В греческой мифологии, Ганимедили Ганимед(древнегреческий : Γανυμήδης Ganymēdēs) - божественный герой, родиной которого была Троя. Гомер описывает Ганимеда как самого прекрасного из смертных, и в одной из версий мифа Зевс влюбляется в его красоту и похищает его в образе орла, чтобы служить виночерпий в Олимпе.
[Ганимед] был прекраснейшим рожденным из расы смертных, и поэтому. боги утащили его к себе, чтобы он был разливателем вина Зевса,. ради его красоты, чтобы он мог быть среди бессмертных.
— Гомер, Илиада, Книга XX, строки 233-235.Миф был образцом для греческого социального обычая paiderastía, социально приемлемых романтических отношений между взрослым мужчиной и подростком. Латинская форма имени была Catamitus (а также «Ганимед»), от которой произошло английское слово catamite. Согласно Платону, критян регулярно обвиняли в изобретении мифа, потому что они хотели оправдать свои «неестественные удовольствия».
Ганимед был сыном Троса из Дардании, от имени которого предположительно произошло имя «Троя», либо его жена Каллирро, дочь речного бога Скамандра, или Акаллариса, дочь Эумедеса. В зависимости от автора, он был братом Илуса, Ассарака, Клеопатры и Клеоместры.
Предания о Ганимеде, однако, сильно различаются в деталях: одни называют его сыном Лаомедона, другие - сыном Илуса в некоторых версиях Дардан и другие, опять же, из Эрихтония или Ассарака.
Родство | Имена | Источники | |||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Гомер | Гомеровские гимны | Еврипид | Диодор | Цицерон | Дионисий | Аполлодор | Гигинус | Диктис | Клемент | Суда | Цецес | ||
Родители | Трос | ✓ | ✓ | ✓ | ✓ | ✓ | ✓ | ✓ | |||||
Акалларис | ✓ | ||||||||||||
Каллирхо | ✓ | ||||||||||||
Лаомедон | ✓ | ✓ | |||||||||||
Эрихтоний | ✓ | ||||||||||||
Ассарак | ✓ | ||||||||||||
Дардан | ✓ | ||||||||||||
Ил | ✓ | ||||||||||||
Братья и сестры | Ил | ✓ | ✓ | ✓ | ✓ | ✓ | |||||||
Ассаракус | ✓ | ✓ | ✓ | ✓ | |||||||||
Клеопатра | ✓ | ||||||||||||
Клеоместра | ✓ |
Ганимед был похищен Зевсом с горы Ида близ Трои во Фригии. Ганимед пас овец - простое или скромное занятие, характерное для детства героя, до того, как раскрылся его привилегированный статус. Зевс либо призвал орла, либо сам превратился в орла, чтобы перенести юношу на гору Олимп.
римской эпохи рельеф, изображающий орла Зевса, похищающего Ганимеда, его Фригийская шапка, обозначающая восточное происхождение и речного богаНа Олимпе Зевс даровал ему вечную молодость и бессмертие, а также должность виночерпия у богов вместо своей дочери Гебы которая была освобождена от обязанностей виночерпия после брака с Гераклом. В качестве альтернативы, Илиада представляет Гебу (и в одном случае Гефеста ) как виночерпия богов, а Ганимед выступает в качестве личного виночерпия Зевса. Эдмунд Векенштедт ассоциировал Ганимед. с происхождением опьяняющего напитка меда, который имел традиционное происхождение во Фригии. В некоторой литературе, такой как «Энеида», Гера, жена Зевса, рассматривает Ганимеда как соперника в любви ее мужа. В некоторых традициях Зевс позже поместил Ганимеда в небо как созвездие Водолей («водонос» или «носитель чаш»), которое находится рядом с Аквилой. (Орел). Самый большой спутник планеты Юпитер (названный в честь римского аналога Зевса) был назван Ганимедом немецким астрономом Симоном Марием.
В «Илиаде» Зевс, как говорят, имел компенсировал отцу Ганимеда Трос подарок прекрасных лошадей, «тех же самых, что несут бессмертных», доставленных богом-посланником Гермесом. Трос был утешен тем, что его сын теперь бессмертен и будет виночерпием богов, а это весьма выдающееся положение.
Ганимед, изливающий Зевсу возлияние (Аттический краснофигурный кратер чашечки, созданный художником Евхаридов, ок. 490–480 до н. Э.)Платон объясняет педерастический аспект мифа, приписывая его происхождение к Криту, где предположительно возник социальный обычай пайдерастии (см. «критское педерастия »). Афиней записал версию мифа, в которой Ганимед был похищен легендарным царем Миносом, чтобы служить ему виночерпием вместо Зевса. Некоторые авторы приравнивают эту версию мифа к критским педерастическим практикам, записанным Страбоном и Эфоросом, которые связаны с похищением юноши старшим любовником в течение двух месяцев до этого. юноша смог снова войти в общество как мужчина. Ксенофонт изображает Сократа как отрицающего, что Ганимед был катамитом Зевса, вместо этого утверждая, что бог любил его за его психику », разум »или« душа », давая этимологию своего имени как гану -« получать удовольствие »и мед -« ум ». Сократ Ксенофонта указывает, что Зевс не даровал бессмертие никому из своих возлюбленных, но что он действительно даровал бессмертие Ганимеду.
В поэзии Ганимед стал символом красивого молодого мужчины, который привлекал гомосексуальное желание и любовь. Однако он не всегда изображается покорным, как в Аргонавтике из Аполлоний Родосский, Ганимед сердится на бога Эроса за то, что тот обманул его в азартная игра костяшками пальцев, и Афродита ругает своего сына за «обман новичка». Августинский поэт Вергилий изображает похищение с пафосом: престарелые наставники мальчика тщетно пытаются вернуть его на Землю, а его собаки безуспешно рычат в небе. Верные псы, оставленные звать после своего похищенного хозяина, - частый мотив в визуальных изображениях, на них ссылается Статий :
. Здесь фригийский охотник поднимается вверх на желто-коричневых крыльях, Гаргара тонет. вниз, когда он поднимается, и Троя тускнеет под ним; грустно стоять его товарищи; напрасно гончие утомляют свое горло лаем, преследуют свою тень или гнутся в облаках.
В Афинах V века история Ганимеда стала популярной среди художников-вазописцев, что было подходящим для участия в мужском симпозиуме. Ганимеда обычно изображали мускулистым молодым человеком, хотя греческие и римские скульптуры обычно изображали его телосложение менее развитым, чем у атлетов.
Одно из самых ранних изображений Ганимеда - это краснокожий кратер Берлинским художником в Музее Лувра. Зевс преследует Ганимеда с одной стороны, а с другой стороны юноша убегает, катаясь по обручу, держа в воздухе кукарекающего петуха. Миф о Ганимеде трактовался в узнаваемых современных терминах, проиллюстрированных обычным поведением гомоэротических ритуалов ухаживания, как на вазе «Художника Ахилла», где Ганимед также убегает с петухом. Петухи были обычным подарком от женихов старшего возраста молодым мужчинам, которые их романтически интересовали в Афинах V века. Леохар (ок. 350 г. до н.э.), греческий скульптор из Афин, который работал со Скопасом на Мавзолей в Галикарнасе отлил утраченную бронзовую группу с изображением Ганимеда и Орла, произведение, которое считалось замечательным благодаря своей оригинальной композиции. Очевидно, он скопирован в хорошо известную группу мрамора в Ватикане. Такие эллинистические подвиги, бросающие вызов гравитации, оказали влияние на скульптуру барокко.
Ганимед, а Зевс в обличье орла был популярным предметом на римских надгробных памятниках, по крайней мере, с 16 саркофагами, изображающими это
Ганимед был главным символом гомосексуальной любви в изобразительном и литературном искусстве с Возрождения до поздней викторианской эпохи, где Антиной, известный любовник римского императора Адриана, стал более популярным предметом.
В шекспировской Как вам это понравится (1599), комедия ошибочной идентичности в магической обстановке Арденского леса, Селия, одетая как пастушка, становится «Алиеной» (латинское «незнакомка», сестра Ганимеда) и Розалиндой, потому что она «более обычного высокого роста», одет как мальчик, Ганимед, широко известный зрителям образ. Она использует свое неоднозначное очарование, чтобы соблазнить Орландо, а также (невольно) пастушку Фиби. Таким образом, за условностями елизаветинского театра в его первоначальной обстановке молодой мальчик, играющий девушку, Розалинду, одевается как мальчик, а затем за ним ухаживает другой мальчик, играющий Фиби. Ганимед также появляется в начале Кристофера Марлоу пьесы Дидона, королева Карфагена, где нежные шутки его и Зевса прерываются разъяренной Герой. В более поздней трагедии Якобина, женщины, берегитесь женщин, Ганимед, Геб и Гименей ненадолго появляются виночерпиями при дворе, из которых был отравлен при попытке убийства, хотя план идет наперекосяк.
Намек на Ганимед с некоторой частотой встречается в испанском театре 17 века. В El castigo sin venganza (1631) Лопе де Вега Федерико, сын герцога Мантуанского, спасает Касандру, свою будущую мачеху, и у пары позже возникнут кровосмесительные отношения. Чтобы подчеркнуть ненормативную связь, работа включает длинный отрывок, возможно, экфрасис, заимствованный из итальянского искусства, в котором Юпитер в форме орла похищает Ганимеда. Две пьесы Тирсо де Молина, и в частности «La purdencia en la mujer», содержат интригующие ссылки на Ганимеда. В этой пьесе еврейский врач, который пытается отравить будущего царя, несет чашу, которую сравнивают с чашей Ганимеда.
Одно из самых ранних сохранившихся не древних изображений Ганимеда - это гравюра на дереве из первого издания книги. Emblemata (ок. 1531 г.), на которой изображен юноша, едущий на орле, а не увлеченный, однако эта композиция, вероятно, не типична, поскольку более ранняя композиция Микеланджело, которая сохранилась только в виде эскизов, изображающих несущий Ганимед. Художник-архитектор Бальдассар Перуцци включил панно с изображением Похищения Ганимеда на потолке виллы Фарнезина в Риме (около 1509–1514 гг.). Длинные светлые волосы Ганимеда и девичья поза делают его узнаваемым с первого взгляда. хотя он без сопротивления сжимает крыло орла. В Антонио Аллегри Корреджо Ганимед, похищенный орлом (Вена ) Ганимед более интимен. Версия Рубенса изображает молодого человека. Но когда Рембрандт написал «Похищение Ганимеда» для голландского покровителя-кальвиниста в 1635 году, темный орел несет ввысь пухлого херувима (Галерея картин, Дрезден), который кричит и мочится от страха. Напротив, Иоганн Вильгельм Баур изображает взрослого Ганимеда, уверенно едущего на орле к Олимпу в «Триумфальном Ганимеде» (около 1640-х годов). Статуя Ганимеда и Зевса 1685 года, названная Пьером Лавироном «Ганимед Медичис», стоит в садах Версаля.
Примеры Ганимеда во Франции 18 века изучал Майкл Престон Уорли. Образ Ганимеда неизменно представлял собой наивного подростка в сопровождении орла, и гомоэротические аспекты легенды редко упоминались. Фактически, история часто была «гетеросексуальной». Более того, неоплатоническая интерпретация мифа, столь распространенная в итальянском Возрождении, в которой изнасилование Ганимеда представляло собой восхождение к духовному совершенству, не представляла интереса для философов и мифографов эпохи Просвещения. Жан-Батист Мари Пьер, Шарль-Жозеф Натуар, Гийом II Кусту, Пьер Жюльен, Жан-Батист Реньо и другие внесли изображения Ганимеда во французское искусство в этот период.
Ганимед Микеланджело. Копия по утерянному оригиналу (1532 г.) карандаш. Королевская коллекция, Виндзорский замок
Похищение Ганимеда (1611 г.) Рубенс
Похищение Ганимеда (1635 г.) Рембрандт
Индукция Ганимеда на Олимпе (1768) ван Лоо
Ганимед Медичис (1684-1685) Пьера Лавирона в Версале.
Моей первой мыслью, моей первой вспышкой было то, что это была красивая женщина... Ангел был прекрасен, с огромными блестящими зелеными глазами и обрамленным золотом лицом. с локонами, с выпуклым ртом, пухлыми губами и сияющими белыми зубами.. И только тогда, только после того, как я почувствовал этот первый прилив невероятной плотской похоти, мне пришло в голову, что этот ангел был мужчиной.
Ганимед Уотерс Зевс в образе орла Бертель Торвальдсен (Миннеаполисский институт искусств, Миннеаполис, Миннесота)Ганимед назван различными древнегреческими и римскими авторами:
В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в общественном достоянии : Chisholm, Hugh, ed. (1911). «Ганимед ». Encyclopædia Britannica. 11(11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 454.
На Викискладе есть средства массовой информации, связанные с Ганимедом. |
Викиисточником есть текст Справочник нового студента статьи "Ганимед ". |