Канонический закон католической церкви

редактировать
Канонический закон католической церкви

канонический закон католической церкви (латинское : ius canonicum) - это система законов и правовых принципов, разработанная и соблюдаемая иерархическими властями. Католической церкви, чтобы регулировать ее внешнюю организацию и управление, а также направлять и направлять деятельность католиков в направлении миссии Церкви. Это была первая современная западная правовая система и старейшая непрерывно действующая правовая система на Западе, в то время как уникальные традиции восточного канонического права управляют 23 восточно-католической определенные церкви sui iuris.

Положительные церковные законы, основанные прямо или косвенно на неизменном божественном законе или естественном законе, получают формальную силу в случае универсальных законов от обнародование верховным законодателем - верховным понтификом, обладающим всей совокупностью законодательной, исполнительной и судебной власти в своем лице, или коллегией епископов действующим в общении с Папой - в то время как определенные законы получают формальную власть от принятия законодателем, находящимся ниже высшего законодателя, будь то рядовой или делегированный законодатель. Фактический предметный материал канонов не просто доктринальный или моральный по своей природе, но всеохватывающий человеческое состояние. В нем есть все обычные элементы зрелой правовой системы: законы, суды, юристы, судьи, полностью сформулированный правовой код для Латинской церкви, а также код для восточно-католических церквей, принципы юридического толкования и принудительные наказания. Ему не хватает гражданско-правовой силы в большинстве светских юрисдикций. Тех, кто сведущ в каноническом праве и профессора канонического права, называют канонистами (или, в просторечии, каноническими юристами ). Каноническое право как священная наука называется канонистикой .

Юриспруденция канонического права - это совокупность правовых принципов и традиций, в рамках которых действует каноническое право, а философия, теология и фундаментальная теория канонического права - это области философской, теологической и юридической науки, посвященные обеспечению теоретической основы канонического права как правовой системы и как истинного права.

Содержание

  • 1 Определения
    • 1.1 Этимология «канона»
  • 2 Источники канонического права
  • 3 Юридическая история и кодификация
    • 3.1 Ius antiquum
    • 3.2 Ius novum
    • 3.3 Ius novissimum
    • 3.4 Ius codicis
      • 3.4.1 Пио-бенедиктинский закон
      • 3.4.2 Закон Иоанна-Павла
    • 3.5 Восточный канонический закон
      • 3.5.1 Номинальные каноны
      • 3.5.2 Кодекс Каноны восточных церквей
  • 4 Юриспруденция канонического права
  • 5 Философия, теология и фундаментальная теория канонического права
  • 6 Канонистика, факультеты и институты
    • 6.1 Каноническое право и церковное служение
    • 6.2 Факультеты и институты канонического права
  • 7 Связанные термины
  • 8 Ссылки
    • 8.1 Цитаты
    • 8.2 Источники
  • 9 Внешние ссылки
    • 9.1 Тексты и переводы канонических кодификаций после 1917 года
      • 9.1.1 Со ссылками на согласования
      • 9.1.2 Без согласований
    • 9.2 Исторические тексты канонического права

Определения

Термин «каноническое право» (ius canonicum) регулярно использовался только с двенадцатого века.. Термин ius ecclesiasticum, напротив, относился к светскому праву, будь то имперскому, королевскому или феодальному, который регулирует отношения между государством и католической церковью. Термин corpus iuris canonici использовался для обозначения канонического права как правовой системы, начиная с тринадцатого века.

Другие термины, которые иногда используются как синонимы ius canonicum, включают ius sacrum, ius ecclesiasticum, ius divinum, и ius pontificium, а также sacri canones (священные каноны).

Церковный позитивный закон - это позитивный закон, который исходит из законодательной власти католической церкви в ее усилиях по управлению своими членами в соответствии с с Евангелием от Иисуса Христа. Фернандо делла Рокка использовал термин «церковно-позитивный закон» в отличие от гражданского позитивного права, чтобы провести различие между законодателями церкви и государства, каждый из которых издает «позитивный закон» в нормальном смысле.

Примерами церковного позитивного права являются пост во время литургического сезона Великого поста, а также религиозные деятели (монахи, монахини и т. Д.), Которым требуется разрешение своего начальства на издание книги.

Этимология слова «канон»

Слово «канон» происходит от греческого слова «канон», которое в своем первоначальном употреблении обозначало прямой стержень, позже использовалось для измерения стержня и в конечном итоге стало обозначать правило или норма. В 325 году, когда состоялся первый Вселенский собор, Никейский I, канон начал получать ограниченное юридическое обозначение закона , обнародованного синодом или Вселенский собор, а также собор отдельного епископа.

Источники канонического права

Термин «источник или источник канонического права» (fons iuris canonici) может быть использован в двоякий смысл: а) как формальная причина существования закона, и в этом смысле мы говорим о fontes essendi (лат. : «источники бытия») канонического права или законодателей; б) как материальный канал, через который законы передаются и становятся известными, и в этом смысле источники называются fontesognoscendi (латинское : «источники знания») или депозитариями, как источники истории.

История права и кодификация

Католическая церковь имеет старейшую непрерывно действующую правовую систему на Западе, намного позже римского права, но предшествующую эволюция современных европейских традиций гражданского права. То, что началось с правил ("канонов"), принятых Апостолами на Иерусалимском соборе в первом веке, превратилось в очень сложную правовую систему, включающую не только нормы Новый Завет, но некоторые элементы иврита (Ветхий Завет ), римского, вестготского, саксонского и кельтские правовые традиции. Известно, что до 1150 года было создано 36 сборников канонического права.

Историю латинского канонического права можно разделить на четыре периода: ius antiquum, ius novum, ius novissimum и Кодекс Юриса Каноники. Что касается Кодекса, то историю можно разделить на ius vetus (все законы до Кодекса 1917 года) и ius novum (закон кодекса или ius codicis).

Восточный канон Закон восточно-католических церквей, которые разработали несколько различных дисциплин и практик, подверглись собственному процессу кодификации, в результате чего был принят Codex Canonum Ecclesiarum Orientalium, обнародованный в 1990 году Папа Иоанн Павел II.

Св. Раймонд Пеньяфорский (1175–1275), испанский доминиканский священник, является покровителем канонистов, благодаря его важному вкладу в каноническое право в кодификации Decretales Gregorii IX. Среди других святых покровителей - св. Иво Шартрский и иезуит Св. Роберт Беллармин.

Ius antiquum

Изображение страниц из Decretum Burchard of Worms, книги канонического права XI века.

Период канонической истории, известный как ius antiquum («древний закон»), продолжается от основания церкви до времен Грациана (середина 12 века). Этот период можно далее разделить на три периода: время от апостолов до смерти Папы Геласия I (496 г. н.э.), конец V века до фальшивого собрания IX века и длились до времен Грациана (середина 12 века).

В Ранней Церкви первые каноны были изданы епископами, объединенными в "Вселенские "соборы (Император созывает всех известных епископов мира, по крайней мере, с согласия епископа Рима ) или" местных "соборов (епископов регион или территория). Со временем эти каноны были дополнены декреталами епископов Рима, которые были ответом на сомнения или проблемы в соответствии с максимой «Roma locuta est, causa finita est» («Рим сказал, случай закрыто"). Распространенное заблуждение, католическая энциклопедия связывает это высказывание с святым Августином, который на самом деле сказал совсем другое: «jam enim de hac causa duo concilia missa sunt ad sedem apostolicam; inde etiam rescripta venerunt; causa finita est» ( что примерно переводится как: «есть два собора, ибо теперь это дело, переданное на Апостольский престол, откуда также пришли письма, дело было завершено») в ответ на еретическое пелагианство время.

В первом тысячелетии Римской церкви каноны различных вселенских и поместных соборов были дополнены декреталами пап ; они были собраны в коллекции.

Ius novum

Грациан,. «Отец канонического права»

Период канонической истории, известный как Ius novum («новый закон») или средний период охватывает время от Грациан на Трентский собор (середина XII века - XVI век).

Поддельные соборные каноны и папские указы были собраны в собрания, как неофициальные, так и официальные. В 1000 году не было книги, которая пыталась обобщить весь свод канонического права, систематизировать его полностью или частично. Первая поистине систематическая коллекция была собрана камальдолезским монахом Грацианом в 11 веке, широко известная как Decretum Gratiani («Указ Грациана»), но первоначально называвшаяся Соответствие противоречивых канонов (Concordantia Discordantium Canonum). До Грациана не существовало «юриспруденции канонического права» (системы юридических толкований и принципов). Грациан является основателем канонической юриспруденции, за что ему было присвоено звание «Отец канонического права». Грациан также оказал огромное влияние на историю естественного права в его передаче древних доктрин естественного права в схоластику.

Каноническое право значительно расширилось с 1140 по 1234 год. После этого оно замедлилось., кроме законов местных советов (область канонического права, нуждающаяся в стипендии), и светских законов дополнены. В 1234 году Папа Григорий IX обнародовал первое официальное собрание канонов, названное Decretalia Gregorii Noni или Liber Extra. За этим последовали Liber Sextus (1298) из Бонифация VIII, Клементины (1317) из Климента V, Extravagantes Joannis XXII и Extravagantes Communes, все они следовали той же структуре, что и Liber Extra. Все эти собрания вместе с Decretum Gratiani вместе именуются Corpus Iuris Canonici. После завершения Corpus Iuris Canonici последующее папское законодательство было опубликовано в периодических томах под названием Bullaria.

. В тринадцатом веке римская церковь начала собирать и систематизировать свое каноническое право, которое после тысячелетие развития превратилось в сложную и трудную систему интерпретации и перекрестных ссылок. Официальными собраниями были Liber Extra (1234 г.) Папы Григория IX, Liber Sextus (1298 г.) Бонифация VIII и Клементины (1317 г.), подготовленные для Климента V., но опубликовано Иоанном XXII. Они были адресованы университетам папскими письмами в начале каждого сборника, и эти тексты стали учебниками для начинающих канонических юристов. В 1582 году был составлен сборник Decretum, Extra, Sext, Clementines и Extravagantes (то есть декреталии пап от Папы Иоанна XXII до Папы Римского. Сикст IV ).

Ius novissimum

Третий канонический период, известный как ius novissimum («новейший закон»), простирается от Трентского собора до провозглашения Кодекса канонического права 1917 года, вступившего в законную силу в 1918 году. Однако начало действия us novissimum не является общепринятым. Доктор Эдвард Н. Петерс утверждает, что ius novissimum фактически начался с Liber Extra Григория IX в 1234 году.

Ius codicis

Пьетро Кардинал Гаспарри, архитектор Кодекса канонического права 1917 года

Четвертый период канонической истории - это период наших дней, начатый с обнародования Кодекса канонического права 1917 года 27 мая 1917 года.

Бенедикт XV в своей булле об обнародовании ссылается на motu proprio Arduum sane, которое было издано Пием X 17 марта 1904 года и положило начало Кодексу 1917 года. В этом памятном заявлении покойный понтифик изложил причины, побудившие его как верховного пастыря душ, заботящегося обо всех церквях, предусмотреть новую кодификацию церковных законов с целью «собрать воедино порядок и ясность. все законы Церкви, изданные до сих пор, удаляя все те, которые были признаны отмененными или устаревшими, адаптируя другие к нуждам времени и вводя новые в соответствии с настоящими потребностями. "

Это иногда упоминается как ius codicis («закон кодекса») или, по сравнению со всеми предшествующими ему законами, ius novum («новый закон»). Время от времени Папский совет по законодательным текстам выпускает аутентичные интерпретации кодекса. Папа иногда вносит поправки в текст кодексов.

Пио-бенедиктинский закон

К XIX веку каноническое законодательство включало около 10 000 норм. Многие из них было трудно совместить друг с другом из-за изменений обстоятельств и практики. Ситуация вынудила Папу Пия X издать первый Кодекс канонического права, единый том с четко сформулированными законами. Под эгидой кардинала Пьетро Гаспарри была завершена Комиссия по кодификации канонического права при Бенедикте XV, который обнародовал Кодекс 27 мая 1917 года, вступивший в силу 29 мая 1918 года. Работа, начатая Пием X, иногда называлась «Пио-бенедиктинским кодексом», но чаще Кодексом 1917 года, чтобы отличить его от более позднего Кодекса 1983 года который заменил его. При его подготовке многовековые материалы были исследованы, тщательно проверены на предмет подлинности ведущими экспертами и максимально согласованы с противоположными канонами и даже другими кодексами, от Кодекса Юстиниана до Кодекса Наполеона.

Закон Иоанна-Павла

В последующие десятилетия некоторые части Кодекса 1917 года были отретушированы, особенно при Папе Пии XII. В 1959 году Папа Иоанн XXIII вместе с намерением созвать Второй Ватиканский Собор объявил, что Кодекс 1917 года будет полностью пересмотрен. В 1963 году комиссия, назначенная для выполнения этой задачи, решила отложить реализацию проекта до завершения работы совета. После закрытия Второго Вселенского Собора Ватикана (II Ватикан) в 1965 году стало очевидно, что Кодекс необходимо будет пересмотреть в свете документов и теологии Второго Ватикана. Когда работа, наконец, началась, потребовалось почти два десятилетия изучения и обсуждения проектов различных разделов, прежде чем Папа Иоанн Павел II смог обнародовать пересмотренное издание, которое вступило в силу 27 ноября 1983 года и было обнародовано через апостольская конституция Sacrae Disciplinae Leges от 25 января 1983 года. Этот закон, содержащий каноны 1752 года, в настоящее время является обязательным для Латинской церкви.

. Эта кодификация называется Кодекс канонического права 1983 года, чтобы отличить его от Кодекса 1917 года. Как и предыдущая кодификация, он применяется к католикам Латинской церкви.

Как действующий в настоящее время закон для Латинской церкви, он составляет большую часть Ius vigens (латинское : «действующий закон»).

Восточный канонический закон

Восточный канонический закон - это закон 23 католических sui iuris определенных церквей восточно-католических традиция. Восточное каноническое право включает в себя как общие традиции всех восточно-католических церквей, в настоящее время в основном содержащиеся в Кодексе канонов восточных церквей, так и особый закон, свойственный каждому человеку sui iuris Особая восточно-католическая церковь. Возникнув на основе канонов отдельных соборов и писаний отцов Восточной церкви, восточное каноническое право развивалось во взаимодействии с византийскими римскими законами, что привело к составлению номоканонов. Восточное каноническое право отличается от латинского канонического права, которое развивалось отдельной линией в остатках Западной Римской Империи под прямым влиянием Римского Понтифика, и теперь в основном кодифицировано в 1983 г. Кодекс канонического права.

Номоканоны

Номоканон (номоканон) - это собрание церковного права, состоящее из элементов как гражданского права (номои) и канонический закон (канонес). Подобного рода коллекции встречаются только в восточном праве. Греческая церковь имеет два основных номоканонических собрания: «Номоканон Иоанна Схоластика» шестого века и «Номоканон в 14 титулах», который датируется периодом правления византийского императора Ираклия (r. 610–641), созданный путем слияния Collectio tripartita (собрание императорского закона Юстиниана) и «Канонической синтагмы» (церковных канонов). Последний долгое время пользовался уважением и вошел в состав Русской Церкви, но постепенно был вытеснен «Номоканоном Фотия » в 883 году. Фотий систематически составлял каноны Востока, составляющие аналог канонов Востока. Грациан на западе. Его сборник из двух частей, хронологический сборник синодальных канонов и его номоканонический пересмотр с обновленными гражданскими законами, стал классическим источником древнего канонического права для Греческой церкви.

Кодекс канонов Восточных церквей

Для восточных католиков два раздела восточного канонического права уже были при папе Пии XII в виде кратких канонов. Эти части были пересмотрены как часть применения решения Папы Иоанна XXIII о проведении общего пересмотра церковного канонического права; в результате 1 октября 1991 г. впервые вступил в силу отдельный Кодекс для членов восточно-католических церквей (Апостольская конституция Sacri Canones от 18 октября 1990 г.). Кодекс канонов восточных церквей, как его называют, отличается от латинского Кодекса канонического права 1983 года в вопросах, в которых расходятся восточные и латинские традиции, таких как терминология, дисциплина, касающаяся иерархические должности и совершение таинств.

Юриспруденция канонического права

Изображение встречи Римской Роты

Институты и практика канонического права соответствовали правовому развитию большей части Европы, а следовательно, и современному гражданское право и общее право несут влияние канонического права.

Со времен Этельберта [скажем, с 600 года] английское право находилось под таким влиянием римского права, которое вошло в традиции католической церкви.

Большая часть законодательного стиля был адаптирован из римского права, особенно юстиниана. После «падения» Римской империи и вплоть до возрождения римского права в 11 веке каноническое право служило наиболее важной объединяющей силой среди местных систем в традиции гражданского права. Католическая церковь разработала инквизиторскую систему в средние века. Канонисты ввели в постримскую Европу концепцию высшего закона высшей справедливости, превышающего сиюминутный закон государства.

В одной из своих тщательно продуманных речей в Сенате США г-н. Чарльз Самнер говорил о «щедрой презумпции общего права в пользу невиновности обвиняемого»; однако следует признать, что такую ​​презумпцию нельзя найти в англосаксонском праве, где иногда презумпция, кажется, была Иначе говоря, в совсем недавнем деле в Верховном суде Соединенных Штатов, дело Coffin, 156 US 432, указывается, что эта презумпция была полностью установлена ​​в римском праве и сохранена в каноническом праве.

Основными каноническими источниками права являются Кодекс канонического права 1983 года, Кодекс канонов Восточных церквей и Пастор Бонус. Другие источники включают апостольские конституции, motibus propriis, частный закон и - с одобрения со компетентный законодатель - обычай. Чтобы закон имел юридическую силу, должен быть опубликован. Более поздний и противоположный закон отменяет предыдущий закон.

Канонисты сформулировали интерпретирующие нормы права для магистерского (не законодательного) толкования канонических законов. Подлинное толкование - это официальное толкование закона, изданного законодателем, и имеющее силу закона.

Философия, теология и фундаментальная теория канонического права

Summa theologica, Pars secunda, prima pars. (копия Петера Шеффера, 1471 г.)

Хотя каноническая юриспруденциальная теория в целом следует принципам аристотелевской -томистической философии права, Фомы Аквинского в своем Трактате о праве в явной форме не обсуждает место канонического права. Однако сам Фома Аквинский находился под влиянием канонического права. Хотя многие канонисты без возражений применяют томистское определение закона (lex) к каноническому праву, некоторые авторы оспаривают применимость определения томистического к каноническому праву, утверждая, что его применение приведет к обеднению экклезиологии и развращают сверхъестественный конец канонического права.

В десятилетия после Второго Ватиканского Собора многие канонисты призывали к более теологической, а не философской концепции. канонического права, признавая «тройную связь между богословием, философией и каноническим правом». Некоторые авторы считают каноническое право по сути теологическим, а дисциплину канонического права - как богословскую дисциплину, но монсеньор. Карлос Хосе Эррасурис утверждает, что «в определенном смысле вся постсоборная каноническая наука продемонстрировала богословскую озабоченность в самом широком смысле, то есть тенденцию более четко определять место юридического в тайне Церкви»

.

Фундаментальная теория канонического права - это дисциплина, охватывающая основы канонического права в самой природе церкви. Фундаментальная теория - это новая дисциплина, которая принимает в качестве объекта «существование и природу того, что является юридическим в Церкви Иисуса Христа ». Дисциплина стремится лучше объяснить природу закона в церкви и участвует в богословских дискуссиях в пост- соборном католицизме и стремится бороться с «постсоборным антииридизмом».

Канонистика, факультеты и институты

Ученые степени по каноническому праву присваиваются JCB (Юрис Каноничи Baccalaureatus, бакалавр канонического права, обычно принимается в качестве аспиранта), J.C.L. (Iuris Canonici Licentiatus, Лицензиат канонического права ) и J.C.D. (Доктор Юрис Каноничи, доктор канонического права ), а также те, кто имеет степень J.C.L. и выше обычно называются «канонистами» или «канонистами». Из-за его специализированного характера, ученые степени в области гражданского права или теологии являются нормальным предварительным условием для изучения канонического права. Каноническое право как область называется Канонистика .

Каноническое право и церковная канцелярия

В соответствии с Кодексом канонического права 1983 года все студенты семинарии должны проходить курсы канонического права.. Некоторые церковные должностные лица должны иметь докторскую степень (JCD ) или, по крайней мере, лицензиата (JCL ) по каноническому праву для выполнения своих функций: судебные викарии; судьи; поборники справедливости; защитники связи ; канонические защитники. Кроме того, генеральные викарии и епископские викарии должны быть врачами или, по крайней мере, иметь лицензию в каноническом праве или богословии. Обычно епископы должны иметь ученую степень (докторскую или хотя бы лицензионную) в области Священного Писания, богословия или канонического права.

Факультеты и институты канонического права

НомерУниверситетНазвание организацииГородСтрана
1
Католический университет Западной Африки Высший институт канонического праваАбиджан Кот-д'Ивуар
2
Католик Университет Центральной Африки Автономный факультет канонического праваЯунде Камерун
3
Факультет канонического праваКиншаса Демократическая Республика Конго
4
Университет Сент-Пол Факультет Каноническое правоОттава Канада
5
Папский университет Мексики Факультет канонического праваМехико Мексика
6
Католический университет Америки Школа канонического права Вашингтон, округ Колумбия США
7
Папский католический университет Аргентины Факультет канонического права святого Турибия МонгровехоБуэнос-Айрес Аргентина
8
Папский высший институт канонического праваРио де Жанейро Бразилия
9
Институт канонического права отца доктора Джузеппе Бенито ПегорароСан-Паулу Бразилия
10
Папский университет Ксавиериана Факультет канонического праваБогота Колумбия
11
Св. Папский институт теологии Петра Центр исследований канонического праваБангалор Индия
12
Дхармарам Видья Кшетрам Институт восточного канонического праваБангалор Индия
13
Средняя школа мудрецов Факультет канонического праваБейрут Ливан
14
Папский и Королевский университет Санто-Томаса Факультет канонического праваМанила Филиппины
15
Католикский университет Левен Факультет Каноническое правоЛевен Бельгия
16
Католический университет Лувена Факультет канонического праваЛувен-ла-Нев Бельгия
17
Брно Чешская Республика
18
Католический институт де Пари Факультет канонического праваПариж Франция
19
Страсбургский университет Институт канонического праваСтрасбург Франция
20
Католический университет Тулузы Факультет Каноническое правоТулуза Франция
21
Мюнхенский университет Людвига-Максимилиана Институт канонического права Клауса МёрсдорфаМюнхен Германия
22
Мюнстерский университет Факультет канонического праваМюнстер Германия
23
Католический университет Пазмани Петер Институт канонического праваБудапешт Венгрия
24
Колледж Святого Патрика Факультет канонического праваМейнут Ирландия
25
Папский григорианский университет Факультет канонического праваВатикан Ватикан
26
Папский Латеранский университет Факультет канонического праваВатикан Ватикан
27
Папский университет Святого Фомы Аквинского (Ангеликум) Факультет канонического праваРимИталия
28
Папский университет Антониана Факультет канонического праваРим Италия
29
Папский университет Урбаниана Факультет Каноническое правоВатикан Ватикан
30
Папский салезианский университет Факультет канонического праваРим Италия
31
Папский восточный институт Факультет восточного канонического праваВатикан Ватикан
32
Папский университет Святого Креста Факультет канонического праваВатикан Ватикан
33
Studium Generale Marcianum Факультет канонического права Святого Пия XВеник e Италия
34
Папский университет Иоанна Павла II Факультет канонического праваКраков Польша
35
Люблинский католический университет Иоанна Павла II Факультет права, канонического права и администрацииЛюблин Польша
36
Варминско-Мазурский университет в Ольштыне Теологический факультетОльштын Польша
37
Университет кардинала Стефана Вышинского в Варшаве Факультет канонического праваВаршава Польша
38
Католический университет Португалии Высший институт канонического праваЛиссабон Португалия
39
Папский университет Комильяс Факультет канонического праваМадрид Испания
40
Факультет канонического праваМадрид Испания
41
Университет Наварры Факультет канонического праваПамплона Испания
42
Папский университет Саламанки Факультет канонического праваСаламанка Испания
43
Католический университет Валенсии Святой Винсент Мученик Факультет канонического праваВаленсия Испания

Связанные термины

  • значок Портал католицизма

Ссылки

Цитаты

Источники

Внешние ссылки

Wikisource содержит текст Католической энциклопедии 1913 года статьи Каноническое право.

Тексты и переводы канонических кодификаций после 1917 года

Со ссылками на соответствия

Без согласований

Историческое каноническое право тексты

Последняя правка сделана 2021-05-14 05:43:42
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте