Латинский джаз | |
---|---|
Стилистическое происхождение | Афро-кубинский джаз: . афро-бразильский джаз: .
|
культурное происхождение | Куба ; Нью-Йорк, США; и Бразилия |
Региональные сцены | |
|
Латинский джаз - это жанр джаза с латиницей Американские ритмы. Две основные категории: афро-кубинский джаз, ритмически основанный на кубинской популярной танцевальной музыке, с ритм-секцией, использующей паттерны остинато или клав, и Афро-бразильский джаз, который включает босса-нова и самба.
Афроамериканская музыка начала включать афро-кубинские музыкальные мотивы в XIX веке, когда хабанера (кубинское контраданца ) приобрела международную популярность. Хабанера была первой письменной музыкой, ритмически основанной на африканском мотиве. Ритм хабанера (также известный как конго, танго-конго или танго ) можно рассматривать как комбинацию тресилло и бэкбита. Винтон Марсалис считает тресилло новоорлеанским «клавом», хотя технически это всего лишь половина клавы.
Тресилло. Играть Ритм Хабанеры."Св. Louis Blues "(1914) WC Handy имеет басовую партию habanera-tresillo. Хэнди отметил реакцию на ритм habanera, включенный в" Maori "Уилла Х. Тайлера:" Я заметил, что это было внезапная, гордая и грациозная реакция на ритм... Белые танцоры, как я их заметил, приняли номер спокойно. Я начал подозревать, что в этом ритме было что-то негроидное ». Отметив подобную реакцию на тот же ритм в« La Paloma », Хэнди включил этот ритм в свой« St. Louis Blues », инструментальной копии« Memphis Blues », припева« Beale Street Blues »и других композиций. Джелли Ролл Мортон считал tresillo-habanera (который он называл испанским оттенком ), чтобы быть неотъемлемой частью джаза. Ритм хабанеры можно услышать в его левой руке в таких песнях, как "The Crave" (1910, запись 1938).www.pedo
Теперь в одной из моих самых ранних мелодий, «Новоорлеанский блюз», вы можете заметить испанский оттенок. На самом деле, если вам не удастся добавить оттенки испанского в свои мелодии, вы никогда не сможете получить правильную приправу, я называю это, для джаза - Мортон (1938: Библиотека Конгресса).
Джелли Ролл МортонХотя точное происхождение джазовой синкопии, возможно, никогда не будет известно, есть свидетельства того, что habanera-tresillo присутствовал при его зарождении. Бадди Болден, первому известному джазовому музыканту, приписывают создание большой четверки, паттерна на основе хабанеры. Большая четверка (ниже) была первым синкопированным паттерном бас-барабана, который отклоняться от стандартного марша в такт. Как показывает пример ниже, вторая половина паттерна большой четверки - это ритм хабанера.
Паттерн "большой четверки" Бадди БолденаМожно с уверенностью сказать, что в целом более простые африканские ритмические паттерны выжили в джазе... потому что их можно было легче адаптировать к европейским ритмическим концепциям. Некоторые выжили, другие были отброшены по мере развития европеизации. Это также может объяснить тот факт, что такие узоры, как [tresillo have]... оставалась одним из наиболее полезных и распространенных синкопированных паттернов в джазе - Schuller (1968).
Кубинское влияние очевидно во многих джазовых мелодиях до 1940-х годов, но ритмически все они основаны на одноклеточных мотивах, таких как тресилло, и не содержат явной двухклеточной структуры клаве. «Караван », написанный Хуаном Тизолом и впервые исполненный в 1936 году, является ранней прото-латинской джазовой композицией. Это не на клаве.
Первая джазовая пьеса, которая явно основана на in-clave, и, следовательно, первая Настоящая латинская джазовая пьеса - «Танга» (1943), написанная Марио Бауза и записанная Мачито и его афро-кубинцами в том же 1943 году. Первоначально мелодия была Descarga ( Cuban jam) с наложенными джазовыми соло, спонтанно сочиненными Бауза.
Правая рука пианино "Tanga" guajeo выполнена в стиле, известном как ponchando, тип гуаджо без арпеджио с использованием блочных аккордов. Подчеркивается последовательность точек атаки, а не последовательность различных шагов. В качестве аккомпанемента его можно играть строго повторяющимся образом или как разнообразный мотив, подобный джазовой композиции. Следующий пример выполнен в стиле записи Мачито 1949 года. 2–3 клаве, фортепиано Рене Эрнандеса.
«Танга» в стиле Мачито и его афро-кубинцев (запись 1949). 2–3 клаве, фортепиано: Рене Эрнандес.Первая дескарга, которая привлекла внимание всего мира, восходит к репетиции Machito 29 мая 1943 года в бальном зале Park Palace, на 110-й улице и 5-я авеню. В это время Мачито находился в Форт-Диксе (Нью-Джерси) на четвертой неделе базовой подготовки. Накануне в клубе La Conga Марио Бауза, трубач и музыкальный руководитель Мачито услышали, как пианист Луис Варона и басист Хулио Андино исполняют композицию El Botellero и аранжировки кубинец Жильберто Вальдес, который будет служить постоянным знаком (завершением танца) мелодии.
В этот понедельник вечером доктор Бауза наклонился над пианино и поручил Вароне сыграть на том же пианино-вампире, что и накануне вечером. Левая рука Вароны начала знакомство с El Botellero Жилберто Вальдеса. Затем Бауза проинструктировал Хулио Андино, что играть; затем саксофоны; затем трубы. Звуки рваных аккордов вскоре начали превращаться в афро-кубинскую джазовую мелодию. Затем альт-саксофон Джина Джонсона воспроизводил джазовые фразы, похожие на восточные. Афро-кубинский джаз был изобретен, когда Бауза сочинил «Tanga» (африканское слово, обозначающее марихуану) вечером 1943 года.
После этого, когда бы ни играла «Tanga», она звучала по-разному, в зависимости от индивидуальность солиста. В августе 1948 года, когда трубач Говард МакГи солировал с оркестром Мачито в Театре Аполло, его импровизация к «Танге» вылилась в «Город Ку-Боп», мелодию, которая была записана на лейбле Roost Records несколько месяцев спустя. Джемы, которые проходили в Royal Roots, Bop City и Birdland между 1948 и 1949 годами, когда Говард МакГи, тенор-саксофонист Брю Мур, Чарли Паркер и Диззи Гиллеспи сидели с оркестром Machito, были необдуманными и раскованными., неслыханные ранее джем-сейшны, которые в то время церемониймейстер Симфони Сид называл афро-кубинским джазом.
Десяти- или пятнадцатиминутные джемы оркестра Мачито были первыми в латинской музыке, которые оторвались от традиционные записи продолжительностью менее четырех минут. В феврале 1949 года оркестр Machito стал первым, кто создал прецедент в латиноамериканской музыке, когда в пятиминутной записи «Tanga» выступил тенор-саксофонист Флип Филлипс. Двенадцатидюймовый 78 об / мин, часть альбома The Jazz Scene, продавался за 25 долларов - Salazar (1997).
3-2 clave ( Play ) и 2-3 clave ( Play ), написанные в сокращенном времениМарио Бауза разработал концепцию и терминологию 3-2 / 2-3 clave. Аккордовая прогрессия может начинаться с обеих сторон клавы. Когда прогрессия начинается с трех сторон, говорится, что песня или секция песни находятся в 3–2 клаве. Когда аккорд начинается с двух сторон, это 2–3 клаве. В Северной Америке диаграммы сальсы и латино-джаза обычно представляют клаве в двух тактах: время сокращения (2/2); Скорее всего, это влияние джазовых условностей. Когда клаве написано в двух тактах (см. Выше), переход от одной клавной последовательности к другой является вопросом изменения порядка тактов.
Бобби Санабриа, барабанщик Баузы, цитирует несколько важных нововведений группы Мачито:
Бауза представил бибоп новатор Диззи Гиллеспи кубинскому барабанщику конга Чано Посо. «Manteca » - первый джазовый стандарт, ритмически основанный на клаве. «Manteca» была написана в соавторстве с Диззи Гиллеспи и Чано Позо в 1947 году. По словам Гиллеспи, Посо создал многослойный, контрапунктный гуахео (Афро-кубинские остинатос ) раздела А и введения, а Гиллеспи написал мост. Ритм мелодии секции A идентичен обычному mambo паттерну звонка.
Вверху: начальные такты мелодии «Manteca ». Внизу: обычный mambo паттерн колокольчика (2-3 clave ).31 марта 1946 года Стэн Кентон записал «Machito», написанную его соавтором / аранжировщиком Pete Rugolo, которую некоторые считают первой записью латиноамериканского джаза американских джазовых музыкантов. Группа Kenton была дополнена Иваном Лопесом на бонго и Эудженио Рейесом на маракасах. Позже, 6 декабря того же года, Стэн Кентон записал аранжировку афро-кубинской мелодии «The Peanut Vendor » с участниками ритм-секции Мачито. Кенни Дорхэм «Minor's Holiday», «Basheer's Dream», Хэнк Мобли «Recado» Джазовая мелодия Босса-Нова и Сабу Мартинеса развивала афро-кубинский джаз с 50-х до 60-х годов.
Монго Сантамария 1969Кубинский перкуссионист Монго Сантамария впервые записал свою композицию "Afro Blue" в 1959 году. "Афро" Blue »был первым джазовым стандартом, построенным на типичном африканском три-против-два (3: 2) кросс-ритм, или hemiola. Песня начинается с многократно повторяющейся бас-гитары. 6 перекрестных ударов на каждый такт 12/8 или 6 перекрестных ударов на 4 основных удара - 6: 4 (две ячейки по 3: 2). В следующем примере показана оригинальная басовая партия ostinato "Afro Blue". Обрезанные заголовки указывают на основные доли (не на басовые ноты), по которым вы обычно постукиваете ногой, чтобы «отсчитывать время».
Басовая партия "Afro Blue" с основными долями, обозначенными косыми нотными головками.Босанова - гибридная форма, основанная на ритме самбы, но под влиянием европейской и американской музыки Дебюсси джазу США. Босанова возникла в 1950-х годах, во многом благодаря усилиям бразильцев Антонио Карлоса Жобима и Жоао Жилберту. Его самая известная песня, возможно, - «Девушка из Ипанемы » в исполнении Жилберто и его жены Аструд Гилберто. Хотя музыкальный стиль произошел от самбы, он более сложен по гармонии и менее ударен. Босанова возникла в основном из престижных прибрежных районов Рио-де-Жанейро, в отличие от происхождения самбы в фавелах Рио. Некоторые подобные элементы уже были очевидны, даже оказав влияние на западную классическую музыку, например, Кубинская увертюра Гершвина, имеющая характерный «латинский» клаве ритм. Влияние на босанову стилей джаз, таких как крутой джаз, часто обсуждается историками и фанатами, но такая же «крутая чувствительность» очевидна.
Босса-нова была разработана в Бразилии в середине 1950-х годов, и за ее создание приписывают такие художники, как Джонни Альф, Антонио Карлос Жобим и Жоао Жилберто.. Одной из первых песен была «Бим-Бом » (Жильберто). Босанова стала популярной благодаря «Саудаде да Баия» Доривала Каимми и записи Элизете Кардозу «Чега де Саудаде » на Canção do Amor Demais LP, составленный Винисиусом де Мораесом (тексты) и Антонио Карлосом Жобимом (музыка). Песня была вскоре выпущена Жилберто.
Первые релизы Гилберто и всемирно популярный фильм 1959 года Orfeu Negro («Черный Орфей», музыка Луиса Бонфа ) принесли значительную популярность этому музыкальному стилю. в Бразилии и других странах Латинской Америки, который распространился на Северную Америку благодаря посещению американских джазовых музыкантов. Получившиеся в результате записи Чарли Берда и Стэна Гетца укрепили его популярность и привели к всемирному буму с Getz / Gilberto 1963 года, многочисленными записями известных джазовых исполнителей, таких как Элла Фицджеральд (Элла Абраса Жобим ) и Фрэнк Синатра (Фрэнсис Альберт Синатра и Антонио Карлос Жобим ). С тех пор стиль босса-нова сохраняет прочное влияние в мировой музыке в течение нескольких десятилетий и даже до настоящего времени.
Первый сингл босса-новы, получивший международную популярность, был, пожалуй, самым успешным за все время, запись Гетца / Гилберто 1964 года "The Girl From Ipanema ", отредактированная, чтобы включить только пение Аструд Жилберто, тогдашняя жена Жилберто. Жанр выдержит существенное «разбавление» популярными артистами в течение следующих четырех десятилетий.
Раннее влияние на босса-нову оказала песня "" французского певца Анри Сальвадора, снятая в итальянском фильме 1957 года Europa di notte Алессандро Блазетти. ; песня была распространена в Бразилии и позже перепела бразильские исполнители Eumir Deodato (Los Danseros en Bolero - 1964) и Caetano Veloso (Outras Palavras - 1981). В 2005 году Анри Сальвадор был удостоен награды, которую он получил от певца и министра культуры Жилберто Хиля в присутствии президента Лулы за его влияние на бразильскую культуру.
Так называемый «босса-нова клаве» (или «бразильский клаве») играет на ободе малого барабана ударной установки в босса-нове. Ритм паттерна аналогичен ритму son clave, но вторая нота на двух сторонах задерживается на один импульс (subdivision). Образец показан ниже в 2/4, как он написан в Бразилии. В североамериканских картах он, скорее всего, будет написан вовремя.
Рисунок обода малого барабана Bossa nova ( Play ).По словам барабанщика Бобби Санабриа, бразильский композитор Антонио Карлос Жобим, разработавший этот рисунок, считает его просто ритмический мотив, а не clave (шаблон ). Позже Жобим сожалел, что латиноамериканские музыканты неправильно понимали роль этого шаблона босса-нова.
Бразильский перкуссионист Аирто Морейра стал профессиональным музыкантом в 13 лет. Он завоевал признание как участник самба-джаза. пионеры Sambalanço Trio и за его знаковую запись Quarteto Novo с Hermeto Pascoal в 1967 году. Вскоре после этого он последовал за своей женой Флорой Пурим в Соединенные Штаты. Оказавшись в США, Airto ввела афро-бразильские фольклорные инструменты в широкий спектр джазовых стилей, чего раньше не делали. В Chick C Из оригинальной группы Return to Forever orea, Аирто смог продемонстрировать свое мастерство самбы на нескольких ударных инструментах, включая ударную установку. Однако термины джазовая самба или латиноамериканский джаз слишком ограничивают лейбл для музыкальных жанров, в которых Airto участвовала в США в 1970-е годы. Аирто играл в двух самых важных авангардных электджазовых группах того времени - Miles Davis и Weather Report. Он также выступал на более популярных альбомах, таких как CTI Records. Помимо энергичных ритмических текстур, Airto добавил перкуссионный цвет, используя колокольчики, шейкеры и свистки, чтобы создать вызывающие воспоминания текстуры тембра. Airto проложил путь для других авангардных бразильских музыкантов, таких как Hermeto Pascoal, на джазовую сцену Северной Америки.
Еще один бразильский перкуссионист-новатор - Нана Васконселос. Васконселос внес вклад в четыре альбома Джона Хассела с 1976 по 1980 год (включая Possible Musics Брайана Ино и Хассела), а позже - в несколько Pat Metheny Group работает и Ян Гарбарек концерты с начала 1980-х до начала 1990-х годов. В 1984 году он появился на альбоме Пьера Фавра Singing Drums вместе с Полом Мотианом. Он также появляется в альбоме Арильда Андерсена "If You Look Enough" с Ральфом Таунером. Васконселос сформировал группу под названием Codona с Доном Черри и Коллином Уолкоттом, которые выпустили три альбома в 1978, 1980 и 1982 годах. В то время как Васконселос использует афро-бразильские ритмы и инструменты, как ему нравится Airto, выходят за рамки бразильского джаза и латинского джаза.
По сравнению с прямолинейным джазом, В латинском джазе используется прямой ритм (или «четные восьмые»), а не колебательный ритм. В раннем латинском джазе редко использовался бэкбит, но в современных формах он сочетается с клавой. conga, timbale, güiro, бонго и клавы - это ударные инструменты часто используется вместо барабанной установки ..
Латинская джазовая музыка, как и большинство типов джазовой музыки, может исполняться в малых или больших группах. Небольшие группы или комбо часто используют формат бибоп, ставший популярным в 1950-х годах в Америке, где музыканты играют стандартную мелодию, многие музыканты играют импровизированное соло, а затем все снова играют эту мелодию. Известные биг-бэнды латинского джаза включают Афро-латинский джазовый оркестр Артуро О'Фарилла. В латино-джазовых коллективах перкуссия часто используется в соло. Современные латинские джазовые произведения таких музыкантов, как Hermeto Pascoal, в основном сочинены для этих небольших групп, с сольными перкуссионными соло, а также с множеством духовых инструментов.
Мы играем джаз с латинскими нотками, вот и все. - Тито Пуэнте