Ту-95 | |
---|---|
Ту-95МС Bear H RF-94130 у берега Шотландии в 2014 году | |
Роль | Стратегический тяжелый бомбардировщик |
национальное происхождение | Советский Союз |
Производитель | Туполев |
Первый полет | 12 ноября 1952 г. |
Вступление | 1956 г. |
Положение дел | В сервисе |
Основные пользователи | Воздушно-космические силы России Воздушно-космические силы СССР (исторический) Военно-морской флот СССР (исторический) ВВС Украины (исторический) |
Произведено | 1952–1993 гг. |
Количество построенных | gt; 500 |
Варианты | Туполев Ту-114 Туполев Ту-142 Туполев Ту-95ЛАЛ Туполев Ту-116 |
Туполев Ту-95 ( Русский : Туполев Ту-95, по классификации НАТО : « Медведь ») является большой, четыре двигатель турбовинтовой Приведено стратегический бомбардировщик и ракетной платформы. Первый полет в 1952 году, Тот-95 поступил на вооружение с Дальней авиацией из советских ВВС в 1956 году и, как ожидается, служить российские авиакосмические силы по крайней мере до 2040. развития А бомбардировщика для морского патруля не назначено Той 142, а производная от пассажирского авиалайнера - Ту-114.
Самолет оснащен четырьмя двигателями Кузнецова НК-12 с воздушными винтами встречного вращения. Это единственный стратегический бомбардировщик с воздушным винтом, который до сих пор используется в боевых действиях. Ту-95 - один из самых громких военных самолетов, особенно потому, что кончики лопастей винта движутся быстрее скорости звука. Его характерные стреловидные крылья расположены под углом 35 °. Ту-95 уникален как винтовой самолет со стреловидным крылом, построенный в большом количестве.
Конструкторское бюро под руководством Андрея Туполева разработало первый в Советском Союзе межконтинентальный бомбардировщик Ту-85 1949 года, увеличенную версию Ту-4, копию Boeing B-29 Superfortress.
В 1950 году к конструкторским бюро Туполева и Мясищева было предъявлено новое требование: предполагаемый бомбардировщик должен был иметь дальность полета без дозаправки 8000 км (5000 миль), что достаточно далеко, чтобы угрожать ключевым целям в Соединенных Штатах. Другие цели включали способность нести груз весом 11 000 кг (24 000 фунтов) над целью.
Перед Туполевым стояла задача выбрать подходящий тип силовой установки: Ту-4 показал, что поршневые двигатели недостаточно мощны для такого большого самолета, а реактивные двигатели АМ-3 для предлагаемого межконтинентального реактивного бомбардировщика Т-4 потребляли слишком много топлива, чтобы дать требуемый диапазон. Турбовинтовые двигатели были более мощными, чем поршневые, и обеспечивали лучшую дальность полета, чем турбореактивные двигатели, доступные в то время, и давали максимальную скорость между ними. Турбовинтовые самолеты также были изначально выбраны для Boeing B-52 Stratofortress, чтобы удовлетворить его требования к дальнему радиусу действия, а также для британских транспортных самолетов дальнего действия Saunders-Roe Princess, Bristol Brabazon и Bristol Britannia.
Туполев предложил турбовинтовую установку, и проект Ту-95 с этой конфигурацией был официально одобрен правительством 11 июля 1951 года. В нем использовались четыре турбовинтовых двигателя Кузнецова, каждый из которых был оснащен двумя винтами встречного вращения с четырьмя лопастями каждый номинальной мощностью 8 900 кВт. (12000 л.с.) номинальная мощность. Передовой для своего времени двигатель был разработан немецкой командой бывших заключенных-инженеров Юнкерса под руководством Фердинанда Бранднера. Фюзеляж был обычным, с установленным посередине крылом со стреловидностью 35 градусов - таким углом, который обеспечивал прохождение основного лонжерона крыла через фюзеляж перед бомбоотсеком. Выдвижное трехколесный велосипед шасси было установлено, все три шестерни распорки блоков втягивания назад, с основными редукторами отведения назад в расширения внутренних гондол двигателей.
Ту-95 / И с двигателями 2ТВ-2Ф впервые поднялся в воздух в ноябре 1952 года под управлением летчика-испытателя Алексея Перелета. После шести месяцев испытательных полетов у этого самолета вышел из строя редуктор гребного винта и он разбился, в результате чего Перелет погиб. На втором самолете Ту-95 / II были установлены четыре турбовинтовых двигателя Кузнецова НК-12 мощностью 12 000 ЭШП, которые оказались надежнее спаренного 2ТВ-2Ф. После успешных летных испытаний в январе 1956 года началось серийное производство Ту-95.
Ту-95МС имитируя дозаправку с Ил-78 во время Парада Победы в Москве 9 мая 2008 года.Долгое время Ту-95 был известен разведке США / НАТО как Ту-20. Хотя это было первоначальное обозначение советских ВВС для самолета, к моменту его поставки в оперативные подразделения он уже был более известен под обозначением Ту-95, используемым внутри Туполева, и обозначение Ту-20 быстро вышло из употребления. в СССР. Поскольку обозначение Ту-20 использовалось во многих документах, полученных агентами американской разведки, название продолжало использоваться за пределами Советского Союза.
Первоначально министерство обороны США оценило Ту-95 как имеющий максимальную скорость 640 км / ч (400 миль в час) с дальностью полета 12500 км (7800 миль). Эти цифры приходилось многократно пересматривать в сторону увеличения.
Как и его американский аналог, Boeing B-52 Stratofortress, Ту-95 продолжал эксплуатироваться в ВВС России, в то время как несколько последующих итераций конструкции бомбардировщика пришли и ушли. Частично причиной такой долговечности была его пригодность, как и B-52, для модификации для различных миссий. Первоначально Ту-95 предназначался для сброса свободно падающего ядерного оружия, но впоследствии он был модифицирован для выполнения широкого круга задач, таких как развертывание крылатых ракет, морское патрулирование (Ту-142) и даже гражданский авиалайнер ( Ту -142). -114 ). АВАКС платформа ( Ту-126 ) был разработан на Ту-114. Икона холодной войны, Ту-95 служил не только платформой для вооружения, но и символом советского, а затем и российского национального престижа. Военно-воздушные силы России получили первые образцы ряда модернизированных стратегических бомбардировщиков Ту-95МС после проведения работ по модернизации. Усовершенствования коснулись электронного оружия и систем наведения бомбардировщика. Модернизация первой партии завершена в марте 2020 года.
Два бомбардировщика Ту-95, разработанные как временная мера на случай, если Ту-114А не будут закончены в срок, были оборудованы пассажирскими отсеками. Оба самолета имели одинаковую компоновку: офисные помещения, пассажирский салон, состоящий из 2 секций, каждая из которых вмещала 20 человек в VIP-креслах, а остальная часть салона площадью 70 м 3 (2500 куб. Футов) была сконфигурирована как обычный авиалайнер. Оба самолета в конечном итоге использовались в качестве переправы для экипажей различных эскадрилий Ту-95. Одна из таких машин сохранилась в Центральном аэропорту Ульяновска.
В настоящее время продолжающаяся модернизация российских бомбардировщиков Ту-95МС направлена в первую очередь на вооружение самолетов, а именно на доработку новой крылатой ракеты-невидимки Х-101/102. Модернизация включает установку четырех подкрыльевых пилонов для размещения до 8 крылатых ракет Х-101/102, а также настройку основного отсека вооружения самолета под крылатые ракеты размера Х-101/102 (7,5 м (25 футов)). Кроме того, модернизированный самолет Ту-95МС использует радиолокационное оборудование и систему целеуказания / навигации на базе ГЛОНАСС. Первым модернизированным Ту-95 с ракетами Х-101/102 стал Ту-95МС Саратов, выкатанный на Таганрогском авиазаводе им. Бериева в начале 2015 года. Он был передан ВВС России в марте 2015 года. С 2015 года. Серийную модернизацию проводит и Самарский авиазавод « Авиакор » из расчета три самолета в год. Первым модернизированным «Авиакором» Ту-95 стал Ту-95МС « Дубна», переданный ВВС России 18 ноября 2015 года. В дальнейшем Ту-95МС будут модернизированы также новыми турбовинтовыми двигателями Кузнецова НК-12МПМ для увеличения мощности. дальность полета, боевую нагрузку и пониженный шум и вибрацию, а также прицельно-вычислительный комплекс СВП-24 от российской компании Gefest amp; T.
Более сложная модернизация бомбардировщиков Ту-95МС16, известных как Ту-95МСМ, в настоящее время разрабатывается Туполевым в соответствии с контрактом, выданным Министерством обороны России 23 декабря 2009 года. Эта модернизация будет включать установку новой Новеллы-НВ1. РЛС.021 взамен нынешней «Обзор-МС», установка системы отображения информации СОИ-021 и комплекса ПВО «Метеор-НМ2». Кроме того, модернизированный до варианта «МСМ» самолет будет оснащен модернизированными турбовинтовыми двигателями Кузнецова НК-12МПМ. Контракт на первый модернизированный самолет был подписан в феврале 2018 года, первый полет запланирован на конец 2019 года. Первый Ту95 МСМ совершил свой первый полет 22 августа 2020 года. Новый контракт на модернизацию стратегических ракетоносцев Ту-95МС до Ту- Уровень 95MSM был подписан в августе 2021 года.
Вариант Ту-95РТ, в частности, был настоящим символом холодной войны, поскольку он выполнял морские задачи наблюдения и целеуказания для других самолетов, надводных кораблей и подводных лодок. Его можно было опознать по большой выпуклости под фюзеляжем, в которой, как сообщается, размещалась антенна радара, которая использовалась для поиска и обнаружения надводных кораблей.
Советский Союз провел серию ядерных надводных испытаний в начале - середине 1960-х годов. 30 октября 1961 года модифицированный Ту-95 нес и сбросил устройство AN602 под названием « Царь Бомба», которое было самым мощным термоядерным устройством из когда-либо взорвавшихся. Видеозапись этого конкретного испытания существует с тех пор, как мероприятие было снято для документирования. На кадрах виден взлет специально адаптированного самолета Ту-95В, окрашенного белой антибликовой краской на брюшной поверхности, с бомбой, сцены полета внутри и снаружи самолета, а также детонация. Бомба была прикреплена под самолетом, на котором оружие располагалось наполовину снаружи, так как его нельзя было разместить внутри стандартного бомбардировочного отсека Ту-95, подобно тому, как это делалось в специальной версии B.1 Avro Lancaster с десятиминутным бомбардировщиком. тонна Большого шлема " бомба землетрясения ". Наряду с « Царь-бомбой» Ту-95 оказался универсальным бомбардировщиком, способным доставить РДС-4 « Татьяна» (бомба деления мощностью 42 килотонны), термоядерная бомба РДС-6С, РДС-37 2.9- мегатонная термоядерная бомба и 200-килотонная бомба РП-30-32.
Ранним версиям этого бомбардировщика не хватало комфорта для экипажа. Внутри было сыро и грязно, а в самолете не было ни туалета, ни камбуза. Хотя бытовые условия на бомбардировщике были неудовлетворительными, экипажи часто совершали две 10-часовые командировки в неделю для обеспечения боевой готовности. Это дает в общей сложности около 1200 летных часов в год.
У бомбардировщика были лучшие экипажи из-за характера их миссии. Они будут часто совершать миссии в Арктику для отработки трансполярных ударов по Соединенным Штатам. В отличие от своих американских коллег, они никогда не выполняли свои миссии с ядерным оружием. Это затрудняло их боевую готовность из-за того, что боевые патроны приходилось поступать из специальных бункеров на базах и загружаться в самолет из служебной траншеи под бомбоотсеком, что могло занять два часа.
В 1992 году новый независимый Казахстан начал возвращать в Российскую Федерацию самолеты Ту-95 79-й дивизии тяжелых бомбардировщиков на авиабазе Долон. Бомбардировщики присоединились к тем, которые уже находились на дальневосточной авиабазе « Украинка».
17 августа 2007 года президент России Владимир Путин объявил, что Россия возобновляет полеты стратегической авиации, остановленные в 1991 году, отправляя свои бомбардировщики на дальнее патрулирование.
Истребители НАТО часто отправляются для перехвата и сопровождения Ту-95, когда они выполняют свои задачи вдоль периферии воздушного пространства НАТО, часто в непосредственной близости друг от друга.
Ту-95МС на базе ВВС Энгельс, 2006 г.Сообщается, что в январе 2008 года российские Ту-95 вместе со стратегическими бомбардировщиками Ту-22М3 и самолетами дальнего радиолокационного обнаружения А-50 принимали участие в военно-морских учениях у берегов Франции и Испании.
Во время учений « Стабильность-2008» в октябре 2008 года самолет Ту-95МС впервые с 1984 года выпустил боевые крылатые ракеты воздушного базирования. Большая дальность действия крылатой ракеты Х-55 означает, что Ту-95МС снова может служить система стратегического вооружения.
В июле 2010 года два российских стратегических бомбардировщика Ту-95МС установили мировой рекорд беспосадочного полета самолета этого класса, проведя в воздухе более 43 часов. Бомбардировщики пролетели через Атлантический, Северный Ледовитый и Тихий океаны и Японское море, преодолев в общей сложности более 30 000 км (19 000 миль) с четырьмя дозаправками в воздухе. Основная задача заключалась в том, чтобы проверить работоспособность самолета во время столь длительного полета, в частности, следить за двигателями и другими системами.
17 ноября 2015 года состоялся боевой дебют Ту-95, который впервые был использован для нанесения дальних авиаударов в рамках российского военного вмешательства в сирийскую гражданскую войну.
17 ноября 2016 года модернизированные стратегические бомбардировщики Ту-95МС выполнили первое боевое развертывание, запустив крылатые ракеты Х-101 по нескольким позициям боевиков в Сирии.
5 декабря 2017 года два стратегических бомбардировщика Ту-95МС и два транспортных самолета Ил-76МД впервые приземлились на авиабазе Биак в Индонезии. Бомбардировщики преодолели более 7000 км (4300 миль) с дозаправкой в воздухе перед приземлением на авиабазе. В ходе визита экипажи Ту-95 совершили первые патрульные полеты над южной частью Тихого океана, оставаясь в воздухе более восьми часов.
Существовало несколько других модификаций базового планера Ту-95 / Ту-142, но они в значительной степени не были признаны западной разведкой или так и не достигли оперативного статуса в советских вооруженных силах.
Данные боевых самолетов с 1945 г.
Общие характеристики
Представление
Вооружение
Связанная разработка
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Связанные списки