В древних греческих мифах, амброзия (, древнегреческий : ἀμβροσία, «бессмертие») - пища или питье греческих богов, часто изображаемые как дающие долголетие или бессмертие тому, кто их употребил. Он был принесен богам на Олимпе голубями и служил Гебе или Ганимеду на небесном пире.
Амброзия иногда изображается в древнем искусстве как распространенная нимфа с этим именем и кормилица Диониса. В мифе о Ликурге царь напал на Амброзию и окружение Диониса, в результате чего бог свел Ликурга с ума.
Амброзия очень тесно связана с другой формой пропитания богов, нектаром. Возможно, эти два термина изначально не различались; хотя в стихах Гомера нектар обычно является напитком, а амброзия - пищей богов; именно амброзией Гера «очистила всякую нечистоту со своей прекрасной плоти», и амброзией Афина приготовила Пенелопу во сне, так что, когда она в последний раз предстала перед своими женихами, последствия лет были раздели, и они воспылали страстью при виде нее. С другой стороны, в Алкман нектар - это еда, а в Сапфо и Анаксандрид амброзия - это напиток. Персонаж в Аристофан 'Рыцари говорит: «Мне приснилось, что богиня вылила вам на голову амброзию из ковша». Оба описания могут быть правильными, поскольку амброзия может быть жидкостью, считающейся пищей (например, медом ).
Потребление амброзии обычно предназначалось только для божественных существ. После обретения бессмертия на Олимпе Геракл получает амброзию от Афины, тогда как герою Тидею отрицают то же самое, когда богиня обнаруживает, что он ест человеческие мозги.. В одной из версий мифа Тантал часть преступления Тантала состоит в том, что после того, как он сам попробовал амброзию, он пытается украсть ее, чтобы отдать другим смертным. У тех, кто употребляет амброзию, в венах обычно сукровица, а не кровь.
И нектар, и амброзия ароматны и могут использоваться как духи : в Одиссея Менелай и его люди замаскированы под тюленей из незагорелых тюленьих шкур "... и смертельный запах тюленьих шкурок мучил нас; но богиня спасла нас; она принесла амброзию и положила ее нам под нос. " Гомер говорит об амброзийных одеждах, амброзионных прядях волос и даже об амброзионных сандалиях богов.
Среди более поздних авторов амброзия так часто использовалась в общем значении «восхитительной жидкости», что такие поздние авторы, как Афиней, Павел и Диоскурид используют его как технические термины в контексте кулинарии, медицины и ботаники. Плиний использовал этот термин в связи с различными растениями, как и ранние травники.
Кроме того, некоторые современные этномикологи, такие как Дэнни Стейплс, отождествляют амброзию с галлюциногенным грибом Amanita muscaria : «... это была пища богов. их амброзия, а нектар был выжатым соком их соков ", - утверждает Стейплс.
W. Х. Рошер считает, что и нектар, и амброзия были разновидностями меда, и в этом случае их сила, дающая бессмертие, была бы связана с предполагаемыми целебными и очищающими свойствами меда, а также с ферментированным медом (медом ) предшествовало вину как энтеоген в Эгейском мире; на некоторых минойских печатях богини были изображены с пчелиными лицами (сравните Меропа и Мелисса ).
Понятие напитка бессмертия засвидетельствовано по крайней мере на двух древних индоевропейских языках: греческом и санскрите. Греческое ἀμβροσία (амброзия) семантически связано с санскритом अमृत (amṛta ), поскольку оба слова обозначают напиток или еду, которые боги используют для достижения бессмертия. Эти два слова происходят от одной и той же индоевропейской формы * ṇ-mṛ-tós, «неумирающий» (n-: отрицательный префикс, от которого происходит префикс a- как в греческом, так и в санскрите; m: нулевая оценка из * mer-, «умереть»; и -to-: суффикс прилагательного). Семантически похожая этимология существует для нектара, напитка богов (греч. Νέκταρ néktar), который, как предполагается, представляет собой соединение PIE корней * nek-, «смерть» и - * tar, «преодоление».
Ликург, царь Фракии, запретил культ из Диониса, которого он изгнал из Фракии и напал на окружение богов, когда они прославляли бога. Среди них была Амброзия, которая превратилась в виноградную лозу, чтобы спрятаться от его гнева. Дионис, разгневанный действиями царя, свел его с ума. В припадке безумия он убил своего сына, которого принял за запас плюща, а затем себя.