Золотой теленок

редактировать
идол (культовый образ), созданный израильтянами, когда Моисей поднялся на гору Сина Поклонение Золотому тельцу - Изображение из Hortus deliciarum из Геррада из Ландсберга (12 век)

Согласно Библии, золотой теленок (עֵגֶּל הַזָהָב 'ēggel hazāhāv) был идолом (культовым изображением ), созданным израильтянами, когда Моисей подошел к Гора Синай. В иврите этот инцидент известен как ḥēṭ ’ha‘ēggel (חֵטְא הַעֵגֶּל) или Грех тельца . Впервые он упоминается в Исход 32: 4.

Поклонение быку было распространено во многих культурах. В Египте, откуда согласно повествованию Исход недавно пришли евреи, Апис Бык был сопоставимым объектом поклонения, который, по мнению некоторых, евреи возрождали в пустыне; в качестве альтернативы, некоторые полагают, что Бог Израиля ассоциировался или изображался как божество теленка / быка в процессе религиозной ассимиляции и синкретизма. Среди соседей египтян и евреев на древнем Ближнем Востоке и в Эгейском море, зубр, дикий бык, широко почитался, часто как Лунный Бык и как существо El.

Содержание

  • 1 Библейское повествование
    • 1.1 Исключение левитов и массовых казней
  • 2 Другие упоминания в Библии
  • 3 Золотые тельцы Иеровоама в Вефиле и Дане
  • 4 Еврейские взгляды
  • 5 Исламское повествование
  • 6 Критика и интерпретация
    • 6.1 Как поклонение богатству
  • 7 В массовой культуре
    • 7.1 Одноименные субъекты
    • 7.2 Другие
  • 8 См. Также
  • 9 Примечания
  • 10 Внешние ссылки

Библейское повествование

Поклонение Золотому тельцу Филиппино Липпи (1457–1504)

Когда Моисей взошел на гору Синай, чтобы получить Десять заповедей (Исход 24: 12–18 ), он оставил израильтян на сорок дней и сорок ночей. Израильтяне боялись, что он не вернется, и потребовали, чтобы Аарон сделал их "богами", чтобы они шли впереди них (Исход 32: 1 ). Аарон собрал золотые серьги и украшения израильтян, соорудил «литого тельца», и они объявили: «Это [будут] твои боги, о Израиль, которые вывели тебя из земли Египетской». (Исход 32: 4)

Аарон построил жертвенник перед тельцом и провозгласил следующий день праздником Господа. Итак, на следующий день они встали рано и "принесли всесожжения и принесли мирные жертвы ; и народ сели есть и пить, и встал играть. " (Исход 32: 6) Бог сказал Моисею, что израильтяне собирались делать в лагере, что они быстро свернули с пути, который повелел им Бог, и он собирался уничтожить их и создать новый народ от Моисея. Моисей умолял и умолял их пощадить (Исход 32: 11–14 ), и Бог «раскаялся в том зле, которое, по Его словам, сотворит со Своим народом».

Моисей спустился с горы, но, увидев тельца, разгневался и бросил две каменные скрижали, разбив их. Моисей сжег золотого тельца в огне, растер его в порошок, рассыпал по воде и заставил израильтян выпить его. Когда Моисей спросил его, Аарон признался, что собрал золото и бросил его в огонь, и сказал, что оно вышло как теленок (Исход 32: 21–24 ).

Исключение левитов и массовые казни

В Библии записано, что колено левитов не поклонялось золотому тельцу. «Моисей стоял у ворот стана и сказал:« Кто на стороне Господа, пусть подойдет ко мне ». И все сыновья Левия собрались к нему. И он сказал им: «Так говорит Господь, Бог Израилев: положите каждый меч свой на бедро его, и ходите взад и вперед. от ворот до ворот по всему стану, и убивайте каждого брата своего, и каждого товарища своего, и каждого своего ближнего. И сыновья Левия сделали по слову Моисея; и пало в тот день из народа около трех тысяч человек »(Исход 32: 26–28 )

Другие упоминания в Библии

Моисей уничтожил таблицы (акварель 1896–1902 гг., автор Джеймс Тиссо )

Золотой теленок упоминается в Неемии 9: 16–21.

«Но они, наши предки, стали высокомерными и упрямыми, и они не подчинялись вашим приказам. Они отказались слушать и не смогли вспомнить чудеса, которые вы совершили среди них. Они стали упрямыми и в своем восстании назначили лидера, чтобы вернуться в свое рабство. Но вы прощающий Бог, милостивый и сострадательный, медленный на гнев и преизобилующий любовью. Поэтому ты не оставил их, даже когда они бросили себе образ тельца и сказали: «Это твой бог, который вывел тебя из Египта», или когда они совершили ужасные богохульства.

«Из-за вашего великого сострадания вы не оставили их в пустыне. Днем столп облако не преминуло вести их по пути, ни столп огненный ночью светить на пути, по которому они должны были идти. Вы дали свой добрый Дух, чтобы наставлять их. Ты не удерживал свою манну из их уст и давал им воду от жажды. Сорок лет вы поддерживали их в пустыне; им ни в чем не было недостатка, их одежда не изнашивалась, и их ноги не опухали ».

Язык предполагает, что есть некоторые несоответствия в других рассказах израильтян и их использовании тельца. Как версия в Исходе и 1 Царств написаны девтерономическими историками из южного Иудейского царства, и существует склонность выставлять израильтян неверными. Несоответствие в первую очередь находится в Исходе 32: 4, где «боги "имеет множественное число, несмотря на создание единого тельца.

Золотые тельцы Иеровоама в Вефиле и Дан

Поклонение золотому тельцу

Согласно 3 Царств 12: 26–30, после Иеровоам основывает северное царство Израиля, он размышляет о жертвоприношениях израильтян.

Иеровоам подумал про себя: «Царство теперь, вероятно, вернется в дом Давида.. Если эти люди пойдут приносить жертвы в храм Господа в Иерусалиме, они снова отдадут свою преданность своему господину, Ровоаму, царю Иудейскому. Они убьют меня и вернутся к царю Ровоаму ». Попросив совета, царь сделал двух золотых тельцов. Он сказал народу:« Слишком много для вас идти в Иерусалим. Вот ваши боги, Израиль, которые вывели вас из Египта ». Одного он поставил в Вефиле, а другого в Дан. И это стало грехом; люди пришли поклониться одному в Вефиль и дошел до Дана, чтобы поклоняться другому.

Его беспокоило то, что тенденция приносить жертвы в Иерусалиме, который находится на юге Иудейского царства, приведет к возвращению к царю Ровоам. Он делает двух золотых тельцов и помещает их в Вефиль и Дан. Он устанавливает двух тельцов в том, что он изображает (в некоторых интерпретациях), вместо херувимов построенных царем Соломоном в Иерусалиме.

Однако в иудейских древностях (ст. VIII: 8) из Септуагинты, Иосифа говорится: «Он сделал двух золотых телок и построил для них два небольших храма: один в городе Вефиле, а другой в Дан... и он поместил телок в оба маленьких храма в вышеупомянутом городе s. "Это совершенно несовместимо с каким-либо сходством" телят "с египетским быком Аписом, но весьма характерно для египетской богини Хатор, которой (в египетском тексте" Уничтожение человечества ") является приписывают катастрофические события, подобные тем, о которых рассказывается в Исходе.

Ричард Эллиот Фридман говорит: «как минимум мы можем сказать, что автор рассказа о золотом тельце в Исходе, похоже, взял слова, которые традиционно приписывались Иеровоаму и поместил их в уста народа ». Фридман считает, что эта история была превращена в полемику, преувеличивающую украшение тронной платформы до идолопоклонства, семьей священников, отстраненных Иеровоамом.

Заявления Аарона и Иеровоама почти идентичны:

  • «Сии боги твои, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской» (Исх. 32: 4, 8);
  • «Вот твоя боги, о Израиль, которые вывели тебя из земли Египетской (3 Царств 12:28)

Сделав золотого тельца или золотого телята и Аарон, и Иеровоам отмечают праздники. Аарон строит жертвенник, и Иеровоам поднимается на жертвенник (Исход 32: 5–6; 3 Царств 12: 32–33).

Еврейские взгляды

Левиты убили около 3000 израильтян, которые поклонялись Золотому тельцу (1984 г.) иллюстрацию Джима Пэджетта)

В Легендах евреев Консервативный раввин и ученый Луи Гинзберг писал, что поклонение золотому тельцу было губительным. последствия для Израиля, который взял смешанное множество в их исход из Египта. Если бы к ним не присоединилось смешанное множество людей, Израиль не был бы введен в заблуждение поклоняться этому расплавленному идолу. Сама форма теленка возникла благодаря магической силе украшения листа с изображением быка, сделанного Аароном.

Преданность Израиля этому поклонению тельцу отчасти объяснялась обстоятельством в проходя через Красное море, когда они увидели самое отличное существо на Небесном Троне, похожее на быка, тогда они подумали, что это был бык, который помог Богу в их путешествии из Египта. Увидев Гура, сына Мириам, которая была по неосторожности убита людьми после его упрека в их неблагодарности перед Богом, Аарон был готов скорее взять на себя грех, чтобы создать идола, чем бросить бремя злодеяний на людей, если они совершат такой ужасный грех убийства священника и пророка среди них.

Также не было бы среди израильтян касты священников, и народ был бы нацией священников, только если бы Израиль не согрешил, поклоняясь золотому тельцу, что большая часть народа потеряла право на священство, за исключением колена Левия как единственного оставшегося колена верны Богу и не участвовали в этом греховном поступке.

Согласно Нахману из Бреслова, каждый внес свой вклад в строительство Скинии, и вклад, который каждый Еврей сделал его или ее хорошие аргументы. Таким образом, Скиния была построена на основе хороших черт каждого человека; этого было достаточно, чтобы нейтрализовать порок золотого тельца. «Хорошие стороны» отражены в «золоте, серебре и меди», подаренных евреями. Различные цвета этих металлов отражают Высшие Цвета и красоту добрых дел человека.

Исламское повествование

Случай поклонения золотому тельцу рассказывается во второй главе книги. Коран, названный Телица, и другая исламская литература. Коран повествует, что после того, как они отказались войти в обетованную землю, Бог постановил, что в качестве наказания израильтяне будут скитаться в течение сорока лет. Моисей продолжал вести израильтян к горе Синай для божественного руководства. Согласно исламской литературе, Бог приказал Моисею поститься в течение тридцати дней, и по завершении тридцати дней Моисей съел душистое растение, чтобы улучшить запах изо рта. Бог повелел Моисею поститься еще десять дней, прежде чем получить руководство для израильтян. Когда Моисей завершил пост, он обратился к Богу за руководством. За это время Моисей проинструктировал израильтян, что Аарон должен вести их.

Израильтяне забеспокоились, так как Моисей не вернулся к ним, и через тридцать дней человек, которого Коран называет Самири, вызвал у израильтян сомнения. Самири утверждал, что Моисей оставил израильтян, и приказал своим последователям из израильтян зажечь огонь и принести ему все драгоценности и золотые украшения, которые у них были. Самири вылепил из золота золотого тельца вместе с прахом, по которому ступил ангел Гавриил, который он провозгласил Богом Моисея и Богом, который вывел их из Египта. Существует резкий контраст между кораническими и библейскими рассказами о действиях пророка Аарона. В Коране упоминается, что Аарон пытался направлять и предостерегать людей от поклонения золотому тельцу. Однако израильтяне отказались останавливаться, пока Моисей не вернулся. Праведники отделились от язычников. Бог сообщил Моисею, что он испытал израильтян в его отсутствие, и что они потерпели неудачу, поклоняясь золотому тельцу.

Вернувшись к израильтянам в великом гневе, Моисей спросил Аарона, почему он не остановил израильтян, увидев, как они поклоняются золотому тельцу. Коран сообщает, что Аарон заявил, что он не действовал из-за опасений, что Моисей обвинит его в том, что он вызвал разногласия среди израильтян. Моисей осознал свою беспомощность в этой ситуации, и оба молились Богу о прощении. Затем Моисей спросил Самири о создании золотого тельца; Самири оправдал свои действия, заявив, что он бросил пыль земную, на которую наступил Габриэль, в огонь, потому что его душа подсказала ему это. Моисей сообщил ему, что он будет изгнан, и что они сожгут золотого тельца и разнесут его пыль в море. Моисей приказал семидесяти делегатам покаяться перед Богом и помолиться о прощении. Делегаты отправились вместе с Моисеем на гору Синай, где они стали свидетелями речи между ним и Богом, но отказывались верить, пока не увидели Бога своим взором. В качестве наказания Бог поразил делегатов молнией и убил их сильным землетрясением. Моисей молился Богу об их прощении. Бог простил и воскресил их, и они продолжили свой путь.

С исламской точки зрения грехом тельцов были ширк (арабский : شرك), грех идолопоклонства или политеизма. Ширк - это обожествление или поклонение кому-либо или чему-либо, кроме Аллаха, или, точнее говоря, создание «партнеров», поставленных рядом с Богом, самый серьезный и непростительный грех, при котором поклонники телят в конечном итоге прощаются знак особого терпения Аллаха.

Критика и интерпретация

Согласно современной науке, есть две версии истории Десяти заповедей, в E (Исход 20) и J (Исход 34), это дает некоторую древность, и в основе рассказов могут быть какие-то оригинальные события. История Золотого Тельца есть только в версии E, и более поздний редактор добавил объяснение, что Бог сделал вторую пару табличек, чтобы придать непрерывность истории J. Фактические Десять Заповедей, данные в Исход 20, также были вставлены редактором, который объединил различные источники.

Согласно Майклу Кугану, кажется, что золотой теленок не был идолом для другого. бог и, следовательно, ложный бог. Он цитирует Исход 32: 4–5 в качестве доказательства:

Он [Аарон] взял у них золото, вылепил его в форме и отлил образ тельца; и они сказали: «Это твои боги, Израиль, которые вывели тебя из земли Египетской!» Когда Аарон увидел это, он построил перед ним жертвенник; и Аарон провозгласил его и сказал: «Завтра будет праздник Господу (Яхве )».

Важно отметить, что в этом повествовании есть единственный теленок. Хотя люди называют его представителем «богов», это притяжательная форма слова Элохим (אֱלֹהֶיךָ elo'hecha, от אֱלֹהִים), которое является именем Бога. а также общее слово для «богов». Хотя ссылка на единственного бога не обязательно подразумевает поклонение Яхве, слово, обычно переводимое как «господин», в оригинале - Яхве יהוה, так что, по крайней мере, его нельзя исключать. В хронологии Исхода заповедь против создания изображений еще не была дана людям, когда они настаивали на том, чтобы Аарон помог им сделать тельца, и что такое поведение еще не было прямо запрещено законом. 142>

Другое понимание повествования о золотом тельце состоит в том, что теленок должен был быть пьедесталом Яхве. В ближневосточном искусстве богов часто изображали стоящими на животном, а не сидящими на троне. Это чтение предполагает, что золотой теленок был просто альтернативой ковчегу завета или херувимам, на которых был возведен на престол Яхве.

Причина этого осложнения может быть следует понимать как

  1. критику Аарона как основателя одного священнического дома, который конкурировал с священническим домом Моисея, и / или
  2. как «нападение на северное царство Израиль." Второе объяснение опирается на «грех Иеровоама, который был первым царем северного царства, как причину падения северного царства перед Ассирией в 722 г. до н. Э. «Грех» Иеровоама заключался в создании двух золотых тельцов и отправке одного в Вефиль как место поклонения на юге Царства, а другого в Дан как место поклонения в на север, чтобы людям северного царства не приходилось продолжать ходить в Иерусалим для поклонения (см. 3-я Царств 12: 26–30). Согласно Кугану, этот эпизод является частью девтерономической истории, написанной в южном Иудейском царстве, после падения северного царства, которое было настроено против северного царства. Куган утверждает, что Иеровоам просто представлял альтернативу херувимам из Храма в Иерусалиме, и что телята не указывали на неяхвеистское поклонение

документальная гипотеза может быть использована Чтобы лучше понять слои этого повествования: вероятно, что самая ранняя история о золотом тельце была сохранена E (израильский источник) и возникла в Северном царстве. Когда E и J (источник в Иудее) были объединены после падения северного царства, «повествование было переработано, чтобы изобразить северное царство в негативном свете», а поклонение тельцу было изображено как «политеизм., с предложением сексуальной оргии »(см. Исход 32: 6). При составлении повествований P (более поздний источник священников из Иерусалима), возможно, минимизировал вину Аарона в этом вопросе, но сохранил негатив, связанный с тельцом.

В качестве альтернативы можно было бы сказать, что в источнике J нет истории о золотом тельце, и если верно, что история Иеровоама была оригинальной, как было заявлено Фридманом, то маловероятно, что события с золотым тельцом, описанные в Исходе, вообще произошли. Фридман заявляет, что нарушение Десяти заповедей Моисеем, когда он увидел поклонение золотому тельцу, на самом деле является попыткой поставить под сомнение обоснованность центральной святыни Иуды, Ковчег Завета. «Автор« Е », создавая историю о золотом тельце, напал как на израильские, так и на иудейские религиозные учреждения».

Как поклонение богатству

Метафорическая интерпретация подчеркивает «золотую» часть «золотого тельца», критикуя погоню за богатством. Это использование можно найти в испанском языке, где Маммон, евангельское олицетворение идолопоклонства к богатству, не так актуально.

В массовой культуре

Одноименные субъекты

Другие

См. также

Примечания

Внешние ссылки

На Викискладе есть средства массовой информации, связанные с Золотым тельцом.
Последняя правка сделана 2021-05-21 13:03:34
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте