Cal Tjader | |
---|---|
Справочная информация | |
Имя при рождении | Каллен Рэдклифф Tjader младший |
Родился | (1925-07-16) 16 июля 1925 г.. г. Луис, Миссури, США |
Происхождение | Сан-Матео, Калифорния, США |
Умер | 5 мая 1982 г. (1982-05-05) (56 лет). Манила, Филиппины |
Жанры | Джаз, Латинский джаз, бибоп, Афро-кубинский джаз, Красивая музыка |
Род занятий | Вибрафонист, барабанщик, перкуссионист, композитор руководитель группы |
Инструменты | Вибрафон, ударная установка, фортепиано, тимбалы, бонго, конга, литавры |
Годы активности | 1948–1982 |
Лейблы | Fantasy, Verve, Skye, Concord Records |
Связанные действия | Квинтет Кал Тядера Модерн Мамбо, Квартет Кал Тядера |
Каллен Рэдклифф Тейдер младший (; 16 июля 1925 - 5 мая 1982) был американским латино-джазовым музыкантом, известным как самый успешный нелатиноамериканский латиноамериканский музыкант. Он исследовал другие джазовые идиомы, продолжая исполнять музыку Кубы, Карибского бассейна, Мексики и Латинской Америки.
Тджадер играл в основном на вибрафоне, но хорошо играл на барабанах, бонго, конгах, литавры и фортепиано. Он работал со многими музыкантами из разных культур. Его часто связывают с развитием латиноамериканского рока и эйсид-джаза. Хотя сплав джаза с латинской музыкой часто называют «латинским джазом» (или, ранее, «афро-кубинским джазом »), в творчестве Тядера оба стиля свободно колебались. Его Грэмми в 1980 году за альбом La Onda Va Bien завершил карьеру, которая длилась более сорока лет.
Каллен Рэдклифф Тьядер младший родился 16 июля 1925 г. в Санкт-Петербурге. Луис, штат Миссури, на гастроли шведско-американских водевилей. Его отец танцевал чечетку, а его мать играла на пианино, команда мужа и жены ехала из города в город со своей труппой, чтобы заработать на жизнь. Когда ему было два года, родители Тядера поселились в Сан-Матео, Калифорния, и открыли танцевальную студию. Его мать (которая мечтала стать концертным пианистом) обучила его классическому фортепиано, а отец научил его танцевать чечетку. Он выступал в районе залива как «Тджадер-младший», чечеточник вундеркинд. Он исполнил короткую молчаливую роль, танцуя вместе с Биллом «Боджанглз» Робинсоном в фильме «Белое темное облако радости».
Он присоединился к группе Dixieland и играл в районе залива. В шестнадцать лет он принял участие в конкурсе Джина Крупа соло на барабанах, дойдя до финала и в конечном итоге выиграв, сыграв "Drum Boogie". Победа была омрачена событием того утра: японские самолеты бомбили Перл-Харбор.
Тьядер вошел в ВМС США в 1943 году в возрасте 17 лет. До марта 1946 года он служил санитаром в Тихоокеанском театре. Он участвовал в пяти вторжениях, включая кампанию на Марианских островах и битву на Филиппинах. По возвращении он поступил в Государственный колледж Сан-Хосе на G.I. Билл, по специальности педагог. Позже он перешел в Государственный колледж Сан-Франциско, все еще собираясь преподавать. Там он брал уроки литавры, его единственное формальное музыкальное образование.
В штате Сан-Франциско он познакомился с Дэйвом Брубеком, молодым пианистом, только что вернувшимся из армии. Брубек познакомил Тейдера с Полом Десмондом. Трое присоединились к большему количеству игроков и сформировали Dave Brubeck Octet с Тьядером на барабанах. Хотя группа записала только один альбом (и у нее было ужасно много времени на поиски работы), запись считается важной из-за ее раннего взгляда на этих великих джазовых музыкантов, которые вскоре станут легендарными. После того, как октет распался, Тьядер и Брубек сформировали трио, исполняя джазовые стандарты в надежде найти больше работы. Трио Дэйва Брубека преуспело и стало неотъемлемой частью джазовой сцены Сан-Франциско. В это время Тядер сам научился играть на вибрафоне, чередуя его с барабанами в зависимости от песни.
Брубек получил серьезные травмы в результате несчастного случая при нырянии в 1951 году на Гавайях. и трио было вынуждено раствориться. Тядер продолжил работу с трио в Калифорнии с басистом Джеком Уиксом из трио Брубека и пианистами Джоном Марабуто или Винсом Гуаральди, записав свой первый 10-дюймовый LP в качестве лидера с ними для Fantasy, но вскоре работал с Альвино. Рей и получил степень в штате Сан-Франциско. Джазовый пианист Джордж Ширинг нанял Тейдера в 1953 году, когда Джо Роланд покинул его группу. Эл Маккиббон в то время был членом группы Шеринга, и он и Тейдер поощряли Стремясь добавить кубинских перкуссионистов. Тьядер играл на бонго, а также на вибрации: "Drum Trouble" была его сольной особенностью бонго. Down Beat по результатам опроса критиков 1953 года назвал его лучшей новой звездой на вибрации. 10 "LP в качестве лидера был записан для Savoy в то время, а также его первый LP Latin Jazz for Fantasy 10". Находясь в Нью-Йорке, басист Эл МакКиббон взял Тейдера на концерт афро-группы. Кубинские биг-бэнды во главе с Мачито и Чико О'Фаррилл, оба стояли на переднем крае зарождающейся латыни джазовый звук. В Нью-Йорке он встретил Монго Сантамария и Уилли Бобо, которые в то время были членами оркестра Тито Пуэнте.
Вскоре Тьядер ушел из Shearing после выступления в джаз-клубе Сан-Франциско Blackhawk. В апреле 1954 года он сформировал квинтет Cal Tjader Modern Mambo Quintet. Участниками были братья Мануэль Дюран и Карлос Дюран на фортепиано и басу соответственно, на тимбале, бонго и конга, и Эдгард Росалес на конгах (Луис Миранда заменил Росалеса после первого года обучения). Вернувшись в Сан-Франциско и записывая для Fantasy Records, группа быстро выпустила несколько альбомов, в том числе Mambo с Tjader.
Увлечение Мамбо достигло апогея в конце 1950-х, что стало благом для карьеры Тядера. В отличие от экзотики из Мартина Денни и Ле Бакстера, музыка объявляется "впечатлениями" Океании (и других регионов), групп Тядера с участием опытных кубинских исполнителей и первоклассных джазовых талантов, знающих обе идиомы. Он записал несколько известных прямолинейных джазовых альбомов для Fantasy, используя различные названия групп, в первую очередь Cal Tjader Quartet (состоящий из басиста Джина Райта, барабанщика и пианиста Винса Гуаральди ). Тядера иногда причисляют к джазовому саунду West Coast (или "cool "), хотя его ритмы и темп (как латынь, так и бибоп) имели мало общего с его работой. джазменов из Лос-Анджелеса Джерри Маллиган, Чет Бейкер или Арт Пеппер.
Тьядер и его группа открыли второй Монтерейский джазовый фестиваль в 1959 году с нашумевший "превью" концерт. Первый фестиваль сильно пострадал. Тядеру приписывают большую распродажу билетов на второй фестиваль и спасение знаменательного фестиваля еще до того, как он действительно начался. Квинтет Modern Mambo распался через пару лет. Tjader сформировал еще несколько небольших комбо-групп, регулярно играющих в таких джаз-клубах Сан-Франциско, как Blackhawk.
После почти десятилетней записи для Fantasy, Tjader подписал контракт с с более известной Verve Records, основанной Норманом Гранцем, но принадлежавшей тогда MGM. Пользуясь роскошью больших бюджетов и опытным продюсером звукозаписи Кридом Тейлором в кабине управления, Тейдер записал разнообразную серию альбомов. В годы Verve Тядер работал с аранжировщиками Оливером Нельсоном, Клаусом Огерманом, Эдди Пальмиери, Лало Шифрин, Дон Себески и исполнители Уилли Бобо, Дональд Берд, Клэр Фишер, молодой Чик Кориа, Джимми Хит, Кенни Баррелл, Хэнк Джонс, Анита О'Дей, Армандо Пераза, Джером Ричардсон и другие. Тядер впервые записался с оркестрами биг-бэндов и даже выпустил альбом, основанный на азиатских гаммах и ритмах.
Его самым большим успехом стал альбом Soul Sauce (1964). Его заглавный трек, кавер Диззи Гиллеспи, над которым Тейдер играл более десяти лет, стал хитом на радио (попал в топ-20 влиятельной поп-музыкальной станции Нью-Йорка WMCA в мае 1965 года.), и попал в топ-50 альбомов 1965 года Billboard. Названный "Guachi Guaro" (бессмысленная фраза на испанском), Тядер превратил композицию Gillespie / Chano Pozo в что-то новое. (Название "Soul Sauce" произошло из-за предложения Тейлора более запоминающегося названия и наблюдения Вилли Бобо о том, что версия Тейдера была острее оригинала.) Узнаваемый звук песни - это комбинация сделанных выносков. Бобо («Salsa ahi na ma... sabor, sabor!») и четкие флюиды Tjader работают. Альбом был продан тиражом более 100 000 копий и популяризировал слово сальса в описании латинской танцевальной музыки.
1960-е годы были самым плодотворным периодом Тядера. При поддержке крупного звукозаписывающего лейбла Verve он мог позволить себе расширять и расширять свой репертуар. Наиболее очевидным отклонением от его звучания латинского джаза были «Несколько оттенков нефрита» (1963) и последующий «Бриз с востока» (1963). В обоих альбомах была сделана попытка объединить джаз и азиатскую музыку, так же как Тьядер и другие сделали с афро-кубинским. Результат был отвергнут критиками и назван не более чем устаревшей экзотикой, которая появилась и ушла в предыдущее десятилетие.
Другие эксперименты было не так легко отклонить. Тьядер объединился с жителем Нью-Йорка Эдди Палмиери в 1966 году для создания El Sonido Nuevo («Новый звук»). Сопутствующий LP был записан для контрактного лейбла Palmieri, Tico, под названием Bamboleate. В то время как предыдущие работы Тядера часто отвергались как «Latin lounge », здесь дуэт создал более мрачный и зловещий звук. Cal Tjader Plays The Contemporary Music Of Mexico And Brazil (1962), выпущенный во время повального увлечения босса-новой, фактически пошел против тренда, вместо этого использовав более традиционные аранжировки из прошлого двух стран. В конце 1960-х Тьядер вместе с гитаристом Габором Сабо и Гэри МакФарландом помогли основать недолговечный лейбл Skye. Для творчества Тядера этого периода характерны Solar Heat (1968) и Tjader Plugs In (1969), предшественники эйсид-джаза.
В 1970-е годы Тядер вернулся на Fantasy Records., лейбл, с которого он начал в 1954 году. Охватывая звук джаз-фьюжн, который в то время становился отдельным поджанром, он добавил в свой состав электронные инструменты и начал использовать рок-биты в своих аранжировках. Его самый известный альбом в этот период - Amazonas (1975) (спродюсированный бразильским перкуссионистом Аирто Морейра ). Он сыграл в саундтреке к анимационному фильму 1972 года Кот Фриц, особенно в треке под названием «Mamblues». В 1976 году Tjader записал несколько живых выступлений, проведенных в Соборе Грейс, Сан-Франциско. Как и на шоу Monterey Jazz Festival, он исполнил смесь джазовых стандартов и латинских аранжировок. Позже он совершил поездку по Японии с саксофонистом Артом Пеппером, последний оправлялся от алкогольной и наркотической зависимости.
Карл Джефферсон, президент Concord Records, создала дочерний лейбл Concord Picante для продвижения и распространения работ Тядера. В отличие от его экскурсий в 1960-х и его попыток джаз-рока в 1970-х, работа Тядера на Concord Picante была в основном прямолинейным латинским джазом. От электронных инструментов и рок-битов отказались, вернувшись к более «классическому» звучанию. В течение предыдущего десятилетия он собрал первоклассную команду молодых музыкантов, его лучший состав со времен Modern Mambo Quintet 1950-х годов, с Марком Левином на фортепиано, Роджером Гленном на флейте, Винс Латеано на барабанах, на басу и Пончо Санчес на конгах.
Тьядер записал пять альбомов для Concord Picante, самым успешным из которых стал La Onda Va Bien (1979) (примерно «Хорошая жизнь»), спродюсированный Карлом Джефферсоном и Фрэнком Доррити, который в 1980 году получил премию Грэмми за лучшую латинскую запись. Часть A в "Sabor" Тядера - это 2-3 onbeat / offbeat guajeo, за вычетом некоторых нот.
Отрывок из "Sabor" Жуана Донато в аранжировке Марка Левина в исполнении Кэла Тядера.Тьядер умер во время турне. По дороге со своей группой в Манила он потерял сознание от сердечного приступа и умер 5 мая 1982 года в возрасте 56 лет.
Наследие Тядера связано с наследием Габор Сабо и Гэри МакФарланд, которые вместе работали и основали Skye Records (в архиве PANDORA записано Сабо без острый акцент). Американская хип-хоп группа A Tribe Called Quest взяла сэмплы из песни Кэла "Aquarius" в качестве завершающей части к большинству песен альбома Midnight Marauders. По данным WhoSampled.com, более 80 треков содержат сэмплы Cal Tjader.
С Брю Мур