Collectio canonum Quesnelliana

редактировать
Collectio canonum Quesnelliana
Einsiedeln 191 fol. 3r.jpg Folio 3r from Einsiedeln, Stiftsbibliothek, Codex 191 (277), с декоративным титульным листом для аудитории Quesnelliana
Католическое духовенство
Язык
Датаок. 500
Жанр
ПредметХристология; ересь; Католическая доктрина; церковная и мирская дисциплина

Collectio canonum Quesnelliana - это обширное собрание канонических и доктринальных документов (разделенных на девяносто восемь глав), подготовленных (вероятно) в Риме где-то между 494 и (вероятно) 610. Впервые он был идентифицирован Пьером Питу и впервые отредактирован Паскье Кенелем в 1675 году, отсюда и свое современное название. В настоящее время используется стандартное издание , подготовленное Джироламо и Пьетро Баллерини в 1757 г..

Цель, происхождение и организация

В соответствии с характером содержания собрание можно условно разделить на три раздела: cc. I – V, содержащий соборные каноны основных соборов Востока и Африки IV века; cc. VI – LVII, представляющие собой длинную серию документов (в основном письма), относящихся к доктринальным спорам, возникшим из учений Пелагия и Целестия, а также Нестория и Евтихий - в центре этой серии находится досье (ок. XXV) с материалами, относящимися к Халкидонскому собору 451 г. - и вв. LVIII – XCVIII, собрание догматических и дисциплинарных писем, написанных Папой Львом I, многие из которых (особенно Томус Льва) были адресованы восточным фигурам в состязаниях Льва с евтихианским и Монофизиты ереси.

Вся коллекция, в которой основное внимание уделяется Халкидону и буквам Льва, совершенно очевидно задумана как манифест против акакийского раскола, в котором восточные епископы во главе с Акакием, патриарх Константинопольский, оспорил решения Халкидонского собора и христологию, изложенную в Томе папы Льва. Таким образом, составитель, по всей видимости, отобрал все документы, которые поддерживают доктринальное единство в целом и христологию Леонина в частности. Составитель Кенеллианы избегал включения сомнительных или поддельных документов, таких как так называемые симмаховые подделки и Decretum Gelasianum de libris recipiendis. Но, похоже, это и есть степень дискриминации, применявшейся при составлении Кенеллианы. На самом деле предыдущие ученые довольно пренебрежительно отзывались об общей организации Кенеллианы, характеризуя ее как что-то вроде шалости, лоскутного одеяла из нескольких старых и меньших коллекций, доступных компилятору. Однако, несмотря на свои организационные недостатки, Кенеллиана пользовалась некоторой популярностью в галльской церкви в течение восьмого века, а также большей части девятого, пока его не вытеснили более полные исторические коллекции (в частности, Collectio canonum Dionysio-Hadriana и псевдоисидорианские коллекции), возникшие в более поздний каролингский период.

Из больших хронологических канонических собраний, вышедших из раннего средневековья, Кенеллиана, возможно, является самой ранней и, после Collectio canonum Dionysiana и, вероятно, самый влиятельный. Он содержит латинские переводы восточных соборов, которые (за исключением Халкидонского) взяты из ныне утерянного собрания латинских канонов, составленных ок. 420. Это самое раннее латинское собрание соборных канонов четвертого и пятого веков было ранее известно ученым как versio Isidori или Collectio Maasseniana, но сегодня оно называется the. Коллекция / перевод Africano-Romanum предшествует конкурирующему латинскому переводу V века, который Дионисий Exiguus называл «приска» (на которой основана). И африканско-римские переводы, и переводы приски были в значительной степени вытеснены появлением, вскоре после 500 года, лучших переводов нескольких сборников Дионисия Экзигууса.

Точная дата создания Кенеллианы еще не установлена, но это не могло произойти раньше, чем появление Африкано-римского в первой половине пятого века; и не могло быть раньше даты выхода последнего документа Кенеллианы, Generale decretum Папы Геласия I (не путать с поддельным Decretum Gelasianum), датируемого 494 годом. Большинство историков признают братья Баллерини датируют Кенеллиану незадолго до конца V века, вероятно, во время понтификата Папы Геласия I (492–496).

Более старые ученые, начиная с балерини, утверждали, что Кенеллиана была галльской коллекцией, правда, в «римском колорите». Затем французские историки разработали теорию о том, что коллекция возникла в Арле, который в начале шестого века считался своего рода центром обмена каноническими материалами. Тем не менее, более поздние исследования, в большей степени подчеркивающие «римский колорит» Кенеллианы, приводили доводы в пользу итальянского, возможно, даже римского происхождения. Относительно недавняя работа (1985 г.) Джозефа Ван дер Спитена показала, что Кенеллиана или, по крайней мере, одна из ее составных частей (а именно досье de Nicée et de Sardique), возможно, использовались в качестве источника для коллекций Дионисия. Если это правда, это окончательно помещает Кенеллиану в Рим в течение первого десятилетия шестого века.

Важность и распространение

Кенеллиана особенно ценилась историками за большой объем корреспонденции Папы Льва I. Хотя точный характер исходного материала составителя для Леонинских писем все еще остается открытым. предметом споров, кажется, что по крайней мере некоторые из них основывались на очень старой традиции. Детлев Джаспер отмечает, что

составитель «Кенеллианы», похоже, особенно интересовался сочинениями Папы Льва. Он собрал буквы, которые были доступны, и положил их в конце своей коллекции под номерами LXVII - XCVIIII, хотя без какого-либо узнаваемого порядка или организации. [...] Основная цель составителя, похоже, заключалась в том, чтобы максимально увеличить количество букв Леонина в коллекции, и, следовательно, он уделял меньше внимания порядку или литературной форме своего материала.

Письма Льва представляют собой один из важнейших исторических источников доктринальных споров, волновавших церковь середины пятого века, особенно евтихийских споров, в основе которых лежали христологические споры, которые в конечном итоге привели к разделению восточной и западной церквей. Поскольку его коллекция леонинских писем более обширна, чем почти любая другая коллекция раннего средневековья, Кенеллиана представляет собой своего рода учебник по этому особенно важному доктринальному спору. Кроме того, он также содержит значительный набор документов, относящихся к ересям Пелагия, Целестия и Акакия (Кенеллиана, вв. VI – LVII), что делает его необычным каноническим собранием, поскольку он сосредоточен как на доктринальных вопросах, так и на дисциплинарных.

Поскольку Кенеллиана представляет собой учебник по полемике, охватившей раннюю латинскую церковь, можно было ожидать, что она не принесла много пользы епископам после седьмого века, когда последние остатки евтихианства и монофизитства были подавлены на Западе. Тем не менее Кенеллиана оставалась популярным произведением вплоть до девятого века, особенно во Франции. Скорее всего, это было из-за того, что в нем содержались многочисленные папские письма, посвященные дисциплинарным вопросам, которые сохраняли церковное значение на протяжении всего средневековья. Кенеллиана сыграла особенно важную роль в распространении писем Льва в западной канонической литературе и именно по этой причине сыграла важную роль в компиляциях псевдо-Исидора. Одно лишь свидетельство рукописи указывает на то, что Кенеллиана имела довольно широкое распространение в Галлии в течение восьмого и девятого веков; хотя, возможно, он уже нашел желанную аудиенцию у галльских или франкских епископов в шестом веке, когда он, возможно, использовался в качестве источника (наряду с Sanblasiana) для Collectio canonum Colbertina и Collectio canonum Sancti Mauri. К середине восьмого века Кенеллиана заняла свое место в качестве важного свода законов во франкском епископате, для которого она служила основным справочником во время влиятельного Вернейского собора в 755 году, над которым Пепин Короткий председательствовал. Таким образом, несмотря на то, что Кенеллиана, вероятно, обычно воспринималась как архаический документ, в котором много говорилось о доктринальных противоречиях, которые больше не имели значения, Кенеллиана продолжала оказывать значительное влияние на каноническую деятельность во Франции на протяжении восьмого и девятого веков.

Примечания

Последняя правка сделана 2021-05-15 14:48:54
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте