М-4 / 3М Молот | |
---|---|
Мясищева 3МД в Центральном музее ВВС Монино (Москва) | |
Роль | Стратегический бомбардировщик |
национальное происхождение | Советский Союз |
Производитель | Мясищев |
Первый полет | 20 января 1953 (М-4 / 2М) 1956 (М-6 / 3М) |
Вступление | 1956 (М-4 / 2М) 1958 (М-6 / 3М) |
В отставке | 1994 г. |
Положение дел | в отставке |
Основные пользователи | Советские ВВС Советский Военно-Морской Флот ВВС России |
Произведено | 93 |
Количество построенных | 2 прототипа, 91 серийный самолет |
Варианты | Мясищев ВМ-Т |
Мясищева М-4 Molot ( русский : Молот (Hammer), USAF / DoD имя отчетности «Тип 37», НАТО имя отчетности Bison) был четырехмоторный стратегический бомбардировщик разработан Мясищев и изготовлен Советского Союза в 1950 - е годы предоставить бомбардировщик Long Range Aviation, способный атаковать цели в Северной Америке.
Самолет не соответствовал предполагаемой дальности полета и был не в состоянии атаковать наиболее ценные цели в Соединенных Штатах. Как это выяснилось, производство было остановлено. Несмотря на неспособность разработать продуманную стратегическую конструкцию и, как следствие, небольшое количество самолетов, М-4, тем не менее, вызвал опасения по поводу « бомбардировочной бреши », когда 18 самолетов были запущены в ходе публичной демонстрации 1 мая 1954 года. США отреагировали на это. путем создания сотен самолетов Boeing B-47 и B-52 для противодействия этой предполагаемой угрозе.
Конструкция была обновлена за счет более эффективных двигателей, поддержки дозаправки в воздухе и удаления стеклянного носа для оптического бомбометания и перемещения радара в это место. С этими изменениями производство было возобновлено как 3M. Даже с этими модификациями конструкция не была действительно эффективной в роли ядерного бомбардировщика, и только 93 самолета, как М-4, так и 3М, были выпущены до того, как производственная линия была окончательно закрыта в 1963 году. Только 19 из них находились в состоянии ядерной боевой готовности..
M-4 и 3M в основном использовались как дальние морские разведывательные и ударные самолеты и другие вспомогательные роли. Большинство из них были переоборудованы в 1970-е и 80-е годы в самолеты-заправщики, тем более что Туполев Ту-22М взял на себя морские задачи. Танкеры оставались на вооружении до 1994 года. Большинство сохранившихся экземпляров были разобраны в рамках соглашений об ограничении вооружений после окончания холодной войны.
После Второй мировой войны Советский Союз уделял приоритетное внимание разработке стратегического бомбардировщика дальнего действия, способного доставлять атомное оружие. Их первым самолетом был Туполев Ту-4, реконструированная версия американского B-29 Superfortress. Ту-4 был лишь временным решением, поскольку в отличие от американских стратегических бомбардировщиков, которые могли действовать с баз в союзных странах, расположенных недалеко от СССР, ему не хватало дальности полета до континентальной части Соединенных Штатов и опыта Корейской войны. продемонстрированные бомбардировщики с поршневыми двигателями были чрезвычайно уязвимы для перехвата реактивных истребителей. С появлением западных реактивных бомбардировщиков, таких как B-47 Stratojet и Vickers Valiant, Владимиру Михайловичу Мясищеву было поручено весной построить стратегический дальний бомбардировщик (СДБ), «стратегический дальний бомбардировщик». 1951 года. Первый прототип М-4 (Бизон-А) поднялся в воздух 20 января 1953 года и был передан на государственные приемочные испытания в марте 1954 года, производство началось позже в том же году. Он поступил на вооружение в 1955 году, было построено 34, включая два прототипа.
М-4 был сделан в основном из авиационных алюминиевых сплавов с некоторыми стальными и магниевыми компонентами. Он имел крылья со стреловидностью 35 градусов и первоначально приводился в действие четырьмя двигателями Mikulin AM-3 A с максимальной тягой 85,8 кН (8750 кгс; 19290 фунтов силы), но позже был модернизирован до турбореактивных двигателей РД-3М-500 с максимальной тягой 93,2. кН (9 500 кгс; 20 940 фунтов силы). В фюзеляже и крыльях имелось 18 баллонных топливных баков, общая емкость которых составляла 123 600 литров (32 610 галлонов США); Это дало самолету дальность полета 9500 км (5900 миль), хотя это было меньше первоначально указанной дальности в 12000 км (7500 миль). Он имел полезную нагрузку 24 тонны (26,4 тонны) в различных конфигурациях. Оборонительное вооружение состояло из шести 23- мм пушек АМ-23 скорострельностью 1250 об / мин каждая в пилотируемой двуххвостовой башне с боезапасом 400 выстрелов на орудие и двух спаренных дистанционно управляемых турелей в верхней и нижней части фюзеляжа по 300 выстрелов на пушку каждая. Экипаж самолета состоял из восьми человек: штурман-бомбардир в носу; пилот и второй пилот в кабине; оператор РЛС / штурман, бортинженер / стрелок, радист / стрелок и наводчик верхней башни в отсеке за кабиной; и хвостовой стрелок.
Хотя М-4 имел меньшую дальность полета, чем Туполев Ту-95, он имел большую скорость и полезную нагрузку, а также достаточные преимущества для дальнейшего совершенствования конструкции. В 1954 г. было получено одобрение на модификацию М-4, который совершил полет 27 марта 1956 г. и начал государственные испытания в начале 1958 г. На 3М «Бизон-Б» было установлено четыре ТРД Добрынина РД-7, имевшие такие же тяга как у РД-3М, но на 25% экономичнее; Носовой зонд дозаправки был также добавлен для дальнейшего увеличения дальности полета. Центральная часть фюзеляжа была значительно переработана для уменьшения веса и улучшения аэродинамики, а крылья были обновлены, увеличив размах и площадь. Будет построено 74 Bison-B.
С самого начала, когда стала очевидной недостаточная дальность полета М-4, Мясищев начал расследование дозаправки в воздухе. В 1955 году второй серийный самолет был модернизирован до конфигурации танкера со шлангом и тормозом, а первый серийный самолет был оснащен датчиком IFR над носом, а еще два были переоборудованы для испытаний в следующем году. С конца 1950-х годов флот М-4 был переоборудован в танкерную конфигурацию за счет установки блока шлангового барабана (HDU) и топливных баков в бомбоотсеке и удаления всего защитного вооружения. Аналогичные переоборудования производились с флотом 3М в 1970-х и 1980-х годах: 3МС-1 «Бизон-Б» стал танкером «3МС-2», а 3МН-1 стал танкером «3МН-2».
M-4 был впервые представлен публике на Красной площади в Первомай 1954 года. Самолет стал неожиданностью для Соединенных Штатов, которые не знали, что Советы построили реактивный бомбардировщик. Однако вскоре стало ясно, что дальность действия бомбардировщика недостаточна, чтобы атаковать Соединенные Штаты и все же вернуться в Советский Союз. Фактически были приняты на вооружение лишь несколько оригинальных серийных М-4. Чтобы решить эту проблему, КБ Мясищева представило 3М, известный на Западе как «Зубр-Б», который был значительно мощнее предыдущей версии. Эта новая модель впервые взлетела в воздух в 1955 году. Помимо прочего, для облегчения самолета были убраны две из пяти оригинальных пушечных планок.
В июле 1955 года американские наблюдатели видели 28 зубров в двух группах во время советского авиашоу. Правительство Соединенных Штатов полагало, что бомбардировщик производился серийно, а по оценке Центрального разведывательного управления, к 1960 году будет доступно 800 бомбардировщиков. Эта демонстрация была подделкой; первая группа из десяти человек повторила облет еще с восемью. Однако засекреченные оценки привели к тому, что американские политики предупредили о " бомбардировочной бреши ".
Не в этот раз, это было советский ВВС (ВВС), который хотел 3Й, а морская авиация (AV-MF). Хотя он все еще не мог бомбить Вашингтон, округ Колумбия, 3M имел достаточную дальность действия, чтобы удовлетворить потребность в морском патрульном самолете дальнего действия. В 1959 году 3M побила множество мировых рекордов по грузоподъемности до высоты, в том числе от 10 000 кг (22 000 фунтов) до 15 317 метров (50 253 футов) и от 55 220 кг (121 740 фунтов) до 2 000 метров (6600 футов).
Однако на Западе считалось (и так продолжалось до 1961 года), что 3М был оригинальной М-4, а это означало, что возможности М-4 были сильно переоценены западными спецслужбами.
В начале 1960-х был представлен «Бизон-С» со специализированным поисковым радаром. К этому времени многие из первоначальных М-4 были преобразованы в М-4-2 топлива танкеров для дозаправки. Позже 3М были переоборудованы в танкеры 3МС-2 и 3МН-2.
Ни М-4, ни 3М никогда не участвовали в боях, и ни один из них никогда не был переоборудован для маловысотной атаки, как многие американские B-52, и никогда не экспортировался союзникам Советского Союза.
Производство самолетов Bison прекратилось в 1963 году, к тому времени их было построено 93. Последний самолет, топливозаправщик М-4-2, был снят с эксплуатации в 1994 году.
Три тяжеловесных самолета ВМ-Т были переоборудованы из заправщиков 3МН-2, с очень большими грузами, перевозившимися на спине над фюзеляжем. Одиночный вертикальный киль / руль направления был заменен на два больших прямоугольных киля / руля направления на концах горизонтальных стабилизаторов для улучшения управляемости из-за турбулентности, вызванной грузовой кабиной.
С выводом бомбардировщиков и заправщиков «Мясищев» подавляющее большинство списанных планеров было разобрано по условиям соответствующего договора об ограничении вооружений.
Известно, что четыре самолета выжили:
Данные Гранта и Дейли
Общие характеристики
Представление
Вооружение
Связанная разработка
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Связанные списки