Апис (божество)

редактировать
Древнеегипетское божество
Апис
Louvres-antiquites-egyptiennes-p1020068.jpg Статуя Аписа, Тридцатая династия Египта (Лувр)
Имя в иероглифах
V28 Aa5 . Q3 E1
, или .
G39
, или .
Aa5 . Q3 G43
, или .
Aa5 . Q3
СимволБык

В древнеегипетской религии, Апис или Хапис (Древнеегипетский : ḥjpw, реконструировано как древнеегипетский * / ˈħujp? w / с неизвестной конечной гласной>средне-позднеегипетский ˈħeʔp (? w), коптский : ϩ ⲁⲡⲉ ḥapə), альтернативно записываемый Хапи-анкх, был священным быком , которому поклонялись в регионе Мемфиса, идентифицированным как сын Хатор, основное божество в пантеоне Древнего Египта. Первоначально ему была отведена значительная роль в ее поклонении, принесении в жертву и возрождении. Позже Апис также служил посредником между людьми и другими могущественными божествами (первоначально Птах, позже Осирис, затем Атум ).

Бык Апис был важным священным животным для Древние египтяне. Как и в случае с другими священными животными, значение Аписа возрастало с течением веков. Во время колонизации завоеванного Египта греческие и римские авторы много говорили об Аписе, о знаках, по которым узнавался черный теленок, о том, как он выглядел. зачатие луча с неба, его дом в Мемфисе (с судом для его поведения), способ предсказания его действий, его смерть, траур по его смерти, его дорогостоящее погребение и радость по всей стране, когда был обнаружен новый Апис. Раскопки Огюста Мариетта в Серапеуме в Саккаре обнаружили гробницы более шестидесяти животных, начиная со времен Аменхотепа. III к животному династии Птолемеев. Первоначально каждое животное хоронили отдельно. гробница с построенной над ней часовней.

Содержание
  • 1 История поклонения
  • 2 Вестник Птаха
  • 3 Погребение
  • 4 От животного к человеку
  • 5 Современное использование
  • 6 См. Также
  • 7 Ссылки
  • 8 Дополнительная литература
  • 9 Внешние ссылки
История поклонения

Поклонение быку Апис, которое древние египтяне считали святым, было известно со времен Первая династия в Мемфисе, в то время как поклонение Апису как истинному богу, по крайней мере, согласно Aegyptiaca Манефона, похоже, было более поздним принятием, предположительно начатым во время правления короля Кайэха (возможно Небра ) Второй династии.

Апис упоминается на очень ранних памятниках, но мало что известно о божественном животном до Нового царства. Церемониальные захоронения быков указывают на то, что ритуальное жертвоприношение было частью поклонения древним коровьим божествам, Хатхор и Летучей мыши, а бык мог представлять ее потомство, короля, ставшего божеством после смерти. Его называли «обновлением жизни» мемфитского божества Птах : но после смерти он стал Осораписом, то есть Осирисом Аписом, так же, как мертвые люди были ассимилированы Осирисом, правителем подземного мира. Этот Осорапис был отождествлен с Сераписом позднего эллинистического периода и вполне может быть идентичен ему. Проводя параллели со своими религиозными верованиями, древнегреческие писатели идентифицировали Апис как воплощение Осириса, игнорируя связь с Птахом.

Апис был самым популярным из трех великих культов быков древнего Египта., остальные являются культами Мневиса и Бучиса. Все они связаны с поклонением Хатхор или Летучей мыши, подобным основным богиням, разделенным по регионам до объединения, которое в конечном итоге слилось в Хатор. Поклонение Апису продолжалось греками, а после них римлянами и длилось почти до 400 г.

Вестник Птаха
Священная процессия Аписа Осириса Ф.А. Бриджмена

Это животное было выбрано, потому что оно символизировало храброе сердце, великую силу и боевой дух короля. Апис стал считаться проявлением короля, поскольку быки были символами силы и плодородия, качеств, которые тесно связаны с королевской властью. «Сильный бык его матери Хатор » был обычным титулом для египетских богов и царей мужского пола, не использовался для женщин, служивших царем, например Хатшепсут.

Еще во времена Нармер Палитра, король изображен с бычьим хвостом с одной стороны, а бык сшибает стены города с другой.

Иногда Апис изображался с символом солнечного диска его матери, Хатор, между его рогами, являясь одним из немногих божеств, когда-либо связанных с ее символом. Когда диск был изображен на его голове с рогами внизу и треугольной отметкой на лбу, было предложено анх. Этот символ всегда был тесно связан с Хатор.

Раньше Апис был глашатаем (wḥm ) Птаха, главного божества в районе Мемфиса. Как проявление Птаха, Апис также считался символом короля, олицетворяющим царские качества. В регионе, где поклонялись Птаху, крупный рогатый скот демонстрировал белые узоры на их в основном черных телах, и поэтому зародилось поверье, что у теленка Apis должен быть определенный набор знаков, соответствующих его роли. Требовалось наличие белой треугольной отметки на лбу, белого египетского стервятника на спине, отметки скарабея под языком, белого форма полумесяца на правом боку и двойные волоски на хвосте.

Теленок, соответствующий этим признакам, был выбран из стада, принесен в храм, получил гарем коров и ему поклонялись как аспекту Птаха. Считалось, что корова, которая была его матерью, зачала его от вспышки молнии с небес или от лунных лучей. К ней также относились особым образом, и ей было дано особое захоронение. В храме Апис использовался как оракул, а его движения интерпретировались как пророчества. Считалось, что его дыхание исцеляет от болезней, а его присутствие дает силу окружающим. В храме было создано окно, через которое его можно было видеть, и в определенные праздники его вели по улицам города, украшенные драгоценностями и цветами.

Апи или Хапи (Apis, Taureau Consacré a la Lune), N372.2, Бруклинский музей
Погребение

Подробная информация о ритуале мумификации священного быка записаны в Apis papyrus. Иногда тело быка мумифицировали и фиксировали в стоячем положении на фундаменте из деревянных досок.

К периоду Нового Царства останки священных быков были захоронены на кладбище Саккара. Самое раннее из известных захоронений в Саккаре было совершено во время правления Аменхотепа III его сыном Тутмосом ; после этого рядом были похоронены еще семь быков. Рамсес II инициировал захоронения Аписа в том, что сейчас известно как Серапеум, подземный комплекс погребальных камер в Саккаре для священных быков, место, которое использовалось на протяжении всей остальной истории Древнего Египта в правление Клеопатры.

Стела, посвященная Апису, датируемая 21 годом Псамтика I (около 644 г. до н.э.)

Хэмвесет, священником Рамсес II (ок. 1300 г. до н.э.) раскопал большую галерею, которую нужно совместить с гробницами; еще одну подобную галерею добавил Псамтик I. Тщательное документирование возраста животных в более поздних случаях с датами их рождения, возведения на престол и смерти пролило много света на хронологию, начиная с Двадцать второй династии и далее. Часто записывают имя коровы-матери и место рождения теленка. саркофаги огромных размеров, и захоронение, должно быть, повлекло за собой огромные расходы. Поэтому примечательно, что древние религиозные лидеры умудрились похоронить одно из животных на четвертом году Камбиза II.

. Апис был защитником умершего и был связан с фараоном. Рога украшают некоторые гробницы древних фараонов, а Апис часто изображался на частных гробах как могущественный защитник. Как форма Осириса, правителя подземного мира, считалось, что пребывание под защитой Аписа даст человеку контроль над четырьмя ветрами в загробной жизни.

От животного к человеку
Бюст эллинисто-египетского божества Сераписа, римская копия оригинала Бриаксиса, стоявшего в Серапионе Александрия, Музеи Ватикана Египетский амулет представляет львов или Апис, Художественный музей Уолтерса. Маска мумии священного быка со священным диском Хатор, Художественно-исторический музей

Согласно Арриану, Апис был одним из египетских божеств Александра Великого, которого умилостивили принесением жертвы во время захвата Древнего Египта у персов. После смерти Александра его генерал Птолемей I Сотер приложил усилия для интеграции египетской религии с религией новых эллинских правителей. Политика Птолемея заключалась в том, чтобы найти божество, которое могло бы заслужить уважение обеих групп, несмотря на проклятия египетских религиозных лидеров против божеств предыдущих иностранных правителей (т.е. Сет, превозносимый гиксосами ). Безуспешно Александр попытался использовать для этой цели Амона, но это божество было более заметным в Верхнем Египте, а не в Нижнем Египте, где Греки имели более сильное влияние. Поскольку греки мало уважали божеств с головами животных, греческая статуя была создана как идол и объявлена ​​антропоморфным эквивалентом очень популярного Аписа. Он был назван Асер-хапи (то есть Осирис-Апис), который стал Серапис, а позже, как говорили, полностью представлял Осириса, а не только его Ka.

Самое раннее упоминание о Серапис находится в подлинной сцене смерти Александра из царских дневников. Здесь у Сераписа есть храм в Вавилоне, и он настолько важен, что он один назван тем, с кем консультируются от имени умирающего Александра. Присутствие этого храма в Вавилоне радикально изменило восприятие мифологий этой эпохи, хотя было обнаружено, что несвязанное вавилонское божество Эа было названо Серапси, что означает царь глубин, и именно Серапси является упоминается в дневниках, а не Серапис. Однако значение этого Серапси в психике эллинов из-за его причастности к смерти Александра, возможно, также способствовало выбору Осириса-Аписа в качестве главного птолемеевского божества во время их оккупации Древнего Египта.

Согласно Плутарху, Птолемей украл статую из Синопа, получив во сне указание Неизвестного Бога принести статую в Александрия, где статуя была объявлена ​​«Сераписом» двумя религиозными экспертами. Среди этих экспертов был один из Eumolpidae, древнего семейства, из которого иерофант из Элевсинских мистерий традиционно выбирался еще до появления каких-либо исторических источников. Другим экспертом предположительно был ученый египетский священник Манефон, что повысило признание как египтян, так и греков.

Плутарх может быть неверным, однако, поскольку некоторые египтологи утверждают, что Синоп в отчете Плутарха - это холм Синопейон, название, данное месту существующего Серапеума в Мемфисе. Также, согласно Тациту, Серапис (то есть Апис, явно идентифицированный как Осирис полностью) был божеством-покровителем деревни Ракотис, прежде чем она внезапно расширилась в великую столицу «Александрию».

Разумеется, представленная греками статуя изображала полностью человеческую фигуру, похожую на Аида или Плутона, причем оба они были королями греческого подземного мира. Фигура была возведена на трон с модием, который представляет собой корзину или мерило зерна, на его голове, греческий символ, обозначающий страну мертвых. Он также держал скипетр, указывающий на власть, и Цербер, привратник подземного мира, покоился у его ног. У него также было что-то вроде змея в основании, что соответствовало египетскому символу верховной власти, урей.

со своей (то есть, Осирис) женой, Исидой, и их сын (на данный момент истории) Гор (в форме Гарпократа ), Серапис занял важное место в греческом мире, достигнув Древнего Рима, причем Анубис идентифицирован как Цербер. Культ просуществовал до 385 года, когда христиане разрушили Серапеум в Александрии, и впоследствии культ был запрещен Фессалоникским эдиктом.

Современное использование

Фармацевтическая компания Novo Nordisk использует Apis в качестве логотипа.

В современном Египте весь район города Александрия назван в честь быка Аписа.

См. Также
Ссылки
Дополнительная литература
  • Ж.- Ф. Брюне, Apis Burial Conundrum XXII и XXV династий, в: Journal of the Ancient Chronology Forum 10 (2005), 26-34.
  • М. Ибрагим, en D. Rohl, Apis and the Serapeum, в: Journal of the Ancient Chronology Forum 2 (JACF 1988) 6–26.
  • Марк Смит, Следуя за Осирисом: перспективы загробной жизни Осириса с четырех тысячелетий. Oxford University Press, 2017.
  • Ad Thijs, The Ramesside Section of the Serapeum, SAK 47, 2018.
  • Дороти Дж. Томпсон, Мемфис под птолемеями, второе издание. Princeton, 2012.
  • Jacques Vandier, Memphis et le taureau Apis dans le papyrus Jumilhac (на французском языке), в: Jean Sainte Faire Garnot (ed), Mélanges Mariette. Cairo, 1961.
  • Жан Веркуттер, Короли Напатана и поклонение Апису, в: KUSH 8 (1960), 62-76.
  • R. Л. Вос, Ритуал бальзамирования Apis: П. Виндоб. 3873. Leuven, 1992.
Внешние ссылки
Викискладе есть материалы, связанные с Apis.
Последняя правка сделана 2021-06-11 20:27:03
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте