Майолика / m aɪ ˈ ɒ l ɪ k ə / представляет собой глазурованную жестяную посуду, украшенную цветами на белом фоне. Итальянская майолика эпохи Возрождения является самой известной. При изображении исторических и мифических сцен эти работы были известны как изделия istoriato («нарисованные историями»). К концу 15 века во многих местах, в основном в северной и центральной Италии, производились изысканные изделия для рынка роскоши в Италии и за ее пределами. Во Франции майолика развивалась как фаянс, в Нидерландах и Англии как фаянсовая посуда, а в Испании как талавера. В английском языке написание было англизировано до майолики, но произношение обычно сохраняло гласную с буквой i, как в слове «воздушный змей» ( / m aɪ ˈ ɒ l ɪ k ə / ).
Считается, что это название происходит от средневекового итальянского слова, обозначающего Майорку, остров на пути кораблей, доставляющих испано-мавританские товары из Валенсии в Италию. Считается, что мавританские гончары с Майорки работали на Сицилии, и было высказано предположение, что их изделия попали на материковую часть Италии из Кальтаджироне. Альтернативное объяснение названия состоит в том, что оно происходит от испанского термина obra de Málaga, обозначающего «[импортированные] товары из Малаги», или obra de mélequa, испанского названия блеска.
В 15 веке термин майолика относился исключительно к люстровой посуде, включая импорт как итальянского, так и испанского производства, а изделия из оловянной глазури были известны как бьянки (белая посуда). К 1875 году этот термин использовался для описания керамики, сделанной в Италии, блестящей или нет, из глиняной посуды с оловянной глазурью. С испанским завоеванием Империи ацтеков майолика с оловянной глазурью стала производиться в долине Мексики уже в 1540 году, сначала в подражание глазурованной оловом керамике, импортированной из Севильи. Мексиканская майолика известна как « талавера ».
«Путем удобного расширения и ограничения это название может применяться ко всей глазурованной посуде любой национальности, изготовленной в итальянских традициях... название фаянс (или синоним английского «фаянсовая посуда») зарезервировано для более поздних изделий 17-го века и далее, либо в оригинальном стиле (как в случае с французами), либо, что чаще, в голландско-китайской (Дельфтской) традиции». Термин «майолика» иногда применяется к современной глазурованной посуде, изготовленной мастерскими гончарами.
Оловянное остекление создает белую непрозрачную поверхность для покраски. Краски наносятся в виде оксидов металлов или подглазурной глазури на необожженную глазурь, которая впитывает пигмент как фреска, делая невозможным исправление ошибок, но сохраняя яркие цвета. Иногда поверхность покрывают второй глазурью (итальянцы называют ее coperta), которая придает изделиям больший блеск и блеск. В случае блестящих изделий требуется дополнительный обжиг с кислородным голоданием при более низкой температуре. Для печей требовалась древесина, а также подходящая глина. Глазурь изготавливалась из песка, винного осадка, соединений свинца и соединений олова. Глиняная посуда с оловянной глазурью часто склонна к отслаиванию и несколько хрупкая.
Анализ образцов итальянской майоликовой керамики средневековья показал, что олово не всегда входило в состав глазури, химический состав которой варьировался.
Изделия пятнадцатого века, которые положили начало майолике как форме искусства, были продуктом эволюции, в ходе которой средневековая глиняная посуда со свинцовой глазурью была улучшена за счет добавления оксидов олова под влиянием исламских изделий, импортированных через Сицилию. Такие архаичные изделия иногда называют «протомайоликами». В конце четырнадцатого века ограниченная палитра цветов для фаянса, украшенного цветной свинцовой глазурью (без добавления оксида олова), была расширена от традиционных марганцево -фиолетового и медно -зеленого до синего кобальта, желтого сурьмы и оранжевого оксида железа. Также производились изделия сграффито, в которых белая глазурь из оксида олова была процарапана, чтобы создать рисунок на обнаженном корпусе изделия. Обломки изделий сграффито, извлеченные из печей в Баккерето, Монтелупо и Флоренции, показывают, что такие изделия производились более широко, чем в Перудже и Читта-ди-Кастелло, местах, которым они традиционно приписывались.
Изысканное производство глиняной посуды с оловянной глазурью, предназначенной не только для местных нужд, было сосредоточено в центральной Италии с конца тринадцатого века, особенно в контаде Флоренции. Среда также была принята семьей флорентийских скульпторов Делла Роббиа. Сам город потерял свое значение как центр производства майолики во второй половине пятнадцатого века, возможно, из-за местной вырубки лесов, и производство было разбросано по небольшим коммунам, а после середины пятнадцатого века - в Фаэнце.
Гончары из Монтелупо открыли гончарные мастерские в Кафаджоло. В 1490 году двадцать три мастера-гончара из Монтелупо согласились продать годовую продукцию Франческо Антинори из Флоренции; Монтелупо предоставил опытных гончаров, которые были созданы в 1495 году на вилле Медичеа ди Кафаджоло ее владельцами Медичи.
В пятнадцатом веке флорентийские изделия стимулировали производство майолики в Ареццо и Сиене.
Посуда Дерута, 2-я четверть 16 века, демонстрирует всю гамму цветов глазури ( Музей Виктории и Альберта )Итальянская майолика достигла в этот период поразительной степени совершенства. В Романье Фаэнца, которая дала название фаянсу, производила прекрасную майолику с начала пятнадцатого века; это был единственный значительный город, в котором керамическое производство стало основной частью экономики. Болонья производила глазурованные изделия на экспорт. Орвието и Дерута производили майолиши в пятнадцатом веке.
В шестнадцатом веке производство майолики было налажено в Кастель-Дюранте, Урбино, Губбио и Пезаро. В начале шестнадцатого века появились изделия историато, на которых очень подробно изображались исторические и мифические сцены. Государственный музей средневекового и современного искусства в Ареццо утверждает, что обладает самой большой коллекцией изделий историато в Италии. Изделия Istoriato также широко представлены в Британском музее в Лондоне.
Некоторое количество майолики производилось на севере, в Падуе, Венеции и Турине, и на юге, в Палермо и Кальтаджироне на Сицилии и в Латерце в Апулии. В семнадцатом веке Савона стала важным местом производства.
Разнообразие стилей, возникших в шестнадцатом веке, почти не поддается классификации. Голдтуэйт отмечает, что морфология Pesaro maioliche Париде Берарди включает четыре стиля в 20 подгруппах; Тициано Маннони разделил лигурийские товары на четыре типа, восемь подкатегорий и еще 36 категорий; Морфология производства Монтелупо Галеаццо Кора состоит из 19 групп и 51 категории. Разнообразие стилей лучше всего видно при сравнительном изучении аптекарских кувшинов, произведенных между 15 и 18 веками. Итальянские города поощряли гончарную промышленность, предлагая налоговые льготы, гражданство, монопольные права и защиту от импорта извне.
Важным документом середины шестнадцатого века по технике майоликовой живописи является трактат Чиприано Пиккольпассо. Были отмечены работы отдельных мастеров шестнадцатого века, таких как Никола да Урбино, Франческо Ксанто Авелли, Гвидо Дурантино и Орацио Фонтана из Урбино, Мастро Джорджио из Губбио и маэстро Домениго из Венеции. Губбио блеск использовал такие цвета, как зеленовато-желтый, клубнично-розовый и рубиново-красный.
Блюдо из майолики с натуралистическим цветочным надглазурным декором, Лоди, Италия, фабрика Ферретти, 1770-75 гг.Традиция тонкой майолики в 18 веке столкнулась с растущей конкуренцией, в основном из фарфора и белой глиняной посуды. Но 18 век не является периодом неумолимого упадка. Чтобы выдержать конкуренцию с фарфором и его яркими цветами, процесс третьего обжига (piccolo fuoco) был введен первоначально в Северо-Западной Европе примерно в середине века. После традиционных двух обжигов при температуре 950 °C стекловидная глазурь окрашивалась красками, которые разрушались бы при таких высоких температурах, и подвергалась третьему обжигу при более низкой температуре, примерно 600–650 °C. Таким образом, были введены новые яркие цвета, в частности красный и различные оттенки розового, полученные из хлорида золота. Считается, что одним из первых, кто ввел эту технику в Италии, был Ферретти в Лоди, на севере Италии. Лоди майолика достигла высокого качества уже во второй четверти 18 века. С введением третьего метода обжига и ростом интереса к ботанике и научным наблюдениям было разработано изысканное производство майолики, украшенной натуралистическими цветами.
Итальянская майолика по-прежнему широко производится во многих центрах как в формах народного искусства, так и в репродукциях исторического стиля. Некоторые из основных центров производства (например, Дерута и Монтелупо ) до сих пор производят майолику, которая продается по всему миру. Современная майолика выглядит иначе, чем старая майолика, потому что ее глазурь обычно матируется более дешевым цирконом, а не оловом, хотя есть гончарные мастерские, которые специализируются на изготовлении аутентичных изделий в стиле эпохи Возрождения с использованием настоящей оловянной глазури.
Сине-белая ваза с декором из дубовых листьев и собак, Флоренция, ок.1400–1450 Музей Барджелло
Фаэнца, мастерская Casa Pirota, ок.1510–1530 ( Художественный музей Уолтерса )
Альбарелло (банка с наркотиками) из Венеции или Кастель-Дюранте, 16 век. Около 30 см в высоту. Оформлен кобальтово-синим, медно-зеленым, сурьмяно-желтым и желтой охрой. Коллекция Баррелла
Фаэнца, историческая посуда Бальдассаре Манара, после Джованни Антонио да Брешиа, ок.1520–1547 ( Художественный музей Уолтерса )
Тибр во время наводнения, Франческо Ксанто Авелли, блюдо Майолика, 1531 г.
Блюдо майолика, ок.1537 г. в поместье Уоддесдон
Керамическое блюдо из Лоди, Италия, с фруктовым декором, фабрика Коппеллотти, ок. 1740 г.
Блюдо из полихромной майолики с изображением рыбы, цветов и фруктов. Лоди, Италия, 1751 г.
Подставка для майолики производства Лоди, Италия, фабрика Коппеллотти, 18 век.