Bomber Gap был вера в холодную войну, что отдел авиации дальнего действия Советского Союза получил преимущество при развертывании реактивных стратегических бомбардировщиков. Широко признанный в течение нескольких лет, этот пробел использовался как политическая тема для разговора в Соединенных Штатах для оправдания значительного увеличения расходов на оборону.
Одним из результатов был огромный наращивание парка бомбардировщиков ВВС США, который достиг пика в более чем 2500 бомбардировщиков для противодействия предполагаемой советской угрозе. Наблюдательные полеты самолета У-2 показали, что разрыв между бомбардировщиками не существует.
15 февраля 1954 года Aviation Week опубликовала статью с описанием новых советских реактивных бомбардировщиков. способные нести ядерную бомбу со своих баз в США. Самолет был Мясищев М-4 Зубр. В течение следующих полутора лет слухи публично обсуждались в прессе, и вскоре в Конгрессе.
Беспокойство усугублялось печально известным событием июля 1955 года. День советской авиации демонстрации на аэродроме Тушино, десять бомбардировщиков «Бизон» пролетели мимо смотровой площадки, скрылись из поля зрения, быстро развернулись, а затем снова пролетели мимо трибун с еще восемью. Это создавало иллюзию, что в пролете было 28 самолетов. Западные аналитики, экстраполируя иллюзорные 28 самолетов, пришли к выводу, что к 1960 году у Советов будет 800.
В то время ВВС только что представили его собственный стратегический реактивный бомбардировщик B-52 Stratofortress и ближний бомбардировщик B-47 Stratojet по-прежнему испытывал ряд технических проблем, которые ограничивали его доступность. Его сотрудники начали настаивать на ускорении производства B-52, но также неохотно приняли призывы к расширению ПВО.
ВВС в целом критически относились к затратам усилий на оборону после изучения результатов Во время Второй мировой войны бомбардировок и пришел к выводу, что довоенные мысли премьер-министра Великобритании Стэнли Болдуина о бесплодности противовоздушной обороны были в основном правильными: «Бомбардировщик всегда добьется успеха. " Как и британцы, ВВС США пришли к выводу, что лучше потратить деньги на увеличение наступательной силы, чтобы сдержать нападение. Результатом стала производственная серия, состоящая из тысяч самолетов. Было построено более 2000 B-47 и почти 750 B-52, чтобы соответствовать воображаемому парку советских самолетов.
Президент США Дуайт Эйзенхауэр всегда скептически относился к разрыву. Однако, не имея доказательств, опровергающих это, он согласился на разработку U-2, чтобы узнать наверняка.
Первые полеты U-2 начались в 1956 году. Одна ранняя миссия, Миссия 2020, которую пилотировал Мартин Кнутсон 9 июля 1956 года, пролетел над аэродромом к юго-западу от Ленинграда и сфотографировал 30 бомбардировщиков M-4 Bison на трапе. Умножив количество баз советских бомбардировщиков, разведка предположила, что Советы уже были на пути к развертыванию большого количества самолетов: NEI 11-4-57 за ноябрь 1957 года заявило от 150 до 250 к 1958 году и более 600 к середине 1960-х годов.
Фактически, U-2 сфотографировал весь флот Бизонов; Ни на одной из других баз М-4 не было. Последующие миссии в следующем году показали все больше свидетельств того, что советские военные на самом деле находились на очень низком уровне активности. Далее ЦРУ получило информацию с заводов, которая показала, что темпы производства замедлились. В последующем отчете ЦРУ от Шермана Кента в апреле 1958 года говорилось, что программа, похоже, сворачивается, а не ускоряется, и что оценки силы следует уменьшить.
У ВВС этого бы не было. В мае 1958 года вместо этого они предположили, что производство велось в Самара (тогда Куйбышев), Казань и Иркутск, а самолет доставлялся в Энгельс-2, Белая Церковь и Авиабаза Балбасово (Юго-Западная Орша) - практически везде, где еще не было облетов. Они предложили сфотографировать их, надеясь, что это также предоставит информацию о новом оборудовании.
Энгельс и Куйбышев наконец были перелетены пилотом Королевских ВВС в декабре 1959 года. ни признака бомбардировщиков, ни производственных мощностей для них. По крайней мере, в официальных кругах разрыв был опровергнут.
Как позже выяснилось, М-4 не смог достичь своей первоначальной дальности и был ограничен примерно 8000 км (5000 миль). В отличие от США, у Советов по-прежнему не было зарубежных баз в Западном полушарии, и поэтому M-4 не мог атаковать США, а затем приземлиться на дружественной авиабазе. Интерес к М-4 угас, и до закрытия сборочных линий в 1963 году их было выпущено всего 93 штуки. Подавляющее большинство из них использовалось в качестве танкеров или самолетов морской разведки; только десять оригинальных, показанных на авиашоу, и девять более новых моделей 3MD13 служили в состоянии ядерной тревоги.