.
Определение источника дверей было предметом многих дискуссий. Ясно, что их стиль происходит от области Мосан в современной Бельгии и Франции. Предполагается, что местом их производства является Хильдесхайм (дом знаменитых Bernward Doors примерно 1015 года), Богемия, Фландрия ( возможно Льеж ) или на местном уровне. Шварценский говорит: «Дизайн и восковая модель, Льеж (?)», Но «отлита в Гнезно (?)», «Вскоре после 1127 года», но эта дата сейчас кажется очень мнением меньшинства - это был год, когда была голова Святого Адальберта » восстановлен ", не побывав с первоначальной партией мощей. Другая возможность состоит в том, что художники и мастера были импортированы с дальнего Запада для заказа, что, возможно, было проще, чем транспортировка единственной части левой двери в восковой или бронзовой форме по большей части Европы. В то время польская церковь имела прочные связи с Кельнской архиепископией и местом обитания Mosan art, которое в то время было лидером в области металлообработки Западной Европы. Вопрос не решается обнаружением во время реставрационных работ в 1956 г. частично стертых надписей «me fecit me... us», «petrus» и «bovo luitinius / latinus», вероятно, указывающих имя мастера, ответственного за кастинг. Они означают «созданный»... «Петром»... «из? [Места]», при этом местоположение «luitinius», вероятно, относится к одному из четырех Лютинов в современной Польше (не все возможные кандидаты на эту дату), или Лилль на севере Франции, недалеко от области Мосан, или Лючино около Комо в северной Италии. Если читается «латинус» или «Петр Латинский создал меня», значение еще менее ясно, но это считается менее вероятным прочтением. Ни одно имя не известно ни в каком другом контексте.
Левая дверь (обращенная к барельефам снаружи собора) имеет высоту 328 см и ширину 84 см, правая 323 см высоту и 83 см. см шириной. Оба имеют толщину от 1,5 до 2,5 см. Они были отлиты из бронзы с использованием метода литья по выплавляемым моделям из смеси меди, олова с небольшим количеством свинца, с добавлением мелких деталей после литья с помощью гравировальных инструментов. Левый лист был отлит цельным, а правый - из 24 литых секций, которые затем были спаяны. Оба молотка с головой льва, которые не совмещаются правильно, также были отлиты отдельно и припаяны. Двери Собора Хильдесхайма, датируемого примерно 1015 годом, были первопроходцами в отливке большой двери, большей частью покрытой рельефами, в виде единого куска, что было значительно труднее, чем обычная техника более ранних итальянских бронзовых дверей, в которых использовались бронзовые рельефные слепки закреплены на деревянном стержне. Простые двери без фигурного декора уже были отлиты целиком в Германии - например, для Карла Великого в начале IX века Палатинская капелла в Аахене, сохранившаяся в соответствии с римскими методами. от византийцев. Левая дверь Гнезо следует методу Хильдесхайма. Рельеф на левой двери также обычно намного выше, на некоторых фигурах до 75%, а на правой двери лишь немногие достигают 25%. Вокруг центральных панелей проходит декоративный фриз в стиле Мосана «rinceaux », или извивающаяся листва, с небольшими фигурами астрологических олицетворений и другими предметами через определенные промежутки.
Адальберт был замучен, пытаясь обратить язычников пруссаков, которые показаны в некоторых сценах, что дает редкие почти современные записи об их внешности; Пруссаки оставались в основном язычниками в то время, когда были сделаны двери. Проиллюстрировать жизнь одного святого в таком монументальном масштабе было самым необычным в то время, и двери - единственные в Европе в романском стиле с такой программой. Возможно, эти рисунки следовали ныне утерянному циклу в иллюминированной рукописи о жизни святого, хотя даже в такого рода произведениях такое расширенное графическое изображение жизни святого было необычным. Сохранились две жизни Адальберта, написанные около 1000 г., вскоре после его смерти, но нет световых копий, которые проливают свет на визуальные источники для дверей, хотя их тексты помогают объяснить сцены. Независимо от происхождения рисунков, композиции демонстрируют заимствования из более общих сюжетных композиций, к которым художники раннего средневековья обычно прибегали, сталкиваясь с новым предметом; разработка новых композиций не входила в их подготовку. В некоторых сценах адаптированы сюжеты из Жизнь Христа и другие модели. Левая дверь показывает его молодость и жизнь на христианской территории; правый - его миссионерская деятельность, очевидно игнорируя тех, кто находится за пределами современной Польши. Их иконография «ясно показывает, что они были сделаны как политическое заявление».
Единственными сопоставимыми бронзовыми дверями в Польше были те, что были сделаны в Магдебурге примерно в 1150 году для Плоцкого собора с использованием гораздо менее продвинутых стиль и техника; однако они были унесены в средние века русской армией и установлены в Софийском соборе в Новгороде, где они и остались. У Плоцка теперь есть реплики ХХ века.
Последовательность начинается снизу левой двери вверх, затем к правой двери вниз. Адальберт («он») - центр всех сцен.
Викискладе есть медиафайлы, связанные с Гнезно Дверь. |