Сборники древних канонов

редактировать

Сборники древних канонов содержат различные сборники канонического права, возникшие в документах, например, решения Папы и Собора, и это можно обозначить общим термином канонов.

Каноническое право с самого начала было не законченным продуктом, а скорее своим развитием. Это особенно верно в отношении ранних христианских веков. Существовавшие писаные законы изначально не были универсальными законами, были местными или провинциальными законами. Отсюда возникла необходимость их сбора или кодификации. Более ранние сборники краткие и содержат несколько хронологически достоверных новостей. Только с усилением законодательства возникла необходимость в методической классификации.

Эти коллекции могут быть подлинными (например,) или апокрифическими, то есть сделанными с помощью поддельных, интерполированных, ошибочно отнесенных или иным образом дефектных документов (например, коллекция Псевдо-Исидора ). Они могут быть официальными и подлинными (т. Е. опубликованы компетентным органом) или частными, работа отдельными лицами. Подделанные коллекции середины IX века рассматривают в статье Ложные декреталии.

Содержание
  • 1 От древнейших до апокрифических сборников
    • 1.1 Апостольский период
    • 1.2 Папские декреталии
    • 1.3 Греческие собрания
    • 1.4 Итало- латинские собрания
      • 1.4.1 Латинская версия Никейских и Сардских канонов
      • 1.4.2 Версия "Hispana" или "Isidoriana"
      • 1.4.3 «Приска» или «Италия» Версия
      • 1.4.4 «Collectio canonum Quesnelliana »
      • 1.4.5 Коллекции Дионисия Экзигууса
      • 1.4.6 Коллекция Авеллана
      • 1.4.7 Другие коллекции
    • 1.5 Собрание Африканской церкви
      • 1.5.1 Каноны Африканских соборов
      • 1.5.2 Statuta Ecclesiæ Antiqua
      • 1.5.3 «Breviatio Canonum»
      • 1.5.4 «Concordia» Крескония
    • 1.6 Коллекции Испанской церкви
      • 1.6.1 «Capitula Martini»
      • 1.6.2 Испанский «Образец»
      • 1.6.3 "Hispana" или "Isidoriana"
    • 1.7 Галликанские коллекции
      • 1.7.1 Codex Carolinus
    • 1.8 Английский и Cel Коллекции тиков
    • 1.9 Особые собрания
    • 1.10 Коллекции церковно-гражданских
  • 2 Конец девятого века до Грациана (1139-50 гг.)
    • 2.1 Коллекция Ансельмо Дедиката
    • 2.2 Коллекция Регино Прюмского
    • 2.3 "Capitula Abbonis"
    • 2.4 " Collectarium Canonum "или" Libri decretorum "Бурхарда Червей
    • 2.5" Collectio Duodecim Partium "
    • 2.6 Сборник в семидесяти четырех книгах
    • 2.7 Коллекция Ансельма из Лукки
    • 2.8 Коллекция кардинала
    • 2.9 Коллекция Бонизо
    • 2.10 "Поликарп"
    • 2.11 Коллекция Иво Шартрского
    • 2.12 Разнообразные коллекции
  • 3 См. также
  • 4 Примечания
  • 5 Ссылки
    • 5.1 Библиография
  • 6 Дополнительная литература
От древнейших до апокрифических сборников

Апостольский период

В первобытном В христианские времена существовали апокрифические сборники, приписываемые апостолам, которые относятся к жанру церковных орденов. Наиболее важными из них являются Доктрина Двенадцати Апостолов, Апостольские постановления и Апостольские каноны.

Апостольские постановления, хотя изначально они были приняты на всем Востоке, были объявлены апокрифическими в Трулланском совете 692 г.; они никогда не были приняты как церковный закон на Западе. С другой стороны, Апостольские каноны (восемьдесят пять) были одобрены Трулланским собором.

Дионисий Экзигуус, западный канонист первой половины шестого века, отмечал, что «многие с трудом принимают так называемые каноны апостолов». Тем не менее он принял в свою коллекцию первые полсотни этих канонов. Так называемый Decretum Gelasianum, de libris non recipiendis (около шестого века) помещает их в число апокрифов.

Из собрания Дионисия Экзигууса они перешли во многие западные собрания, хотя их авторитет никогда не был на одном уровне. Они были допущены в Рим в девятом церковном веке кардинал Гумберт принимает только первые пятьдесят. Только два из них (20, 29) вошли в декреталии Григория IX.

Папские декреталии

В примитивные христианские века папы осуществляли церковное правление посредством активной и обширной переписка. Мы узнаем из синода 370 года при Папе Дамасе, что протоколы их писем или декреталов хранились в папских архивах; эти архивы Ватикана погибли до времен папы Иоанна VIII (умер в 882 г.). В XVIII и XIX веках их пытались реконструировать. В течение рассматриваемого периода (т. Е. До середины XI века) составители канонических сборников, начиная с VI века, постоянно использовали папские декреталии.

Греческие сборники

В 451 г. на Халкидонском соборе цитировалось собрание соборов, больше не существует, и имя составителя никогда не упоминалось. В начале сборника были помещены указы Никеи (325 г.); были включены были включены Антиохии (341 г.), в том виде, в каком они были кан известны отцам Халкидона. Во второй половине V века каноны Лаодикии (343-81 гг.), Константинополя (381 г.), Эфеса (431 г.) и Халкидона (451 г.) были включены в этот церковный кодекс, и, наконец (после канонов Неокесарии) указы Сардики (343-44), в которых коллекция использовалась в шестом веке. Хотя он неофициальный по своему характеру, он представляет (включая шестьдесят восемь канонов, взятых из «Канонических посланий» св. I, III) соборную дисциплину Греческой церкви между 500 и 600 годами.

Этот сборник был в хронологическом порядке. К 535 году неизвестный составитель систематически классифицировал его материалы по шестидесятим и добавил к канонам двадцать одну имперскую название конституции, относящейся к церковным вопросам, взятым из Кодекса Юстиниана. Эта коллекция утеряна.

Несколько лет спустя (540-550) Иоанн Схоластик, Патриарх Константинополя, использовал этот код для нового методического сборника, который он разделил на пятьдесят книг. После смерти императора (565 г.) патриарх извлек из десяти конституций первого известного как «Novell», около восьмидесяти семи глав и добавил их в вышеупомянутый сборник.

Так возникли смешанные известные, известные как >Законы (греч. Номои «законы», kanones «каноны»), содержащие не только церковные законы, но и имперские законы, относящиеся к тем же вопросам. Первый из них был опубликован при императоре Морисе (582-602); под каждым титулом, после канонов, были даны соответствующие гражданские законы.

Квинсекстский собор (695 г.) Константинополя, названный Трулланом из зала дворца (в трулло), где он проведено, выпущено 102 дисциплинарных канона; в него входящие каноны прежних соборов и некоторые святоотеческие постановления, все из которых он считал составными элементами церковного права Востока. Таким образом, этот сборник содержит официальное перечисление этого канонов. Апостольский Престол никогда полностью не одобрял этот собор. В 787 г. повторение древних канонов было сделано Вторым Никейским собором.

Итало-латинскими сборниками

Латинской версией Никейских и Сардских канонов

Первый Собор (325 г.) пользовался репутацией на всем Западе, где его каноны были в силе вместе с канонами Сардики, дополнения антиарианского законодательства Никеи, и чьи декреты были составлены как на латинском, так и на греческом языках. Каноны двух соборов были пронумерованы в порядке их выполнения, как если бы они были работой одного совета (черта, встречающаяся в различных латинских сборниках), что объясняет, почему более ранние авторы называют Сардский собор вселенским, а его каноны, приписываемые Никейскому собору. Самые старые версии этих канонов, цитируемые в папских декреталах, более не сохранились.

Версия «Испана» или «Исидориана»

К середине века, возможно, раньше, появилась латинская версия вышеупомянутых канонов Никеи, Анкира, Нео-Кесария и Гангра, к которым несколько позже были добавлены таковые из Антиохии и Константинополя ; каноны Сардика были добавлены примерно в то же время после канонов Гангра. Бикелл делает возможным, что эта версия была сделана в Северной Африке, в то время, как Уолтер склоняется к Испании; Сейчас принято считать, что эта версия была сделана в Италии. Однако долгое время считалось, что оно пришло из Испании, отсюда и название «Испана» или «Исидориана», последний произошел от его включения в коллекцию, приписываемую святому Исидору Севильскому (см. Ниже, Испанские коллекции). в котором он был отредактирован, конечно, в соответствии с текстом, за которым следовал компилятор.

Версия «Приска» или «Итала»

Кажется, она тоже постепенно росла в течение пятого века, и в ее нынешнем виде демонстрирует вышеупомянутые каноны Анкиры, Неона -Кесария, Ника, Сардика, Гангра, Антиохия, Халкидон и Константинополь. Он стал известен как «Итала» из-за своего происхождения и как «Приска» из-за поспешного вывода, что Дионисий Экзигууснул его в предисловии к своему первому сборнику, когда писал: «Лаврентий обиделся путаницей, что царствовал в древней версии [ priscœ versionis] ".

" Collectio canonum Quesnelliana "

В начале шестого века в Италии возникла обширная коллекция, основанная, по-видимому, на" Antiqua Isidoriana "" и африканские коллекции, и которые, помимо самых ранних восточных и папских африканских соборов, в том числе письма галликанских епископов и другие документы. Более старые люди, начиная с балерини, утверждали, что «Кенеллиана» была галльской коллекцией, хотя и с явно «римским колоритом». Более поздние исследования отстаивают итальянское, возможно, даже римское происхождение. Его название происходит от Ораториан П. Quesnel, его первый редактор. «Кенеллиана», сфокусированная на Халкидоне и письмах Льва, полностью сформированная как манифест против акакийского раскола, в котором восточные епископы во главе с Акакием, патриархом Константинополя, оспаривали решения Халкидонского собора и христологию. установлен в "Томусе" Папы Льва. Таким образом, составитель, по всей видимости, отобрал все документы, которые включают в себя доктринальное единство в целом и христологию Леонина в частности. Из крупных хронологических канонических собраний, вышедших из раннего средневековья, «Кенеллиана», пожалуй, самая старая сохранившаяся коллекция и, после «Collectio Dionysiana» и «Collectio Hispana», вероятно, самая влиятельная. Это произведение оставалось популярным до девятого века, особенно во Франции. Скорее всего, это было из-за того, что в нем содержались многочисленные папские письма, посвященные дисциплинарным вопросам, которые сохранены церковное значение на протяжении всего средневековья. Кенеллиана сыграла большую роль в распространении информации, используемой в этой канонической литературе, и использовала эту роль в использовании псевдо-Исидора. Одно лишь свидетельство рукописи указывает на то, что Кенеллиана довольно широкое распространение в Галлии в течение восьмого и девятого веков; Хотя, возможно, он уже нашел желанную аудиенцию у галло-франкских епископов в шестом веке, когда он, возможно, использовался в качестве источника (вместе с «Санблазиана») для «Collectio Colbertina» и «Collectio Sancti Mauri». К середине восьмого века «Кенеллиана» заняла свое место в качестве важного свода законов во франкском епископате, для которого она служила во время влиятельного Верятнейского собора в 755 году.

Собрание Дионисия Exiguus

Дальнейшие собрания были вызваны канонического материала латинского Запада в течение пятого века. Они были далеко не удовлетворительными.

К 500 году скифский монах, известный как Дионисий Эксигуус, прибывший в Рим после смерти папы Геласия (496), и который хорошо знал как латынь, так и греческий, взятие более точный перевод канонов греческих соборов. Во второй попытке он собрал папские декреталии от Сириция (384-89) до Анастасия II (496-98) включительно, следовательно, до Папы Симмаха (514- 23). По приказу Папы Хормисдаса (514-23) Дионисий составил третий сборник, в который он включил исходный текст всех канонов греческих соборов вместе с латинским вторым того же; но сохранилось только предисловие. Наконец, он объединил первое и второе в один сборник, объединив таким образом каноны соборов и папские декреталии; Именно в таком виде до нас дошли работы Дионисия. Этот сборник открывается таблицей или списком названий, из которых повторяется перед каждым канонами; затем следуют первые пятьдесят канонов Апостолов, каноны греческих соборов, каноны Карфагена (419 г.) и каноны предшествующих африканских соборов при Аврелии, которые были прочитаны и включены в Карфагенский собор. Эта первая часть собрания завершается письмом Папы Бонифация I, прочитанным на том же соборе, письмами Кирилла Александрийского и Аттика Константинопольского к африканским отцов и письмо Папы Селестины Я. Вторая часть собрания открывается также предисловием в виде письма священнику Юлиану и таблицей титулов; затем следует один декретал Сириция, двадцать один из Иннокентия I, один из Зозима, четыре из Бонифация I, три из Селестина I, семеро из папы Льва I, один из Геласия I и один из Анастасия II. Дополнения, встречающиеся в Воэле и Юстеле, взяты из низших рукописей.

Коллекция Авеллана

Она названа так, потому что ее самая старая известная рукопись была куплена для аббатства Св. Петр Дамиан (умер в 1073 г.), вероятно, датируется серединой шестого века. Он не следует ни хронологическому, ни логическому порядку, кажется, вырос до своей нынешней формы в зависимости от того, как составитель познакомился с материалами, которые он нам передал. Тем не менее Джироламо Баллерини и Пьетро Баллерини объявляют его ценным собранием из за большого количества ранних канонических документов (почти 200), которых нет ни в одной другой коллекции.

Все его тексты аутентичны, за исключением восьми писем от разных людей к Петру, епископу Антиохии. Лучшее издание - Отто Гюнтер: Epistvlae imperatorvm pontificvm aliorvm inde ab a. CCCLXVII vsqve ad a. DLIII datae Avellana qvae dicitvr collection. Corpus scriptorum ecclesiasticorum latinorum, vol. 35. Vindobonae: F. Tempsky, 1895.

Другие коллекции

Несмотря на популярность Дионисия Экзигууса, из-за которой предыдущие компиляции перестали соблюдать, некоторые из них были сохранены, как и некоторые. другие современные коллекции. Достаточно представить сборник, известный как «Кьети» или «Ватикана Reginæ», через который до нас дошла очень старая и отчетливая версия указов Никейского собора.

Сборник Африканской церкви

Каноны Африканских соборов

От Восточной церкви Северная Африка получила только декреты Никеи (325 г.), она была обязана Кецилиану Карфагенскому, одному из Никейских Отцы. Африканская церковь создала свой внутренний дисциплинарный кодекс в своих собственных советах. Было принято читать и утверждать на каждом соборе каноны предыдущих соборов, в результате чего усилили собрание соборныхзов, но сугубо местного по власти. Однако их моральный авторитет был велик, и из латинских сборников они в итоге перешли в греческие. Наиболее известны: (а) каноны Карфагенского собора (август 397 г.), которые подтвердили «Breviarium» канонов Гиппона (393 г.), одного из главных источников африканской церковной дисциплины; (б) Каноны Карфагенского Собора (419), на которых присутствовали 217 епископов, среди которых были включены 105 канонов предыдущих соборов.

Statuta Ecclesiæ Antiqua

Во второй части Hispana (см. Ниже) и в других собраниях, вместе с другими африканскими соборами, обнаружены 104 канона, которые составитель Hispana относит к Псевдо-четвертый Карфагенский собор 398 года. Эти каноны часто известны как Statuta Ecclesiæ Antiqua, а в некоторых рукописях озаглавлены Statuta antiqua Orientis.

Хефеле утверждает, что, несмотря на их ошибочную атрибуцию, эти каноны являются подлинными или по крайней мере, кратким изложением подлинных канонов древних африканских соборов, собранных в их нынешнем виде до конца шестого века. С другой стороны, Маассен, Луи Дюшен и считают их компиляцией, сделанной в Арле в первой половине шестого века; Малнори указывает Цезария Арльского как их автора.

"Breviatio Canonum"

Составлено ок. 546 от Фулгентиус Феррандус, это методический сборник и под его названием размещены 230 сокращенных канонов греческих (текст «Hispana») и африканских соборов. Фульгентий был дьяконом Карфагена и учеником св. Фульгентий Руспский.

«Конкордия» Крескония

Кресконий Африканский, по-видимому, епископ, собрал свое собрание около 690 лет. Оно основано на собрании Дионисия Экзигууса; только вместо воспроизведения каждого канона он урезает его в соответствии с использованием используемых названий; отсюда и название «Конкордия». Между предисловием и текстом сборника писатель вставил резюме своей работы.

Коллекции Испанской церкви

Сюда входят коллекции, возникшие на землях, когда-то находившихся под властьюготов - Испании, Португалии и Южной Галлии. На этой территории соборы проводились очень часто, особенно после обращения царя Реккареда (587 г.), и они уделяли большое внимание церковной дисциплине.

Такие сборники содержат, помимо указов испанских синодов, также каноны Никейского и Сардского (принятые в Испанской церкви с самого начала), каноны греческих соборов, известных через «Итала», и каноны Галликанский и Африканский соборы, весьма влиятельные в формировании испанской церковной дисциплины. Три из этих коллекций важны.

"Capitula Martini"

Он разделен на две части: одна касается епископа и его духовенства, а другая - мирян; в обоих автор систематически классифицирует каноны соборов в восьмидесяти четырех главах. В предисловии он сам говорит, что не претендует на то, чтобы воспроизвести текст буквально, но с определенной целью разбивает, сокращает или смягчает его, чтобы сделать его более понятным для «простых людей»; возможно, он иногда модифицировал его, чтобы приспособить его к испанской дисциплине своего времени. Хотя многое было заимствовано из Латинского, Галликанского и Африканского соборов, греческие соборы составляют большую часть канонов. «Капитула» была прочитана и одобрена на Втором Соборе Браги в 572 году. Некоторые авторы, введенные в заблуждение этим именем, приписали их Папе Мартину I ; на самом деле они являются работой Мартина Паннонского, более известного как Мартин Браги, где он был архиепископом в шестом веке. Их текст был включен в «Исидориану», из которой они были взяты и отредактированы отдельно Мерлином и Гаспаром Лоайсой, а также в первый том часто цитируемой работы Воэля и Юстеля после сопоставления вариантов в лучших рукописях..

Испанский "Эпитом"

Это название сборника, редактируемого Баллерини, из двух рукописей (Верона и Лукка). Он состоит из двух частей: одна включает каноны греческих, африканских, галликанских и испанских соборов; другие различные папские декреталии от Сириция до Папы Вигилия (384-555), с двумя апокрифическими текстами Св. Климент и выписка из Св. Джером. Составитель специально сократил свои тексты и упоминает только три источника: собрание Браги («Capitula Martini», первая глава которого является резюме этой работы), собрание Alcalá (Complutum) и один из Кабра (Agrabensis). Несмотря на отсутствие порядка и точности, "Эпитоме" интересует нас из-за древности его источников. Маассен считает, что это связано с «Codex Canonum», ядром группы коллекций, из которых в конечном итоге была издана«Hispana», о которой мы поговорим в связи с последней.

«Hispana» или «Isidoriana»

Это не следует путать с вышеописанными «Versio Hispanica» или «Isidoriana» среди более ранних латинских сборников, которые содержали только каноны греческих соборов.

Рассматриваемый сборник, как и сборник Дионисия Экзигууса, на котором он основан, состоит из двух частей: первая включает каноны греческих, африканских, галликанских и испанских соборов с некоторыми буквами Св. Кирилл Александрийский и Аттик Константинопольский, во втором есть папские декреталии, найденные у Дионисия, вместе с некоторыми другими, большими частью последних адресована испанским епископам. Это хронологическая «Испана». Несколько позже, к концу седьмого века, он был переработан в логическом порядке неизвестным писателем и разделен на десять книг, которые снова были разделены на названия и главы. Это методическая «Испана». Наконец, переписчики имели обыкновение помещать в начале хронологической «Испаны» оглавление методического сборника, но со ссылками на текст хронологического: в таком виде оно было известно как «Excerpta Canonum». Хронологическая «Испана», по-видимому, была использована «Кодексом Канонума», упомянутым на Четвертом Толедском соборе (633), с более поздними дополнениями. В девятом его состоянии приписывали, без достаточных доказательств, св. Исидор Севильский.

, несмотря на эту ошибочную атрибуцию, «Испана» содержит очень мало документов сомнительной подлинности. Позже к нему были внесены дополнения, последнее из которых было взято из семнадцатого Собора Толедо (694 г.). В этом увеличенном виде, т.е. е. «Codex Canonum», «Hispana» был утвержден Папой Александром III как подлинный.

До тринадцатого века его авторитет был велик в Испании. Псевдо-Исидор щедро использовал свои материалы.

Галликанские коллекции

Codex Carolinus

«Codex Carolinus» - это собрание папских декреталов, адресованных франк правителям Чарльзским Мартель, Пиппин Младший и Карл Великий, составленные по приказу последнего в 791 году (Patrologia Latina XCVIII), не путать с "Libri Каролини ", в которых Папе Адриану были изложены различные положения, касающиеся почитания изображений.

Английские и кельтские собрания

Майкл Эллиот охарактеризовал историю сборников канонического права в англо-саксонской Англии следующим образом:

[Во-вторым, распространение собраний канонического права внутри англосаксонской церкви и изучение собраний канонического права англосаксонским духовенством были действительно значительными; Собрание канонического права служили англосаксонской церкви незаменимым дисциплинарным, образовательным и популярным административным инструментом. Начиная с седьмого и восьмого веков и подпитываемого сильными связями ранней англосаксонской церкви с римскими образцами, в Великобритании значительное влияние сборников итальянского канонического права, особенно коллекций, и Кенеллианы. В частности, в Йорке и особенно в Кентербери под руководством архиепископа Феодора обучение и изучение этих коллекций, по-видимому, проводилось с наибольшей отдачей. пыл. В восьмом веке, проникнутые юридическими учениями этих сборников, настроенные на реформы англосаксонские сотрудники спустились в Нидерланды и земли к востоку от Рейна, принеся с собой институциональные рамки и дисциплинарные модели, которые они унаследовали от своих римских и кельтских наставников. К ним уже упомянутые коллекции, а также копии Collectio Hibernensis и несколько типов покаянных справочников. В то же время на континенте была распространена важная редакция журнала, отчасти из-за действий англосаксонского персонала. Эту вершину англо-саксонской канонической учености ified проиллюстрировали седьмого до конца восьмого века такие цифры, как Уилфрид, Экгберт, Бонифаций и Алкуин. - похоже, закончилось где-то в девятом веке, вероятно, в результате опустошительных набегов викингов, которые нанесли тяжелый урон материальной и интеллектуальной культуре Англии. В Англии интерес и рукописные ресурсы, необходимые для изучения континентальных канонических английских источников, никогда больше при англосаксах не достигли бы уровня, которого они достигли за первые двести лет существования церкви. После восьмого века у англосаксонской церкви, похоже, сложилась все более сильная традиция юридической деятельности в ранее существовавшей светской правовой системе. В этой традиции, которая продолжалась, по крайней мере, с концаятого века до Завоевания и далее, юридический и дисциплинарный дух английской церкви был близок к и получал поддержку от набирающей силы Западно-саксонское королевство. Следовательно, на протяжении всего периода англосаксонского собрания континентальных канонических женщин играет меньшая роль. Но они никогда не устаревали, и действительно, всплеск интереса к этим коллекциям наблюдается в десятом и начале одиннадцатого веков. Новые жанры канонической литературы набирают популярность на континенте с начала IX века. Самыми важными из них, насколько это касается англо-саксонской истории, были большие покаянные и канонико-покаянные собрания каролингского периода. Некоторые из этих коллекций пересекли Ла-Манш в Англии в X веке и были приняты англосаксонским епископатом. К началу XI века, особенно благодаря деятельности аббата Эльфрика и архиепископа Вульфстана, изучение собраний канонического права в Англии снова достигло степени изощренности. Тем не менее, несмотря на все более тесные связи Англии с церковными традициями континентов, где изучение канонического права процветало в XI веке, есть несколько признаков, которые достигаются Эльфрика и Вульфстана в канонической науке были продолжены англосаксонскими преемниками в каких-либо значительных масштабах. путь. После Завоевания Англия увидела введение нормандских библиотек и персонала в Англии, развитие, которое знаменует собой очень реальный конец истории англосаксонской канонической традиции. Новые церковные реформы и кардина совершенно новые канонические занятияпископа Ланфранка поставили изучение канонического права в Англии на новые основы. По мере накопления новых текстов и сборников, а также с развитием новых принципов их интерпретации, заложена основа для вклада англо-нормандской Англии в монументальные канонические реформы XII века - реформы, уже давно устаревшие англо-норманнские реформы Саксонская каноническая традиция не играла (почти) никакой роли.

Самым знаменитым из кельтских канонических произведений является Collectio Hibernensis начала восьмого, составитель которого собрал предыдущее церковное законодательство в шестьдесят-шестьдесят девять глав, которым предшествовали выдержки из "Etymologiæ" св. Исидора Севильского, касающегося синодальных правил. В предисловии говорится, что для краткости и ясности, а также для примирения некоторых юридических антиномий, делается попытка передать смысл канонов, а не их букву. Это методический сборник в той степени, которая рассматривается в распределении последних больших путаница. Несмотря на свои недостатки, эта коллекция попала во Францию ​​и Италию и до двенадцатого века оказывала влияние на церковное законодательство церквей в обеих группах (Поль Фурнье, De l'influence de la collection irlandaise sur les collections canoniques).

Особые коллекции

Помимо описанных выше общих коллекций, есть особые или особые коллекции, которые заслуживают краткого упоминания.

  1. Некоторые из них имеют дело с конкретной ересью или расколом, т.е. грамм. коллекции Tours, Verona, Salzburg и Monte Cassino, коллекции Notre Dame, и "Codex Encyclius " относительно Евтихия и Халкидонского собора, "Veronensis" и "Virdunensis" в.
  2. Другие содержат документы и юридические тексты, отдельные отдельные церкви или страны, e. грамм. собрание Арля, в котором собраны привилегии этой церкви, собрание Лиона, Бове, Сен-Аманд, Фекамп и т. Д., В которых были собраны каноны соборов Франции.
  3. В ту же категорию могут быть помещены капитулы или епископские статуты, т.е. е. решения и постановления, собранные местными епископами из различных кругов для использования и руководства своим духовенством (см. Капитулы ), e. грамм. «Capitula» Теодульф Орлеанский, конец восьмого века (Patrologia Latina CV), из (882, в Mon Germ. Hist. : Leges, 1, 439-41) и из (745, в D'Achéry, Spicilegium, ed. nova I, 597).
  4. Тем не менее, в других сборниках рассматриваются некоторые особые вопросы дисциплины. Таковы древние литургические собрания, которые греки называли «Euchologia », а латиняне «Libri mysteriorum» или «- sacramentorum», чаще всего «Sacramentaries », также с восьмого века. Ordines Romani. Сюда же относятся собрания церковных формул (см. Книги формуляров ), особенно Liber Diurnus Римской канцелярии, составленные, вероятно, между 685 и 782 годами (Patrologia Latina CV, 11), отредактированный Гарнье (Париж, 1680 г.) и заново М. де Розьер (Париж, 1869 г.) и Т. Зикель (Вена, 1889 г.). Особого упоминания заслуживают (Libri Pœnitentiales) сборники покаянных канонов, соборов и каталоги церковных санкций, к которым постепенно добавлялись правила исполнения Таинства покаяния.

Сборники церковно-гражданских законов

Гражданское право как таковое не имеет позиции в каноническом форуме, но в первые века своего существования Церковь часто дополняла свое каноническое законодательство, принимая определенные положения светских законов. Более того, либо по взаимному согласию, как при каролингских королях, либо в результате узурпации церковной власти гражданской властью, как это часто происходило при византийских императорах, гражданская власть принимала законы по вопросам, которые сами по себе были чисто каноническими; такие законы надлежало знать священнослужителю. Более того, священник часто нуждается в некотором знакомстве с соответствующим гражданским правом, чтобы принимать правильные решения даже в чисто светских вопросах, которые иногда передаются ему. Отсюда и полезность сборников гражданских законов, касающихся церковных вопросов или исполнения канонических законов (praxis canonica). Мы уже отмечали на Востоке коллекции, известные как ""; на Западе также были смешанные однотипные коллекции.

  1. Сборники римского права. Этот закон особенно интересовал духовных лиц варварских королевств, возникших на развалинах Западной империи, поскольку они продолжали жить по ней (Ecclesia vivit lege romana); более того, помимо законов англосаксов, законодательство всех варварских народов Галлии, Испании и Италии находилось под глубоким влиянием римского права. (а) Lex romana canonice compta, по-видимому, составленная в Ломбардии в девятом веке и переданная в рукописи Национальной библиотеки в Париже. Он включает части «Institutiones» «Кодекса» Юстиниана и «Воплощения» Юлиана.
  2. Капитулярии франкских королей. Законы последнего очень благоприятствовали религиозным интересам; немало из них были результатом совместных обсуждений как гражданской, так и церковной власти. Отсюда исключительный авторитет церковных трибуналов. В первой половине девятого века Ансегис, аббат Фонтенелль (823-33), собрал в четырех книгах капитулярии Карла Великого, Людовика Благочестивого и Лотар I ; первые две книги содержат положения, касающиеся «церковного строя», последние две демонстрируют «закон мира». Сам Ансегис добавил три приложения. Его работы широко использовались во Франции, Германии и Италии и цитировались в диетах и советах как подлинная коллекция.

Этот быстрый набросок демонстрирует жизнеспособность Церкви с самых ранних веков и ее постоянство. деятельность по сохранению церковной дисциплины. В ходе этой долгой разработки Греческая Церковь унифицирует свое законодательство, но мало что принимает за пределами своих границ. С другой стороны, Западная Церковь, за, пожалуй, единственным исключением Африки, делает успехи в развитии местной дисциплины и проявляет стремление согласовать конкретное законодательство с декреталами пап, канонами общих соборов и специальным законодательством. остальной части церкви. Несомненно, в вышеописанном сборнике канонов, являющемся результатом этого длительного дисциплинарного развития, мы встречаемся с поддельными декретами соборов и декреталями пап, даже с поддельными сборниками, например. грамм. Кол лекции псевдоапостольского законодательства. Тем не менее влияние этих апокрифических сочинений на другие канонические собрания было ограничено. Последние почти всегда состояли из подлинных документов. Каноническая наука в будущем питалась исключительно из законных источников, если бы около середины девятого века не появилось большее количество поддельных документов (Капитула Бенедикта Левита, Капитула Ангилрамни, Каноны Исаака Лангрского, прежде всего собрания Псевдо-Исидора (см. Ложные декреталии ). Но церковная бдительность не прекращалась; особенно на Западе, Церковь продолжала энергичный протест против упадка своей дисциплины; засвидетельствуйте многочисленные соборы, епархиальные синоды и смешанные собрания епископов и гражданских лиц, а также множества (более сорока)) новых канонических сборников с девятого до начала двенадцатого века, этот методический порядок предвещаеткий юридический университет веков, не включая предварительных сборников, которые, в свою очередь, часто входят в систему. апокрифических произведений девятого в ека, они кажутся испорченными в той степени, в которой они используют эти подделки.. Однако такое заражение влияет на критическую ценность этих коллекций, а не на легитимность законодательства, которое они демонстрируют. Хотя «Ложные декреталии», безусловно, повлияли на церковную дисциплину, теперь общепризнано, что они не вносили никаких существенных или конституционных изменений. Они используют более ясную формулировку некоторых правил конституции или чаще используются практики, применяемые до сих пор в повседневной жизни. Что касается длительного развития дисциплинарного законодательства, мы рассматриваем Поля Фурнье двойное течение. Немецкие коллекции, по-видимому, приспособлены приспособлением канонов к реальным местам времени и места; это особенно заметно в коллекции Burchard of Worms. С другой, итальянские сборники больше настаивают на правах первенства и вообще на духовной стороны папы. М. Фурнье указывает, как особенно влиятельную в этом смысле «Собрание в семидесяти четырех названиях». Обе тенденции встречаются и объединяются в творчестве Иво Шартрского. Таким образом, компиляции этой эпохи можно отнести к этим двум широким категориям. Однако мы не слишком настаиваем на этих взглядах, пока еще несколько условных, и приступаем к основному собранию следующего периода, следуя, как правило, хронологическому порядку.

Конец девятого века до Грациана (1139-50)

Эти два столетия церковные власти были весьма активны в своих попытках противостоять упадку христианской дисциплины; Свидетельство этого - частые соборы, смешанные собрания епископов и имперских чиновников и епархиальные синоды, декреты (капитулярии) часто публиковались епископами. В этот период было составлено много новых сборников канонов, около сорока из которых, как уже было сказано, нам известны.

Collectio Anselmo Dedicata

В его двенадцати книгах иерархия, суждения, церковные личности, духовные предметы (правила веры, заповеди, таинства, литургии) и люди, отделенные от церкви. Источниками являются «Дионисиана», «Испана», переписка (Registrum), Григория I и различные сборники гражданских прав. К сожалению, он также обратился к Псевдо-Исидору.

Несомненно, он посвящен Ансельму (833–897) и считается, что он был составлен в Италии в конце девятого века. Это определенно предшествует Бурхарду из Червей (1012–23), работа от которой зависит от коллекции. Автор неизвестен.

Собрание Регино из Прюма

Работа Регино из Прюма озаглавлена ​​«De ecclesiasticis disclinis etreligione Christianâ» (о церковной дисциплине и христианской религии). Согласно предисловию, он был составлен по приказу Ратбода, митрополита Трирского, как руководство для епископального использования во время епархиальных посещений.

Две его книги посвящены духовенству и церковной собственности, а именно. мирян. Книга начинается со списка (элементов) вопросов, которые указывают на наиболее важные моменты в глазах епископа. После этого катехизиса добавлены каноны и церковные авторитеты по каждому вопросу.

Коллекция была сделана около 906 года и, кажется, зависит от более ранней коллекции, отредактированной Рихтером, под названием «Antiqua Canonum collectio qua in libris de synodalibus causis compilandis usus est Regino Prumiensis» (Марбург, 1844).

"Capitula Abbonis"

Аббо, аббат Флери (умер в 1004 г.), посвященный Хьюгу Капету и его сыну Роберту Капету коллекцию в шесть пятьдесят глав.

Это касается духовенства, церковной собственности, монахов и их отношений с епископами. Помимо канонов и папских декреталов, Аббо использовал Капитулярии, римское гражданское право и законы вестготов; его коллекция необычна тем, что он включил в свой собственный контекст цитируемые им тексты.

"Collectarium Canonum" или "Libri decretorum" Бурхарда из Вормса

Эта коллекция состоит из двадцати книг, часто называемый Брокардусом, был составлен Бурхардом, духовным лицом Майнца, позднее епископом Вормсом (1002–10025 гг.), По предложению Брунихо, проректора Вормса, и с помощью Уолтера, епископа Шпейера и монаха Альберта. Бурхард очень внимательно следует следующая порядку: иерархия, литургия, таинства, деликты, санкции и уголовное судопроизводство. Девятнадцатая книга была известна как «Медикус» или «Корректор», потому что она касалась духовных недугов различных классов верующих; он был отредактирован в Bussordnungen der abendländischen Kirche (Лейпциг, 1851 г.). Двадцатый, в котором говорится о Провидении, предопределении и конце света, является, таким образом, теологическим трактатом.

Сборник, составленный между 1013 и 1023 годами (возможно, в 1021 или 1022 году), является не просто компиляцией, а пересмотром церковного закона с точки зрения реальных потребностей и попыткой примирить различные юридические антиномии. или противоречия. Бурхард является предшественником Грациана и, как и последний, был очень популярным канонистом своего времени. Он опирается на вышеупомянутые собрания девятого века и даже отмет к ним апокрифические документы и ошибочные атрибуции. Две только что описанные коллекции (Regino и Collectio Anselmo dedicata) были известны и широко использовались им. Псевдо-Исидор также предоставил ему более 200 предметов. Вся коллекция находится в Patrologia Latina, CXL.

"Collectio Duodecim Partium"

Еще не отредактированный, принадлежит неизвестному, вероятно немецкому, автору. Он включает в себя много работ Бурхарда, довольно точно следует его порядку и, как полагают некоторые, полагают его материал, хотя считают, что он старше Бурхарда.

Собрание в Семидесяти четырех книгах

Собрание в Семидесяти четырех книгах, или «Diversorum sententia Patrum», известное братьям Баллерини и Августину Тейнер предметом исследования Поля Фурнье. Он считает это компиляцией середины XI века, сделанной во время правления св. Лев IX (1048–54), и в окружении этого папы и Гильдебранда.

Он был хорошо известен в Италии и за ее пределами и предоставлял другим коллекциям не только их общий порядок, но и большую часть их материала. Фурнье его создателя Ансельма Луккского, Tarraconensis и Polycarpus, а также других указанных им собраний.

Собрание Ансельма Луккского

Это собрание разделено на тринадцать книг. Он основан на Бурхарде и "Collectio Anselmo dedicata" и создает множество апокрифических отрывков и папских указаний, которых нет в других собраниях.

Он не имеет предисловия; из начала (Incipit) рукописи Ватикана ясно, что Ансельм Луккский сложил труд во время понтификата и по приказу Папы Григория VII (умер в 1085 году). Он почти полностью перешел в Decretum of Gratian.

Коллекция кардинала Деусдедита

была разрешена использовать переписку (Registrum) Папы Григория VII, а также римские архивы.

Его работа посвящена Папе Виктору III (1086–1087 гг.), Преемнику Григория, и поэтому датируется периодом правления Виктора; его четыре книги о папском первенстве, римском духовенстве, церковной собственности и вотчине Петра отражают современные опасения папского окружения во время этой фазы конфликт инвестиций между Церковь и Священная Римская империя.

Собрание Бонизо

Бонисо, епископа Сутри около Пьяченцы, опубликовал, по-предположительно, немного позже 1089 года, собрание из десяти книг предшествовало в кратком предисловии, в котором рассматриваются катехизис и крещение, затем обязанности различных классов верующих: церковные правители и низшее духовенство, светские власти и их подданные, наконец, исцеление душ и покаянных канонов. Только четвертая книга (De excellentiâ Ecclesiæ Romanæ) нашла редактора, кардинала Май, в седьмом томе его «Nova Bibliotheca Patrum» (Рим, 1854 г.).

«Поликарп»

Сборник из восьми книг, так названный его автором, Грегори, кардиналом Сан-Крисогоно (qv), и посвященных Диего Гельмирес, архиепископ Компостеллы, в имени которого только начальная буква "Д." дано; Также известный как Дидак, он был приблизительной датой «Поликарпа» (ныне около 1113 года). Это зависит от Ансельма из Лукки и от «Collectio Anselmo dedicata» и вышеупомянутого «Сборника в семидесяти четырех книгах»; автор, однако, должен был иметь доступ к римским архивам.

Собрание Иво Шартрского

Иво Шартрского оказало заметное влияние на развитие канонического права (он умер в 1115 или 1117). Мы обязаны Полю Фурнье исследованием его юридической деятельности.

Он оставил нам:

  1. "Decretum", обширный репертуар из семнадцати частей и трех тысяч семисот шестидесяти глав; хотя его содержание грубо разделено на вышеупомянутые семнадцать рубрик, оно собрано вместе беспорядочно и, по-предположительно, представляет собой неусвоенные результаты исследований и исследований автора; отсюда было высказано предположение, что «Decretum» - это просто предварительный набросок «Panormia» (см. ниже), его материал в материале вбом виде. Тайнер не признает, что «Decretum» - это работа Иво; тем не менее, общепринято считать, что Иво является автором или, по крайней мере, руководил компиляцией. В нем можно найти почти весь Бурхард, а также множество канонических текстов, а также тексты римского и франкского права, собранные из итальянских источников. Фурнье датирует его между 1090 и 1095 годами. Он обнаружен в Patrologia Latina CLXI.
  2. «Панормиа», по общему признанию, работа Иво. Он намного короче «Decretum» (всего восемь книг), а также более компактен и упорядочен. Его материал взят из Decretum, но он предлагает некоторые дополнения, особенно в третьей и четвертой книгах. Похоже, что он был составлен около 1095 года и появляется в то время как своего методическая Сумма канонического права; с Берчардом они разделили популярность в следующие пятьдесят лет, т.е. е. до появления «Decretum» Грациана.
  3. «Tripartita», названная так из-за ее тройного деления, содержит в своей первой части папские декреталии еще Урбан II (умер 1099) и, следовательно, не более позднего времени; его вторая часть предлагает каноны соборов после текста «Hispana»; третья часть содержит отрывки из отцовских римского и франкского христианского.

Разнообразные сборники

Все три из этих вышеописанных сборников (Decretum, Panormia, Tripartita) потребовали и сокращения. Получли более свежим добавление к этим крупным сборникам и новым сочетаниям с другими подобными произведениями. Среди них:

  1. «Цезараугустана», названная так потому, что найдена в испанском картезианском монастыре около Сарагосы. По-видимому, он был составлен в Аквитании и не содержит папских декретов позднее Пасхалии II (умер в 1118 г.), что предполагает его более ранний состав. Пятнадцать его книг во многом заимствованы из «Decretum» Иво Шартрского.
  2. «Сборник в десяти частях», составленный во Франции между 1125 и 1130 годами, представляет собой расширенное издание «Панормиа».
  3. «Summa-Decretorum» Хаймо, епископа Шалон-сюр-Марн (1153 г.), предыдущее сокращение.
  4. Антоний Августин, ставший известным в шестнадцатом веке "Cæsaraugustana" раскрывает также существование "Tarraconensis", пришедшего к нему из испанского цистерцианского монастыря близ Таррагоны в шести книгах. Он не имеет документов после правления Григория VII (умер в 1085 году) и поэтому относится к концу одиннадцатого века; «цыганские корректоры », которыми мы обязаны (1572–85) официальным изданием «Corpus Juris canonici », использующим «Tarraconensis».
См. также
Последняя правка сделана 2021-05-15 14:49:39
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте