Ту-4 | |
---|---|
Роль | Стратегический бомбардировщик |
национальное происхождение | Советский Союз |
Производитель | Туполев |
Первый полет | 19 мая 1947 г. |
Вступление | 1949 г. |
В отставке | 1988 (Китай) |
Положение дел | в отставке |
Основные пользователи | Советские ВВС НОАК ВВС |
Произведено | 1949–1952 гг. |
Количество построенных | 847 |
Разработано из | Боинг В-29 Суперфортресс |
Варианты | Туполев Ту-80 |
Разработана в | Туполев Ту-70 Туполев Ту-75 Туполев Ту-85 |
Туполев Ту-4 ( Русский : Туполев Ту-4, по классификации НАТО : Bull) является поршневым двигателем советского стратегического бомбардировщика, который служил ВВС СССР с конца 1940 - х до середины 1960-х годов. Он был реконструирован с американского Boeing B-29 Superfortress.
Ближе к концу Второй мировой войны Советский Союз увидел необходимость в стратегических бомбардировочных возможностях, подобных возможностям ВВС США. Советская авиация ВВС в начале войны имела на вооружении четырехмоторный «тяжелый» Петляков Пе-8 местной разработки, но к концу войны было построено только 93, и этот тип устарел. США регулярно наносили бомбовые удары по Японии с дальних передовых баз в Тихом океане, используя B-29 Superfortress. Иосиф Сталин приказал разработать аналогичный бомбардировщик.
США дважды отказывались поставлять Советскому Союзу В-29 по ленд-лизу. Однако четыре раза в течение 1944 года отдельные B-29 совершали аварийные посадки на советской территории, и один из них разбился после того, как экипаж спасся. В соответствии с советско-японским пактом о нейтралитете, Советы были нейтральными в войне на Тихом океане, и поэтому бомбардировщики были интернированы и удерживались Советами. Несмотря на нейтралитет СССР, США потребовали вернуть бомбардировщики, но получили отказ. Три поддающихся ремонту В-29 были доставлены в Москву и переданы ОКБ Туполева. Один В-29 разобрали, второй использовали для летных испытаний и тренировок, а третий оставили в качестве эталона для перекрестных ссылок. Самолет включал в себя один Boeing-Wichita −5-BW, два Boeing-Wichita −15-BW и обломки одного Boeing-Renton −1-BN, состоящего из трех разных моделей с двух разных производственных линий, в Вичите и Рентоне. Только у одного из четырех были противообледенительные сапоги, как на Ту-4. Четвертый B-29 был возвращен в США вместе с экипажем с окончанием советско-японского мира. Советы объявили войну Японии через два дня после атомной бомбардировки Хиросимы в соответствии с Ялтинским соглашением.
Сталин посоветовал Туполеву в кратчайшие сроки продублировать «Суперкрепость» вместо того, чтобы продолжать разработку своего аналогичного АНТ-64 / Ту-10. В реверс-инжиниринге участвовало 900 заводов и научно-исследовательских институтов, которые завершили проектные работы в течение первого года, и было сделано 105 000 чертежей. К концу второго года советская промышленность должна была изготовить 20 экземпляров самолета, готовых к государственным приемочным испытаниям.
В Советском Союзе использовалась метрическая система, поэтому листы алюминия толщиной, соответствующей имперским размерам B-29, были недоступны. Соответствующий металл метрической толщины имел разную толщину. Пришлось запустить в производство новые для Советского Союза сплавы и другие материалы. Чтобы компенсировать различия, потребовалось провести обширную реконструкцию, а советские официальные запасы прочности пришлось уменьшить, чтобы избежать дальнейшей модернизации. Однако, несмотря на эти проблемы, прототип Ту-4 весил всего на 340 кг (750 фунтов) больше, чем B-29, то есть разница менее 1%.
Инженеры и поставщики компонентов находились под давлением Туполева, Сталина и правительства с целью создания точного клона оригинального B-29 для облегчения производства. Туполеву пришлось преодолеть существенное сопротивление, чтобы использовать оборудование, которое не только уже производилось, но и иногда лучше, чем американская версия. Каждое изменение и каждый внесенный компонент тщательно анализировались и подвергались длительному бюрократическому процессу принятия решений. Кербер, в то время заместитель Туполева, вспоминал в своих мемуарах, что инженерам требовалось разрешение высокопоставленного генерала на использование парашютов советского производства. Различия ограничивались двигателями, оборонительным вооружением, радио (более поздняя модель, используемая в ленд-лизовских B-25, использовалась вместо радио в интернированных B-29) и системе идентификации друга или врага (IFF), поскольку Американский МКФ был непригоден. Советская Швецова АШ-73 двигатель был развитие Райт R-1820, но не иначе связано с Б-29 Wright R-3350 АШ-73 также работает несколько Аэрофлот «s остальные отживающим Пе-8 планеров, а намного более ранний советский четырехмоторный тяжелый бомбардировщик, производство которого было сокращено из-за более приоритетных программ. Дистанционно управляемые орудийные башни B-29 были переработаны, чтобы в них можно было разместить советскую пушку Nudelman NS-23, более мощную и дальнобойную 23-мм (0,91 дюйма) пушку. Дополнительные изменения были внесены в результате проблем, возникших во время испытаний, связанных с отказами двигателя и гребного винта, а также изменения оборудования были внесены в течение всего срока службы самолета.
Первый полет Ту-4 состоялся 19 мая 1947 года, его пилотировал летчик-испытатель Николай Рыбко. Серийное производство началось незамедлительно, и этот тип поступил в широкую эксплуатацию в 1949 году. Поступление на вооружение Ту-4 повергло ВВС США в панику, поскольку Ту-4 обладал достаточной дальностью, чтобы атаковать Чикаго или Лос-Анджелес с односторонним заданием., и это, возможно, послужило основой для маневров и практики воздушных боев, проведенных ВВС США и Великобритании в 1948 году с участием флотов B-29. Испытания проводились Центральным истребительным центром RAF и совместными американскими группами B-29 и включали демонстрацию рекомендуемых методов атаки бомбардировщиков B-29 / Tu 4 с использованием истребителей RAF Gloster Meteor и de Havilland Vampire. Советский Союз разработал четыре различных системы дозаправки в воздухе, чтобы увеличить дальность действия бомбардировщика, но они были установлены только на нескольких самолетах, и лишь небольшое количество окончательной конструкции было установлено на действующих самолетах до того, как Ту-4 был заменен Ту-16..
Впервые самолет был показан во время эстакады 3 августа 1947 года на параде в честь Дня авиации Тушино. Сначала пролетели три самолета, и западные наблюдатели предположили, что это были всего лишь три бомбардировщика B-29, которые, как они знали, были направлены Советскому Союзу во время Второй мировой войны. Через несколько минут появился четвертый самолет. Западные аналитики поняли, что Советы, должно быть, реконструировали B-29.
К моменту прекращения производства в Советском Союзе в 1952 году в общей сложности было построено 847 Ту-4, некоторые из которых были отправлены в Китай в конце 1950-х годов. Было построено много экспериментальных вариантов, и опыт дал старт программе советских стратегических бомбардировщиков. Ту-4 были сняты с производства в 1960-х годах и заменены более совершенными самолетами, включая реактивный бомбардировщик Туполев Ту-16 (с 1954 г.) и турбовинтовой бомбардировщик Туполев Ту-95 (с 1956 г.). К началу 1960-х годов единственные Ту-4, которые все еще эксплуатировались Советским Союзом, использовались для транспортных или бортовых лабораторных целей. Ту-4А был первым советским самолетом, сбросившим ядерное оружие РДС-3.
В период с 1948 по начало 1960 года Советские ВВС эксплуатировали 847 бомбардировщиков Туполев Ту-4, первоначально как дальние бомбардировщики. В 1954 году Советы начали отказываться от Ту-4, когда на вооружение поступили бомбардировщики Ту-16, а с 1956 года - до бомбардировщиков Ту-95. Снятые с передовой части Ту-4 использовались для транспортных перевозок.
28 февраля 1953 года Иосиф Сталин передал Китаю десять тяжелых бомбардировщиков Ту-4, а в 1960 году в Пекин прибыли еще два самолета, сконфигурированные как учебно-навигационные. В период с 1970 по 1973 годы 11 Ту-4 были переоборудованы турбовинтовыми двигателями АИ-20К. Последний Ту-4 ВВС США был списан в 1988 году.
В 1969 году Китай разработал свой первый самолет дальнего радиолокационного обнаружения на базе планера Ту-4. Проект получил название KJ-1 и устанавливал ротокоп Тип 843 над фюзеляжем самолета. Однако из-за помех KJ-1 не соответствовал требованиям PLAAF. Проект был отменен в 1979 году, хотя предлагались дальнейшие проекты на базе Ту-4. Однако планер уже был устаревшим, и Ту-4 исключили для дальнейшей разработки. Единственный прототип выставлен в музее НОАК к северу от Пекина.
Данные с Туполева Ту-4 Советская сверхдержава.
Общие характеристики
Представление
Вооружение
Связанная разработка
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Связанные списки